Деятельность метеорологической службы кригсмарине в годы Второй мировой войны не приносила прямого ущерба силам союзников и поэтому не получила такой широкой известности, как операции подводных лодок или надводных кораблей третьего рейха. Однако в самом немецком флоте метеослужбе придавали огромное значение. Над задачей постоянного обеспечения командования достоверными данными в ней работали лучшие инженеры и учёные с мировым именем. Несмотря на внешне мирный образ интеллигентов-учёных на службе государства, история тайных операций метеорологов рейха, их технологии и подготовка больше подходят к описанию мощной спецслужбы, не знающей сантиментов при достижении цели.
Прогноз погоды как оружие
С окончанием Первой мировой войны для метеорологии наступило время новых вызовов и новых возможностей. Начиналась эра трансатлантических перелётов, и авиация, регулярно обновляющая мировые рекорды дальности, высоты и скорости, требовала всё более точных и оперативных метеопрогнозов. Мировая сеть метеостанций постоянно расширялась, постепенно начала формироваться международная система обмена метеорологической информацией, чему способствовал и бурный прогресс радиосвязи.
Уже в 1921 году французские специалисты предложили идею «судна погоды», которое находилось бы в стационарной точке океана и передавало необходимые наблюдения или ретранслировало данные с проходящих судов. Но только с 1936 года такие экспериментальные суда появились в Великобритании, а затем во Франции; при этом для получения данных в верхних слоях атмосферы на них начали применяться метеорологические радиозонды. Начиная с 1939 года в роли разведчиков погоды стали выступать и корабли Береговой охраны США. Разразившаяся Вторая мировая война привела к быстрому разрушению европейской системы обмена метеоданными, и в наиболее сложном положении в этой ситуации оказались ВМС и ВВС агрессора — Германии.
Командование кригсмарине с самого начала с большим вниманием относилось к вопросам метеорологического обеспечения, поэтому, как только приход к власти нацистов позволил приступить к увеличению возможностей флота, в октябре 1933 года из запаса был призван 50-летний капитан цур зее Фриц Конрад (Fritz Conrad). Это был незаурядный офицер, который прошёл все ступени строевой службы на флоте во время Первой мировой и зарекомендовал себя как талантливый гидрограф, исследователь и изобретатель в области океанографии, геофизики, астрономии и метеорологии. К моменту возвращения на военную службу он имел докторскую степень в области географических наук, полученную в Берлинском университете, и считался самым опытным и авторитетным специалистом-гидрографом не только на флоте, но и в германском научном сообществе вообще.
2 ноября 1939 года Фриц Конрад возглавил метеорологическую службу кригсмарине (Marinewetterdienst), которая с началом войны была значительно реорганизована и расширена с привлечением лучших специалистов германских университетов. Уже спустя три недели, во время первой боевой операции немецких линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) у берегов Исландии, метеоролог на борту флагмана смог предоставить командующему соединением адмиралу Вильгельму Маршаллю (Wilhelm Marschall) безошибочный прогноз перемещения циклона. Это помогло линкорам прорваться в Германию под прикрытием штормовой погоды, и синоптика представили к боевой награде. Но война только начиналась, и главные «сражения» метеорологов были ещё впереди.
Траулеры идут не за рыбой
«Кухней погоды» для северной Европы является Арктика, и первое время немцам сильно помогало то, что метеостанции нейтральных скандинавских стран в Гренландии, Исландии и на Шпицбергене продолжали передавать международные метеосводки. Дополнительную информацию предоставляли дальние воздушные разведчики люфтваффе, но планируемые флотом операции рейдеров требовали более надёжного и достоверного прогнозирования.
Решение вопроса было очевидным, и начиная с марта 1940 года началось развёртывание программы кораблей-разведчиков погоды (Wetterbeobachtungsschiff — WBS). Это были дизельные рыболовные траулеры новой постройки тоннажем около 300 брт. Как правило, экипаж включал в себя 15 членов команды и пять метеорологов кригсмарине или люфтваффе. В вопросах разведки погоды флот и авиация плодотворно сотрудничали, иногда пассажирами «веттершиффов» становились и сотрудники абвера.
В марте 1940 года траулеры «Адольф Финнен» (WBS 5 Adolf Vinnen), «Хинрих Фрезе» (WBS 4 Hinrich Freese) и «Фриц Хоман» (WBS 3 Fritz Homann), замаскированные под обычных рыбаков, были впервые развёрнуты в Датском проливе и в районе острова Ян-Майен. Они должны были обеспечить прорыв в Атлантику вспомогательного крейсера «Атлантис» (Atlantis), и в дальнейшем все рейдерские операции кригсмарине обеспечивались подобным образом.
После вторжения вермахта в Данию и Норвегию норвежские метеостанции Шпицбергена и острова Медвежий продолжили свою работу, так как норвежское население этих территорий продолжало снабжаться властями оккупированной Норвегии, а на Шпицбергене к тому же добывали уголь советские шахтёры. Но метеостанции Исландии и Гренландии взяли под контроль англичане и американцы, что значительно затруднило работу метеослужб рейха. Автономность первых траулеров-разведчиков не превышала 25–30 суток, из которых половину они тратили на переход в район наблюдений. В ходе дополнительного переоборудования этот показатель был увеличен до 90 суток, но «веттершиффов» всё равно не хватало. В результате для передачи метеосводок из Северной Атлантики командование кригсмарине было вынуждено привлекать даже подводные лодки, израсходовавшие свои торпеды.
24 октября 1940 года «веттершиффы» понесли первую потерю. «Адольф Финнен», обеспечивавший прорыв в Атлантику рейдера «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer), был расстрелян отрядом английских эсминцев в 300 милях от норвежского побережья; из экипажа спаслись только пять человек. Ночная атака англичан была столь стремительной и неожиданной, что выживший радист траулера при опросе в штабе военно-морской группы «Норд» доложил, что корабль был потоплен артиллерией английской подводной лодки.
Для обеспечения рейдерской операции «Адмирала Шеера» немцы в конце октября также решили закрепиться на острове Ян-Майен, который очень выгодно располагался между Гренландией и Норвегией. Однако попытка «Хинриха Фрезе» создать там гидроаэродром подскока для двух поплавковых разведчиков «Хейнкель» He 115 из 506-й береговой авиагруппы закончилась неудачей. 29 октября один из самолётов потерпел аварию на посадке и затонул, экипаж спас «веттершифф». Второй «Хейнкель» дозаправили и пришвартовали в заливе, но ночью его уничтожил шторм. 5 ноября «Хинрих Фрезе» вернулся со спасёнными лётчиками в Тронхейм.
16 ноября 1940 года немцы вновь попытались высадиться на Ян-Майен, но английская разведка вскрыла их планы, и «Хинриха Фризе», идущего с метеогруппой люфтваффе и группой абвера на борту, уже ждали крейсер «Наяд» (HMS Naiad) и два вооружённых траулера. «Веттершифф» выбросился на скалы, потеряв двух человек погибшими, остальных взяли в плен англичане. Схватка за Ян-Майен закончилась в пользу британцев, которые оборудовали там свою метеостанцию.
1941 год стал для Фрица Конрада, уже контр-адмирала, годом новых потерь и новых трудностей в обеспечении кригсмарине точными метеопрогнозами. Королевский флот начал широкомасштабную и методичную охоту за «веттершиффами», при этом главную цель англичане видели не в уничтожении траулеров, а в захвате шифровальных машин «Энигма» и кодов к ним.
7 мая 1941 года в 15:00 по Гринвичу три британских крейсера и четыре эсминца, развернулись в линию с интервалами в 10 миль, начали поиск в районе острова Ян-Майен, где радиоразведка засекла немецкий «веттершифф». Удача улыбнулась охотникам уже через два часа, когда эсминец «Сомали» (HMS Somali) захватил траулер «Мюнхен» (WBS 6 München). Командир траулера выбросил шифровальную машину за борт, но шифровальные книги уничтожить не успел. Для дезинформации немцев англичане официально сообщили, что разведчик погоды потоплен.
Уже 28 июня та же судьба постигла траулер «Лауэнбург» (WBS 3 Lauenburg) — в том же районе его перехватил крейсер «Нигерия» (HMS Nigeria), сопровождаемый эсминцами «Тартар» (HMS Tartar), «Бедуин» (HMS Bedouin) и «Юпитер» (HMS Jupiter). На этот раз англичане пошли на хитрость: обнаружив «Лауэнбург», артиллеристы «Тартара» открыли шквальный огонь, стараясь не попасть в траулер и вынудить немцев в панике оставить его. Всё так и получилось, однако история повторилась: «Энигму» немцы утопили, но всю документацию бросили на корабле, и англичане получили шифровальные ключи кригсмарине на июль 1941 года.
Потеря двух траулеров была болезненной для Фрица Конрада, но вторжение вермахта в СССР ещё более радикально изменило обстановку на всём театре метеорологической войны.
Бутон Шпицбергена
В августе 1941 года англичане эвакуировали норвежскую метеостанцию с острова Медвежий, а затем провели операцию «Гонтлет» (Gauntlet — «латная рукавица») по эвакуации норвежского и советского персонала со Шпицбергена. Уже 3 сентября метеостанции Шпицбергена перестали выходить в эфир, и метеослужба кригсмарине полностью утратила доступные источники метеоданных со стационарных арктических станций.
В ходе многочисленных обсуждений выхода из создавшейся ситуации Фриц Конрад решил прислушаться к мнению 26-летнего специалиста Ганса Кнёспеля (Hans-Robert Knöspel), добровольно поступившего в метеослужбу флота в 1940 году. Он предложил сосредоточиться на развёртывании собственных наземных станций на покинутых норвежцами островах и Шпицбергене.
Несмотря на молодость, Кнёспель был известным орнитологом и опытным полярником. В 1938 году он участвовал в немецкой научной экспедиции под руководством Курта Хердмертена (Kurt Herdemerten) в западную Гренландию, после чего основал высокогорную научно-исследовательскую станцию «Золотая гора» (Goldhöhe) в горном массиве Крконоше в Судетах.
Командование поддержало идею Кнёспеля, которому и было поручено возглавить первую наземную станцию. В Киле начались спешное оснащение и подготовка траулеров «Фриц Хоман» и «Заксен» (WBS 1 Sachsen) к доставке экспедиции на север. Операция, как и будущая станция, получила кодовое название Knospe («Бутон»), что заложило в кригсмарине традицию давать всем наземным станциям названия, обыгрывающие фамилии научных руководителей. Оперативное руководство действиями метеорологов флота на Шпицбергене было возложено на военно-морскую группу «Норд» генерал-адмирала Рольфа Карльса (Rolf Carls).
25 сентября 1941 года траулеры покинули Киль и совершили переход в норвежский Тромсё, откуда после дозаправки и короткого отдыха направились к Шпицбергену. Но стать первопроходцем вермахта в Арктике у Кнёспеля не получилось: буквально на неделю моряков опередили люфтваффе.
«Пальму первенства» успел захватить метеоролог 5-го воздушного флота, одногодок и коллега Кнёспеля по гренландской экспедиции доктор геофизики Эрих Этьен (Erich Etienne). 12 сентября 1941 года встревоженное молчанием норвежских метеостанций архипелага командование 5-го воздушного флота отправило на разведку к Шпицбергену «Хейнкель» He 115 из 506-й береговой авиагруппы. На борту был и Эрих Этьен, сам квалифицированный пилот. После трёхчасового облёта островов стало очевидно, что они оставлены. После возвращения разведчика на базу в Тромсё было принято решение о создании на Шпицбергене метеостанции люфтваффе, которая получила кодовое название «Бансё» (Bansö) — акроним воздушного моста Банак – Шпицберген.
8 октября метеогруппа люфтваффе из четырёх человек во главе с Этьеном была доставлена самолётами в район Адвентдалена на западном побережье Шпицбергена, где имелась взлётная полоса и постройки, пригодные для размещения станции.
Подозрительная активность немцев в архипелаге не осталась незамеченной англичанами, и уже спустя 10 дней они отправили на разведку в оживший район радиопередач отряд из четырёх тральщиков. Группе Этьена повезло: корабли своевременно обнаружила авиаразведка, а командование оперативно прислало самолёты для экстренной эвакуации ещё дальше к северу, в Лонгйир. Немцы постарались убрать все следы своего пребывания на побережье, и тральщики англичан, прибыв на место, никого не обнаружили.
20 октября разведчик люфтваффе зафиксировал отсутствие противника и то, что инфраструктура станции не пострадала. Спустя два дня группа вернулась в Адвентдален и продолжила обустройство. 8 ноября полностью подготовленная Этьеном станция «Бансё» вступила в строй. Для работы на ней в зимний период из Германии прибыла новая группа во главе с доктором Альбрехтом Моллем (Albrecht Moll). Оборудование «Бансё» обошлось люфтваффе в 38 самолётовылетов. Масса доставленных грузов составила всего около 5000 кг, при этом совокупно машины 5-го воздушного флота налетали 76 000 километров. Опыт хлопотной затеи учли, и после «Бансё» до самого окончания войны люфтваффе развернули ещё лишь одну станцию на острове Надежды.
Операцию «Кноспе» подобные логистические трудности не коснулись: кригсмарине располагали гораздо большими возможностями, что и предопределило дальнейший приоритет моряков в развёртывании сети наземных станций. Первоначально планировалось отправить экспедицию на одном траулере «Заксен», но уточнённый расчёт необходимых имущества и запасов потребовал дополнительно задействовать и «Фриц Хоман».
15 октября корабли группы Кнёспеля без происшествий достигли пункта назначения, залива Сигнехамна на самом северо-западе Шпицбергена. Прежде всего, Кнёспель на «Заксене» обследовал побережье фьорда, где обнаружил две покинутые совсем недавно и в большой спешке норвежские метеостанции — подожжённые склады угля ещё дымились. Немцам достались брошенное научное оборудование и предметы обихода. Чтобы не вызвать подозрений в случае внезапного возвращения прежних хозяев, Кнёспель забрал только небольшую часть неожиданных трофеев.
17 октября в Норвегию ушла первая передача метеонаблюдений, после чего синоптики приступили к разгрузке припасов и постройке станции. Используя привезённые пиломатериалы, немцы в 500 метрах от берега возвели два деревянных жилых дома и укрытие для электрогенератора, в отдалении на возвышенности разбили так называемый «летний» палаточный лагерь.
1 ноября, после торжественного подъёма государственного флага, «Кноспе» официально вступила в строй и начала ежесуточно передавать сводки погоды в штаб военно-морской группы «Норд». Траулеры, как и предполагалось по плану операции, остались в Сигнехамне до наступления полярной ночи. 4 ноября «Заксен» при помощи взрывчатки освободили из уже начавшего формироваться ледяного поля, после чего он разведал обстановку на побережье вплоть до «столицы» северного Шпицбергена Ню-Олесунна.
15 ноября 1941 года «Заксен» и «Фриц Хоман» отправились в обратный путь, оставив на почти годовую вахту за полярным кругом шестерых сотрудников станции «Кноспе»: Ганса Кнёспеля, метеоролога, ремонтника, завхоза и двух радистов. Помимо метеорологических наблюдений, личный состав станции занимался геодезическими работами, оборудованием запасных пунктов пребывания и снабжения, а сам Кнёспель не мог отказать себе в удовольствии продолжить исследования местных пернатых.
Весной 1942 года станция оказалась под угрозой: англичане попытались с помощью норвежцев вернуть контроль над Шпицбергеном, но сосредоточили свои усилия против станции «Бансё», что привело к ожесточённой схватке с люфтваффе. Результатом противостояния, достойного отдельного рассказа, стали тяжёлые потери норвежцев и эвакуация личного состава «Бансё» в Норвегию.
Командованию группы «Норд» было очевидно, что «Кноспе» пора эвакуировать, но почти всё лето ушло на препирательства с Кнёспелем по поводу средств эвакуации: судном, самолётами или подводной лодкой. В конце концов было принято решение об эвакуации подводной лодкой, и 24 августа 1942 года за группой Кнёспеля прибыла U 435 капитан-лейтенанта Зигфрида Штрелова (Siegfried Strelow). 31 августа лодка доставила метеорологов в Нарвик, поставив точку в истории первой наземной метеорологической станции кригсмарине в Арктике.
Прибыв на «большую землю», Ганс Кнёспель узнал, что за 10 месяцев его пребывания на Шпицбергене метеорологическая война вышла на совершенно новый уровень, и в этом противостоянии ему снова предстояло сыграть важную роль.
Метеослужба кригсмарине идёт в наступление
К 1942 году метеослужба кригсмарине сумела своевременно провести техническое перевооружение и в значительной мере предупредить усиливающиеся контрмеры противника. Произошло это благодаря предвидению шефа службы контр-адмирала Конрада, который задолго до войны лично принимал участие в разработке различных систем автоматического измерения и передачи данных. Конрад понимал, что в условиях подавляющего превосходства противника на море надводные разведчики погоды далеко не панацея, и потребуются новые методы получения информации. Вскоре после начала войны конструкторскому бюро концерна «Сименс-Шуккерт» поручили в сотрудничестве со специалистами флота разработать автоматические метеорологические буи и наземные станции.
Уже осенью 1941 года на вооружение приняли метеобуй (Wetterfunkgerät See Bojen — WFS-Bojen), предназначенный для постановки с подводных лодок. Буй был выполнен в габаритах штатной торпеды G7 с диаметром 52 см и длиной 7 метров в транспортном положении. В рабочем положении, при выдвижении нижней телескопической части, длина увеличивалась до 10 метров. Якорное устройство позволяло установку буя на глубинах до 2000 метров. Оснащённый приборами измерения, расположенными на 9-метровой штыревой антенне, железо-никелевыми аккумуляторами, коротковолновым передатчиком и устройством самоликвидации при захвате противником и по истечении срока работы, метеобуй мог проработать минимум шесть недель, четырежды в сутки передавая данные измерений. Продолжительность передачи составляла 1–2 минуты.
Для первой операции была выбрана новая лодка U 156 типа IXC, экипаж которой прошёл на Балтике полный курс обучения и тренировок по обращению с новинкой. 24 декабря 1941 года U 156 под командованием капитан-лейтенанта Вернера Хартенштайна (Werner Hartenstein) покинула Киль с двумя метеобуями на борту. 7 января 1942 года первый буй был выставлен в районе банки Роколл, на следующий день второй сбросили в районе банки Поркупайн, после чего лодка вернулась в Лориан.
Конструкция метеобуя оказалась очень удачной и надёжной. Передача данных осуществлялась бесперебойно, случаев захвата противником и срыва с позиции немцами отмечено не было. Всего, по немецким данным, во время войны выставили 15 WFS-буёв вместо 40 запланированных, но гибель лодок-носителей была фактором вне компетенции метеослужбы кригсмарине.
Также крайне вовремя была осуществлена и разработка автоматических наземных станций (Wetterfunkgerät Land — WFL). Над этим гораздо более сложным проектом «Сименс» работал в кооперации с известной в области радиосвязи фирмой «Лоренц», военно-морской обсерваторией Грайфсвальда и научно-исследовательской группой службы Конрада.
Комплект WFL состоял из десяти 100-килограммовых прочных цилиндрических контейнеров того же «торпедного» диаметра 52 см. Помимо 10-метровой радиоантенны, станция имела выдвижную мачту с анемометром и датчиком направления ветра. Автономность станции составляла внушительные девять месяцев, передача зашифрованных данных, как и на метеобуях, осуществлялась четыре раза в сутки.
Первый серийный образец WFL, получивший из соображений секретности порядковый номер 21, был готов как раз вовремя, чтобы закрыть брешь в метеоразведке кригсмарине после эвакуации станции «Кноспе». 6 сентября 1942 года лодка U 377 капитан-лейтенанта Отто Кёлера (Otto Köhler) доставила WFL 21 в Сигнехамну. Под руководством двух сотрудников метеослужбы подводники успешно установили и запустили станцию, по имени одного из них, Густава Ягера (Gustav Jäger), получившую кодовое название «Густав».
Появление на вооружении автоматических станций отнюдь не означало, что Фриц Конрад намеревался свернуть операции с традиционными наземными станциями. Наоборот — как и вермахт, находившийся летом 1942 года на пике своих успехов, метеослужба кригсмарине решила радикально расширить своё присутствие в арктических районах. Гансу Кнёспелю, как самому опытному на тот момент специалисту, поручили расконсервировать свою станцию в горах Крконоше, где был создан учебный центр по подготовке персонала будущих станций.
Под руководством Кнёспеля курсанты обучались астрономии, ориентированию, сбору метеоданных, обустройству жилья в Арктике, охоте, приготовлению пищи и другим многочисленным дисциплинам, которые требуются в суровых условиях вдали от цивилизации. Для снабжения станций разрабатывалось и испытывалось снаряжение и оборудование из самых высококачественных материалов.
Кнёспель по опыту возведения деревянных домов станции «Кноспе» лично сконструировал деревянные быстровозводимые модульные жилые блоки, получившие название «кубы Кнёспеля» (Knoespel-Würfel), в дальнейшем они широко применялись. Командование не питало иллюзий, что противник позволит будущим полярникам спокойно заниматься своим делом. Чтобы синоптики могли постоять за себя, в баварском Миттенвальде лучшие инструкторы горнострелковых частей вермахта натаскивали их на ведение боя, оборону и захват важных позиций в условиях заснеженного высокогорья, специалисты сапёрных частей обучали взрывному делу и фортификации. Обязательным был курс медицинской подготовки, в том числе стоматологии. Но всё это был дальновидный задел Фрица Конрада на 1943 год, в то время как его самая дерзкая с начала войны операция уже начала успешно реализовываться.
3 августа 1942 года, когда группа Кнёспеля ещё только готовилась к эвакуации со Шпицбергена, в Штабе руководства войной на море (Stabes der Seekriegsleitung — SKL) рассмотрели представленный на согласование план операций метеорологической службы в Арктике на ближайшее полугодие. Всего планировалось четыре операции: «Кноспе II», «Гессен», «Зенит» и «Хольцауге». Документ поступил в SKL ещё 27 июля, и перед его рассмотрением были проведены необходимые консультации с ответственным исполнителем, командованием группы «Норд».
Операция «Кноспе II» подразумевала возобновление деятельности первой станции. Решение по ней отложили до более ясного развития ситуации в этом районе Арктики. Эта операция будет осуществлена через три месяца, в октябре 1942 года, группой доктора Франца Нуссера (Franz Nusser), по фамилии которого получит название «Нуссбаум» (Nussbaum).
Операции «Гессен» и «Зенит» представляли собой выходы траулеров с целью разведки погоды и ретрансляции радиопередач с планируемых береговых станций. Группа «Норд» настояла на отмене этих операций, так как риск захвата или уничтожения судов был слишком велик, да и опыт радиосвязи с первой «Кноспе» показал, что ретрансляция не потребуется, проблемы возникали только во время сильных магнитных бурь.
По поводу операции «Хольцауге» (Holzauge — буквально «деревянный глаз») был достигнут полный консенсус, хотя она и была самой опасной и непредсказуемой из всего списка. Метеорологи кригсмарине собирались обосноваться в самом сердце Северной Атлантики — Гренландии. Название операции очень удачно отражало её характер, подразумевавший деятельность в районе, где господство противника на море было подавляющим. Жаргонное немецкое «хольцауге» можно перевести как предостережение «смотри в оба», и это были не пустые слова — в ледяных пустынях Гренландии к возможному появлению немцев давно готовились.
Продолжение здесь.
Источники и литература:
- Admiralty War Diaries
- Dege, Wilhelm. War North of 80. The Last German Arctic Weather Station of World War II — University of Calgary Press, Calgary, 2004
- Holzapfel, Rupert. Deutsche Polarforschung 1940-1945 (http://epic.awi.de)
- Selinger, Franz. Deutsche automatische Wetterstationen in der Arktis 1942-1945 (https://www.researchgate.net)
- Thompson, Adam. Küstenflieger. The operational history of the German Coastal Air Service 1935-1944 — Fonthill Media, Stroud, 2013
- http://www.naval-history.net
- http://www.warcovers.dk
- http://www.wlb-stuttgart.de
- https://archive.org
- https://www.spitsbergen-svalbard.com
- https://www.uboat.net
Комментарии к данной статье отключены.