Пятую часть потребностей австро-венгерских вооружённых сил в офицерском составе покрывали за счёт выпускников военных академий. В отличие от кадетских школ, эти учебные заведения сразу готовили офицеров-лейтенантов.
Плата за обучение в академиях существенно отличалась от платы в кадетских школах: в 1914 году за курс нужно было выложить 1600 крон. Если отцовский кошелёк позволял, а желания родителей и сына совпадали в том, что вся последующая жизнь отпрыска будет посвящена военной карьере, лучше было поступать именно сюда, так как выпускники академий значительно быстрее продвигались по службе. Во-первых, продвижение по карьерной лестнице в армии Габсбургов было намертво связано со старшинством — преимуществом при поступлении на вакантную должность обладал старший по чину и выслуге офицер. Во-вторых, образовательный уровень выпускника академии позволял после присвоения звания гауптмана стать офицером Генерального, Артиллерийского или Инженерного штабов. Офицеры штаба официально имели привилегию перед коллегами, поскольку при выборе между претендентами на освободившееся место, имеющими одно и то же звание, превосходство отдавалось именно им.
В академии принимали юношей в возрасте 17–20 лет. Они должны были успешно окончить высшую военную реальную школу и выдержать вступительный экзамен. Также на льготных условиях в академию с 1900 года могли поступать слушатели кадетских школ, окончившие третий курс с очень хорошими оценками. Для представителей высшей знати существовали весомые поблажки (ведь их образование могло быть и домашним), но это всё равно не освобождало их от вступительного экзамена. Кроме последнего, все абитуриенты должны были обладать определёнными физическими данными.
Учащиеся делились на тех, кого обучали за казённый счёт полностью или наполовину, стипендиатов различных учреждений или с процентов со специальных капиталов, а также тех, чьё образование полностью оплачивали родители.
Курс обучения в академиях был трёхлетним, все предметы читали на немецком языке и только в военной академии гонведа — на венгерском. Выпускные экзамены принимала специальная комиссия, в которую военное министерство назначало одного генерала и одного оберста. Воспитанников, сдавших экзамены с оценкой не ниже «хорошо», производили в лейтенанты. Тем же, кто оканчивал академию с оценкой «удовлетворительно», а также выпускникам кадетских школ, присваивали звание кадета-заместителя офицера (c 1908 года — фенриха). Выпускники с оценкой «неудовлетворительно» уходили в армию унтер-офицерами.
Выпускник академии был обязан отслужить в вооружённых силах не менее трёх лет. Тем, кто учился за казённый счёт, как и выпускникам кадетских школ, предписывалось отслужить в армии дополнительный срок: учившимся полностью за счёт казны — по году за каждый год учёбы, «полуказённым» — по полгода. Если учившийся за свой счёт по каким-либо причинам не мог окончить академию за три года и находился в её стенах четыре года и более, с него требовали прослужить в армии ещё один дополнительный год.
Военных академий насчитывалось четыре: две для общей армии (Военная академия в Винер-Нойштадте и Техническая военная академия в Вене) и по одной для ландвера (Военная академия Франца Иосифа в Вене) и гонведа (Военная академия Людовики в Будапеште).
Военная академия в Винер-Нойштадте
Военную академию в Винер-Нойштадте (Militär-Akademie im Wiener Neustadt) основала в 1751 году императрица Мария Терезия. Сначала это была кадетская школа (Kadettenhaus), которая в 1752 году начала свою деятельность в столице бывшего графства Питтен (Grafschaft Pitten). В мае 1769 года к военно-учебному заведению в Винер-Нойштадте была присоединена венская Школа военных воспитанников (Militärpflanzschule), и новое учебное учреждение получило название «Военная академия».
Академия в Винер-Нойштадте была рассчитана на одновременное обучение 400 слушателей. 300 мест зарезервировали для сыновей офицеров, военных сирот и детей родителей, которые выполняли свой долг вдали от родины и не могли обеспечить образование своих потомков на месте.
Академия готовила офицеров пехоты и кавалерии для нужд общей армии, но часть выпускников переводилась и в ландвер. Именно поэтому она стала наиболее важным и почитаемым военно-учебным заведением «Дунайской монархии». Здесь учились не только выдающиеся военные, но и известные писатели, историки и политические деятели. Среди них даже была одна женщина — итальянка Франческа Сканьятта.
Франческа Сканьятта родилась в 1776 году в Милане, в то время входившем в состав Священной Римской империи. Небольшая, физически слаборазвитая девушка мечтала о военной службе и рано начала брить верхнюю губу, чтобы росли усики. Одновременно она уделяла много времени физической подготовке и самообразованию. Последнее позволило ей с успехом окончить монастырскую школу.
Её брат Джакомо напротив, был женоподобным. Когда пришло время ехать в Вену на военную службу, он признался сестре, что это последнее из его желаний. В 1794 году они вместе отправились в столицу империи, где Франческа по документам брата стала вольным слушателем (externer Hörer) Военной академии в Винер-Нойштадте. Отец, узнав об этом, был взбешён, но Франческе удалось переубедить его. 16 января 1794 года девушка с успехом окончила учебный курс и после сдачи экзаменов получила чин фенриха. В составе различных полков она участвовала в боях против Французской республики, а в марте 1800 года получила чин лейтенанта. В том же году отец, не желая смерти дочери во время осады Генуи, сообщил военным властям о её истинной природе. В 1801 году Франческа Сканьятта была вынуждена оставить военную службу. Потрясённый этой историей император Франц II назначил Франческе военную пенсию, правда, запретив носить заслуженные ею военные медали.
16 января 1804 года Сканьятта вышла замуж за выпускника альма-матер, который был посвящён в её тайну. Она родила ему четверых детей, причём отпрыскам мужского пола разрешили носить награды матери. Муж скончался в звании майора, после чего Франческа продолжала получать и майорскую пенсию мужа, и свою лейтенантскую. Эта женщина скончалась в возрасте 89 лет, перед самой смертью став свидетелем того, как её старший внук успешно сдал экзамены в Винер-Нойштдате. Сегодня портрет Франчески Сканьятты украшает картинную галерею Военной академии.
О процессе обучения и жизни в Академии оставил воспоминания эрцгерцог Вильгельм, сын генерал-инспектора ВМФ Австро-Венгрии адмирала эрцгерцога Карла Стефана:
«В военную академию в Винер-Нойштадте я вступил вместе с братом Лео осенью 1913 года. <…> В академии было около 350 студентов. Я поступил в класс 1-б.
Поступая в академию, я мечтал о том, что выйду из неё хорошим солдатом. Из её профессоров меня не заинтересовал ни один. Были это именно военные люди, сухие, малоразговорчивые. Некоторые преподавали очень интересно, как, например, профессор науки про артиллерию гауптман генерального штаба Рады и лейтенант еврей д-р Адлер, который преподавал военное и гражданское право».
Из воспоминаний мы узнаём распорядок дня в Академии:
«Учёба начиналась в 6 утра и продолжалась до часа дня, а после обеда — с 3 до 6 вечера. Предметов было 28, кроме языков. Из иностранных учили обязательно французский и английский, а из государственных — все (в том числе и украинский), но обязательным был только один из них. Мне легче всего давалась география, а труднее всего — наука про организацию армии и топография. Жил я вместе с другими учениками академии и не имел отдельной комнаты. Вставал я, как и все, в 5 утра. После общего завтрака мы шли на занятия, которые проходили в том же здании. Некоторые лекции были ужасно скучными, и мы или играли в «тарок» (карточная игра — прим. автора), или шалили, за что мне не раз приходилось сидеть в казарме».
Судя по мемуарам эрцгерцога, шалости учеников Академии были весьма разнообразны:
«Профессорам, которых мы не любили, мы строили всякие козни. Наибольшую радость вызвал случай, когда нам удалось засунуть такому профессору живого хруща в чернильницу так, чтобы он в нужный момент вылез на профессорские бумаги. А за одну “шутку” отсидел я один раз 27 дней в казарме. Было это так: начальником академии был генерал-лейтенант Бельмонд, человек престарелый и очень строгий, которого мы не любили. Он жил в том самом здании, в котором была школа, и имел в распоряжении автомобиль, который стоял под навесом. И вот ночами мы вшестером выбирались из комнат, а я умел водить машину, вот и возил их по саду и ипподрому. Так развлекались мы шесть ночей, пока не поймал нас на горячем дежурный офицер. Больше всего я дружил с одним хорватом, Александром Петко, который погиб на войне».
Вильгельм Габсбург подтверждает, что высшее военное образование среди членов правящей династии было редкостью — члены императорской фамилии мужского пола получали офицерское звание автоматически по достижении совершеннолетия:
«Экзамены в академии проходили каждые полгода. Наука не давалась мне тяжело, и экзамены я преодолевал. Только непосредственно перед ними учился днями и ночами. Из эрцгерцогов я и брат Лео были первыми, кто поступил в академию. Перед этим такого не было. Отец отдал нас в военную академию для того, чтобы не говорили, что нас произвели в офицеры потому, что мы эрцгерцоги, как это и происходило <…> Больше всего нас интересовали кони, фехтование на саблях, плавание и тому подобное <…> Были и тяжёлые дни, когда мы с ранцами за плечами шли целыми днями во время жары, строили и взрывали мосты и так далее <…> Военную академию я окончил в феврале 1915 года и как лейтенант был направлен в 13-й уланский полк».
Учебный комплекс не только сохранился до наших дней, но и по-прежнему принадлежит академии, которая готовит офицеров для федеральных вооружённых сил Австрийской Республики.
Слушатели военной академии имели такое же обмундирование и вооружение, как и учащиеся кадетских школ (1-го пехотного полка общей армии), но с золотым галуном на рукаве. Кроме того, галун вокруг донца парадного головного убора Tschako был более широким (46 мм, как у цугсфюреров и фельдфебелей) и разделялся чёрной прострочкой на две половинки.
Техническая военная академия
Техническая военная академия (Technische Militär-Akademie), располагавшаяся в Вене, готовила офицеров для артиллерии, инженерных войск и войск военных сообщений, причём как для общей армии, так и для ландвера и гонведа. В академии было два отделения: артиллерийское и инженерное. Ежегодно из стен академии выходило около 30 лейтенантов артиллерии, а также 25 инженеров, пионеров, телеграфистов и военных железнодорожников. Общее число слушателей достигало 270 человек.
Техническая военная академия была старейшим военно-учебным заведением в государстве Габсбургов. Фельдмаршал принц Евгений Савойский дважды обращался к императору Карлу VI с просьбой подготовить военных инженеров для имперской армии. Дважды, в 1717 и 1720 годах, для этого собиралась временная инженерная академия (förmliche Ingenieur-Academia). Наконец, в 1743 году к императрице Марии Терезии со специальным докладом обратился известный геодезист и астроном, военный строитель и доктор философии фон Марионони. Он настаивал на создании специального Корпуса военных инженеров (Militär-Ingenieur-Korps) и добился своего — в 1747 году такое формирование было учреждено со своим собственным учебным заведением, а Марионони стал его первым про-директором (Pro-Director). Позже название инженерной школы несколько раз меняли. В 1755 году учебное заведение было переведено в королевский сад Гумпендорф (в 1850 году он вошёл в состав VI района Вены Мариахильф). Восточная часть сада была обнесена земляными укреплениями — теперь здесь проходит одна из основных городских магистралей Фаворитенштрассе. В 1770 году инженерная академия заселилась в бывшее здание Савойской рыцарской академии (Savoy'schen Ritter-Akademie).
В академию принимали как дворян, так и лиц неблагородного происхождения, причём последние преобладали — потомственная аристократия не жаловала технические рода войск. Учебный курс длился восемь лет. Поскольку Корпус военных инженеров был малочислен, выпускников академии часто распределяли в пехоту. Свой расцвет академия переживала в конце XVIII века при императоре Франце II, когда её выпускники ценились во всей Европе.
Когда в Корпус военных инженеров влили сапёрные и минёрные войска, академия фактически разделилась на две: одна часть готовила артиллеристов, другая — инженеров. Это привело к падению престижа заведения. В 1851–1869 годах академию даже «отправили в изгнание» в Клостербрук около Цнайма (ныне — Зноймо, Чехия). В ходе реформ вооружённых сил после Австро-прусской войны 1866 года академию вернули в Вену в Штифтс-казармы (Stiftskaserne). В 1904 году заведение перевели из столицы в Мёдлинг (южнее Вены), но оно продолжало считаться венским.
Учебный комплекс в Мёдлинге строили в 1901–1904 годах, он состоял из главного корпуса и 25 вспомогательных построек. Последние включали в себя конюшни, тренировочные плацы, теплицы, скотобойню, больницу, изолятор, несколько библиотек, бассейн, парикмахерскую и т.д. 4 ноября 1904 года комплекс на 370 учащихся торжественно открыл сам император и король Франц Иосиф I. К сожалению, здания академии не сохранились — они были разрушены в январе 1945 года (в основном бомбардировками). Вместо них позже построили новый комплекс, в котором теперь размещён Высший Технический колледж.
Ученики Инженерной военной академии в основном были выпускниками высшей военной реальной школы в Мериш-Вайскирхене, гражданских гимназий и других высших реальных школ. Учебная программа в этой академии отличалась от принятой в Винер-Нойштадте. Прежде всего это выражалось в том, что усиленно изучались артиллерия и оружейное дело, а также строительство военных объектов.
Среди выпускников академии были военный министр Австро-Венгрии фельдмаршал барон Александр фон Кробатин, последний главнокомандующий австро-венгерских вооружённых сил фельдмаршал барон Герман Кёвешш фон Кёвешшхаза и первый федеральный президент Австрийской Республики Теодор Кёрнер.
В 1913 году пионерное отделение было передислоцировано в Хайнбург — туда же, где располагалась кадетская школа инженерных войск. Отделение возглавил оберст 2-го пионерного батальона Теодор Вейдингер. Саму академию возглавляли офицеры в звании фельдмаршал-лейтенанта.
Обмундирование учащихся было таким же, как и в Винер-Нойштадте, и только вместо винтовок им выдавали штуцера.
Академия Людовики
Название «Академия Людовики» (Ludovica-Akademie или Ludoviceum) происходит от имени жены императора Франца I Марии Людовики Моденской (1787–1816). Она пожертвовала 50 000 флоринов на создание венгерской военной академии, основанной в 1808 году. Предполагалось, что здесь слушатели будут обладать теми же правами, что и учащиеся военной академии в Винер-Нойштадте, но все предметы читали на венгерском языке. В 1830-е годы академия располагалась в нескольких зданиях в Будапеште, а потом переехала в комплекс на улице Юллёй. Венгерская революция временно приостановила учебный процесс. В 1848 году объявили конкурс на замещение должностей директора и преподавателей, и в начале 1849 года академия открылась вновь.
7 ноября 1870 года было даровано «высочайшее благословение» на то, чтобы Академия Людовики перешла под юрисдикцию министра обороны Венгерского королевства. Два года спустя Указом №16 военно-учебное заведение официально получило название «королевская венгерская Академия гонведа, называющаяся “Академия Людовики”» (königlich ungarischen Honved-Akademie unter dem Namen „Ludovica-Akademie“). Этим же указом в академии были организованы курс для подготовки будущих офицеров и курс усовершенствования для обер-офицеров.
В 1883 году в академии создали два отделения для подготовки офицеров действительной службы и офицеров резерва. Также открылись специальные курсы для повышения квалификации штаб-офицеров и подготовки «однолетних добровольцев».
Учебная программа полностью совпадала с программой академии в Винер-Нойштадте. Слушатели были распределены на четыре курса по 60 человек, а каждый курс — на два класса по 30 учащихся.
Абитуриентами могли быть выпускники младших военных реальных школ или гражданских младших гимназий в возрасте от 14 до 16 лет. Всего два выпускника четвёртого курса с наилучшими результатами производились в лейтенанты, а остальные — в кадеты-заместители офицеров (с 1908 года — в фенрихи). Показавшие наихудший результат выпускались в армию в звании кадета-унтер-офицера (Kadettunteroffiziere).
Начальник академии должен был иметь звание оберста или генерала. Его заместитель — оберст-лейтенанта или майора. Преподавательский корпус состоял из штаб- и обер-офицеров.
Обмундирование слушателей Академии Людовики совпадало с униформой пехоты гонведа:
- тёмно-синий гусарский доломан (Dolmany) с красным воротником и обшлагами, украшенными выкладкой шнуром (до 1912 года, позже — двубортный китель);
- тёмно-синее Tschako с золотым галуном вокруг донца;
- прямые брюки (Pantalons) чёрного (до 1912 года) или светло-синего (после 1912 года) цвета с краповыми кантами во внешних швах.
Комплекс учебных зданий Академии Людовики сохранился до наших дней. Теперь в главном корпусе расположен Музей естественной истории, в других зданиях — Школа подготовки воспитателей детских садов.
Военная академия Франца Иосифа
Военно-учебное заведение, готовившее офицеров пехоты и кавалерии ландвера, было создано в 1912 году решением министра обороны Австрийской империи фельдмаршал-лейтенанта барона Фридриха фон Георги. Он распустил венскую Кадетскую школу ландвера и на её базе создал Военную академию, получившую имя правящего императора (Franz-Joseph-Militärakademie). Одновременно была создана высшая военная реальная школа, которая разместилась в соседнем здании с академией в III округе Вены по адресу ул. Бёрхаафигассе, 13–15. Оба военно-учебных заведения в августе 1914 года возглавлял один человек — полковник Генерального штаба Генрих Видень фон Альпенбах.
Академия и школа занимали два здания, построенные в 1895 и 1896 годах по проекту архитектора Франца фон Крауссе. Между собой здания связывал железный мост. В комплексе располагалась и кавалерийская школа ландвера (Landwehr-Reitschule), являвшаяся одним из отделений академии. После Первой мировой войны дом №13 был отдан больнице Фонда Рудольфа (основан императором Францем Иосифом I в 1858 году в честь рождения наследника престола эрцгерцога Рудольфа). Во время Второй мировой войны там располагалась Полицейская больница, но после войны здание вернули фонду. Дом №15 в 1919 году передали Федеральной школе-интернату для девочек, сейчас здесь находится Высшая школа-интернат города Вена.
Литература:
- Адаменко Д. Императорский и королевский военный мундир: 1914 год. — К.: 2011. — 192 с.
- Вооруженныя силы Австро-Венгріи, Часть І. Организація, мобилизація и составъ вооруженныхъ силъ. (По даннымъ къ 1 января 1912 года). — С.-Петербургъ: Военная Типографія, 1912. — С. 166–182.
- Мемуари Вільгельма Габсбурга, полковника УСС. — Электрон. дан. — К., 2010 http://ah.milua.org/memuari-vilgelma-gabsburga-polkovnika-uss
- Janaczek G. Tüchtige Officirs und rechtschaffene Männer: Eine historische Bilderreise zu den Militär-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie. – [Б. м.]: Vitalis, 2007. – 140 s.
- Dr. György Sagvari. Die ungarische Honvéd: Uniformierung und Ausrüstung der ungarischen Landwehr von 1868 bis 1918. — Vienna: Verlag Militaria, 2010. — 672 s.
Комментарии к данной статье отключены.