В отличие от сокоцу-си и канси, дзюнси — это самоубийство, совершённое самураем после смерти своего господина. Это слово обозначается двумя иероглифами: дзюн — «принести себя в жертву, отдать жизнь» и си — «смерть», что можно перевести как «самоубийство вослед» или «смерть во имя». Традиция предписывала самураю быть верным господину не только в жизни, но и в смерти.
Практика дзюнси
Как правило, дзюнси носило массовый характер. В 1338 году, когда императорский военачальник Нитта Ёсисада погиб во время штурма крепости Фудзисимы, обороняемой монахами храма Хэйсэндзи, несколько ближайших самураев Нитты сразу же совершили дзюнси возле его тела. Впрочем, и самоубийство Нитты Ёсисады является одним из примечательнейших в истории сэппуку. Во время сражения конь Ёсисады был сражён стрелой и рухнул, придавив ногу всадника. Ещё одна стрела пробила шлем Нитты и воткнулась ему в лоб. Не имея возможности дотянуться до живота, Нитта Ёсисада мечом отрубил себе голову.
Пожалуй, самый массовый случай дзюнси произошёл в 1333 году после захвата вышеупомянутым Ниттой столицы клана Ходзё — Камакуры. Члены семейства Ходзё вместе с главой клана Ходзё Такатоки удалились в храм Тосёдзи, где все 283 самурая совершили сэппуку. Узнав об этом, их вассалы вскричали: «Наш господин покончил с собой! Пусть все преданные люди последуют за ним!» — и совершили дзюнси. За семейством Ходзё последовало около 320 самураев.
В большинстве случаев дзюнси совершалось непосредственно сразу после смерти господина. В том же случае, если у самурая было время на раздумье, он выбирал жизнь. После смерти Нитты Ёсисады его брат Нитта Ёсисукэ принял решение повести армию Нитты в бой, чтобы погибнуть там, где сложил голову их военачальник. Но за целый день у самураев Нитты было время подумать, и бо́льшая их часть либо дезертировала, либо вообще перешла на сторону противника.
Известен случай совершения дзюнси до смерти господина. В 1582 году Симидзу Мунэхару, оборонявший замок Такамацу от войск Тоётоми Хидэёси, был вынужден по условиям мирного договора совершить сэппуку. Один из его вассалов, пригласив Мунэхару к себе в комнату, сообщил ему, что сделать сэппуку совсем не сложно. После этого он распахнул кимоно и продемонстрировал господину свой распоротый живот. Впечатлённый Мунэхара лично взял на себя обязанности кайсяку, помощника совершающего сэппуку самурая, и отрубил верному вассалу голову, чтобы прекратить его мучения.
Дзюнси и самурайское общество
Следует отметить, что дзюнси вызывало неоднозначное отношение в самурайском обществе. С одной стороны, дзюнси производило сильное впечатление на окружающих, а с другой — увеличивало количество ненужных смертей, ведь совершивший самоубийство самурай ещё мог пригодиться клану. Дзюнси, совершённое во время сражения, нареканий практически не вызывало, однако в мирное время абсолютно не приветствовалось. Уходя из жизни вслед за своим господином, самурай демонстрировал этим, что он больше никому не сможет служить. Это было вполне оправданно в кровавый период Сэнгоку Дзидай, но в последующее мирное время не способствовало благополучию клана.
В начале периода Эдо около двадцати знатных самураев различных кланов совершили дзюнси после смерти своего даймё. Это вызвало негативную реакцию сёгуна Токугавы Иэясу, который осудил практику дзюнси и объявил, что лучшим примером верности господину является служба его наследнику. Запрет дзюнси подтвердил Токугава в так называемом «Завещании Иэясу» — собрании законов, изданных в 1616 году. Но обычай дзюнси столетиями укоренялся в японском менталитете. В 1651 году закон нарушили те, кто его и создавал. После смерти сёгуна Токугавы Иэмицу, внука Иэясу, пять его старших вассалов совершили самоубийство.
Следующий запрет относится к 1663 году. В новом законе указывалось:
«В случае, если господин предвидит, что некий вассал склонен принести себя в жертву, господину надлежит при жизни строго предписать ему не делать этого. Если же господин пренебрежёт этим, то это будет считаться его виной. Его наследник не избежит соответствующего наказания».
Через пять лет настала необходимость применить закон на практике: вассал умершего даймё клана Окудайра совершил дзюнси. Поскольку предки Окудайра в прошедшие годы оказали ряд услуг дому Токугава (в частности, Окудайра защищал замок Нагасино в 1575 году во время знаменитой битвы), то никакого наказания для наследника даймё не последовало — вся тяжесть вины легла на семью вассала. Двум его сыновьям было приказано совершить сокоцу-си, а двух зятьёв, один из которых принадлежал к семье Окудайра, отправили в ссылку. Только после этого случая самураи одумались, и со второй половины XVII века практика дзюнси прекратила существование. Но, как оказалось, не навсегда.
Сорок семь самураев
Об истории, приключившейся с сорока семью самураями, написаны сотни книг, и сняты десятки кинофильмов — лучшим из них, пожалуй, является «Падение замка Ако» режиссёра Киндзи Фукасаку, вышедший на экраны в 1978 году.
В 1701 году между императорским церемониймейстером Кирой Ёсинакой и князем Асано Наганори вспыхнул конфликт. Причиной послужило знание, а точнее незнание Асано придворного этикета. Он был недавно назначен на придворную должность, и в его обязанности входил приём гостей. Старший церемониймейстер Кира не научил молодого князя всем тонкостям придворных приёмов. Вернее, он был не против научить, но при этом желал, чтобы передача знания была оплачена. Зачастую западные исследователи пишут, что Ёсинака банально вымогал взятку, но для восточного человека подарок при обращении за помощью является распространённым явлением. В Японии XVII века эта традиция была повсеместной: даже сёгун, фактический правитель государства, отправлял подарки императору, обращаясь к последнему с просьбой.
Принимая императорских послов в замке Эдо, Асано допустил оплошность при соблюдении ритуалов этикета, что привело к насмешкам со стороны придворных. Вне себя от злости, он выхватил меч и накинулся на Ёсинаку, пытаясь его убить. Однако, будучи облачённым в неудобные церемониальные одежды (по-видимому, свою роль сыграли шаровары-нагабакама: штанины в них были настолько длинными, что волочились по полу), поскользнулся и лишь дважды ранил своего противника. Преступление Асано состояло в том, что он обнажил меч во дворце, где пользоваться любыми видами оружия было строго запрещено. Князя схватила дворцовая стража, и по приказу сёгуна Токугавы Цунаёси он был вынужден совершить сэппуку. Клан Асано Наганори был распущен, а замок Ако конфискован властями. Все самураи клана стали ронинами, то есть самураями без господина.
Сорок семь самураев Асано решили отомстить за своего князя и начали готовиться к убийству Ёсинаки. Кира, ожидая чего-то подобного, усилил свою охрану и старался как можно реже выходить из дома. Разработка покушения на Ёсинаку превратилась чуть ли не в подготовку к военной кампании и заняла больше года. Чтобы усыпить внимание жертвы, самураи сделали вид, что обо всём забыли и предались пьяным кутежам и разврату. Глава заговорщиков Оиси Кураносукэ даже бросил жену и завёл любовницу. Но несмотря на ежедневные пьянки, ронины постоянно следили за усадьбой Ёсинаки. Когда тот успокоился и распустил нанятую охрану, пришло время действовать.
Морозной ночью 30 января 1703 года вооружённые до зубов ронины напали на жилище Киры. После непродолжительной стычки, в которой было убито шестнадцать домочадцев Ёсинаки, церемониймейстер был найден в угольном чулане и обезглавлен. Его голову ронины отнесли на могилу князя Асано. Потери нападающих оказались незначительными: четверо легкораненых. На следующий день они сдались властям. Все, кроме одного. Терасака Кицэемон, ронин самого низкого ранга, был отправлен к родственникам Асано, чтобы рассказать им об успехе предприятия.
Суд над ронинами длился несколько месяцев. Приговор бакуфу гласил: все сорок шесть сдавшихся самураев обязаны совершить сэппуку. Их предсмертным желанием стала просьба быть погребёнными в храме Сэнгаку, рядом с могилой князя Асано. В наше время эти могилы являются своеобразным символом самурайского духа и местом паломничества туристов.
Стоит отметить, что в самой Японии неоднозначно восприняли акт самурайской мести. Наряду с апологетами сорока семи самураев нашлось немало критиков. В частности, Дадзаи Сюндай обвинял ронинов в промедлении с местью: ведь пожилой Кира мог и сам умереть раньше, а также в промедлении с собственной смертью. По его мнению, самураи были обязаны совершить сэппуку сразу, как только принесли голову церемониймейстера на могилу Асано, но они продемонстрировали явное желание сохранить свою жизнь, понадеявшись на милость сёгуна. С Сюндаем соглашался неизвестный самурай, считавший, что действия сорока семи ронинов не выходят за пределы самурайских обычаев и, соответственно, не являются выдающимся событием.
Последние отголоски
На протяжении XVIII–XIX веков дзюнси постепенно исчезает из японских традиций. Поэтому из ряда вон выходящим событием стала смерть героя русско-японской войны генерала Ноги Марэсукэ. 13 сентября 1912 года, накануне похорон императора Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили дзюнси. Ноги командовал японской армией во время китайско-японской войны 1894–1895 годов, а также руководил осадой Порт-Артура в 1904–1905 годах. Кроме того, он был воспитателем будущего императора Хирохито.
Поступок Марэсукэ ошеломил общество. Генерал отказался от помощника-кайсяку, чей удар мечом рубил голову и прекращал мучения жертвы. Вспоров себе живот, Ноги нашёл в себе силы надеть и застегнуть белый парадный китель, чтобы выглядеть более торжественно. Некоторые современники расценили его поступок как проявление неверности по отношению к императорскому дому. К тому же это было прямым нарушением закона. Однако этот акт наглядно продемонстрировал, что самурайский дух продолжал жить.
Продолжение традиции
В XIX веке обычай сэппуку всё больше предавался забвению, хотя время от времени старая традиция давала о себе знать.
После реставрации Мэйдзи Тосиакира Кавадзи, занимавший пост казначея (он известен тем, что в 1855 году подписал Симодский трактат, регулировавший русско-японские отношения), выразил протест против передачи власти императору: он совершил сэппуку перед замком сёгуна в Эдо. Впрочем, существует версия, что, пытаясь идти в ногу со временем, 67-летний Тосиакира вместо меча использовал револьвер.
Также сэппуку совершил и Сайго Такамори — вождь Сацумского восстания, воспетый Голливудом «последний самурай». Раненного пулей в пах Сайго вынес с поля боя его сторонник Бэппу Синсукэ. Найдя подходящее место для ухода из жизни, Такамори поклонился в сторону императорского дворца, после чего вспорол мечом живот. Бэппу исполнил функции помощника. Отрубив умирающему вождю голову, он бросился в атаку на врага и погиб от пули.
Последние массовые случаи сэппуку отмечены в годы Второй мировой войны. Самоубийство совершали многие японские воины — от рядового до генерала. Пик сэппуку пришёлся на последний год войны, когда первоначальные успехи японцев померкли и впереди замаячило поражение. Не видя возможности победить, самурай с честью уходил из жизни.
Литература:
- Рубель, В.А. Японська цивілізація: традиційне суспільство і державність / В.А. Рубель. — Київ: «Аквілон-Прес», 1997.
- Сато, Х. Самураи: история и легенды / Хироаки Сато. — СПб: Евразия, 2003.
- Синицын, А.Ю. Самураи — рыцари страны восходящего солнца. История, традиции, оружие / А.Ю. Синицын. — СПб.: Паритет, 2007.
- Тёрнбулл, С. Кодекс самурая. Воспитание воина / С. Тёрнбулл. — М.: Эксмо, 2009.
- Тёрнбулл, С. Самураи. Военная история / С. Тёрнбулл. — СПб.: Евразия, 1999.
- Bodart-Bailey, B.M. The Dog Shogun: The Personality and Policies of Tokugawa Tsunayoshi / Beatrice M. Bodart-Bailey. — Honolulu: University of Hawai'i Press, 2006.
- Kure, M. Samurai: An Illustrated History / Mitsuo Kure. — London: Compendium, 2001.
- Otake, R. Katori Shinto-ryu: Warrior Tradition / Risuke Otake. — Koryu Books, 2007.
- Turnbull, S. Kawanakajima 1553–64: Samurai Power Struggle / Stephen R. Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2003.
- Turnbull, S. The Revenge of the 47 Ronin. Edo 1703 / Stephen Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2011.
- Turnbull, S. The Samurai Sourcebook / Stephen R. Turnbull. — London: Arms & Armour Press, 1998.
Комментарии к данной статье отключены.