Идея создания шарообразных танков появилась давно. Уже в годы Первой мировой войны шаротанки воспринимались как вполне адекватное оружие, а пик интереса к ним пришёлся на 30–40-е годы XX века. В большинстве случаев работа над ними доходила до стадии создания опытных образцов, а иногда и вовсе ограничивалась постройкой масштабных моделей-демонстраторов. Тем не менее шарообразные боевые машины продолжали будоражить умы инженеров. А в наше время «родственники» шаротанков, лишившиеся ряда прежних недостатков, вошли в обиход.
Производная велосипеда
Прежде чем начать разговор непосредственно о шарообразных боевых машинах, стоит сделать небольшой экскурс в историю и понять, откуда вообще они появились. Как ни странно, прародителем шаротанка стал велосипед. Первые велосипеды, появившиеся в 1817 году, очень сильно отличались от нынешних. Ни педалей, ни сиденья в его классическом понимании у них не было, а сам велосипед изготовлялся из дерева. Как часто случается с новыми типами техники, какого-то общего видения конструкции велосипеда в то время не было. Что-то более-менее похожее на современный велосипед появилось только к 1840 году.
Первому велосипеду современной компоновки не так уж и много лет. Он появился в 1884 году, то есть на два года позже первого в мире автомобиля. В конце XIX века выпускались велосипеды самых разных конструкций, которые далеко не сразу уступили дорогу классической модели, имеющей привод на заднее колесо, цепную передачу, а также колёса одинакового диаметра.
Модели с разными размерами колёс также были весьма распространены. Часть таких велосипедов имела большое заднее колесо, на которое и осуществлялся привод. Другие, наоборот, имели большое переднее колесо, на котором и располагались педали. Такая схема, кстати говоря, так и не умерла окончательно: детских трёхколёсных велосипедов с педалями на переднем колесе до сих пор хоть отбавляй.
Верхом «дискриминации «заднего колеса является конструкция, известная как «пенни-фартинг». Кстати, именно эти диковинные аппараты впервые стали называть велосипедами. У пенни-фартинга было огромное переднее колесо и миниатюрное заднее. Велосипед этот выглядит непривычно и кажется неудобным, но по своему опыту могу сказать, что к нему привыкаешь очень быстро. Кроме того, подобный велосипед развивал более высокую скорость, чем другие его современники.
Недостатком этих «двух монеток» (а прозвище «пенни-фартинг» прямо намекает на британские большой пенни и маленький фартинг) было то, что при резком торможении велосипедист мог легко улететь через голову, что (с учётом высоты «пенни» больше полутора метров) ничем хорошим не заканчивалось. В попытках решить эту проблему и появилась разумная мысль посадить седока внутрь «пенни», а от «фартинга» и вовсе избавиться.
Точное имя создателя того, что ныне называют моноциклом, или интроциклом, назвать сложно. Дело в том, что в 1869 году было предложено аж четыре подобных конструкции, довольно сильно отличавшихся друг от друга. Скорее всего, отцом интроцикла был американец Ричард Хэммингс из Нью-Хейвен, штат Коннектикут. Согласно книге «The velocipede: it’s history, varieties, and practice», изданной в апреле 1869 года, Хеммингс создал свой аппарат ещё в 1867 году. Изобретение имело ручной привод, что являлось скорее минусом, и изготавливалось из дерева. Тем не менее интроцикл Хеммингса обладал всеми признаками машин своего типа. К плюсам конструкции можно отнести имевшуюся защиту от грязи, летящей с колеса.
В 1869 году появился второй прародитель шаротанков — дицикл. Его создателем стал ещё один американец — Уильям Маккерахан из Питтсбурга, штат Пенсильвания. Его конструкция была значительно более устойчивой, чем интроцикл.
Именно дицикл стал первым коммерчески успешным пращуром шаротанка. Это стало возможным благодаря деятельности Эдварда Карла (Чарльза) Фридриха Отто. В 1879 году он разработал собственную, весьма удачную конструкцию дицикла. Годом спустя их начала выпускать оружейная фирма Birmingham Small Arms Company (BSA), будущий гигант рынка велосипедов и мотоциклов. Всего за четыре года BSA выпустила 953 дицикла конструкции Отто стоимостью 13 фунтов стерлингов каждый. Сам изобретатель основал фирму Otto Safety Bicycle Co, которая занималась реализацией дициклов.
Отто продолжал совершенствовать своё творение, но популярность дициклов стала сходить на нет. Уже в 1883 году BSA запустила в производство трициклы, куда более устойчивые и удобные для вождения. Эдвард Отто довольно быстро осознал отсутствие перспектив у своего детища и переключился на разработку и производство более привычных велосипедов.
Бурное развитие техники в конце XIX – начале XX века коснулось и этих специфичных аппаратов. Правда, большинство патентов, коих набрался не один десяток, не содержало каких-то прорывных решений или радикальных изменений.
В 1904 году на Миланском автосалоне некий Гараваглия представил интроцикл, снабжённый двигателем внутреннего сгорания. Так началась эпоха моторизации дициклов и интроциклов, которые стали особенно популярными в таком варианте. Например, в 1910 году француз Эрик Эдисон-Путон построил интроцикл с двигателем De Dion мощностью 3,5 лошадиных силы. Аппарат неплохо ездил, хотя, конечно, имел специфические особенности. Как и у других интроциклов, у творения Эдисона-Путона существовали проблемы с движением на малых скоростях. Кроме того, водитель этого транспортного средства должен был обладать развитыми навыками вождения. С колеса летела грязь, а защиты сверху не было предусмотрено. Недостатков у машины оказалось больше, чем достоинств, так что аппарат оказался пусть и смелым, но всё же экспериментом.
Интроциклы и дициклы, несмотря на отсутствие коммерческого успеха, продолжали оставаться достаточно популярными. Связано это было, прежде всего, с их необычным видом. Количество энтузиастов, пытавшихся создать удачную конструкцию, не уменьшалось. Например, в 1914 году изобретатель Альфред Д’Харлинг из Сент-Луиса построил интроцикл с воздушным винтом в качестве движителя. Эта машина одной из первых попала в научно-популярный журнал Popular Mechanics. Необычный аппарат отличался высокой скоростью движения — до 107 км/ч.
В том же 1914 году появилась ещё одна разработка, которая уже вплотную подошла к конструкции шаротанка. Разработанный профессором Эльзой Кристи из Мариона, штат Айова, аппарат представлял собой интроцикл с двумя дополнительными колёсами по бокам. Машина имела некое подобие корпуса, дополнительные колёса обеспечивали поперечную устойчивость. Профессор Кристи создавал свою машину как гоночный аппарат. Оснащённый двигателем Liberty, интроцикл должен был развивать феноменальную скорость в 400 км/ч, но дальше опытного образца, построенного в 1923 году, дело не продвинулось.
К тому времени конструкция подобных машин шагнула дальше, а заодно появились и разработки военного назначения.
Таранные сферы
Первыми конструкцию, которую с натяжкой можно назвать шаротанком, сделали немцы. Причём речь идёт именно о постройке, а не очередном патенте. В 1916 году фирма Hansa-Lloyd получила заказ на разработку боевой машины, которая была готова к февралю 1917 года. Машина, получившая обозначение Treffaswagen, представляла собой трёхколёсную конструкцию, которая, впрочем, разительно отличалась от трёхколёсного танка Лебеденко. Колёса диаметром 3,3 метра занимали значительную часть объёма этой 18-тонной машины, с боков полностью закрывая переднюю часть корпуса. Колёса выполняли не только роль движителя: в их торцах находились пулемётные установки для стрельбы по флангам. Двигатель находился в хвостовой части машины, где было и крепление хвостового колеса, с помощью которого производились повороты.
В лобовом листе корпуса располагались орудийная установка и место механика-водителя. Основным вооружением Treffaswagen была 20-мм противотанковая пушка Tankabwehrkanone Becker M11. В позднем варианте планировалось использовать более мощную 57-мм крепостную пушку Cockerill-Nordenfelt M1888, некоторое количество которых немцы захватили у бельгийцев. Кстати, эта же пушка выступала основным вооружением танка A7V.
Испытания Treffaswagen проходили с февраля 1916 по март 1917 года. Машине с экипажем из четырёх человек предстояло конкурировать с более тяжёлым A7V. Детище Hansa-Lloyd проиграло конкуренту, в октябре 1917 года машину разобрали. В историю она вошла как единственный аппарат, близкий к шаротанку, который не только построили, но и всерьёз рассматривали как пригодный для принятия на вооружение. Treffaswagen также стал единственной такой машиной, на которую установили вооружение. Кроме того, это был первый подобный аппарат, выполненный по цилиндрической схеме. Плюсом этих машин была более высокая устойчивость, как в продольной, так и в поперечной оси. И управлять ими было проще.
Примерно в то же время, когда Hansa-Lloyd разрабатывала свою адскую машину, по другую сторону Атлантики началась популяризация темы шаротанков. Её идейным вдохновителем стал Хьюго Гернсбек, ярый популяризатор технического прогресса. На страницах издаваемого им журнала The Electrical Experimenter появлялись различные предложения по тем или иным видам техники, в том числе военным. Гернсбек известен как фантаст (литературная премия Hugo — это тоже он), но также он был талантливым инженером и автором десятков изобретений. Именно он первым обратил внимание на возможный боевой потенциал интроциклов: первая публикация Гернсбека по этой теме датирована 1915 годом.
Особенно интересными выглядят два проекта Гернсбека. Первый, названный «траншейным истребителем», представлял собой дицикл, по центру которого размещалась кабина. Внутри неё располагались силовая установка, боевое отделение, а также отделение управления. С помощью такого «чёртова колеса» Гернсбек предлагал зачищать от вражеской пехоты окопы. Ровно год спустя — в феврале 1918 года — был опубликован материал о втором изобретении. «Гироэлектрический истребитель», как его назвал Гернсбек, представлял собой интроцикл. Число колёс в нём сократилось до одного, внутри него находилась кабина с силовой установкой и отделением управления. Вооружение в этой машине изобретатель вынес в боковые спонсоны. «Гироэлектрический истребитель» уже был очень близок к шаротанку.
Первым полноценным шаротанком стал проект, который был запатентован Арсенем Парэ из Броктона, штат Массачусетс. Заявку на изобретение под названием «Военная машина» он подал 1 мая 1917 года. До Парэ все изобретатели предлагали всевозможные транспортные средства, которые в лучшем случае могли выступать в роли техники двойного назначения. «Военная машина» же изначально создавалась исключительно для ведения боевых действий. Даже внешне изобретение напоминало вполне себе военный предмет — гигантскую оборонительную гранату. Представляло оно собой сферическую оболочку, внутри которой скрывалась ещё одна сфера. Движение осуществлялось при помощи колёс, которые катились по внутренней поверхности внешней оболочки и заставляли её вращаться в нужном направлении. Внутренние агрегаты размещались максимально низко, чтобы центр тяжести машины находился невысоко от земли. «Военная машина» могла и плавать: амфибиями были и многие другие проекты шаротанков.
Проект Парэ сам по себе являлся оружием: по задумке машина могла таранить здания и другие объекты. Также в ней предусматривались люки, через которые можно было кидать заряды взрывчатых веществ.
Оружием самим по себе являлся и «трактор», предложенный в феврале 1918 года ещё одним американцем, Френком Лотербуром. По своей конструкции «трактор» Лотербура занимал промежуточное положение между танками-катками и шаротанками-дициклами. Катки занимали практически всю боковую поверхность машины, образуя дополнительную оболочку. Для улучшения сцепления на рабочую поверхность катков наносились грунтозацепы. Поскольку катков было два, обеспечивался поворот «по-танковому», благодаря чему «трактор» Лотербура не имел главного недостатка цилиндрических машин — плохой управляемости. Для обеспечения продольной устойчивости между катками крепился «хвост» с колесом. Бортам машины придавалась выпуклая форма для улучшения снарядостойкости. В случае необходимости два аппарата могли соединяться торцевыми частями друг с другом.
Больше всего проектов шаротанков создавалось в США, но и в других странах работали над подобными машинами. Несколько патентов на похожую боевую технику выдавалось в Италии. Самым интересным образцом здесь была «Машина-моноцикл», которую запатентовал Карло Помилио из Рима. Она представляла собой интроцикл, часть корпуса которого выступала за пределы колеса. Мирного варианта не предусматривалось: «Машина-моноцикл» была пусть и необычным, но танком. Спереди и сзади предусматривались казематные установки орудий, также орудия находились по бокам. В теории разработанная Помилио конструкция должна была иметь высокую проходимость, но строить её никто не стал: очень уж она была необычной. Да и окончание Первой мировой войны значительно уменьшило бюджеты военных разработок.
В 20-е годы интерес к сферическим боевым машинам угас. Едва ли не единственным аппаратом подобной конструкции, на который был получен в этот период патент, стала «Военная машина» (июнь 1926 года). Альбер Мобаре из Франции запатентовал конструкцию эллипсоидной формы. Внутри основного корпуса на осях крепилась платформа, на которой находились место водителя, силовая установка и другие агрегаты. На Machine de guerre отсутствовало вооружение: врага она могла только давить. До реализации проекта дело тоже не дошло.
Тело максимального рикошета
Возвращение к теме шаротанков произошло после новой вспышки интереса к интроциклам и похожим на них машинам. Катализаторами интереса стали творения английского инженера Джона Арчибальда Парвеса. Получивший докторскую степень в 30 лет изобретатель занимался оптическими приборами, но к началу 30-х он резко сменил специализацию и начал работу над созданием интроцикла, который бы мог конкурировать с автомобилями.
Заявку на изобретение Парвес подал ещё в сентябре 1930 года, но по-настоящему его творения заявили о себе в 1932 году. «Динасфера», как назвал машину её создатель, представляла собой огромное колесо, собранное из металлических обручей. Внутри колеса располагалась рама, на которой крепились двигатель и другие агрегаты. Для защиты водителя от летящей с колеса грязи был установлен специальный навес.
В целом Парвес предлагал интроцикл вполне традиционной конструкции. Нетрадиционным был размер: первая модель «Динасферы» имела диаметр более двух метров. Установленный в машине электрический мотор позволял развивать скорость до 48 км/ч.
Вторая модель, ставшая самой известной, имела ряд отличий. Для снижения веса Парвес сделал колесо комбинированным: металлическую основу обшил кожей. Машина с диаметром колеса в три метра весила всего 450 кг. В движение второй образец «Динасферы» приводил 2-цилиндровый двигатель от мотоцикла Douglas.
Третий образец, получивший обозначение «Динасфера 5», был ещё больше. Номер в названии означал, что машина пятиместная. Если первые два образца управлялись наклоном водителя в нужную сторону, то «Динасфера 5» имела обычный автомобильный руль. Планировалось изготовить и 8-местную машину, но она так и осталась проектом.
Коммерчески успешной «Динасфера» так и не стала, но благодаря ей об интроциклах снова заговорили. Начало 30-х было временем возобновившейся гонки вооружений, правда, пока на уровне экспериментов. В ноябре 1933 года журнал Popular Science опубликовал заметку, озаглавленную «Военный танк на одном колесе, управляемый одним человеком». Посвящена она была изобретению под названием «самоходная машина», патент на которую получил Анхель Гарсия Гутиеррес из Территауна, штат Нью-Йорк. Ничего особенного в конструкции «самоходной машины» на первый взгляд нет. Всё то же большое колесо, внутри которого располагалась рама с установленным на ней двигателем, баком, сиденьем, рулём и другими агрегатами. Но интроцикл Гутиерреса оказался бронированным, да ещё и вооружённым. С обеих сторон машина была прикрыта бронированным корпусом. На боковинах располагались входные люки и иллюминаторы. Кроме того, на каждой боковине в подвижной шаровой установке закреплялся пулемёт. Интересно, что Гутиеррес решил сделать свою машину амфибией. Бронекорпус должен был обладать плавучестью, дополнительную устойчивость на воде придавали обтекатели малых колёс, расположенных по бокам машины.
В металле детище Гутиерреса не было реализовано, но эту публикацию заметили не только в США. В Управление по механизации и моторизации Красной армии даже поступали сведения о якобы запущенном серийном производстве подобной машины. Эти известия стали катализатором к разработке похожих машин как в СССР, так и за рубежом. Авторы некоторых из машин, которые предлагались уже во время Второй мировой войны, прямо указывали на разработку Гутиерреса как на пример для подражания.
Всё тот же журнал Popular Science подарил миру ещё одну машину, которая стала мировой классикой шаротанков. В номере за июнь 1936 года появилась короткая заметка, озаглавленная как «Новый военный танк напоминает катящийся шар»:
«Катящийся по земле как огромный шар, высокоскоростной «танк-перекати-поле» предложен изобретателем из Техаса как новое дополнение к современным военным машинам. Полая сферическая кабина из стали заключена внутри вращающейся оболочки из двух половинок с концентрическими грунтозацепами. Заключённые во внутренней сфере передачи, приводимые от мотора, катят танк по земле. Рулевое управление осуществляется путём изменения скорости одной из вращающихся оболочек. Пулемёты стреляют из неподвижной кабины через центральные щели и бронированные башни по бокам. Тяжёлый двигатель, расположенный на полу по центру кабины, придаёт танку стабильность и защищает его от бокового качения. Внутренняя оболочка может быть уплотнена для защиты от отравляющих газов, в то время как силовая установка полностью закрыта для минимизации опасности от выхлопных газов. Изобретатель утверждает, что сферическая форма танка представляет наименее возможную цель для вражеских бомб и снарядов, и всё, кроме прямых попаданий, срикошетировало бы в сторону».
Для большей убедительности заметка дополнялась красочным изображением шаротанка, ощетинившегося во все стороны пулемётными стволами. Эту же машину редколлегия Popular Science вынесла и на обложку номера, причём там аппарат стал ещё более грозным. Если на рисунке к статье механик-водитель обслуживал пулемёт, то на обложке вместо него появилась пушка.
Эти рисунки произвели неизгладимое впечатление на читателей, среди которых были и военные специалисты, и инженеры. Советские специалисты вполне серьёзно полагали, что шаротанк с обложки построили и даже испытали.
В реальности боевая машина являлась лишь частью изобретения «Автошар и бронированный шар» за авторством Эндрю Ричардсона из Лаббока, штат Техас. Заявку Ричардсон подал ещё в июне 1932 года, а одобрили её в марте 1936 года, тогда она и попалась на глаза редакции Popular Science.
Как видно из названия, проектов было сразу два. Первым из них был шарообразный автомобиль, имевший значительно более оригинальную конструкцию, нежели «Динасфера». Основу машины составлял внутренний корпус обтекаемой формы, снабжённый дверьми. Внутри него находился салон на четверых человек, двигатель, органы управления и другие агрегаты. Через центр корпуса проходил вал, на котором крепился внешний корпус шарообразной формы. В отличие от внутреннего корпуса, внешняя оболочка не была полностью закрытой: она имела ферменную конструкцию, с несколькими «колёсами» с резиновыми бандажами. Повороты должны были производиться смещением внутреннего корпуса «Автошара» относительно центральной оси в ту или иную сторону. Конструкция машины имела вполне законченный вид и имела шансы на постройку в металле. Но этого так и не произошло.
Второй проект, наделавший столько шума в прессе и научной среде, выглядел более концептуально. «Бронированный шар» Ричардсона по своей конструкции радикально отличался от «Автошара», общей у них была лишь форма. Если шарообразный автомобиль разрабатывался по концепции моноцикла, то шаротанк представлял собой дицикл: Эндрю Ричардсон первым избрал для шарообразной боевой машины такую схему. Как и творение Гутиерреса, «бронированный шар» задумывался как амфибия. Общая форма машины из патента повторяла ту, что изобразили в Popular Science. К внутреннему шарообразному корпусу крепились полусферические движители. Для повышения проходимости по бездорожью движители оснащались грунтозацепами, они же выполняли роль лопастей при движении по воде. Благодаря применению схемы дицикла «Бронированный шар» был способен поворачиваться на месте. На схеме из патента вооружение отсутствует, хотя оно, судя по описанию, всё же предполагалось.
Строить «боевой шар» Ричардсона не стали, хотя он, безусловно, сильно подогрел тему шаротанков. Одним и плюсов подобной схемы называли значительную вероятность рикошета снарядов при попадании в корпус. Вот только недостатков оказалось куда больше. Помимо проблем с устойчивостью, шаротанк был очень громоздким. Хотя длина такой машины должна была быть небольшой, даже одноместный шаротанк в случае постройки в вооружённом варианте имел бы диаметр не менее 2–3 метров. Если же машина получала полноценный экипаж и вооружение более мощное, чем пулемёт, диаметр увеличивался ещё больше.
К тому же установка вооружения в шаротанк сопровождалась рядом проблем. Орудие получало ограниченный сектор обстрела, а про вращающуюся танковую башню и вовсе следовало забыть. Эти проблемы стали непреодолимым барьером для шаротанков. В США их так строить и не стали, хотя во время Второй мировой войны количество предложений и патентов перевалило за десяток.
Построить хотя бы опытную модель шаротанка решились немцы. В парке «Патриот» стоит странная машина, известная как Kugelpanzer, или «шарообразный танк» (детальный фотообзор этой машины здесь). Название это крайне условное. Неизвестно даже, кто сию штуковину разработал и построил, версия о том, что она создана концерном Krupp, не подтверждается. Согласно распространённой версии, это якобы машина для наблюдателей. Но внутри места едва хватит на мотор и одного седока. Скорее всего, это экспериментальный образец для демонстрации принципиальной возможности постройки аппаратов по предложенной схеме: если судить по формуляру, Kugelpanzer прибыл с полигона в Куммерсдорфе.
Сейчас внутри нет никаких агрегатов, но как была устроена машина, известно. Аппарат приводился в движение двухцилиндровым мотоциклетным мотором воздушного охлаждения. Его мощности хватало на то, чтобы разогнать 2,5-тонную машину до примерно 10 км/ч. Привод на колёса осуществлялся при помощи шестерёнчатой передачи. Для поворотов использовалось хвостовое колесо, тяги к которому шли из днища корпуса. Двигатель и другие агрегаты, а также сиденье водителя крепились на платформе, находящейся в нижней части машины.
О составе внутреннего оборудования можно только догадываться, поскольку, как уже говорилось, внутренние агрегаты с машины давно сняты. Сказать достоверно можно только одно — дальше изготовления опытного образца дело не пошло. Иные фантазёры пририсовывают к Kugelpanzer вооружение, но подобная конструкция вряд ли преодолела бы стадию опытного образца. Выбранная создателями схема имела существенный недостаток: хвостовое колесо на мягком грунте выполняло бы роль якоря.
Ещё одной страной, в которой решились построить аналог шаротанка, стала Великобритания. В английское Военное министерство предложения по шарообразным боевым машина приходили разные, а реализовали в металле совсем чудную идею. Впрочем, поначалу она казалась вполне рациональной. Речь идёт о «большой шишке» (Grand Panjandrum), детище Управления по разработке различных вооружений (Directorate of Miscellaneous Weapons Development, сокращённо DMWD). Устройство, разработанное Невилем Шутом, представляло собой два деревянных колеса диаметром три метра, между которыми крепился цилиндрический корпус, начинённый взрывчаткой. Двигалось устройство при помощи пороховых ракет, размещённых на колёсах. Целью для Grand Panjandrum должны были стать немецкие укрепления на Атлантическом валу.
Испытания устройства проходили при стечении народа, чтобы немцы наверняка узнали о них, и снимались как на фото, так и на видео. Правда, ничем хорошим испытания не закончились. Съёмки получились весьма эффектными. Установленные в колёсах ракеты при движении срывались с креплений, после чего Grand Panjandrum становился абсолютно неуправляемым. И хотя дальше испытаний дело не зашло, в историю «большая шишка» вошла.
Самым удачливым изобретателем шаротанков оказался Илай Агхнидес. Родившийся в Стамбуле инженер реализовал свои таланты в США. Аэратор Агхнидеса до сих пор массово распространён в сантехнике, да и на ниве создания фильтров изобретатель достиг больших успехов.
Заняться военными разработками инженера побудила начавшаяся Вторая мировая война. Заявку на изобретение он подал в мае 1942 года. Предложенный Агхнидесом аппарат представлял собой бронированную машину, выполненную по схеме шара-дицикла. Сферические полушария имели оребрение для повышения сцепления с грунтом, также оребрение выполняло роль лопастей (машина должна была также и плавать). Существенным отличием от шаротанка Ричардсона было наличие в носовой и кормовой частях центральной секции небольших колёс, которые препятствовали проворачиванию корпуса при движении. Водитель, размещавшийся в носовой части машины, выполнял также роль стрелка: он вёл огонь из пулемёта, находившегося в шаровой установке.
Макет боевой машины Агхнидеса попал на станицы научно-популярных изданий, но в металле шаротанк построен не был. Тем не менее труды не прошли даром. Изобретатель стал развивать конструкцию. Rhino, крайне необычная машина, была построена Агхнидесом совместно с Marmon-Herrington. Брутально выглядящий аппарат обладал впечатляющей проходимостью. Его полусферические колёса — не что иное, как развитие движителя шаротанка. Rhino осталась экспериментальной машиной, но оказалась примером вполне удачного применения движителя шаротанка.
В самих США работы по шаротанкам в основном велись на бумаге. Не удивительно, что некоторые создатели подобных машин предлагали такие машины за рубеж. Одним из таких проектов стала боевая машина Фрэнка Маклаэрти. Отдалённо напоминавший танк Лебеденко, аппарат был выполнен по принципиально другой схеме. Основой машины были два огромных колеса, по отдельности здорово напоминавших классический интроцикл. Внутри каждого колеса находилась отдельная силовая установка, расположенная ниже центра тяжести. Двигатель и элементы ходовой части крепились на раме и имели подрессоривание. Ещё одной особенностью, которая роднила детище Фрэнка Маклаэрти с шаротанками, была установка с внешней стороны каждого из колёс орудийных установок. Заявку на патент изобретатель подал в феврале 1942 года, а в январе 1944 года предложил такую машину советским военным. В Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА) проект рассмотрели — и ответили американцу отказом. В отделе изобретений такого добра хватало.
Появившиеся слишком рано?
История шаротанков выглядит полосой сплошных неудач. Удивляться подобному не стоит: многие технические решения поначалу заходят в тупик, успешная практическая реализация часто происходит не сразу. Наиболее интересной из современных машин подобного рода является GroundBot, созданный шведской компанией Rotundus в 2008 году. В шарообразном аппарате, оснащённом двумя камерами в полусферических прозрачных колпаках, легко угадываются знакомые очертания шаротанков. Корпус GroundBot оснащён грунтозацепами, благодаря чему сферическая машина может спокойно катиться по песку и снегу, подниматься по пандусам. В довершение ко всему аппарат ещё и относительно неплохо плавает. Правда, о полноценном ведении боевых действий речь пока не идёт: GroundBot и аналогичный ему американский GuardBot были созданы для патрулирования и наблюдения. Впрочем, интерес к этой разработке тоже угас.
Существует ещё один родственник шаротанка, который вполне себе здравствует. Зовут его Segway. Да-да, он построен по тому же принципу. Благодаря системе гироскопов Segway обладает необходимой устойчивостью, так что ряд недостатков шаротанка в нём устранили. Другая его разновидность — гироскутер. Segway применяется в том числе полицией, поэтому с определённой натяжкой, но можно сказать, что шаротанки всё же попали в руки силовиков. Как бы то ни было, ставить точку в истории сферических боевых машин рано.
Источники и литература:
- Документы Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ)
- The velocipede: it’s history, varieties, and practice, J. T. Goddard, Hurd and Houghton, 1869.
- Патентная база Google (www.google.com/patents)
- Патентная база European Patent Office (http://www.epo.org)
- The Museum of Retro Technology (http://www.douglas-self.com/MUSEUM/museum.htm)
- Popular Mechanics, 1914-4
- The Electrical Experimenter, 1917-2
- The Electrical Experimenter, 1918-2
- Popular Science, 1933-11
- Popular Science, 1936-6
- Фотоархив автора
- https://www.flickr.com
Комментарии к данной статье отключены.