Во второй половине 30-х годов мировое танкостроение совершило мощный рывок, который продолжился после начала Второй мировой войны. Застой первой половины 30-х годов привёл к тому, что большинство стран начинало эту стремительную гонку примерно с одинаковых позиций. Какие-то страны смогли создать конструкции, обладавшие большим потенциалом, другие оказались в роли отстающих. Среди последних оказалась и Италия. Одним из характерных примеров кризиса итальянского танкостроения стал лёгкий танк L6-40, в котором передовые элементы конструкции сочетались с откровенно архаичными решениями.
От малого танка к лёгкому
В начале 30-х итальянцы очень удачно воспользовались английским опытом танкостроения. По лицензии под обозначением Carro Veloce 29 (CV 29) они выпускали танкетку Carden-Loyd Mk.VI. Затем, взяв за основу английскую конструкцию, итальянцы творчески её переосмыслили. Так на свет появилась танкетка Carro Veloce 33, самый удачный «клон» Carden-Loyd Mk.VI. От исходной конструкции у детища Ansaldo осталась разве что общая концепция и компоновочное решение с размещением ведущих колёс в носовой части.
В остальном же это была самобытная и весьма удачная конструкция. При боевой массе чуть больше 3 тонн танкетка обладала бронёй на уровне тогдашних лёгких танков, благодаря чему её экипаж с лобовой проекции был надёжно защищён от пуль винтовочного калибра. Машина имела небольшое, но вполне просторное боевое отделение. Также CV 33 обладала достаточно высокой подвижностью. Дальнейшим развитием стала танкетка CV 35, которая получила усиленное вооружение. В общей сложности итальянцами было произведено около двух тысяч танкеток всех типов, которые с 1938 года были переквалифицированы в лёгкие танки: Carro L3. CV 33 стала L3-33, а CV 35 — L3-35.
Благодаря производству L3 итальянскую армию удалось насытить большим количеством бронетехники. Достаточно мощное вооружение (спарка пулемётов FIAT) и крепкая броня позволяли L3 выполнять задачи лёгких танков. Небольшая, проворная и дешёвая боевая машина привлекла внимание зарубежных покупателей. L3, едва ли не самая удачная танкетка, поставлялась почти в полтора десятка стран.
Тем не менее первые случаи её боевого применения продемонстрировали неоднозначные результаты. Достаточно быстро выяснилось, что даже для действий против пехоты пулемётного вооружения часто бывает недостаточно. Уже первые боестолкновения в Эфиопии закончились тем, что тамошняя пехота умудрилась отбить танкетки у итальянцев. Впрочем, настоящие проблемы начались осенью 1936 года в Испании. Там обнаружился противник куда страшнее пехоты — советские танки Т-26. Эти машины имели практически абсолютное превосходство как над CV 35, так и над немецкими Pz.Kpfw.I Ausf.A. Итальянцы пытались вооружать танкетки противотанковыми ружьями, одновременно форсировав работы по созданию замены для L3. В это же время больший приоритет получила программа создания итальянского среднего танка.
Боевые действия в Испании стали катализатором для форсирования работ по сменщику L3. Но о дальнейшем развитии малых танков специалисты фирмы Ansaldo задумались раньше, ещё в 1935 году. Итальянцы внимательно следили за развитием английских малых и лёгких танков, прежде всего за моделями, ориентированными на экспорт. От танкеток англичане довольно быстро перешли к двухместным лёгким танкам, имевшим пулемётное вооружение. Эти машины, имеющие общее обозначение «Vickers 4-тонный», имели успех у зарубежных покупателей. Заметили их и в Италии. В 1935 году там был разработан лёгкий танк на базе CV 33. Машина получила новую ходовую часть с четырьмя опорными катками на борт, сблокированными в две тележки, а также башню кругового вращения, вооружённую ручным пулемётом FIAT Mod.1928.
Этот вариант глубокой модернизации L3 «прожил» недолго. Несмотря на существенно выросшую манёвренность огня, у него имелся ряд недостатков. Опыт боевого применения танков говорил о том, что даже на столь небольших машинах требовалось более существенное вооружение, чем пулемёт. C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, структура, ответственная за разработку новых типов военной техники итальянской армии), рассмотревшая проект, внесла в него ряд правок. Одной из них стала 37-мм пушка Cannone da 37/26, спаренная с двумя ручными пулемётами Scotti.
Ещё более существенной переделкой стала подвеска. Судя по всему, до итальянцев дошла информация об успехах шведской фирмы Landsverk, связанных с торсионной подвеской. Как раз в 1935 году появились танки Landsverk L-60, оснащённые ею. Конструкторы Ansaldo существенно перепроектировали ходовую часть. Опорных катков осталось по четыре на борт (плюс появилась пара катков малого диаметра, выполнявших вспомогательную функцию), они так же были сгруппированы по две тележки, но теперь вместо рессор использовались торсионы. Получилась весьма оригинальная, пусть и несколько архаичная, схема подвески. Итальянские инженеры вторыми после шведов использовали торсионную подвеску в танках.
По новым техническим требованиям был создан лёгкий танк, известный как Ansaldo 5 T. Его официальное название, впрочем, было иным — Carro d’assalto Mod.36. В этой машине всё ещё легко угадывался L3, но это был уже полноценный лёгкий танк с боевой массой 4,9 тонн с соответствующим вооружением.
Впрочем, как раз вооружение и стало главным источником головной боли. Испытания, которые начались весной 1936 года, показали, что пушка оказалась слишком большой для столь маленькой башни. Ещё до этого, 19 ноября 1935 года, C.S.M. предложила альтернативный вариант размещения вооружения. В башне должны были остаться только пулемёты, а пушку планировалось разместить в лобовом листе корпуса. Сама башня также переделывалась: вместо конструкции, которая изготавливалась из множества плоских листов, предлагалось сделать башню подковообразной формы.
Впрочем, и этот вариант оказался не совсем удачным. Экипаж такого танка состоял из тех же двух человек. В результате командир, он же наводчик и заряжающий, должен был превратиться в настоящего Фигаро.
29 июня 1936 года была подготовлена спецификация на танк с пушкой и пулемётами в установке, расположенной в лобовом листе корпуса. Как ни странно, но именно этот вариант Carro d’assalto Mod.36 оказался самым удачным. Его испытывали на протяжении двух лет — впрочем, без особого успеха. Машина стала тяжелее L3, её максимальная скорость снизилась до 28,5 км/ч. При этом разница в боевой эффективности между этим танком и L3 оказалась не существенной. Пушка Cannone da 37/26 стремительно устаревала: у танков ведущих танкостроительных держав наметился рост толщины брони, что делало её бесполезной. Работы по Carro d’assalto Mod.36 к концу 1938 года окончательно зашли в тупик.
Следующий виток развития итальянских лёгких танков наметился в ходе работ по танку среднего класса. В ноябре 1937 года FIAT и Ansaldo с подачи директора FIAT Витторио Валетта, начали совместную работу над новым танком, спецификацию на который выдало ведомство C.S.M. Средний танк массой 7–10 тонн должен был иметь экипаж из трёх человек, развивать максимальную скорость 25 км/ч и обладать запасом хода в 150 километров. В качестве вооружения предполагалось использовать два пулемёта Breda калибра 8 мм либо один пулемёт и один огнемёт.
В декабре 1938 года C.S.M выдало новую спецификацию на средний танк Carro M da 7 T. Этот танк имел боевую массу порядка семи тонн, максимальную скорость 35 км/ч и запас хода в 12 часов. Изменилось и вооружение: теперь оно состояло либо из двух пулемётов Breda либо одного пулемёта и 20-мм автоматической пушки Breda. Не был забыт и огнемётный вариант. Позже масса машины опять уменьшилась, и танк стал именоваться Carro M da 6 T. Вслед за снижением массы до двух человек уменьшился и экипаж. А в качестве основного вооружения снова появилась 37-мм пушка Cannone da 37/26.
Опытный образец танка, подготовленный к 18 марта 1940 года, был похож на что угодно, только не на средний танк. Фактически FIAT и Ansaldo творчески переработали многострадальный Carro d’assalto Mod.36. Из характеристик более-менее средним танкам соответствовала лишь броня, достигавшая в лобовой части толщины в 30 мм. В остальном же это был лёгкий танк, первый образец которого имел чисто пулемётное вооружение.
От Carro d’assalto Mod.36 новая машина всё же отличалась, причём в лучшую сторону. Во-первых, танк получил 4-цилиндровый мотор Fiat 18T объёмом 4 литра, который использовался на грузовиках SPA 38R. 68-сильный мотор позволил сделать машину более подвижной, чем требовала спецификация. Корпус M6 хоть и напоминал корпус L3, сильно от него отличался. Машина благодаря сильно переделанному боевому отделению получилась более просторной. Другой была и ходовая часть. От дополнительных опорных катков конструкторы отказались, а число поддерживающих катков увеличилось до трёх. Другими были ведущее колесо и ленивец, который опустился вниз — благодаря этому увеличилась длина опорной поверхности. Наконец, совсем другой была башня, которая тоже стала заметно просторнее.
В июне 1940 года в соответствии с циркуляром №1400 Carro M da 6 T как боевая гусеничная машина массой менее восьми тонн был переквалифицирован в лёгкие танки. Принятый к тому времени на вооружение танк стал называться Carro Armato L 40. В официальной переписке и инструкциях по эксплуатации он обозначался как Carro Armato L 6-40.
Неспешное серийное производство
В апреле 1940 года было решено построить 583 танка Carro Armato L 6-40. Первые боевые машины ожидалось получить в мае 1941 года. Впрочем, уложиться в эти сроки не получилось. Машину продолжали дорабатывать: было ясно, что смысла ни в пулемётной версии, ни в варианте с 37-мм пушкой нет. Остался единственный вариант вооружения — 20-мм автоматическая пушка Breda 35. Появилась новая, более крупная версия башни. Толщина её брони по периметру составила 30 мм, а орудийная маска имела толщину 40 мм. На базе L 40 было разработано несколько машин, включая самоходную установку и подвозчик боеприпасов.
Боевая масса L 6-40 достигла 6840 кг в базовой версии и 6880 кг в командирском варианте с радиостанцией RF 2 CA. Удельная мощность осталась на уровне 10 л.с. на тонну. Максимальная скорость движения по шоссе на испытаниях составила 42 км/ч, а по просёлку — 20–25 км/ч. Это превосходило значения в первоначальных тактико-технических требованиях. Та же картина наблюдалась и с запасом хода: вместо 150 км он составил 200 км по шоссе и 100 км по пересечённой местности.
У итальянцев получился вполне адекватный лёгкий танк начального военного периода, да ещё и с очень толстой для такого класса бронёй. Правда, собирались корпуса и башни L 6, как и у других итальянских танков, на заклёпках. Это существенно ослабляло соединения листов, что особенно ощущалось при попадании снарядов противотанковых пушек.
Сроки выпуска первых танков постоянно сдвигались. Завод Ansaldo оказался перегружен заказами на выпуск средних танков, требовалась другая площадка. В июне 1941 года заказ Carro Armato L 6-40 был сокращён до 300 экземпляров. Новой производственной площадкой стал головной завод FIAT, корпуса поставляла сталелитейная компания Terni società per l'industria e l'elettricità spa из Терни. Выпуск Carro Armato L 6-40 начался в марте 1942 года.
Всего было выпущено 283 танка первой серии, получивших регистрационные номера в интервалах 3808–3814 и 3819–4090. Нередко именно эту цифру называют общим объёмом выпуска Carro Armato L 6-40, но это неверно. Танки первой серии закончили строить ещё осенью 1942 года, после чего выпуск продолжался. Танк с номером 3896 был переделан в опытный образец Semovente da 47/32. Вторая серия, выпуск которой начался осенью 1942 года, состояла из 68 танков с регистрационными номерами в интервале 5121–5189. Одна из этих машин, с серийным номером 5165, была переделана в подвозчик боеприпасов. В 1942 году были выпущены 36 танков третьей (номера 5203–5239) и 27 танков четвёртой (5453–5470) серий. В 1943 году были построены танки с регистрационными номерами 5481–5489 и 550205508. Таким образом, до выхода Италии из войны было выпущено 428 танков, два из которых переделали в САУ и подвозчик боеприпасов.
Стоит упомянуть ещё одну машину, разработка которой предполагалась ещё в 1937 году. Речь идёт об огнемётной версии L 6-40. В декабре 1941 года было решено переделать один из танков установочной партии, с серийным номером 3812, в огнемётную машину. Вместо спаренной установки 20-мм пушки и пулемёта для неё была спроектирована новая установка. Теперь в спарке с пулемётом был установлен огнемёт, для питания которого внутри танка был размещён бак объёмом 200 литров. Переделанная летом 1942 года машина была испытана, но в серию не пошла.
Опоздавший танк
Первые L 6-40 стали поступать в войска ровно через два года после принятия решения об их выпуске. Такая ситуация была допустима в мирное время, но никак не во время войны. Весной 1942 года боевая карьера лёгких танков подходила к завершению. Усиление защищённости бронетанковой техники привело к тому, что автоматические пушки перестали её поражать либо могли делать это только с минимальных дистанций. Например, снаряд 20-мм пушки Breda 35 мог пробить броню толщиной 30 мм не более чем с 300 метров. При этом подвижность L 6-40 не особо отличалась от подвижности итальянских средних танков. Целесообразность вооружения армии этой машиной была под вопросом уже в начале её серийного производства.
Несмотря на это, весной 1942 года первые L 6-40 стали поступать в Северную Африку. Особо деваться итальянцам было некуда — более современных танков у них не было, а M 13/40 и M 14/41 тоже не совсем отвечали реалиям тогдашней войны.
Боевой дебют L 6-40 состоялся летом 1942 года, и получился он неоднозначным. Бронеавтомобили Autoblinda 41 с такими же башнями и вооружением оказались более эффективными. Даже с учётом того, что главной задачей L6 была разведка, машина не выглядела выдающейся. В отчётах отмечалось, что для поражения вражеской техники итальянскому танку требовалось подойти на дистанцию 300–400 метров, что в условиях пустынной равнины выглядело почти самоубийственной атакой. Тем не менее L 6-40 весьма активно применялись в Северной Африке вплоть до капитуляции итало-немецкой группировки в мае 1943 года.
Если и в Северной Африке эта машина выглядела не особо хорошо, тяжело представить, что думали танкисты, которых на тех же танках отправили на Восточный фронт. Летом 1942 года туда ушли 58 L 6-40 из состава 67-го батальона берсальеров, входившего в состав 3-й подвижной дивизии Principe Amedeo Duca d'Aosta. О чём думал итальянский генералитет, принимая это решение, — непонятно. Самым слабым противником, которого на тот момент могли встретить итальянские танкисты, были Т-60. Советский малый танк даже на ближних дистанциях не смог бы пробить итальянский в лоб. Впрочем, не смогла бы пробить своего оппонента и итальянская машина. А вот встреча с Т-70 не сулила итальянскому танку ничего хорошего. Про Т-34 и КВ-1 и говорить не приходится.
Кроме того, к лету 1942 года Красная армия имела на вооружении много противотанковых ружей, для которых даже лоб итальянского лёгкого танка не являлся большой проблемой.
Несмотря на столь неблагоприятные условия, первое время итальянским танкистам везло. Летом-осенью 1942 года Красная армия вела оборонительные бои, что существенно повысило шансы L6-40 на выживание. Первые существенные потери танки берсальеров понесли в августе 1942 года от огня противотанковых ружей. Несколько машин (как минимум две, с номерами 3882 и 3889) стали трофеями Красной армии.
Настоящий кошмар итальянскую 8-ю армию ждал в декабре 1942 года. 16 декабря началась операция «Малый Сатурн». К тому времени в 67-м батальоне оставалось около 45 L6-40. Спустя менее двух недель от них остались только воспоминания.
Несколько машин было захвачено в более-менее исправном состоянии. Одна из них дожила до наших дней. Речь идёт о танке с регистрационным номером 3898, который ныне находится в экспозиции парка «Патриот». Судя по имеющимся фотографиям, это был четвёртый танк 1-го взвода 1-й роты. В разное время на НИБТ Полигоне находилось три танка этого типа, которые именовались как «СПА» или «Лёгкий танк СПА». Такое обозначение они получили благодаря своим двигателям. Испытаний эти танки не проходили, поскольку особого интереса не вызвали. Дело ограничилось составлением краткого списка характеристик, даже без данных по скорости.
Более успешным оказалось использование L6-40 на второстепенных театрах боевых действий. На Балканском полуострове с 1942 по сентябрь 1943 года действовало в общей сложности 93 таких танка. Большинство (80 штук) воевало в Албании. В условиях гористой местности и дефицита противотанковых средств у противника эти машины показали себя гораздо лучше. Проворные и хорошо защищённые в лобовой проекции, L6-40 хорошо подходили для противопартизанских операций. На территории Югославии воевало 13 штук этих итальянских танков.
После выхода Италии из войны и оккупации части её территории немцами оказавшийся на оккупированной территории FIAT продолжил выпуск L6-40, но уже для новых хозяев и под иным обозначением — Pz.Kpfw.L6 2 cm. Немцы заказали 14 машин, построено было 15 линейных и два командирских танка. Устаревший танк не был интересен вермахту, а вот самоходная установка на его базе имела хоть какую-то боевую ценность. Поэтому машин на базе L6-40 было построено в разы больше.
Новые и захваченные машины попали в немецкие части, которые действовали как в Италии, так и на Балканах. Поступали они и на вооружение полицейских частей СС, действовавших главным образом в Югославии. L6-40 попали и в руки сателлитов Германии. Например, в конце декабря 1944 года шесть таких танков имелось в хорватских пехотных частях. Уже после войны некоторое число L 6-40 снова попало на вооружение армии Италии. Лишившиеся 20-мм пушек, они использовались полицией.
Интенсивное боевое применение итальянских лёгких танков привело к тому, что до наших дней дожили всего три такие машины. Экземпляр в наилучшем состоянии находится в парке «Патриот». На территории Италии остался один L6-40. Внешне машина выглядит неплохо, но внутри она абсолютно пустая, хотя существуют планы по её реставрации до ходового состояния. Наконец, последний танк находится в Албании, в цитадели города Гирокастра. Его состояние далеко от идеального.
Автор выражает признательность Джорджо Верга (Giorgio Verga), Италия, за помощь в подготовке этого материала.
Источники и литература:
- Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002, ISBN 88-87940-28-2
- Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002, ISBN 88-87940-29-0
- Carro L6. Carri leggeri, semoventi, derivati, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2007, ISBN 978-88-902511-2-2
- Материалы ЦАМО РФ
- Фотоархив автора
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации