К изучению военной истории все приходят разными путями. Дочь автора этого материала увлекается написанием сценариев для настольной игры «Великая Отечественная», используя интересные сюжеты из исторической литературы или обсуждения на специализированных форумах. Именно таким оказался эпизод о боевом столкновении в Азовском море немецкого тяжёлого истребителя-разведчика «Мессершмитт» Bf 110 и советского катера СКА-0412, состоявшимся 14 июня 1943 года. Результаты исследования о людях, стоявших у штурвала и зенитных пулемётов маленького корабля, равно и тех, кто сидел в кабине «церштёрера», автор прислал в редакцию Warspot.
Заметка на форуме
С разрешения автора сообщения Андрея Кузнецова я процитирую его заметку полностью:
«Когда несколько лет назад готовил статью о бронекатерах на Азовском море, наткнулся на такой эпизод. 14 июня 1943 года охотник М-11 (он же СКА-011, он же СКА №0412) на переходе из Ахтари в Ейск в 04:55 в районе Должанской промоины был атакован одиночным Ме-110. Фашист сбросил шесть бомб и обстрелял катер пушечно-пулемётным огнём. В охотник попал один 20-мм снаряд. Ответным огнём катер поджёг Ме-110, который со снижением ушёл на запад.
Проверка на предмет подходящих случаю немецких потерь или повреждений дала отрицательный результат. Я вздохнул и перешёл к следующему эпизоду. Казалось, нет никаких шансов узнать, что же там было на самом деле, поскольку очень мало документов люфтваффе пережили войну. Однако оживлённая переписка со знающими иностранными товарищами иногда приносит неожиданные плоды, хотя и отнимает немало времени. Сегодня я практически случайно узнал, как выглядел поединок у Должанской косы 14 июня 1943 года глазами немцев.
Оказывается, сохранилась книжка с результатами вылетов (Leistungbuch) того самого Ме-110. Самолёт входил в разведывательную эскадрилью воздушного командования «Крым» (Fliegerführer Krim) и в 03:00 (04:00 по Москве) 14 июня вылетел из Багерово на разведку в Азовское море. Северо-западнее Должанской косы он обнаружил одиночный катер (R-Boot), сбросил четыре бомбы SC50 (промахи) и проштурмовал его пулемётно-пушечным огнём, наблюдал попадания. Ответным огнём Ме-110 был подбит и вместо Багерово вынужден был сесть в Мариуполе. Вероятно, повреждения по загадочной немецкой системе были оценены менее чем в 10%, поэтому данный эпизод не попал в списки потерь генерал-квартирмейстера люфтваффе.
Видимо, ущерб был и правда не слишком большим, т.к. не позднее 1 июля 1943 года этот самолёт снова начал совершать боевые вылеты. Самолёты эскадрильи воздушного командования «Крым» (впоследствии береговая эскадрилья «Крым» — Küstenstaffel Krim) почему-то долгое время летали с перегоночными бортовыми кодами. Та же история и с этим Ме-110 — он летал с перегоночным кодом ТЕ+SG.
Не считая той мелочи, что наши насчитали шесть бомб вместо четырёх, эпизод оказался отражён в документах обеих сторон вполне достоверно. В общем, ничего особенного, эпизод как эпизод. Но приятно, что зенитный успех катерников подтвердился. На душе стало чуть-чуть теплее».
О противниках
Следует уделить несколько строк противникам, которые сошлись в бою. С советской стороны это был малый охотник типа МО-IV СКА-0412. До 3 февраля 1943 года он назывался М-11, а 21 мая 1944 года был переименован в МО-412. Катер из многочисленного семейства «мошек» с заводским №106 заложили в начале 1939 года в Ленинграде и летом того же года спустили на воду.
До февраля 1943 года М-11 служил в составе Каспийской военной флотилии, а с 4 апреля 1943 года, после переброски по железной дороге в Ейск, он вошёл в 12-й дивизион сторожевых катеров Азовской военной флотилии Черноморского флота. На вооружении катера имелись две 45-мм полуавтоматических универсальных пушки 21-К и два 12,7-мм пулемёта ДШК.
Противником советского катера был двухмоторный тяжёлый истребитель-разведчик «Мессершмитт» Bf 110F-3 с серийным номером W.Nr.5175 и бортовым кодом TE+SG (с 1 июля 1943 года его поменяли на 1К+DU), построенный в 1943 году и в июне включённый в состав разведывательного подразделения люфтваффе — береговой эскадрильи «Крым». Наступательное вооружение самолёта составляли две 20-мм пушки MG FF и четыре 7,9-мм пулемёта MG 17, ещё один 7,9-мм пулемёт MG 15 был в задней кабине, у стрелка-радиста. Кроме того, на крыльевые держатели можно было подвесить четыре 50-кг бомбы.
Экипаж малого охотника
Поиск информации о людях, участвовавших в этом маленьком эпизоде войны, начался с сайта «Память народа». Командовал охотником СКА-0412 24-летний Алексей Гаврилович Петренко, уроженец села Нижняя Сыроватка Краснопольского района Сумской области Украинской ССР. Он принял катер под командование ещё 23 сентября 1942 года, когда тот находился в составе 1-го звена дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Главной базы Каспийской военной флотилии. Незадолго до переброски катера на Азовское море, 8 апреля 1943 года, ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Катером, уже как СКА-0412 12-го дивизиона сторожевых катеров Азовской флотилии, он командовал вплоть до 27 сентября 1945 года, весь период его нахождения в действующей армии.
Ещё более интересными являются наградные документы на членов экипажа, которые принимали непосредственное участие в отражении атаки «Мессершмитта». Таковых оказалось четверо:
- Боцман главный старшина Виктор Сергеевич Холопов, 1919 г.р., уроженец города Темников Мордовской АССР;
- Минёр старшина 2-й статьи Николай Семёнович Кожевников, 1920 г.р., уроженец села Приволье Петровского района Харьковской области Украинской ССР;
- Командир отделения комендоров старшина 2-й статьи Александр Григорьевич Булах, 1923 г.р., уроженец станицы Фастовецкая Тихорецкого района Краснодарского края;
- Командир кормового орудия старший краснофлотец Сербат Иван Яковлевич, 1919 г.р., уроженец станицы Староминская Краснодарского края.
У всех этих моряков в наградных документах фигурирует сбитый Ме-110, однако только в документе о награждении старшего краснофлотца Ивана Сербата есть описание эпизода, произошедшего именно 14 июня 1943 года, как одного из поводов для награждения. Награда, медаль «За отвагу», была вручена ему 23 июля 1943 года.
Экипаж «Мессершмитта»
Труднее оказалось найти информацию о лётчиках: в имеющихся документах были только их фамилии, мягко говоря, не самые редкие для немцев – Хеннеке (Hennecke) и Шульц (Schulz). Имён не было, званий тоже. Поиски в интернете с такой исходной информацией шансов практически не давали. Однако…
Сначала нашёлся сайт немецкого военного художника Лукаса Вирпа (Lukas Wirp), на котором обнаружилась картина с названием «Bf 110 береговой эскадрильи «Крым» против советского раумбота [катера-тральщика]» (Bf 110 Küstenstaffel Krim vs sowjetisches Räumboot). Описание гласило:
«Береговая эскадрилья «Крым», раннее утро 14 июня 1943 года: бомбовый налёт Bf 110G-2 унтер-офицера Хеннеке из [эскадрильи дальней разведки] 4.(F)/122 на советский раумбот. В ходе атаки Bf 110 получил попадание в область правого радиатора и вынужден был вернуться на ближайший аэродром Мариуполь».
Вне всякого сомнения, на своей картине художник пытался отобразить эпизод, произошедший 14 июня 1943 года. Представление о внешнем виде советских малых охотников он явно имел приблизительное, и из-под кисти вышел корабль, очень похожий на британский корвет класса «Флауэр».
Тем не менее картина дала направление поиска, и удалось установить имена пилотов «Мессершмитта» Bf 110 с кодом TE+SG — унтер-офицер Генрих Хеннеке (Heinrich-Fritz Hennecke), 1920 г.р., уроженец города Ватенбюттель в Нижней Саксонии, и бортстрелок унтер-офицер Герберт Шульц (Herbert Schulz). Интересно, что в таком составе экипаж летал на задание лишь один раз — именно 14 июня 1943 года.
Работа с документами — в частности, с лётной книжкой Герберта Шульца, — позволила достаточно точно установить место, где произошло боестолкновение. Квадрат 77192, указанный в лётной книжке бортстрелка, находится на входе Таганрогский залив Азовского моря, между Белосарайской косой у Бердянска и Должанской косой западнее Ейска.
Послесловие
Эпизод 14 июня 1943 года пришёлся практически на математическую середину войны на советско-германском фронте — впереди было ещё почти два года боев, и вряд ли участники боя знали свою судьбу. Она тем не менее оказалась на удивление благосклонна и к советским морякам, и к немецким лётчикам: все они войну пережили.
Алексей Петренко продолжил службу на флоте и вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Александр Булах тоже связал свою жизнь с военно-морским флотом, поступив в 1944 году в Каспийское высшее военно-морское училище, а потом дослужился до звания капитана 1-го ранга. Николай Кожевников стал железнодорожником, работал на Северо-Кавказской железной дороге. Иван Сербат вернулся в родную станицу, где работал начальником военно-учётного стола Староминского райвоенкомата. Генрих Хеннеке служил пожарным в городе Брауншвейг в родной Нижней Саксонии.
Стоит отметить, что «Мессершмитт» Bf 110 с кодом TE+SG, сменив его на 1К+DU, уже 20 сентября того же 1943 года с другим экипажем в кабине был перехвачен своими советскими «коллегами» — разведчиками «Киттихаук» 30-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота. После короткого боя немецкий самолёт упал в воду. Что касается малого охотника СКА-0412, то, как уже говорилось, он прошёл всю войну — в его истории были и славные, и драматические эпизоды…
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Андрея Кузнецова.
Литература:
- Ulf Balke. Die Kustenstaffel Krim // Jet&Prop Historie — №6/1995
- Лётная книжка унтер-офицера Герберта Шульца
- Сайт «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru)
- Сайт художника Лукаса Вирпа (https://www.militaria-arts.de)
- Цусимские форумы (http://tsushima.su/forums)
Комментарии к данной статье отключены.