К 6 ноября 1943 года в боях за Киев и его окрестности наступил кульминационный момент — уже к утру этого дня столица Украины оказалась полностью в руках советских войск. Поспешно отступающие на юго-запад части вермахта бросали технику и вооружение, спасая свои жизни. Однако если на земле в условиях рушащегося фронта частям 4-й танковой армии вермахта хвастать было откровенно нечем, то немецкие истребители стали авторами очередного рекорда – по числу уничтоженных в одном бою одним лётчиком самолётов. Феноменальный результат в 13 сбитых советских истребителей заявил один из наиболее результативных асов люфтваффе Эрих Рудорффер, в ту пору командир II группы 54-й истребительной эскадры. Этот эпизод и сейчас не даёт покоя историкам, но из-за пробелов в сохранившихся документах частей 2-й воздушной армии за этот период это сделать нелегко. Попробуем проанализировать успехи Рудорффера 6 ноября 1943 года и в целом в ходе боёв за Киев.
Первые успехи Рудорффера под Киевом
В ходе сражения за столицу Украины возглавляемая гауптманом Эрихом Рудорффером (Erich Rudorffer) группа II./JG 54 большую часть времени оставалась практически единственным крупным истребительным соединением на этом участке фронта. Несмотря на свою немногочисленность, в боях с советскими штурмовиками, бомбардировщиками и истребителями опытные лётчики группы показали себя хорошо. Разумеется, налёты на свои войска «ягдфлигерам» группы срывать чаще всего было не под силу, однако они неплохо справлялись с сопровождением своих ударных машин и нередко проводили результативные для себя дуэли с «Лавочкиными» и «Яками» полков 2-й воздушной армии.
Вероятно, часто занятый штабными делами Рудорффер летал нечасто, и, судя по его лётной книжке, большинство его вылетов под Киевом обходились без встреч с противником. Однако, если он всё же вступал в бой, без заявок на сбитые самолёты не обходилось. Так, первую победу в сражении за столицу Украины ас записал на свой счёт 8 октября, сбив штурмовик Ил-2 восточнее посёлка Борки (ныне исчезнувшее село Вышгородского района Киевской области). Это был 97-й успех командира II./JG 54, который, однако, советскими документами не подтверждается. До заветной сотни оставалось совсем чуть-чуть, и Рудорффер не стал откладывать в долгий ящик взятие этой планки.
11 октября в послеобеденное время Рудорффер вместе со своим ведомым унтер-офицером Куртом Тангерманом (Kurt Tangermann) и, вероятно, лётчиками 12./JG 54 вылетел на «свободную охоту» в район к северу от Киева. Восточнее тогда ещё никому не известного Чернобыля немцы вступили в бой с группой советских истребителей, часть из которых были идентифицированы как ЛаГГ-3. Результатом стали заявки на 10 побед, из которых сразу семь пополнили счёт командира группы.
Судя по времени вылета пары Рудорффера и советским заявкам, командир II./JG 54 вёл бой с группой 728-го иап во главе с будущим дважды Героем Советского Союза командиром эскадрильи капитаном А.В. Ворожейкиным, и группой 91-го иап, которую вёл командир полка Герой Советского Союза майор А.С. Романенко. Отражая в период 13:45–14:50 (здесь и далее время московское) налёт вражеских бомбардировщиков, пилоты «Яков» заявили сбитыми восемь «Юнкерсов» Ju 87 и один истребитель «Фокке-Вульф» Fw 190. Особо отличился капитан Ворожейкин, заявивший сразу три победы.
По факту обе стороны сильно завысили свои успехи. Так, из действовавшей активно группы II./SG 77 лишь два бомбардировщика получили в этот день повреждения — да и то в качестве причины был назван зенитный огонь. Под заявки же отличившихся в том бою немцев с большой долей вероятности подходят лишь по одному истребителю от каждого советского полка.
Из-за разрозненных действий группы прикрытия в бою был подбит истребитель старшего лейтенанта М.А. Янтовского из 91-го иап, в результате чего раненному пилоту пришлось садиться вне аэродрома. Его Як-7Б №47101 получил повреждения, но уже 28 октября снова вошёл в строй. Досталось будущему Герою Советского Союза лейтенанту И.Е. Кустову из 728-го иап, который на подбитой машине также совершил вынужденную посадку. В этот же день его однополчанин младший лейтенант Н.Г. Пахомов получил в бою ранение, но сумел на повреждённом самолёте благополучно долететь до своего аэродрома. Стоит отметить, что Пахомов мог пострадать и в утреннем бою, поскольку 728-й иап вёл бои в период 07:20–08:33 и 13:43–14:56, и из документов не ясно, в каком из них был подбит этот «Як».
Как бы то ни было, на 10 заявок II./JG 54 севернее Киева пришлись лишь два подбитых «Яка», которые совершили вынужденные посадки вне аэродрома, при этом минимум один из них вскоре отремонтировали. Возможно, ещё один истребитель получил лишь небольшие повреждения и нормально вернулся на свою базу. Даже если оба «Яка», совершивших вынужденные посадки, отнести на счёт Рудорффера, то до своей сотни он в любом случае не дотянул.
Очередные два успеха пришли к асу в утреннем вылете 22 октября, когда в период 08:19–08:38 немецкие лётчики в бою над Букринским плацдармом заявили восемь сбитых советских истребителей, из которых по одному «Лавочкину» и «Яку» стали жертвами Рудорффера, а сразу пять пополнили счёт командира отряда 5./JG 54 лейтенанта Эмиля Ланга (Emil Lang). Если победа над «Яком» точно не подтверждается, то Ла-5 теоретически мог быть из состава 88-го гв.иап. В боях в период 08:00–09:05 или 11:00–12:00 этот полк потерял две машины, одна из которых стала жертвой зенитного огня, а ещё два «Лавочкина» вернулись с повреждениями. Однако на эти успехи среди немецких лётчиков было много других претендентов.
Ещё две победы гауптман Рудорффер заявил в послеобеденном бою 2 ноября, когда лётчики II./JG 54 во главе со своим командиром доложили о 14 сбитых в течение 15 минут «Яках». В этом же бою свою 100-ю победу одержал лейтенант Ланг. По факту противостоявшая немцам в данном случае 256-я иад лишилась трёх машин и одного лётчика, при этом один из Як-7Б, по советским данным, был подбит зениткой и сгорел после вынужденной посадки.
Непревзойдённый бой
Будучи свидетелем славы своего подчинённого лейтенанта Ланга, который 3 ноября добился сразу 18 побед и вообще очень быстро «добежал» до рубежа в сотню сбитых, Рудорффер явно принял решение сделать не менее громкую сенсацию. Шанс представился спустя всего три дня после рекорда Ланга. Однако начал Рудорффер последний день боёв за Киев со скромной одной заявки, которая, скорее всего, подтверждается советскими данными.
В утренние часы на разведку движения противника и попутное уничтожение целей в районе Василькова вылетела шестёрка штурмовиков 451-го шап. После штурмовки обнаруженных вражеских войск действовавшую без прикрытия группу атаковали минимум четыре Fw 190. По другим данным, силы немцев состояли из шести Fw 190 и двух Bf 109. Как бы то ни было, два «Фокке-Вульфа» навалились на Ил-2 №8442 — после их атаки штурмовик ушёл со снижением на бреющий полёт и пропал из вида. С тех пор экипаж в составе младшего лейтенанта А.В. Токарева и младшего сержанта П.А. Сафронова числится пропавшим без вести.
Успех был реальным, однако для настоящей славы явно недостаточным, поэтому уже в следующем вылете Рудорффер подошёл к увеличению личного счета более основательно. В обеденное время он со своим ведомым унтер-офицером Тангерманом вылетел на сопровождение пикировщиков Ju 87, и вскоре к северу от Василькова произошла знаменитая встреча с советскими истребителями. По результатам дуэлей с «Яками» в период 15:00–15:17 Рудорффер заявил 13 побед, ещё пять пошли на счёт его ведомого. При этом, согласно известному перечню немецких побед Тони Вуда, большинство заявок Рудорффера и Тангермана сделали на предельно малой высоте 50–150 метров, что для задания по сопровождению «штук» выглядит очень странно. Сам Рудорффер так вспоминал об этом эпизоде:
«Я со своими восемью машинами получил приказ сопровождать отряд «штук» до Узина. Когда бомбардировщики пикировали на свою цель, я заметил, что 20 «Яков» готовятся атаковать их. Я немедленно послал четырёх своих лётчиков прикрыть «штуки». После выполнения задания все Ju 87 вернулись целыми и невредимыми. Тем временем мы бросились в погоню за советскими истребителями как за законной добычей. Я лично за 17 минут сбил шесть Як-9 и семь Як-7».
С уверенностью можно сказать, что пара Рудорффера и Тангермана вела бой с уже хорошо знакомыми им лётчиками 256-й иад. К сожалению, время вылетов, которые сопровождались потерями, в имеющихся советских документах не указано — архивные фонды 256-й иад и её полков, увы, сохранились далеко не полном объёме. Известно лишь, что лётчики дивизии действовали в промежуток 11:27–17:43. Советские лётчики понесли потери, причём они коснулись, в том числе, и опытных бойцов. Так, с боевого задания не вернулся Герой Советского Союза майор А.С. Романенко — останки лётчика в обломках его Як-9 №0286 были обнаружены лишь в 1960 году. Ясности с причиной гибели опытного аса, одержавшего в этот день свои 19-ю и 20-ю победы, нет до сих пор — по некоторым данным, его самолёт по ошибке сбили советские зенитчики.
Из вылетов также не вернулись младшие лейтенанты В.В. Гревцев на Як-7Б №4786 и М.М. Шилов на Як-7Б №7773 из состава того же 91-го иап. По непроверенным данным, первый из них якобы таранил вражеский самолёт и сам вместе с машиной упал в лес на окраине села Плесецкое, однако таран немецкими данными не подтверждается. Ко второму советскому лётчику судьба была более благосклонна. Как выяснилось позднее, Шилова подбили в воздушном бою, и он сел на вынужденную на вражеской территории в 10 км северо-восточнее Василькова. Лётчик сжёг свой самолёт и до прихода советских войск около суток скрывался в одной из близлежащих деревень. Судя по последующим наградным документам, ему удалось не только избежать плена, но и организовать маленький партизанский отряд из пяти местных жителей и, возможно, даже повоевать с противником. Одним из доказательств столь активной деятельности стала сумка с документами немецкого обер-лейтенанта, которую Шилов сдал в полковой штаб после возвращения в расположение части 8 ноября. Ветеран 91-го иап В.Т. Марков спустя более 60 лет после описываемых событий вспоминал:
«Вскоре началась Киевская операция, начались настоящие бои. 6 ноября была особо напряжённая обстановка. Первым полетел Романенко с группой. Полетел с ним и мой друг Гревцев. Оба они пропали. Из следующего вылета не вернулся командир звена Миша Шилов. Проходит 2–3 дня, в 7 часов вечера сидим мы в лётной столовой. Приближается на лошади всадник, глядим — Шилов, весь в бинтах. Оказывается, он сбил «Хейнкель» He 111, но и его подбили. Когда он сел на брюхо, к нему пацанята подбежали: «Дядя лётчик, тикай отсюда, тут немцы». Его определили к какой-то женщине, она ему дала робу. Едва он перекусил — стучат в дверь. Он — раз, на печку, и сидит. Входят немцы. Шилов решил — в случае чего будет стрелять и прыгать в окошко. Немцы прошли в комнату, всё осмотрели. Видят — Миша спиной к ним на печке. А у него такие были длинные волосы, как у женщины. Спрашивают: «Это кто?» Хозяйка сказала, что это женщина одна у неё остановилась, идёт к сестре, пробирается. Успокоились фрицы, спрашивают: «Яйки, млеко есть?» Поели и ушли».
Также не вернулся с задания младший лейтенант А.Г. Холатян (Халатьян) из 728-го иап. Как выяснилось позже, его Як-7Б №4027 получил повреждения в воздушном бою — была пробита хвостовая часть фюзеляжа, перебиты тросы управления руля поворотов. В ходе вынужденной посадки в поле у «Яка» оторвалась правая плоскость и деформировался фюзеляж. Машина ремонту не подлежала, но лётчик не пострадал и вскоре вернулся в свой полк. Последней потерей 256-й иад за 6 ноября стал штурман дивизии майор Г.В. Колесниченко, вылетавший на задание с одной из групп 728-го иап. Его Як-7Б был сбит в воздушном бою в районе Киева, лётчик погиб. Всего 256-я иад лишилась в тот день пяти «Яков» и трёх пилотов.
До нас дошли сведения о времени некоторых боёв, проведённых лётчиками 256-й иад. Так, известно, что около 15:00 по Москве семёрка истребителей 91-го иап встретила вражеское соединение, состоящее из 36 «Юнкерсов» под прикрытием шестёрки Fw 190. В завязавшемся бою советские лётчики без потерь записали на свой счёт семь сбитых самолётов — шесть Ju 87 и один Fw 190.
Приблизительно в то же время, в период 14:25–15:20, прикрывая свои войска в районе Васильков — Плесецкое восьмёрка Як-7Б 728-го иап, ведомая капитаном А.В. Ворожейкиным, встретила три группы Ju 87 под прикрытием десяти Fw 190. Сблизившись с бомбардировщиками, советские лётчики атаковали первую и вторую группы «Юнкерсов» спереди в лоб. По советским данным, прежде чем в дело вступили «Фокке-Вульфы», удалось отправить на землю четыре пикировщика. Удача оставалась на стороне «Яков» и далее — советские лётчики доложили о пяти сбитых и трёх подбитых Fw 190. Своих потерь не было, но два «Яка» вернулись на свои аэродромы с повреждениями. Вполне возможно, именно в этом столкновении и добилась своего феноменального результата пара Рудорффера и Тангермана, если учесть, что в целом совпадают как время и район боя, так и тот факт, что группа Рудорффера вылетала на сопровождение «штук».
Как видно по описанным выше боям, советские лётчики в тот день также не поскупились на победные реляции. По итогу 6 ноября только истребителям было засчитано около 40 сбитых самолётов. Подавляющую часть заявленных машин противника составили Fw 190 и Ju 87. Почти половина побед пошла на счёт лётчиков 91-го иап, при этом сразу трое из них добились по три победы. Всего полкам 256-й иад засчитали, по разным данным, от 30 до 34 сбитых самолётов, не считая нескольких подбитых.
Согласно сохранившимся немецким данным, потери истребительных частей люфтваффе оказались более чем умеренными и составили по одной машине из отряда 12./JG 54 и штабного звена группы II./JG 52. В первом случае «Фокке-Вульф» совершил вынужденную посадку из-за недостатка топлива и получил повреждения в 45%, а «Мессершмитт» был подбит в воздушном бою и сел вынужденно на аэродроме Васильков, отделавшись повреждениями в 25%. Возможно, эту машину в итоге списали, бросив при отступлении на аэродроме. Справедливости ради стоит сказать, что группа II./JG 52 в этот день безвозвратно потеряла ещё один Bf 109G-6. Район гибели машины в документах не указан, но с большой долей вероятности это случилось в районе Керчи, где основная часть группы вела тяжёлые бои с советской авиацией.
Если успехи в воздушных схватках с «Фокке-Вульфами» и «Мессершмиттами» надо признать слишком преувеличенными, то при отражении налётов бомбардировщиков советские лётчики и зенитчики добились некоторых результатов. Особенно досталось в воздухе штурмовой эскадре SG 77. Два «Юнкерса» Ju 87 погибли в воздушном бою, один стал жертвой зениток. Две машины были подбиты, по немецким данным, огнём с земли и после вынужденных посадок взорваны, поскольку вследствие поспешного отступления не имелось возможности их эвакуировать. Также 4-й воздушный флот лишился в этом районе по одному He 111, Fw 189 и Ju 88: «Хейнкель» и «Фокке-Вульф» пострадали в воздушных боях и нуждались в серьёзном ремонте, а «Юнкерс» был потерян безвозвратно по не указанной причине. Вдобавок ко всему, на аэродроме Узин один бомбардировщик столкнулся с садившимся «Арадо» Ar 66 и получил повреждения.
Итог «рекорда» и реальные успехи коллег
Будет очень наивно полагать, что все вышеназванные потери 256-я иад понесла в ходе всего одного боя в течение 18 минут. На наш взгляд, максимум, чего могли добиться Рудорффер с Тангерманом — не более 1–2 сбитых в обеденное время советских самолётов, а то и вовсе ни одного, поскольку заявки на уничтоженные «Яки» были в тот день не только на счету этой пары.
Так, лётчики группы I./JG 51, переброшенной в тот день из Кировограда на аэродром Узин на помощь II./JG 54, доложили о трёх сбитых «Яках», два из которых вполне могли соответствовать потерям 256-й иад. Отличились и два подчинённых Рудорффера: в одном бою ближе к вечеру два сбитых Як-9 пополнили счёт обер-фельдфебеля Альбина Вольфа (Albin Wolf), а один такой истребитель стал жертвой унтер-офицера Хуго Броха (Hugo Broch). Как показывают советские документы, успехи двух данных лётчиков в ходе битвы за Киев в среднем находят куда лучшие подтверждения, нежели заявки Рудорффера. К слову, для Вольфа не стал исключением и этот день. В утренние часы он провёл один из своих наиболее успешных вылетов, заявив три Ла-5, минимум два из которых, а то и все три подтверждаются советскими данными.
Что касается подтверждаемости побед группы I./JG 51, то, к сожалению, её лётчики вместе с пилотами штурмовой группы II./SG 2 добились 6 ноября действительно примечательных успехов. Особенно эффективно действовали обе группы в период 16:35–17:15, когда сумели уничтожить по четыре штурмовика из 61-го и 235-го шап, а ещё один совершил вынужденную посадку. Среди сбитых истребителями эскадры «Мёльдерс» оказались также один Ла-5 из 3-го гв.иап и один или два самолёта 40-го гв.иап. Всего же на счету обеих вышеназванных групп было 10 штурмовиков и минимум 2–3 истребителя, которые достоверно подтверждаются советскими документами. Результативно выступили и лётчики 12./JG 54 — по всей видимости, именно они сбили и подбили в этот день несколько истребителей 8-й гв.иад, время потери которых в сохранившихся документах не указано. На этом фоне фантазии Рудорффера и Тангермана выглядят особенно нелепо.
Нельзя не удивляться, что даже тогда никто не усомнился в подлинности такого результата командира II./JG 54 и не задал себе вопрос, а насколько в принципе возможно уничтожить 13 самолётов в одном бою всего за 18 минут? Создаётся впечатление, будто Рудорффер вместе со своим ведомым вёл не напряжённый воздушный бой, а экономными короткими очередями расстреливал мирно парящие в небе и не оказывающие никакого сопротивления советские истребители. Однако тогда ни у кого из руководства VIII авиакорпуса и 4-го воздушного флота, вероятно, даже мысли не возникло оспорить и засомневаться в таком феноменальном успехе — нужно было хотя бы каким-то подвигом скрасить факт потери Киева. Представляется, что недоверие к рекорду всё же имело место как у подчинённых Рудорффера, так и его начальства, но сейчас об этом можно лишь догадываться.
На фоне рекорда Рудорффера и даже реальных успехов других немецких истребителей и штурмовиков положение немцев было близко к катастрофе. Продолжая наступление, части 38-й и 3-й гвардейской танковой армий успешно продвигались в южном и юго-западном направлении. К исходу дня танкисты генерал-лейтенанта П.С. Рыбалко овладели Васильковом и достигли окраин Фастова. Наступление советских танков и пехоты оказалось настолько стремительным, что даже по неполным оперативным данным штаба 1-го Украинского фронта удалось захватить более 700 пленных, эшелон и большой склад с горючим, 19 самоходных орудий, до 350 повозок с грузами и многое другое имущество.
Немцам пришлось спешно эвакуироваться с аэродрома Васильков, бросая машины, которые не могли взлететь. По советским данным, на аэродроме было уничтожено 10 самолётов. Немецкие данные сообщают о вынужденном уничтожении техники ввиду невозможности её эвакуации — в Василькове при отступлении взорвали семь десантных планеров DFS 230 из состава эскадры SG 77. Кроме того, там же пришлось бросить один неисправный Ju 87D-3 из отряда 4./SG 77, который стал советским трофеем. Как бы то ни было, 6 ноября 1943 года принесло войскам 1-го Украинского фронта полный и реальный успех, а феноменальный результат Эриха Рудорффера в этот день стал плодом фантазии и чрезмерного тщеславия. Как и в случае с рекордом Эмиля Ланга по числу воздушных побед за один день, историкам только предстоит установить имя лётчика, добившегося самого большого числа побед в одном бою.
Авторы выражают признательность Матти Салонену (Финляндия), Михаилу Тимину, Михаилу Быкову, Виталию Горбачу за помощь и предоставленные материалы.
Автор разыскивает родственников авиаторов 2-й воздушной армии, принимавших участие в боях за Киев осенью 1943 года и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net.
Комментарии к данной статье отключены.