Формально Азовское море не относится к озёрам, боевые действия на которых рассматривались ранее, однако этот театр военных действий для вермахта до лета 1942 года оставался изолированным. По своим гидрографическим особенностям Азовское море больше похоже на озеро — как размерами, так и преобладающими глубинами. Оно является самым мелким морем в мире, его максимальная глубина не превышает 14,5 метров, а в среднем составляет всего 7,4 метра. По этой причине проблемы при создании здесь собственной флотилии у немцев были примерно такие же, что и на Чудском озере, Ильмене и Ладоге.
Кампании 1942 и 1943 гг. сильно отличались по своему содержанию (в 1941 году у советской Азовской флотилии морского противника не было). В 1942 году советская сторона обладала несомненным техническим преимуществом — по меньшей мере, до перевода в августе кораблей кригсмарине в Азовское море через Керченский пролив. В 1943 году ситуация сложилась с точностью до наоборот. Мы рассмотрим кампанию 1942 года как наиболее насыщенную событиями.
К началу второй военной навигации советская Азовская военная флотилия (АВФ) располагала значительным числом кораблей, в большинстве своём из числа мобилизованных судов. Главной ударной силой были канонерские лодки «Дон», «Буг» и «Днестр», имевшие на вооружении по два 130-мм орудия. Ещё четыре корабля аналогичного класса были вооружены 76-мм пушками. В конце мая 1942 года в состав флотилии вошёл монитор «Железняков». Среди катеров в небольших количествах имелись также малые охотники и торпедные катера. Состав АВФ не был постоянным, особенно в части катеров спецпостройки.
Военно-морские силы противника на Азовском море в описываемый период состояли из хорватского морского легиона, а также формирований, подчинявшихся командованию сухопутных войск и люфтваффе (флотилия Лепер и батальон паромов). В их состав входили малые суда, захваченные в октябре 1941 года в портах Азовского моря, прибывшие весной из Германии катера различного назначения, а также паромы типа «Зибель». Чтобы оценить состояние прибывших катеров (20 единиц, прибыли из Киля 15 июля), процитируем выдержку из архивного документа:
«Речь идёт о моторных катерах различного типа, с разными моторами и т.д. Четыре катера имели дизельные, а остальные — бензиновые двигатели. Большая часть катеров была представительского класса, предназначенная для увеселительных поездок на выходных. Они имели многочисленные удобства типа камбузов, туалетов и так далее, но не имели необходимых жизненно необходимых устройств для обеспечения мореходных и навигационных потребностей, таких как якоря, канаты, компасы и т.п. Большинство двигателей нуждались в профилактике».
В августе к ним добавились несколько быстроходных десантных барж, перешедших из Чёрного моря. Вооружение большинства катеров состояло максимум из 20-мм одноствольного зенитного автомата и пулемётов винтовочного калибра. Более серьёзное вооружение несли паромы. На начало мая 1942 года на их вооружение предполагалось выделить 10 75-мм польских зенитных орудий и 34 счетверённых 20-мм зенитных автоматов. Правда, вскоре выяснилось, что польские зенитки не могут вести огонь по воздушным целям, а на «фирлинги» не хватает подготовленных расчётов. Транспортные перевозки осуществлялись на небольших судах, в большинстве также из числа трофеев.
В задачи военно-морских сил немцев входила, прежде всего, защита своих прибрежных коммуникаций. Периодически возникали замыслы высадки десантов в тыл или фланг обороняющимся советским войскам. Они так и не были реализованы, но скопление мелких плавсредств в портах северного побережья регулярно обнаруживалось советской разведкой. К возможности высадки немецкого десанта советское командование относилось достаточно серьёзно. 6 мая маршал С.М. Будённый, в ту пору главком Северо-Кавказского направления, приказал командующим авиацией подчинённых объединений армии и флота систематическими действиями уничтожать высадочные средства противника в базах, а транспортную авиацию — на аэродромах. Наверное, нельзя с позиций сегодняшнего послезнания критиковать такое решение — тем более что в ходе его реализации советской авиации удалось серьёзно потрепать военно-морские силы немцев.
1942 год характерен тем, что обе стороны широко использовали минное оружие. Если немцы применяли исключительно речные мины типа FMB, то для советской стороны характерно значительно большее разнообразие. Ставились якорные и донные мины, как с кораблей, так и с воздуха, в оборонительных и в активных заграждениях. В свою очередь, донные мины использовались как английского производства A-I/IV, так и отечественные типа МИРАБ. Наибольшие проблемы были с авиационными минами типа АМГ. Мелководность бассейна не позволяла использовать их с автоматической установкой глубины, поэтому постановки производились по измеренной глубине, что, конечно, сказывалось на эффективности. В ночь на 28 мая было выставлено 10 мин АМГ у Мариуполя и косы Кривая, а в ночь на 29 мая — три минные банки по пять якорных мин у северного побережья. 31 июля четыре английские мины A-IV сбросили на подходах к Геническу. Рано утром 20 июня в 4 милях южнее Мариуполя подорвался сейнер MFK2263, два члена экипажа были убиты, ещё два тяжело ранены. Не исключено, что он стал жертвой выставленной в мае АМГ.
К постановкам мин с надводных заградителей моряки АВФ приступили в июне. Постановки осуществлялись с различных классов кораблей и катеров, а также с барж, буксируемых канонерскими лодками. Всего за июнь-август было поставлено 435 мин образца 1926 года, 72 типа Р-1, 235 типа А- I/IV и 19 МИРАБ.
Потери противника были зафиксированы только в районе Мариуполя. 28 июля в 6 милях южнее порта Мариуполь погиб «Зибель», принадлежавший сухопутным войскам. Три человека погибло, четыре пропали без вести, восемь были тяжело ранены. 18 августа мина взорвалась в 5 метрах от другого парома из состава флотилии люфтваффе. Корабль получил пробоину в кормовой части, но потерь в личном составе на этот раз не было.
Ещё более эффективным стало оборонительное заграждение у входа в порт Ейск. На этот раз хорошо себя показали индукционные мины МИРАБ, которых было выставлено всего семь (по другим данным — 14). На них подорвались и погибли быстроходная десантная баржа F133, «Зибель» люфтваффе и хорватский буксир.
Минные заграждения, выставленные немцами весной 1942 года в оборонительных целях, никакого ущерба советской флотилии не нанесли, зато хорватский легион от них пострадал изрядно. Ещё при постановке завершающей линии заграждения у Геническа 19 апреля одна из мин взорвалась при падении в воду. Две мины, ещё находившиеся на борту катера-заградителя, сдетонировали. В результате мощного взрыва погиб не только этот, но и находившийся рядом другой заградитель. Людские потери составили три офицера и 19 матросов убитыми, ещё два офицера и четыре матроса были ранены. 6 сентября на этом же заграждении погибли хорватские сторожевой и лоцманский катер. Впрочем, не исключена и вероятность гибели этих катеров на английских минах, поставленных советской авиацией.
Несколько выходов к северному побережью совершили корабли АВФ. Канонерские лодки со 130-мм орудиями обстреливали порт Мариуполь 29 апреля, 27 мая, 17 июля и 4 августа. 7 и 17 июля канонерские лодки «Серафимович» и «Ростов-Дон» вели огонь по Таганрогу. Документы противника сообщают о следующих результатах обстрела Мариуполя. 27 мая «незначительный ущерб у кригсмарине». В ночь на 18 июля повреждено здание штаба морского коменданта Крыма. 4 августа возник сильный пожар на железнодорожной станции, горел состав с горючим. Надо также учитывать, что в документах кригсмарине не всегда отражались потери сухопутных войск и люфтваффе, так что действительный эффект от этих операций мог быть и выше. С другой стороны, почти всегда набеги кораблей сопровождались ударами авиации, так что успех мог принадлежать как лётчикам, так и морякам.
Кроме артиллерийских ударов, корабли и катера АВФ высаживали разведывательные группы, обстреливали мелкие населённые пункты или предполагаемые позиции противника, оказывали огневую поддержку обороняющимся советским частям. Иногда между катерами противоборствующих сторон происходили боевые столкновения. Как правило, они заканчивались вничью, но в ночь на 26 июля удача улыбнулась советским морякам. В ходе поиска у косы Кривая сторожевой катер №175 и торпедный катер №154 обнаружили катера противника. Согласно советским документам, были потоплены два мотобота: один, вооружённый двумя пулемётами, второй с малокалиберной пушкой и пулемётом. Экипаж каждого состоял из четырёх немцев и двух украинских добровольцев. Немцы сообщают, что был потоплен катер WM2412, экипаж которого пропал без вести. По некоторым данным, часть моряков попала в плен.
Участвовала в борьбе на вражеских коммуникациях и береговая артиллерия флотилии. Расположенная на южном берегу Таганрогского залива стационарная береговая батарея №661 (три 130-мм орудия) неоднократно вела обстрел города и порта Таганрог. Немецкие источники во всех случаях отмечали сам факт обстрела, но существенный ущерб зафиксирован только однажды. В ночь на 17 июля, по немецким данным, на порт было сброшено около 10 бомб и выпущено 80 снарядов. Из состава «флотилии Лепер» один мотобот был потоплен, один сильно повреждён. Погиб один человек убит, трое было ранено.
Наибольший ущерб немецко-хорватской флотилии нанесла авиация — как приданная АВФ, так и ВВС КА. В начале 1942 года авиация АВФ состояла из 9-й и 87-й отдельных истребительных авиаэскадрилий, вооружённых устаревшими истребителями И-16 и И-15. Этих сил хватало, чтобы прикрывать свои корабли во время рейдов к северному побережью Азовского моря или наносить удары по слабо вооружённым катерам противника. Массированные налёты на азовские порты осуществляла авиация Черноморского флота. Иногда на аэродромы флотилии перебрасывались группы самолётов из состава ВВС ЧФ.
Наибольшее внимание советские лётчики уделяли Мариуполю. Вот несколько наиболее удачных для советской стороны эпизодов. В ночь на 23 мая 1942 года неплохо поработали 10 бомбардировщиков СБ, бомбивших одиночно Мариуполь. По немецким данным, с 20:30 по 21:30 по берлинскому времени в гавани верфи был уничтожен катер WM2212 и повреждены ещё четыре (WM2824, WM2808, WM2245 и WM2205). Осколки продырявили корпус лихтера «Крестьянка» и плавучий док. В ночь на 2 июня два гидросамолёта МБР-2 бомбили плавучие средства в Мариуполе. Осколочные повреждения получил лихтер «Республика».
Наиболее успешным для советской авиации был налёт, состоявшийся ранним утром 12 июля. По наблюдениям противника, в налёте принимали участие 50–60 самолётов, в том числе не менее 40 бомбардировщиков. Удар, действительно, был мощный, в нём принимала участие как флотская авиация, так и самолёты 5-й воздушной армии.
К сожалению, данными по армейской авиации мы не располагаем, а участие авиации флота было следующим. С 06:20 до 06:30 10 ДБ-3 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка с высоты 3000–3500 метров сбросили 7 ФАБ-250, 72 ФАБ-100, 16 ФАБ-50 и 660 килограммовых «зажигалок». Ещё 11 таких машин, принадлежавших 36-му авиаполку, сбросили 4 ФАБ-500 и 82 ФАБ-100. Удар «Ильюшиных» дополнили шесть Пе-2 и шесть СБ из 40-го авиаполка. Они обрушили на цели 72 ФАБ-100. Бомбардировщики сопровождали 24 ЛаГГ-3 и 12 Як-1. Потери черноморцев были минимальны: один «ЛаГГ», подбитый зенитной артиллерией (по другим данным, повреждённый в воздушном бою),совершил вынужденную посадку в районе села Должанка и был разбит. Лётчик не пострадал. Ещё у одного Як-1 стабилизатор поцарапали осколки зенитных снарядов.
Результаты налёта были впечатляющими. Серьёзно пострадала хорватская флотилия. Сторожевой катер WM2268, введённый в строй накануне, был потоплен прямым попаданием. WM2272, стоявший на верфи, также получил прямое попадание и затонул. Некоторым утешением для противника служил тот факт, что катера затонули на малой глубине, и их можно было поднять или как минимум снять вооружение. Затонул от прямого попадания разъездной катер, использовавшийся в качестве тральщика. Ещё один такой катер сгорел вместе со штабелем бочек дизельного топлива, складированного на пирсе. Несколько катеров, парусный пинас и два разъездных катера были повреждены осколками, в том числе флагман хорватской флотилии сторожевой катер WM2224. Получил попадание бомбы склад флотилии — правда, на тот момент пустой. Находившийся рядом продовольственный склад горел в течение 30 часов, вышла из строя электростанция — были повреждены две турбины.
Потери в людях хорватской флотилии были следующими: взрывом бомбы сброшен в воду и утонул один украинский доброволец, четыре хорватских матроса, украинский доброволец и немец-шофёр были ранены, причём один хорват — тяжело. К этому числу следует приплюсовать не указанное в документах число военнослужащих, получивших лёгкие ранения и ожоги, не требовавшие госпитализации. Общее число пострадавших военнослужащих кригсмарине составили один убитый, трое тяжело- и семь легкораненых.
В ночь на 20 июля Мариуполь целую ночь подвергался налётам советских самолётов. Порт одиночно бомбили пять СБ из 40-го авиаполка, а также 16 МБР-2 из 119-го авиаполка. С высоты от 800 до 2100 метров было сброшено 62 ФАБ-100, 34 ФАБ-50 и 9 САБ-3. Прямым попаданием был потоплен хорватский сторожевой катер WM2210, получил повреждения и затонул плавучий док. Правда, он был поднят на следующий день, но использоваться по назначению уже не мог. Также были повреждены буксиры «Соломбала» и «Алеут», пострадала наземная инфраструктура — причалы, подъездные пути, здания портовой комендатуры.
В ночь на 1 августа четыре СБ бомбардировали плавучие средства в Геническе. Прямым попаданием был повреждён сторожевой катер WM3005. Потерь в личном составе у немцев не было.
Конечно, при налётах на порты под бомбы попадали не только суда и корабли. 29 апреля в Таганроге бомбами был уничтожен склад горючего, повреждены три других склада. В Мариуполе 20 мая пострадала высоковольтная сеть судоверфи, была уничтожена часть токарного и полностью сварочное оборудование. Одна бомба попала в крышу электростанции. Немцы впервые отметили использование советскими лётчиками зажигательных бомб и бомб крупного калибра. В ночь на 25 мая четыре МБР-2 засыпали Мариуполь «зажигалками». Сильно пострадали армейские ремонтные мастерские. Сгорело восемь грузовых и пять легковых машин, а также один прицеп. Было уничтожено всё оборудование и запасные части. В ночь на 29 мая прямым попаданием был повреждён причал в Хлебной гавани.
Попутно с налётами на объекты портовой инфраструктуры авиация ВВС ЧФ наносила удары и по аэродромам базирования противника. В ночь на 24 апреля мариупольский аэродром бомбили восемь МБР-2, четыре СБ и три ДБ-3. По данным противника, был уничтожен «Мессершмитт» Bf 109E W.Nr.6087 из состава хорватского отряда 15./JG 52. К сожалению, не вернулся домой и один МБР-2. При налёте на мариупольский аэродром в ночь на 30 апреля пропал без вести один ДБ-3.
Интересный случай произошёл 29 мая при налёте на Бердянск. Сопровождавшие ударные машины советские истребители атаковали румынский разведчик, возвращавшийся из разведки морского сектора. Штурман был убит, пилот и стрелок-радист ранены. Пилоту удалось благополучно посадить повреждённый самолёт на мелитопольский аэродром.
Достаточно часто ударам подвергались катера противника при нахождении их в море или на переходах. Так, 26 мая в 19:00 два сторожевых катера были атакованы советскими истребителями. Один катер был повреждён, погиб немец-командир катера, ещё трое были ранены, в том числе один тяжело. Также были убиты два украинских добровольца. С большой уверенностью можно утверждать, что удачный налёт произвело звено И-16 под командованием лейтенанта В.А. Калинина из 3-го авиаполка (группа майора К.П. Бухтиярова). По донесению лётчиков, в 19:30–19:40 они безуспешно атаковали два мотобота на траверзе Юрьевки, атака производилась с высоты 50–20 метров. Все бы действовали так безуспешно!
28 мая, как сообщалось в немецких донесениях, были атакованы истребителями все находившиеся в море катера. Это снова были действия группы майора К.П. Бухтиярова из 3-го авиаполка. Группа работала с аэродрома Ейск и силами семи И-16 выполнила за день три вылета для ударов по плавсредствам противника. В каждом вылете советские лётчики атаковали морские цели. Ещё дважды нанёс удар лейтенант В.А. Калинин, вылетавший утром на воздушную разведку.
Результаты действий группы Бухтиярова произвели впечатление на противника: 30 мая из-за постоянной опасности нападений с воздуха немцы прекратили судоходство в районе Таганрога.
12 июля в 04:30 два советских истребителя атаковали хорватский сторожевой катер WM3000, стоявший на якоре у косы Кривой. От попадания зажигательных пуль на катере возник пожар в носовом жилом кубрике. Кубрик почти полностью выгорел, но катер остался в строю. Этому же катеру вновь не повезло 23 июля. В 15:20 группа сторожевиков подверглась налёту шести советских самолётов, сбросивших бомбы малого калибра и обстрелявшие хорватов из бортового оружия. WM 3000 получил повреждения, но опять из разряда лёгких.
Приведённые примеры свидетельствуют, что советская авиация на Азовском море действовала довольно успешно. Для полноты впечатления приведём документы, в которых говорится о том впечатлении, которое эти налёты произвели. Телеграмма офицера связи ВМС при 1-й танковой армии вермахта от 19 мая 1942 года гласила:
«После того, как массированные налёты стали устремляться на порт Мариуполя, настоятельно требуется, как минимум, временно, одна тяжёлая зенитная батарея. Выход из строя единственной на Азовском море Мариупольской верфи будет препятствовать реализации дальнейших планов 1-й танковой, а затем и 11-й армии. Пока ущерб находится в допустимых пределах. Недавнее применение противником зажигательных бомб вынуждает считаться с большими разрушениями в производственных цехах, складах и так далее. Лёгкие батареи для этого недостаточны. ВМС не располагают в юго-восточном регионе зенитной артиллерией, кроме той, что установлена на судах снабжения».
В этот же день командир 311-го артиллерийского командования, отвечавший за береговую оборону азовского побережья, доносил начальству:
«Воздушные налёты последнего времени ясно показали главную цель противника — это портовые сооружения, особенно в Мариуполе. Прибытие в течение последних дней паромов «Зибель», происходившее в дневное время, не ускользнуло от пристального внимания русских шпионов. Можно предполагать, что налёты будут усиливаться и в будущем…
Количество и вес сбрасываемых бомб превосходят то, что было ранее. Налёты производятся на высоте, безопасной от огня лёгкой зенитной артиллерии. В результате русские самолёты обнаруживаются прожекторами, но борьба с ними не ведётся. Важность прикрываемых объектов… требует наличия, минимум, одной тяжёлой батареи. Опыт показывает, что русские весьма опасаются тяжёлых батарей и только в редких случаях производят прицельное бомбометание».
К сожалению, судьба советской Азовской военной флотилии была решена не на море, а на суше. В связи с неблагоприятным развитием событий на Северокавказском направлении советские корабли вынуждены были оставить свои базы и прорываться в Чёрное море. В это же время резко усилилось воздействие немецкой авиации, что привело к повреждению или гибели ряда кораблей АВФ, в том числе нескольких канонерских лодок. Понятно, что в тех условиях повреждение корабля означало и его гибель. В южные базы удалось прорваться монитору «Железняков», СКР-ТЩ «Мариуполь», пяти катерным тральщикам и одному сторожевому катеру. Большие потери понесли при эвакуации суда гражданских ведомств.
Авторы выражают благодарность Андрею Кузнецову за помощь при работе над статьёй.
Источники и литература:
- ЦВМА, Ф. 1087, Оп. 5, Д. 1032
- ЦВМА, Ф. 1522, Оп. 23, Д. 4
- Национальный архив США NARA Т-313 roll 031
- Национальный архив США NARA T-1022 roll 2542
- Национальный архив США NARA T-1022 roll 2594
- Национальный архив США NARA Т-1022 roll 2618
- Денисов Б.А. Использование мин Военно-морским флотом СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть I, II, III — М., 1955
Комментарии к данной статье отключены.