Любители диснеевских мультсериалов наверняка помнят любимую фразу Чёрного Плаща: «Я — ужас, летящий на крыльях ночи!» Однако если мультяшный герой совершал свои подвиги лишь на экране, то «Ночные сталкеры» — пилоты 160-го авиационного полка специального назначения — геройствуют в реальной жизни. Хотя и на большой экран иногда тоже попадают — как правило, после ситуаций, когда «что-то пошло не так».
Вторая попытка
При анализе причин провала операции «Орлиный коготь» одним из моментов, на которые обратила внимание комиссия адмирала Джеймса Л. Холлоуэя, была нехватка лётчиков, способных выполнять задания для сил специальных операций. Армия США дополнила этот вывод собственным, целиком в духе современного военного феодализма — в дальнейшем операции армейского спецназа должны выполняться при содействии армейской же авиации.
Параллельно велась подготовка к новой операции. Кодовое название Honey Badger — медовый барсук, или медоед — очень хорошо показывало то ли требуемый от исполнителей уровень агрессивности, то ли общий градус безумия. Если первый план при всём своём размахе был «хирургической» операцией сравнительно небольшой группы подготовленного спецназа, то в «Медоеде» планировалось задействовать более 50 самолётов, около батальона солдат и даже бульдозер для расчистки заблокированной взлётной полосы. Как рассказал позднее в интервью Збигнев Бжезинский, который в то время был советником президента Картера по национальной безопасности:
«Второй план заключался в том, чтобы сесть в Тегеране, взорвать и разбомбить всё, что попытается сопротивляться, взять штурмом посольство, взять кого-то, кто останется в живых после всего этого, затем вернуться и улететь».
К счастью как для заложников, так и для возможных участников операции, не говоря уже о мирных жителях иранской столицы, технические и организационные трудности затянули начало «Медоеда». В итоге после переговоров заложников освободили сами иранцы.
От «Медоеда» к 160-му полку
Тем не менее, именно в рамках подготовки к «Медоеду» армия занялась подготовкой своих лётных частей к подобной миссии. Необходимая техника была определена достаточно быстро. Основными машинами должны были стать UH-60 Black Hawk — новые армейские многоцелевые вертолёты, только недавно начавшие поступать в строевые части.
Кроме «Чёрных ястребов», к работе планировалось привлечь лёгкие разведчики OH-6, для которых проработали установку вооружения. Хотя получившиеся «маленькие птички» (Little Bird) могли поднять вместе с пилотом лишь трёх бойцов, демонстрируемые ими возможности приземляться почти где угодно, а также удобство транспортировки (OH-6 могли быть переброшены военно-транспортной авиацией) были сочтены ценным качеством для будущей операции.
Третьим вертолётным компонентом стали уже отметившиеся в Иране CH-47 — эти тяжёлые машины, хотя и не очень-то влезали в самолёт, зато сами поднимали массу людей, оборудования и могли оказаться незаменимы при организации FARP (Forward Arming and Refueling Point) — или, как говорили в войну, «аэродрома подскока». Личный состав для операции привлекался из состава 101-й авиационной группы 101-й воздушно-десантной дивизии. В тот момент мало кто из пилотов был подготовлен для ночных полётов с приборами ночного видения, и ни один — для ночных полётов на новом «Чёрном ястребе». Попутно выяснилось, что и освещение приборов и кабины тоже не совместимы с полётом в очках ночного видения и требуют доработки.
Хотя операция по спасению заложников была отменена, командование армии США, как уже сказано выше, решило, что «такая корова нужна самому»: необходимость специальных операций подобного уровня могла возникнуть и в дальнейшем, а готовить пилотов каждый раз заново долго, сложно и дорого. Так в списках армейской авиации появилось подразделение с номером 160. Первоначально это был батальон, официальной задачей которого было обеспечение дополнительных возможностей командованию 101-й воздушно-десантной дивизии.
Начало существования 160-го сложно было назвать безоблачным. С марта по октябрь 1983 года четыре машины и 16 человек были потеряны в результате различных несчастных случаев. Собранная по этому поводу специальная комиссия выдвинула ряд рекомендаций по программе подготовки. Впоследствии эти рекомендации стали основной для формирования «Зелёного взвода» (Green Platoon) и курса подготовки для будущих пилотов специальных операций.
Система выглядела следующим образом: после четырёх месяцев тренировок под руководством действующего офицера сил специальных операций лётчик получает уровень квалификации BMQ (Basic Mission Qualified) и может выполнять обязанности второго пилота в боевых миссиях. Прослужив от 12 до 18 месяцев, он получает уровень FMQ (Fully Mission Qualified). С этого момента он может исполнять обязанности первого пилота и участвовать в планировании операции специальных сил. По истечении срока от 36 до 48 месяцев возможно получение высшего уровня — FLQ (Flight Lead Qualified), дающего право планировать специальные операции и командовать их авиационной составляющей.
Гренада, Гренада, Гренада моя…
Но в тот момент эти очень разумные советы повисли в воздухе практически в прямом смысле этого слова. 25 октября 1983 года началась операция «Вспышка ярости» — вторжение США на остров Гренада, и 160-му «спецназовскому» батальону в ней была отведена весьма заметная роль.
Сообщение о начале подготовки к операции в 160-м получили… 21 октября. Был выходной, поэтому те пилоты, кто не остался в месте постоянного базирования в Форт-Кэмпбелл, были вынуждены своим ходом добираться в Форт-Брэгг, откуда планировался общий вылет. Там же поспешно был составлен план операции. В качестве карт пилотам вручили фотокопии из туристического путеводителя. Поскольку особого сопротивления не ожидалось, экипажи были вооружены личным оружием — в основном, шестизарядными револьверами «Смит-и-Вессон». К счастью, на «Ястребах» уже были установлены бортовые пулемёты, которые очень даже пригодились.
Основной целью бойцов «Дельты» и рейнджеров из 75-го полка, которых должны были доставить вертолёты, стала тюрьма Ричмонд-Хилл. В ней, по данным разведки, содержались арестованные лидеры Революционного комитета. Ещё одной целью стал особняк генерал-губернатора.
Из-за поспешного планирования «по пачке Беломора» никто не учёл, что напротив и чуть выше тюрьмы, переделанной из старой крепости, находился другой старый форт, — Фредерик, — используемый местной Народно-революционной армией. Между ним и тюрьмой лежала небольшая долина, и как раз по ней проложили маршрут вертолётов.
Впрочем, даже по изначальному плану предполагалось, что спецназ будут высаживать ночью — именно к этому пилоты 160-го готовились, для этого их и привлекли. Но препирательства между командованием армии, ВМФ и ВВС, задержки других задействованных подразделений и просто сбои в планировании привели к тому, что вертолёты стартовали с соседнего Барбадоса на пять часов позже намеченного — в 06:30 утра. Однако сопротивления по-прежнему не ожидалось, поэтому план остался прежним.
На подлёте к острову пилоты, настроившиеся на волну местной радиостанции, с большим интересом прослушали призыв диктора: «всем-всем-всем» брать оружие и бежать стрелять по американцам. Услышали эту новость не только в вертолётах — как только девятка «Чёрных ястребов» подлетела к тюрьме, по ним был открыт огонь с земли.
Black Hawk Down
Вертолёты отошли и разделились. Первая шестёрка снова попыталась подойти к тюрьме, остальные две машины направились к дому губернатора. При попытке высадки десанта вертолёты встретил плотный зенитный огонь — машины получили повреждения, многие из пилотов и бойцов были ранены. К счастью, в 10 милях от берега уже находились американские корабли, на один из которых повреждённые «Ястребы» смогли сесть и выгрузить раненых. Неудачный штурм тюрьмы обошёлся в один разбившийся вертолёт. Пара вертолётов, направившаяся к дому губернатора, сумела высадить десант, но затем также попала под обстрел и c трудом дотянула до флагмана амфибийной группы — вертолётоносца «Гуам». Высаженные спецназовцы вынуждены были без какой-либо поддержки отбивать атаки гренадцев, поддержанных бронетранспортёрами, до тех пор, пока к ним не подошло подкрепление.
Перелетев с «Гуама» на вроде бы уже захваченный аэродром Салинас, семёрка потрёпанных вертолётов снова попала под обстрел с земли. Неизвестно, чем бы всё закончилось, но к радости вертолётчиков через несколько минут после их прилёта над аэродромом появились транспортники с десантом рейнджеров. Правда, от идеи остаться на захваченном острове на ночь «ночные сталкеры» отказались, предпочтя рискнуть и на повреждённых машинах с минимумом топлива всё же перелететь на Барбадос.
Относительно участия в операции «маленьких птичек» первоначально не было открытой информации. Но затем появились фото, где MH-6 принимают участие в эвакуации раненых с Гренады на корабли ВМС США.
Назвать такой боевой дебют успешным было довольно сложно. Общие потери американских сил вторжения составили девять вертолётов, причём «под раздачу» попали и ударные AH-1 «Кобра». Сбитых самолётов отмечено не было, зато лётчики ударных самолётов, получив задание подавить зенитки в злосчастном форте Фредерик, успешно разбомбили… местный сумасшедший дом, а ещё через день не менее удачно проштурмовали штаб 82-й воздушно-десантной дивизии. На таком общем фоне действия 160-го полка действительно могли показаться образцом профессионализма.
Октябрь 1983 года стал датой боевого дебюта «ночных сталкеров» — и их первой потери. Так уж сложилось, что ровно 10 лет спустя 160-й авиационный полк специального назначения тоже попал в очень серьёзный переплёт. Но события в Могадишо стали куда более известны благодаря голливудскому блокбастеру «Падение Чёрного Ястреба».
Литература:
- https://www.army.mil
- https://media.defense.gov
- http://www.armyaviationmagazine.com
- Histories of the US Army 160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne) [SOAR], 1991-2001
Комментарии к данной статье отключены.