У большинства любителей истории авиации времён Второй мировой войны чаще всего на слуху лишь самые знаменитые части и соединения. Широко известны достижения самых результативных немецких истребительных или штурмовых эскадр, советских гвардейских полков и дивизий, прославившихся в ходе боевых действий. При этом многие авиационные подразделения, ввиду своей малочисленности или недолгой истории, практически неизвестны и нередко не берутся в расчёт при исследованиях. Одной из таких частей была немецкая береговая эскадрилья Крыма — «Küstenstaffel Krim», оставившая свой след в воздушном противостоянии на южном участке советско-германском фронта.
Старые луни
После окончания битвы за Севастополь в июле 1942 года большая часть подразделений IV авиакорпуса люфтваффе покинула Крым, чтобы поддержать наступление вермахта на Сталинград и Кавказ. Для ведения разведки над акваторией Чёрного моря требовалось сформировать новую часть, поскольку вскоре этот участок фронта предстояло оставить последней эскадрилье ближних разведчиков 3.(H)/13. По этой причине было принято решение на базе крупной бомбардировочной авиашколы в Тутове (Померания) создать некий «особый отряд IV авиакорпуса».
В конце июля 1942 года наспех созданному подразделению был отдан приказ 24 экипажами вместе со своими учебными машинами «Фокке-Вульф» Fw 58 Weihe (нем. «Лунь») перебазироваться в район действия группы армий «Юг». Уже 2 августа «особый отряд» под командованием гауптмана Ганса Климмера (Hptm. Hans Klimmer) прибыл на авиабазу Багерово на Керченском полуострове. Этот аэродром до середины октября 1943 года станет основным местом базирования отряда, но, в зависимости от поставленной задачи и района её выполнения, нередко использовались лётные площадки Керчь-II, Керчь-IV, Саки, Заморск, Евпатория и Мариуполь. Вероятно, в январе 1943 года от одного из разведывательных отрядов 4-го воздушного флота были получены также несколько «Юнкерсов» Ju 88.
Отдельная эскадрилья, которая сразу стала именоваться Küstenstaffel Krim или Küstenfliegerstaffel Krim — «Крымский береговой авиаотряд», — была создана как временное соединение, приблизительно на полгода. Именно за такой период немцы надеялись захватить Кавказ, полностью обезопасив себя в районе Чёрного моря, однако уже в 1942 году война пошла не по сценарию Гитлера.
После поражения под Сталинградом и отступления на Кавказе отряд пришлось сохранить. 1 июля 1943 года он вошёл в официальный штат авиачастей и встал на учёт главного штаба люфтваффе и генерал-квартирмейстера. Машины стали нести четырёхзначный бортовой код, начинавшийся с литер «1K», но часть так и не получила никакого номера, оставшись в документах со своим прежним названием «Küstenstaffel Krim».
Первые месяцы службы экипажи отряда осуществляли наблюдение за побережьем Крыма и вели «вооружённую разведку» над Чёрным морем в районе полуострова. Кроме того, эскадрилье поручали сопровождение конвоев, курсирующих между Одессой и Крымом, а также поиск и уничтожение действовавших в районе советских подводных лодок.
Из-за кризиса на фронте и нехватки ударных авиачастей экипажи штаффеля с октября 1942 года привлекались для нанесения ночных бомбовых ударов по советским войскам на черноморском побережье Кавказа в районе Геленджик – Туапсе. Впоследствии на подобные задания приходилось летать всё чаще, и в феврале 1943 года эскадрилья стала использоваться в основном как вспомогательное бомбардировочное соединение, терроризирующее по ночам противника на кубанском плацдарме.
Так из разведывательной эскадрильи Küstenstaffel Krim на своих тихоходных Fw 58 стала группой ночных штурмовиков, отказавшись на время от выполнения основной задачи. В сохранившейся лётной книжке бортрадиста Герберта Шульца отмечено, что нередко экипажи совершали по 2-3 вылета за ночь, действуя в основном с лётных площадок Керчь II и Керчь IV. Для атаки наземных целей на Fw 58 подвешивалось шесть 50-килограммовых бомб. После стабилизации фронта к лету 1943 года отряд вернулся к своим непосредственным обязанностям.
Морские истребители против береговых разведчиков
В июне 1943 года эскадрилья, наконец-то, была перевооружена — вместо устаревших «Луней» были получены сначала семь «Мессершмиттов» Bf 110 разных модификаций, а в начале августа к ним прибавились шесть бомбардировщиков «Хейнкель» He 111H.
В августе – октябре 1943 года эскадрилья участвовала в боях за Таманский полуостров, в которых понесла существенные потери. Примечательно, что урон немецкой морской эскадрилье нанесли советские морские лётчики. Так, 25 августа атаке четвёрки «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ВВС Черноморского флота подверглись два самолёта отряда. Один из них, Bf 110F-2 W.Nr.5131 «1K+MU», был подбит и при посадке в Анапе получил повреждения в 60%, что означало списание, а два члена экипажа были ранены. Советские лётчики доложили о двух сбитых «Мессершмиттах». Личной победы добился командир полка подполковник И.С. Любимов, а групповой успех разделили заместитель командира полка майор С.Е. Карасёв, старший лейтенант Л.К. Ватолкин и младший лейтенант В.А. Любимков.
В представлении подполковника Любимова к званию Героя Советского Союза, оформленном 31 августа командованием дивизии, указывалось:
«25 августа 1943 года четыре «Аэрокобры», вылетев на охоту за разведчиками противника в районе Геленджик, обнаружили два Ме-110, которые ежедневно одним курсом и в одно и то же время шли через аэродром, направляясь на Мысхако. Тов. Любимов первый заметил фашистских разведчиков и, подойдя к ним на дистанцию 50 метров, обрушил на врага огонь своего истребителя. После третьей атаки немецкий самолёт Ме-110 «Ягуар» загорелся и беспорядочно стал падать, и, войдя в пике, упал в море. Воздушный бой происходил на глазах у всего гарнизона Геленджик. Наблюдавшие за воздушным боем на земле аплодировали мастерским атакам тов. Любимова. В этот день четвёркой отважных лётчиков под командованием Любимова было сбито два самолёта Ме-110».
Судя по лётной книжке Герберта Шульца, косвенно подтверждается и второй успех советских лётчиков в этом бою. Согласно записи в ней, в бою с тремя истребителями, идентифицированными экипажем как ЛаГГ-3, «Мессершмитт» с тактическим кодом «1K+DU» на фюзеляже получил попадания в один из двигателей, который загорелся. Вероятно, лётчику удалось сбить пламя и вернуться на свой аэродром, поскольку в официальном списке данная потеря не значится.
Сентябрь стал «чёрным месяцем» штаффеля — было потеряно и повреждено пять машин, при этом минимум два «Мессершмитта» погибли в воздушных боях.
16 сентября в воздушном бою был сбит и упал в море южнее Новороссийска Bf 110F-2 W.Nr.5045 «1K+CU». Авторство победы с советской стороны пока достоверно установить не удалось. Воздушные бои в этом районе вели лётчики всё того же 11-го Гв.ИАП, но единственной победой полка стал одномоторный «Мессершмитт» Bf 109, заявленный капитаном Б.М. Литвинчуком в районе Новороссийска. Возможно, в документы полка закралась ошибка, и советский ас расправился с машиной немецкой береговой эскадрильи. Из её экипажа выжил только раненый лётчик унтер-офицер Йоханнес Хайнеманн (Uffz. Johannes Heinemann), а наблюдатель и бортрадист погибли.
Ещё более тяжёлые потери отряд понёс спустя четыре дня. Где-то в районе Геленджик – Новороссийск рухнул в воду уже упоминавшийся выше Bf 110F-3 W.Nr.5175 «1K+DU», весь экипаж унтер-офицера Пауля Файдера (Uffz. Paul Feider) числится пропавшим без вести. Виновниками стали «коллеги по ремеслу» — истребители-разведчики 30-го ОРАП ВВС ЧФ, летавшие на «Киттихауках».
В тот же день в районе аэродрома Багерово упал и взорвался Bf 110E-3 W.Nr.4444 «1K+EU», из экипажа которого получили ранение пилот и бортрадист. Причина гибели машины в немецких документах не указана, но, возможно, она была подбита парой «летающего» начальника штаба 25-го ИАП ВВС ЧФ капитана И.К. Калинина, который идентифицировал свою жертву в районе Темрюка как «Фокке-Вульф» Fw 189.
В завершающий день сражения за Тамань, 8 октября, отряд понёс очередную потерю — в районе Анапы предположительно истребителями был сбит Bf 110F-3 W.Nr.5180 «1K+BU», пилотируемый лейтенантом Йоханнесом Ванке (Lt. Johannes Wanke). Все три члена экипажа числятся пропавшими без вести. Возможно, немецкая машина вновь подверглась атаке пары «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ВВС ЧФ младших лейтенантов В.А. Пашутова и В.В. Прозора, которые заявили сбитым один «Хейнкель» He 111.
Эскадрилья «Крым» и осаждённый Крым
Не менее суровые испытания ждали штаффель в конце октября – начале ноября 1943 года, когда войска 4-го Украинского фронта отрезали Крым от материка и попытались на плечах отступающих немцев ворваться на полуостров. Эскадрилья перебазировалась на аэродром Сарабуз и была брошена на штурмовку переправляющейся у Перекопа советской пехоты, помогая группе пикирующих бомбардировщиков III./SG 3. Параллельно продолжала осуществляться «вооружённая разведка» над Чёрным и Азовским морями и в районе Сиваша.
Уже 1 ноября эскадрилья лишилась от огня с земли двух машин сбитыми, ещё минимум одна была подбита. Экипаж «Мессершмитта» Bf 110D-3 W.Nr.3719 остался цел, но их коллегам с Bf 110E-1 W.Nr.3953 «1K+FU» не повезло. После обстрела с земли его пилот унтер-офицер Роберт Зеебахер (Uffz. Robert Seebacher) совершил вынужденную посадку в районе Перекопа, и с тех пор все трое лётчиков числятся пропавшими без вести. В составе третьего экипажа от огня зениток получил ранение один из авиаторов.
Чувствительные были и не боевые потери. Так, 24 ноября и 5 декабря из-за технических неполадок и плохой погоды разбились два He 111H-16, на борту одного из них погибли два члена экипажа. 8 декабря по неизвестной причине между крымскими посёлками Зуя и Фриденталь (ныне Курортное) разбился Bf 110E-3 W.Nr.2493 фельдфебеля Франца Айкхоффа (Fw. Franz Eickhoff). Погибли два авиатора и находившийся на борту пассажир — гауптман военной полиции.
К сожалению, о воздушных победах отряда данных почти не сохранилось, но они, скорее всего, были. Например, при сопровождении конвоев лётчики «Мессершмиттов» охотно атаковали советские торпедоносцы. Прикрывая конвой 19 октября 1943 года, экипаж, в который входил Герберт Шульц, заявил сбитым один «Бостон», при этом немецкая машина получила повреждения и дотянула до своего аэродрома на одном моторе. По имеющимся в распоряжении автора данным, в тот день при атаке конвоя в двух километрах южнее мыса Тарханкут был сбит немецкими зенитчиками Ил-4 лейтенанта П.М. Романенко из 5-го Гв.МТАП ВВС ЧФ.
В ноябре 1943 года в ходе поддержки высадившихся на Керченском полуострове десантов несколько штурмовиков Ил-2 сбитыми и подбитыми в боях с двухмоторными «Мессершмиттами» потеряли 4-я ВА и ВВС ЧФ. Эти успехи были на счету лётчиков действовавшей здесь ночной эскадрильи 5./NJG 200 и, возможно, Küstenstaffel Krim. Кроме того, нередко атакам Bf 110 подвергались советские катера и подводные лодки.
Вспоминая свои прежние навыки ночных полётов, лётчики отряда в ходе разведывательных вылетов на «Хейнкелях» не брезговали наносить беспокоящие ночные удары по позициям десанта под Керчью и по целям на Таманском полуострове. Для борьбы с кораблями Черноморского флота «Хейнкели» отряда в декабре 1943 – январе 1944 гг. были оснащены радарами для поиска судов «Хоэнтвиль» (Hohentwiel). При выполнении подобных задач 11 января 1944 года экипажи эскадрильи совершили свой 2000-й боевой вылет. Примечательно, что в феврале – марте 1944 года экипажам «крымского штаффеля» поручали и такую, в общем, бесполезную задачу, как разбрасывание листовок над плацдармами под Керчью и на Сиваше.
Когда 8 апреля 1944 года советские войска начали наступление на Сиваше и быстро продвинулись к району Севастополя, для экипажей штаффеля снова настала горячая пора. Задания они получали всевозможные — начиная от прикрытия конвоев и ведения разведки в их районе и заканчивая поиском советских подлодок в районе курсирования немецких и румынских судов. В апреле потери эскадрильи составили три машины — два He 111H-16 пропали без вести, а один Bf 110 был сбит советскими зенитками в районе Севастополя.
В конце апреля – начале мая из Крыма остатки эскадрильи перебазировались в Цилистеа (Румыния), откуда лётчики продолжили разведывательные полёты над Чёрным морем. Однако с потерей Крыма была предрешена судьба и одноимённой береговой эскадрильи. Уже 26 мая был получен приказ на оставшихся «Мессершмиттах» перебазироваться на норвежский аэродром Ставангер-Сола в распоряжение командующего 5-м воздушным флотом. Здесь под началом гауптмана Климмера была создана эскадрилья 14.(Z)/JG 5.
Оставшиеся в Цилистеа «Хейнкели» под командованием гауптмана Ратгебера (Hptm. Rathgeber) ещё несколько дней совершали «вооружённую разведку» как Küstenstaffel Krim, но уже 29 мая отряд был переименован в «особое звено» бомбардировочной группы I./KG 4, хотя окончательный приказ о роспуске крымской эскадрильи был издан главнокомандующим люфтваффе лишь 19 июня 1944 года. История «особого звена» оказалась короткой: после перебазирования вместе с группой I./KG 4 в венгерский Дебрецен его «Хейнкели» были уничтожены в ходе налёта американских бомбардировщиков 26 сентября 1944 года.
К сожалению, все потери «крымской эскадрильи» неизвестны, но, по неполным данным, с июня 1943 по апрель 1944 гг. отряд потерял не менее 17 машин безвозвратно, а ещё пять самолётов получили повреждения. Погибло и пропало без вести около 40 авиаторов, ещё 11 получили ранения.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Владислава Антипова, Алексея Пекарша, Матти Салонена (Финляндия) и Свена Карлзена (Германия).
Литература:
- Ulf Balke. Die Küstenstaffel Krim – Jet & Prop Historie №6/1995
- Лётная книжка фельдфебеля Герберта Шульца
- Сводки потерь генерал-квартирмейстера люфтваффе
Комментарии к данной статье отключены.