До Наполеоновских войн во владениях австрийских Габсбургов существовала лишь Дунайская флотилия, не требовавшая особых навыков кораблевождения. Отправной точкой развития ВМФ Австро-Венгрии стал 1797 год, когда в Кампо-Формио был подписан мирный договор, согласно которому императору Францу II достался флот бывшей Венецианской Республики. Вскоре встал вопрос о создании корпуса офицеров флота, которых где-то нужно было готовить.
Королева Адриатики
17 марта 1802 года эрцгерцог Карл основал «императорско-королевскую Морскую кадетскую школу» (k.k. Marine-Kadettenschule). Поскольку старыми капитанами оставались итальянцы, а новыми также собирались быть жители Апеннинского полуострова, школа имела и второе, итальянское название — «Cesarea regia scuda dei cadetti di marina». Школа не являлась интернатом.
По условиям Прессбургского мира 1805 года, ставшего итогом проигранного Аустерлицкого сражения, Австрия потеряла приморские Венецианскую область, Истрию (кроме Триеста) и Далмацию. В Триесте, во вражеском окружении, военно-морскую школу решили не создавать, а после очередной проигранной кампании против наполеоновской Франции по Шёнбруннскому миру 1809 года Австрийская империя потеряла последний выход к морю.
21 августа 1810 года вице-король Италии Евгений Богарне подписал указ о создании в монастыре Святой Анны в Венеции «Морской коллегии» (Collegio di marina), которая представляла собой трёхклассную школу-интернат. В 1815 году по условиям Венского конгресса, разделившего наследие французской империи, Габсбурги получили огромную часть Северной Италии, включая Венецию. Вместе с венецианской морской коллегией им достались и 17 её учеников.
Спустя пять лет, 23 сентября 1820 года, судьба коллегии была окончательно определена — в свет вышел «Устав императорско-королевской Военно-морской кадетской коллегии» (Verfassung für das k.k. Marine-Cadetten Collegium). Сначала в коллегии не было ни преподавателей, ни учеников, но уже на следующий год здесь обучалось 5, а в 1830 году — 50 человек. Военно-учебное заведение было разделено на 5 классов, но подразумевалось, что последний год обучения должен проходить непосредственно на кораблях. Преподавательский состав и большинство слушателей по-прежнему были венецианцами, поэтому служебные команды были итальянскими, хотя предметы читали на немецком языке. В 1847 году учебный курс был официально сокращён до четырёх лет.
«Весна народов» 1848–1849 годов внесла свои коррективы в работу Военно-морской коллегии — 22 марта 1848 года власть в Венеции захватило итальянское «Национальное самоуправление». Многие ученики остались в коллегии, но часть покинула её. Через полтора года Венеция вернулась под длань австрийских императоров, и Франц Иосиф I основал новую «Школу воспитанников офицеров» (Offiziers-Pflanzschule). Офицеры и учащиеся, замешанные в восстании, были взяты в заложники командующим ВМФ вице-адмиралом Мартини. В 1848 году в Триесте под защитой начальника Военного командования в Приморье (Militärkommando des Küstenlandes) фельдмаршал-лейтенанта графа Дьюла собралось 28 или 30 учеников, бежавших из восставшей Венеции. Недостаток в морских офицерах и кадетах привёл к тому, что всех учеников 3-го и 4-го курсов, а также по одному человеку с 1-го и 2-го пришлось принять во «временные морские кадеты» (provisorischen Marinekadetten). Остальных 15 человек направили в школу мореплавания в Фиуме (ныне — Риека, Хорватия).
Король торговли
Слушателей «Школы воспитанников офицеров» временно разместили в Триесте в здании морского медицинского управления (See-Sanitätsgebäude). Занятия начались 14 мая 1848 года в доходном доме Сарторио на набережной, а позже продолжались на вилле Кауфмана. Ещё одним временным помещением стала арендованная вилла Траппа. В 1848/1849 учебном году в трёх классах школы в общей сложности находилось 22 ученика, причём в третьем — всего три человека. Предметы в это время преподавали на немецком и итальянском языках.
Постоянное здание школа получила на улице Скоркола, 14, казна приобрела его за 73 000 крон. Одновременно началась реорганизация военно-учебного заведения. В 1850/1851 учебном году в школе занималось уже 58 человек. 14 февраля 1852 года реорганизация была закончена, и учреждение переименовали в «императорско-королевскую Военно-морскую академию» (k.(u.)k. Marine-Akademie).
Триест был крупным портовым городом, который с 1719 года благодаря своему статусу «имперского города» (Reichsstadt) платил налоги непосредственно в императорскую казну и успешно развивался. Поэтому со временем встал вопрос о переводе академии в более спокойное место и поближе к военным кораблям. Выбор был невелик и пал на Фиуме. Торжественная закладка первого камня в фундамент нового здания академии состоялась 26 марта 1856 года, в церемонии принял участие младший брат императора и короля, командующий ВМФ эрцгерцог Фердинанд Макс. Из-за Крымской войны 1853–1856 годов в строительстве случился небольшой перерыв, но 3 октября 1857 года возведение здания завершилось. 21 сентября 1865 года «с высочайшего благословения» там начались первые занятия.
Здание академии сначала располагалось на южной окраине города, и до распада империи ни его фронтон, ни оба крыла не перестраивали. Город и порт Фиуме, как и Триест, обладал особым статусом самоуправления (но Corpus Separatorum, а не reichsunmittelbaren Stadt), а его расположение способствовало развитию торговли и росту благополучия населения. Если в 1866 году здесь проживало 16 000 человек, то в 1900 — уже 40 000, что повлекло за собой рост темпов жилищного строительства. Таким образом, к началу ХХ века здание академии оказалось почти в центре города. Здание сохранилось до наших дней, но было перестроено под больницу.
Неморская провинция
С началом Первой мировой войны было принято решение о передислокации военно-морской академии в более спокойное место, чем главная база ВМФ, и в 1914 году заведение переехало в охотничий замок принца Евгения Савойского в Шлоссхофе неподалёку от Хайнбурга. Это здание используется до сих пор, но уже лишь для выставок и торжественных приёмов.
Слушатели академии оставались в Шлоссхофе недолго и уже в следующем, 1915 году, переехали в Браунау, где оставались до конца Первой мировой войны. Там их разместили в здании казармы, которое сохранилось до наших дней, и ныне используется политехнической школой и Молодёжной службой федеральной земли Верхняя Австрия.
Гранит морской науки
Ещё в 1859 году вышел приказ Военно-морского управления образования (Marine-Erziehungsanstalt) о переименовании должности начальника из «директор» в «командир» (Kommandant). После того, как в марте 1868 года адмиралтейство (Marinesektion der k.u.k. Kriegsministerium) возглавил адмирал Тегетгоф, академия приобрела организационно-правовые формы, основные принципы которых сохранились до конца монархии Габсбургов.
Учёба в академии была очень престижной, и многие дворяне, чиновники и богатые бюргеры старались отдать своих детей в это заведение, в котором витал особый дух романтики. Требования к учащимся были строгими. Вот как описывает порядки в академии адмирал барон Макс фон Штернек в письме к своей сестре Матильде 22 июля 1871 года:
«У нас есть учебный корабль для юнг (Schiffsjungen-Schulschiff). На нём в первую очередь дают понять, что нет никаких “аристократических”, “офицерских” или “чиновничьих” миров, а есть один большой мир отличных юнг. И если понять это юноша не может, то это за него не сделает и экипаж юнг».
Согласно правилам, принятым в 1871 году, в академию могли поступать юноши в возрасте 13–15 лет, окончившие низшую гимназию с хорошими результатами и успешно сдавшие вступительный экзамен. В 1882 году в правила внесли поправки, в которых возраст был ограничен 13 годами и 9 месяцами в нижнем пределе и 16 годами — в верхнем. Кроме того, было предусмотрено, что все абитуриенты должны хорошо знать немецкий язык.
После четырёх лет обучения лица, успешно сдавшие выпускной экзамен, получали звание «морской кадет 2-го класса» (Seekadett 2. Klasse), а с 1908 года — «морского кадета» (Seekadett) и назначение на судно. По истечении ещё двух лет они сдавали один дополнительный экзамен на звание «морского кадета 1-го класса» (Seekadett 1. Klasse), а с 1908 года — «морского фенриха» (Seefähnrich). Получение офицерского звания было связано только с открытием соответствующей вакансии.
Количество предметов, которые читали в академии, требовало от слушателей недюжинных способностей и усидчивости. В учебную программу вошли свыше 30 дисциплин: немецкий, итальянский, французский и английский языки, математика, начертательная геометрия, механика, физика, химия, родная, всемирная и морская история, география, океанология, метеорология, судостроение, судовая механика, артиллерийские системы, практическая геометрия и рисование, чистописание, каллиграфия и стенография, искусство маневрирования и знание судового такелажа, военно-морская тактика, морское право, управление, организация австро-венгерских ВМФ и сухопутных сил, устав внутренней службы, морские сигналы, медицинское просвещение и оказание первой помощи. Правила проведения практических занятий были описаны в наставлениях и инструкциях.
Униформа цветов моря
Парадное обмундирование слушателей академии в 1910 году состояло из:
- тёмно-синего (marineblau) двубортного кителя (Flottenrock (Spencer)) с позолоченными пуговицами, на которых была изображена морская эмблема. На отложном воротнике могли располагать петлицы из золотого галуна, которые, как и в других военно-учебных заведениях Австро-Венгрии, обозначали успеваемость учащегося. На обшлага пришивались по три мундирные пуговицы. Под кителем носили белую рубашку с отложным воротником и чёрным галстуком-«бабочкой»;
- тёмно-синей офицерской фуражки, но без галунов на чёрном бархатном околыше, которые у офицеров определяли принадлежность к обер-, штаб-офицерам или адмиралам;
- тёмно-синих прямых брюк с чёрными лакированными туфлями;
- короткой тужурки (Paletot) из тёмно-синего сукна, которую носили зимой.
Вооружали учеников кортиками.
В повседневной жизни и на борту корабля надевали:
- тёмно-синюю матросскую голландку (зимой — суконную, летом — льняную). С голландкой носили матросский гюйс (во внешних углах на спине могли нашивать петлички из белого галуна, обозначавшие успеваемость учащегося);
- тёмно-синюю матросскую бескозырку, на околыше которой золотой краской было написано «K. u. K. MARINEAKADEMIE». Тулья была украшена вышитой золотой канителью кокардой в виде императорской короны;
- тёмно-синие прямые брюки (зимой — суконные, летом — льняные).
При специальной летней белой униформе на тулью бескозырки надевали белый чехол, а синюю голландку меняли на белую.
Главной задачей сухопутных военных академий (вне зависимости от принадлежности к общей армии или ландверу с гонведом) было дать слушателю высокий уровень образования. Подразумевалось, что в будущем он займёт штабную должность и сделает военную карьеру, дойдя, как минимум, до штаб-офицерского звания. Что же касается Военно-морской академии, то она была единственной «кузницей офицерских кадров» для австро-венгерского ВМФ.
Литература:
- Адаменко Д. Императорский и королевский военный мундир: 1914 год. — К.: 2011. — 192 стр.
- ah.milua.org
- Janaczek G. Tüchtige Officirs und rechtschaffene Männer: Eine historische Bilderreise zu den Militär-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie. – [Б. м.]: Vitalis, 2007. – 140 s.
- Dr. György Sagvari. Die ungarische Honvéd: Uniformierung und Ausrüstung der ungarischen Landwehr von 1868 bis 1918. — Vienna: Verlag Militaria, 2010. — 672 s.
Комментарии к данной статье отключены.