Практически с самого начала русско-японской войны японский флот предпринимал попытки заблокировать гавань Порт-Артура. Его корабли маневрировали на расстоянии десяти миль (18,5 км) от крепости, что не позволяло русским орудиям достать до них. Однако у защитников было время хорошо изучить привычки противника. Японцы использовали для передвижения один и тот же маршрут, что и сослужило им плохую службу.
14 (1 по старому стилю) мая 1904 года контр-адмирал Вильгельм Витгефт приказал поставить мины в восьми милях (почти 15 км) от Порт-Артура. Реализовать эту идею предстояло минзагу «Амур» под командованием Фёдора Николаевича Иванова. Понимая, что от минного заграждения на таком расстоянии толку будет не много, тот нарушил приказ, под прикрытием тумана поставил 50 мин в 11 милях (около 20 км) от крепости и вернулся в гавань незамеченным японскими дозорными кораблями.
Утром следующего дня защитники Порт-Артура наблюдали печальное для японского флота зрелище. Броненосцы «Хацусэ», «Сикисима», «Ясима», крейсер «Касаги» и авизо «Тацута» патрулировали акваторию по привычному маршруту. Первым на одну из поставленных мин налетел флагман «Хацусэ». Команда стала эвакуироваться с повреждённого броненосца, однако из-за вскоре прогремевшего второго взрыва спастись удалось не всем: вместе с кораблём погибли 36 офицеров, 445 нижних чинов и 12 вольнонаёмных служащих. Пострадал от русской мины и броненосец «Ясима», отправившийся на помощь флагману сразу после первого взрыва. Его попытался отбуксировать один из японских кораблей, однако к вечеру того же дня «Ясима» затонул у острова Энкаунтер-Рок. 15 (2) мая стало «чёрным днём» для японского флота, разом лишившегося двух броненосцев.
Комментарии к данной статье отключены.