Совместив опыт конструирования британского «Бишопа» и американского «Приста», канадские инженеры-конструкторы к 1943 году получили весьма удачную самоходку «Секстон». Испытания в Англии показали, что машина получилась многообещающей, превосходя обоих своих «предков». Спрос на самоходку был высоким, осталось только опробовать её в бою…
Тяжело в учении…
Решение переформировать 8-й, 19-й, и 23-й полевые артиллерийские полки в самоходные было принято ещё в начале 1943 года, и канадской армии не терпелось наполнить новоиспечённые самоходные части личным составом и техникой. Учёба началась ещё до того, как «Секстоны», выделенные для этих целей, попали в части. Из формируемых частей выделили группы артиллеристов, которые отправились в Борден учиться вождению самоходок. Некоторых офицеров откомандировали в США, где в штате Вирджиния они должны был совместно учиться с американскими самоходчиками.
Самоходки начали поступать в части к концу апреля 1943 года. 4 мая 19-й полк полевой артиллерии получил свой первый «Секстон», а к концу месяца здесь было уже 13 машин (по четыре в каждой батарее и одна командирская), а ещё девять поступили в 23-й полк полевой артиллерии. У этой части не было высокооктанового топлива для авиационных двигателей: полк получил две 500-галонные бочки с бензином и колонку для заправки, но дороги размыло после проливных дождей, и колёсный транспорт долгое время не мог это топливо доставить. У 23-го полка также не хватало и краски, и артиллеристам было приказано залезать в самоходку по особой лесенке, чтобы не портить внешний вид самоходок. Вскоре полкам присвоили новые почётные названия: 19-й и 23-й полевые полки королевской канадской конной артиллерии (Royal Canadian Horse Artillery — RCHA). «Настоящие» кавалеристы воспротивились этому, и к ноябрю упоминание о лошадях из названий самоходных полков убрали.
Практические стрельбы начались в июне 1943 года, но сидеть на месте пришлось недолго: уже под конец июля 23-й полк для дальнейшей учёбы перебросили в Англию, а 19-й полк последовал за ним. Также к концу июля в Англию прибыли 11 «Секстонов», а к 31 августа в метрополии находилось уже 77 машин. Первые четыре из них отдали англичанам для испытаний, а 19-й и 23-й полки начали получать новую матчасть только 18 августа. Количество самоходок росло медленно из-за вынужденной модернизации, что ставило использование «Секстонов» в приближающемся вторжении в Европу под вопрос.
Начинать обучение на новой технике собирались с 1 октября. Ожидалось, что к тому времени модернизацию пройдут 46 машин, пока же в частях имелось только 11 модернизированных «Секстонов». Американские самоходки можно было получить гораздо быстрее и в большем количестве: англичане обещали выделить из своих запасов целых 96 «Пристов» M7. Канадцам ничего не оставалось, как в качестве временного решения принять их на вооружение. 19-й полевой артиллерийский полк перевооружили на «Присты», а 21 «Секстон» к 3 ноября собрали в 23-м полку.
К тому времени три «Секстона» были у 1-й канадской бронетанковой части пополнения (Canadian Armoured Corps Reserve Unit — CACRU), а ещё 28 машин находились на складах. В начале ноября было приказано передать 92 самоходки англичанам, но канадцам удалось уговорить союзников оставить семь машин в Канаде для учёбы. Учебные машины, оставшиеся в Англии, было приказано беречь. Максимальный пробег ограничили 1000 милями на каждую самоходку, чтобы не привести их в негодность перед боевыми действиями.
К 21 марта 1944 года в 23-м полку набралось 24 «Секстона», ещё восемь было в канадских учебных частях. Их дополняли 13 «Шерманов» в качестве машин артиллерийских наблюдателей — с оговоркой, что вместо них потом могут выдать «Рэмы». Ещё шесть танков было в полку буксируемой артиллерии 4-й бронетанковой дивизии, в которую входил 23-й полк. Картину завершал истребительный полк с 24 американскими самоходками М10.
По мере поступления новых «Секстонов» в строевые части потребность в новых машинах росла и в учебных подразделениях: так, 13 июля 1944 года 1 CACRU запросил 12 очередных самоходок, чтобы довести их общее число до 20, а также шесть дополнительных «Рэмов» для артиллерийских наблюдателей.
«Духовенство» идёт в бой
Несмотря на пригодность «Секстонов» к десантированию с моря, выявленную в ходе испытаний, машины не попали в первую волну операции «Оверлорд». 23-й полевой артиллерийский полк высадился со своими «Секстонами» на Джуно-Бич только в конце июля 1944 года, приняв участие в сражении за Кан. В августе полк продвинулся дальше и был задействован в Фалезской операции. 2 сентября в журнале боевых действий полка появилась следующая запись:
«После месяца постоянной езды наши «Секстоны» показывают только лёгкую степень износа. Они отлично показали себя в кампании, в которой с бронетанковой техникой обращаются очень жёстко. Мы все приятно удивлены».
Тем не менее машины не остались без следов эксплуатации. На одной самоходке к этому времени сломалась система отката, на второй — выхлопная система, на третьей отказала трансмиссия, а у четвёртой следовало заменить электропроводку.
Постоянные учебные стрельбы с закрытых позиций пригодились во время преследования немцев до Сены. Билл Тёрнер, ветеран полка, воспоминал:
«31-я батарея находилась в авангарде во время стремительного марша 4-й бронетанковой дивизии на восток. Когда мы проезжали мимо Дюнкерка, враг открыл по нам огонь. Один из наших передовых наблюдателей дал приказ на быстрое открытие огня. Я тогда служил офицером КП и немедленно направил мой полугусеничный бронетранспортёр через кювет и проволочный забор, выведя его на маленькое поле. Я подал сигнал офицерам-вычислителям следовать за мной, и также показал, где находились наши силы. Я передал азимуты, и самоходки быстро встали на позиции. Через минуту или две я увидел, как наши снаряды начали взрываться в Дюнкерке».
Способность быстро перейти к стрельбе с марша не раз приходилась кстати. Батареи полка исправно поддерживали 4-ю бронетанковую дивизию, тратя на открытие огня считаные минуты. Взамен танкисты хорошо оберегали своих «ангелов-хранителей», и ни одна самоходка полка не была потеряна в бою. Танкам передовых наблюдателей, нередко попадавших в самое пекло, пришлось сложнее: до конца войны дожил только один полученный в Англии танк. За 10 месяцев службы, от высадки во Франции до капитуляции Германии, самоходки 23-го полка прошли в среднем 2400–2700 км.
Импортозамещение и снарядный голод
23-й полк остался единственным канадским артиллерийским полком, который воевал только на своей технике, но были и другие части, использовавшие канадские самоходки. Упомянутый выше 19-й полевой артиллерийский полк начал обратное перевооружение с «Пристов» на «Секстоны» 24 августа 1944 года, а 30 августа его придали 4-й бронетанковой дивизии.
Самоходки перебрасывались на транспортёрах, что привело к значительным задержкам в выдвижении к линии фронта, и 19-й полк вступил в бой только 7 сентября уже на территории Бельгии. Стремительный бросок на север вызвал сложности со снабжением. Командование выпустило приказ тратить не более 30 снарядов на орудие в день при неприкосновенном резерве в 75 снарядов.
Полки самоходок использовали не только как единое целое, но и разбивали на батареи, хотя это было исключением. Сопротивление противника было достаточно слабым, и 19-й полк сделал свои первые выстрелы на голландской земле вечером 21 сентября. Ситуация со снабжением не улучшилась, и предельный расход снарядов снизили, за некоторыми исключениями, до 20 в день. Канадцам повезло, что немцы на их участке не отличались активными действиями, довольствуясь удержанием подготовленных позиций. Потери 19-го полка обычно ограничивались подбитыми танками передовых наблюдателей.
Такое сравнительное затишье пошло на пользу технике: полк сумел провести ремонт матчасти, в числе прочего сменив гусеницы с траками CDP на резинометаллические. Такие гусеницы должны были помочь в борьбе с быстрым износом ленивцев. Для доставки запчастей пришлось посылать грузовики обратно в Байё, городок на северо-западном побережье Франции, где силы Союзников высадились ещё в июне. После затишья артиллерия 19-го полка поддержала штурм «Шельдского котла» — позиций немецких частей, зажатых между морем и каналом Леопольда. Этот бой отмечал начало битвы за Антверпен, захват которого значительно облегчил бы снабжение.
Здесь «Секстонам» всё-таки довелось драться на морском побережье. Десант с моря застал немцев врасплох, несмотря на то, что танки и самоходки буксовали в мокром песке. Эти бои были намного тяжелее предыдущих, и «Секстоны» стреляли почти непрерывно. Ежедневный предельный расход снарядов подняли до 100 на орудие, при этом его часто превышали. Полк справлялся с задачами, и пехотные командиры были довольны стрельбой своих самоходок. В этих боях канадцы понесли довольно значительные потери среди артиллерийских корректировщиков.
После битвы на Шельде, во время которой самоходки показали всю мощь манёвренной артиллерии, последовало очередное затишье. Растянутые по семикилометровому фронту вдоль реки Маас, самоходчики в основном занимались контрбатарейной стрельбой, поддержкой передовых патрулей и подавлением вражеских вылазок. 26 ноября 19-й полк отвели в резерв. Осмотр матчасти показал, что степень износа после такой длительной кампании была очень небольшой.
Как и в 23-м полку, машины оказались надёжным оружием в умелых руках, но у 19-го полка время от времени встречались проблемы либо с машинами, либо с водителями. Так, в журнале боевых действий полка отмечается, что марш в лес Деккервальд в Германии 3 февраля 1945 года был первым случаем, когда все машины прибыли на позицию вместе и вовремя. Здесь полк присоединился к 1400-орудийному артобстрелу, ознаменовавшему начало штурма «Линии Зигфрида». Полк вновь занимался контрбатарейной стрельбой с 05:23 до 10:00, когда самоходки переключились на обстрел целей, обозначенных пехотными наблюдателями. В документах полка отмечается, что в тот день канадцам пришлось сражаться с противником и по радио, так как немцы вычислили частоту их радиостанций и постоянно пытались дать артиллеристам ложные цели.
После прорыва через укрепления самоходчикам пришлось воевать с ещё одним противником — грязью. По разбитым дорогам не проходили даже полугусеничные тягачи, и самоходкам пришлось исполнять роль тракторов, вытаскивая грузовики из луж. Не повезло полку и с немцами: под обстрелом 23 февраля полк потерял одну самоходку, трёх артиллеристов, а также один полугусеничный бронетранспортёр, грузовик и склад с 370 снарядами. От взрыва сгорел командный пункт полка, была на некоторое время потеряна радиосвязь. Журнал боевых действий полка описывает этот обстрел как «возможно самый сильный за всю европейскую кампанию».
В начале марта 19-й полк, наконец, смог сделать паузу. Артиллеристов отправили обратно в Голландию, в Тильбург, для отдыха и ремонта техники. Здесь самоходки немного поменяли свой вид. К американским гусеницам добавили расширительные насадки (Extended End Connector), которые значительно помогали при езде по грязи. Машины заново покрасили. В конце месяца в полку появились и командирские машины, способ изготовления которых был прост: с самоходки снималась пушка, а получившийся проём закрывался бронелистом.
В следующий раз «Секстоны» 19-го полка изменились уже после окончания войны: их привели в первоначальный вид, устранив все полевые модификации военного времени, и ещё раз покрасили.
Также на излёте войны «Секстоны» получил 8-й полевой артиллерийский полк, изначально уехавший в Италию с «Пристами». Самоходчики пересели на канадские машины по прибытии в северо-западную Европу в марте 1945 года. Кроме того, «Секстоны» использовались в британской армии, польских бронетанковых дивизиях и 6-й южноафриканской бронетанковой бригаде.
«Секстоны» в мирной жизни
Опыт эксплуатации «Секстонов» в 19-м и 23-м полках не был каким-то уникальным. Экипажи хорошо отзывались о своих машинах. Массивный дульный тормоз не вызывал какого-либо дискомфорта у экипажа, хотя пороховые газы и могли снести внешний «обвес» при стрельбе с усиленным зарядом.
Траки CDP тоже в основном показали себя хорошо, хотя некоторые полки предпочитали обменять их на применявшиеся на «Шерманах» ради унификации запчастей. Возможно, что замены происходили и по другим причинам, так как на траки под конец лета 1944 года начали приходить жалобы. В частности, подполковник Деннинг составил довольно недовольный отчёт, который он отправил в Конструкторский совет армейских инженеров (Army Engineering Design Board — AEDB). Деннингу ответили, что траки были приняты на вооружение после тщательных испытаний, но к жалобам всё-таки отнеслись достаточно серьёзно.
На Опытном полигоне военной техники (Mechanized Warfare Experimental Establishment — MWEE) в августе и сентябре 1944 года провели дополнительные испытания. В результате испытаний было отмечено, что траки CDP растягиваются ничуть не больше, чем другие типы траков на танках семейства «Шерман». Даже эксплуатация машины с туго натянутой одной гусеницей и провисшей второй не влияла на ходовые качества. Ведущее колесо могло проскальзывать, если гусеница была плохо натянута, но это не было сочтено важным дефектом. Считалось, что при правильной эксплуатации надёжность траков CDP была равна таковой у американских образцов.
Далеко не во всех частях были согласны с таким решением. Исследования, проведённые в частях, показали: сильный износ пальцев траков происходил из-за конструкционного дефекта. Его можно было исправить установкой дополнительной шайбы и раззенковкой отверстия для заклёпки. Также приходили жалобы на быстрый износ ленивцев, но в данном случае подходящего решения не нашли.
У траков CDP были и неоспоримые преимущества перед американскими: они не только не требовали дефицитной резины, но и весили намного меньше. Полный набор гусеничных лент с траками CDP весил 2086 кг, а лент с траками T54E1 чуть ли не вдвое больше — 3520 кг.
Надёжность модернизированных двигателей R975 значительно возросла по сравнению с более ранними образцами: ресурс двигателя достиг 200 часов или около 1300 км в условиях итальянского ТВД. В идеальных условиях — при прохладной погоде и без пыли — испытания четырёх двигателей R975-C4 показали гораздо лучшие результаты, в среднем приходя в негодность после выработки 336 часов. Платой за такую надёжность стала необходимость тщательного обслуживания — в среднем 257,5 человеко-часов на каждый двигатель. Механики-фронтовики постоянно жаловались на нехватку времени на проведение профилактических работ, так что маловероятно, что в боевых условиях такое обслуживание было возможно.
Несмотря на улучшения, жалобы на машины приходили до конца войны в Европе. 19 апреля 1945 года канадский штаб в Лондоне получил перечень частых проблем с самоходками в 21-й группе армий: у «Секстонов» отваливались глушители, застревали педали газа, длинные тяги системы управления гнулись, часто ломалась пружина на педали сцепления.
В отличие от «Рэмов», в Канаде «Секстонов» во время войны осталось очень мало — всего семь штук, включая те, что одолжили американцам для испытаний. Большое количество самоходок вернулось из Европы после войны. К февралю 1950 года в Канаде насчитывалось 211 «Секстонов», 35 из которых всё ещё оставалось в строю. Так как 25-фунтовки постепенно заменялись американскими 105-мм гаубицами, «Секстоны» тоже отодвигались на вторые роли. В июле 1954 года 70 машин вновь послали в Европу в качестве военной помощи — «Секстонам» довелось служить в португальской, южноафриканской и итальянской армиях. К 1956 году на службе в Канаде оставалось всего 12 машин.
Можно смело сказать, что «Секстон» оказался лучшим образцом гусеничной бронетехники, произведённой в Канаде в годы Второй мировой войны. В отличие от «Рэма», самоходка оказалась весьма востребованной всеми армиями Британского содружества, при этом не была, как «Валентайн» или «Гризли», просто скопирована с иностранной машины. Канадские конструкторы даже смогли превзойти своих американских коллег, придумав самоходку лучше «одноклассников» GMC M7 и HMC T51.
Источники и литература:
- Andrew Iarocci. Close Fire Support: Sexton Self-Propelled Guns of the 23rd Field Regiment, 1942–1945 // Canadian Military History — 2007 — Vol.16 — №4
- 19th Canadian Field Army Regiment, Royal Canadian Artillery. Regimental History, September 1941 — July 1945
- Архив Dept. of National Defence / Library and Archives, Canada
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Roger V. Lucy. Canada's Pride. The Ram Tank and its Variants — Service, 2014
Комментарии к данной статье отключены.