3 июля 1942 года вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», согласно которому с 5 июля выпуск малых танков Т-60 прекращался. К тому времени эти машины выпускались на заводах №264 и №37. Первое предприятие, расположенное в Сталинграде, сконцентрировалось на корпусном производстве для средних танков Т-34. В Свердловске же перешли к производству Т-70, но не надолго: вскоре и там стали выпускать Т-34.
На этом рассказы об истории производства Т-60 обычно заканчиваются. Но это не совсем справедливо: в конце 1942 – начале 1943 года советская промышленность продолжала выпускать изделия, созданные на основе бронекорпуса Т-60. Речь идёт о бронесанях, работы над которыми начались ещё в начале 1942 года.
Перетяжеленная повозка
О создании бронетранспортёров в Красной армии задумывались еще в 30-е годы, но дальше экспериментальных работ дело не продвинулось. Вместе с тем некое подобие транспортёра применялось в советско-финскую войну. Речь идет о бронированных санях (волокушах) конструкции Соколова, которые позволяли защищённой пехоте сопровождать танки. Весной 1941 года на складах всё еще хранилось около 300 саней данного типа. Активность по данной теме возобновилась в конце 1941 года. Отдел изобретений Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) был буквально завален предложениями с конструкциями бронированных саней самых разных типов.
Были среди этих предложений и достаточно экзотичные конструкции. Например, инженер-конструктор завода №112 В.Е. Губанов в конце февраля 1942 года предложил проект боевого десантного танкового прицепа (БДТП). Это был укороченный корпус Т-34 со штатными башней и бронированием. Летом прицеп перемещался на гусеницах, зимой же катки и гусеницы снимались, а вместо них должны были устанавливаться лыжи. Согласно расчёту автора, масса БДТП составляла 10-15 тонн. Изготовляться они должны были бы в трёх вариантах — десантном, боевом-десантном и специального типа.
По мнению автора проекта, БДТП можно было сконструировать и построить на заводе №112 в кратчайшие сроки. Для ускорения работ опытные образцы должны были иметь обычные корпуса от Т-34, при этом боевая масса бронесаней возрастала до 15-20 тонн, а число мест для десанта увеличивалась с 10 до 15.
Проект бронесаней БДТП рассматривался 27 февраля 1942 года 5-м отделом ГАБТУ КА. Там же обсуждались опытные бронесани Б-65 разработки завода №592. Эти сани боевой массой 20 тонн с трудом перевозились даже танком КВ-1. Для обсуждения разработок пригласили командиров и заместителей по технической части 31-й, 33-й, 62-й и 143-й танковых бригад, у которых имелся практический опыт ведения боевых действий в зимних условиях. Они однозначно высказались против таких громоздких проектов. По итогам совещания был составлен протокол:
«1. Предлагаемые заводами №592 и 112 прицепы к танкам весом 15-20 тонн совершенно неприемлемы, так как танк “КВ” по бортовым и главным фрикционам не имеет запаса, а танк “Т-34” будет работать на пределе.
2. Для обеспечения защиты танко-десантной роты танковой бригады, желательно разработать прицеп к танку “Т-34” со следующей характеристикой:
а) Вес — 5 тонн.
б) Экипаж — 15 человек.
в) Броня — 13-15 мм.
г) Бойницы: по бортам — 5
на корму — 2
вперёд — 2
д) Высота — 1,5-1,6 м.
е) Ширина — по колее танка.
ж) Выход — назад, на борта, днище.
з) Ходовая часть — колёсногусеничная.
и) Отцепка — от танка.
к) Буксирный крюк — сзади.
л) Обзорность — зеркалки по бортам, назад и вперед.
м) Удельное давление — не выше, чем у танка.
3. Количество прицепов на танковую бригаду — 5 штук.
4. Целесообразно для прицепов использовать танки “БТ” без башни, моторно-трансмиссионной группы, переоборудовав их в соответствии с требованиями к десантному прицепу.
5. Для буксировки прицепов на марше, в штат танковой бригады желательно включить тракторы из расчёта один трактор на два прицепа».
Этот текст содержал, по сути, первые тактико-технические требования на бронированные сани. Как видно, от идеи использования танков для создания саней участники совещания не отказывались. Но всем присутствовавшим на совещании было понятно, что боевая масса такого прицепа должна быть серьёзно уменьшена. Надо сказать, что указанные в протоколе требования оказались разумными, что показал дальнейший ход событий.
Анализ и изучение различных изобретений, которые поступали во время войны в Москву со всего СССР, многие считают бесполезной тратой времени. На самом деле это не так. Безусловно, множество предложенных инициативными гражданами изобретений являлись неосуществимыми, но даже 1% удачных идей вполне оправдывал обрабатываемый специалистами ворох бумаг. Один из таких самородков отправился 16 февраля 1942 года в Москву из Челябинска. Его автором являлся заместитель главного металлурга завода №78 Д.И. Чижиков. В письме, адресованном Сталину, Чижиков описывал бронированный прицеп с использованием ходовой части танка Т-60:
«Для заброски десантов в тыл противника предлагаю применять бронированные, на гусеничном ходу, прицепы к танкам, условно называемые мною ТД (танковый десант, транспортируемый ДОТ).
Прицепы ТД, кроме указанного мною назначения, в зависимости от боевой обстановки могут быть использованы, как ДОТ-ы и транспортёры для перевозки под обстрелом противника боеприпасов, вооружения и раненых. По конструкции ТД является несложным транспортным средством, состоящим из бронированного корпуса простейшей формы и ходовой безмоторной части на гусеницах.
Корпус ТД может быть изготовлен из листов путём сварки-клёпки, или путём отливки. Для изготовления корпусов ТД вполне могут быть использованы маломерные, с поверхностными и прочими дефектами листы, которые не употребляются в производстве танковых корпусов. Для изготовления ходовой части ТД можно использовать детали с подбитых танков, детали не принятые по тем или иным причинам для монтажа танков, а также детали от гусеничных тракторов, например, с трактора С-2 ЧТЗ.
Исходя из того, что конструкция ТД является предельно простой, освоение и массовый выпуск их может быть осуществлён в короткий срок и на любых заводах с ограниченными производственными возможностями.
Для проработки конструкции ТД я обратился за помощью к директору завода №200 (Ижорский завод в Челябинске) тов. Попову М.Н., который положительно отнёсся к моему предложению и немедленно выделил конструкторов для работы. В настоящее время проработка технического проекта ТД для варианта сварной корпус на ходовой части от танка Т-60, закончена и для всесторонней проверки и испытания конструкции в собранном виде требуется изготовить один экземпляр ТД».
Идея Чижикова оказалась куда более реалистичной, чем прежние предложения. Длина прицепа ТД должна была составить 4,5 м, ширина — 2 м, а высота — 1 метр. Ходовая часть для прицепа бралась от Т-60. Правда, бронирование и вместимость прицепа Чижикова превосходили пожелания военных. Толщина бортов составляла 40 мм, носовой и кормовой части — 30 мм, крыши — 20 мм, а днища — 15 мм. Рассчитывался ТД на 25 десантников, которые могли вести огонь из 14 открываемых изнутри бойниц. При таких параметрах боевая масса прицепа составляла 9 тонн, но и тягач для него предполагался солидный — КВ-1. Изготавливать его планировалось на заводе №200, который в 1941 году был выделен из завода №78 для выпуска корпусов и башен для КВ.
Существенным плюсом конструкции было то, что базировалась она на уже находившихся в производстве агрегатах. Кроме того, даже в черновом варианте разработка Чижикова смотрелась очень зрело. Самое же главное: в создании ТД оказался заинтересован, в том числе и финансово, завод №200, ведь формально разработчиками оказывались его инженеры, а не заместитель главного металлурга завода №78. Проекты «со стороны» не любили на всех заводах, а тут он оказывался «своим».
Неудивительно, что на заводе №200 к идее Чижикова отнеслись с энтузиазмом. Тему ТД на заводе №200 вели старший конструктор Красильников и начальник заводского КБ Сергеев. Так прицеп ТД стал ТД-200: цифра «200» означала номер завода, в стенах которого он разрабатывался. Чижиков же выступал в роли консультанта и одновременно продвигал своё детище, в случае задержки работ бомбардируя письмами различные инстанции. При этом в переписке по проекту его фамилия даже не упоминается.
Согласно отчёту старшего военпреда завода №200 военинженера 2-го ранга Пестова, к 20 марта на заводе строились три образца прицепа, получившего индекс ТД-200 (транспорт десантный завода 200):
«Изготовление и испытание этих трёх прицепов будет закончено к 20-22 марта, после чего они будут направлены с одним из формирующихся на Кировском заводе подразделений, что согласовано с райинженером.
На первых прицепах установлена ходовая часть с танка Т-60, потому что её легче всего получить и быстрее изготовить прицепы. В дальнейшем необходимо для удешевления прицепа ходовую часть ставить тракторного типа, например, СТЗ-ХТЗ.
Кроме того, нужно практически проверить целесообразность принятых толщин брони; достаточно ли простых щелей для стрельбы или нужны шаровые установки; нужны ли приборы наблюдения; какова пропускная способность люков-лазов, и т.д.
Со своей стороны, я считаю, что эти прицепы крайне необходимы Красной армии и после первых результатов боевых испытаний должно быть организовано их крупносерийное производство, тем более что на бронировку можно использовать имеющийся в Кузнеце и Магнитогорске бронелист с различного рода дефектами и отступлениями по химанализу.
Поэтому я принимаю всё от меня зависящее для быстрейшего изготовления, испытания и отправки на фронт этих прицепов».
По большинству характеристик опытные образцы соответствовали концепции, предложенной Чижиковым. Высадка и посадка десанта осуществлялась через двустворчатые люки на крыше, в носовой части и в корме, ещё один люк предусматривался в днище. Согласно требованиям ГАБТУ, ТД-200 должны были обеспечивать высадку десанта через кормовой люк как в стоячем положении, так и на ходу. Десант располагался внутри прицепа на скамьях, по 5 человек на каждой. Спереди и сзади были предусмотрены рымы (аналогичные применяемым на КВ-1 с укорочением цилиндрической части), к которым крепилось дышло, цепляемое к танку. Всего ТД-200 имел 10 бойниц для ведения огня: по 3 с бортов, 2 спереди и 2 на корме. Бойницы были оборудованы закрывающимися заслонками.
Заводские испытания ТД-200 начались 16 апреля. На первых ходовых испытаниях средняя скорость передвижения ТД-200 №1 за КВ-1 составила 16 км/ч. Было пройдено 48 километров, из них 37 километров — по булыжному шоссе и 11 километров — по просёлку. В ходе испытаний отмечалось два случая спадания гусениц: в первый раз при движении назад под углом 75 градусов и второй при движении вперёд под углом 50 градусов. Кроме того, отмечалось слабое натяжение гусеничных лент. Прицеп было невозможно отцепить на ходу, а клиренс в 30 см оказался недостаточным. Помимо этого, выяснилось, что заслонки бойниц можно было открыть с внешней стороны. После испытаний прототип, изначально имевший одностворчатые верхние люки, был переделан, что привело к затягиванию испытаний на месяц. Чижиков, волнуясь за судьбу своего детища, 22 апреля написал очередное письмо Сталину с просьбой посодействовать ускорению работ. Впрочем, на ход испытаний это никак не повлияло.
Второй этап испытаний, проходивший с 19 по 25 мая, совпал с учениями на Челябинском танкодроме. Всего за это время было пройдено 28 километров. ТД-200 испытали с полной нагрузкой: в прицеп погрузились 20 бойцов, посадка занимала 60 секунд. Была произведена и успешная выгрузка десанта на скорости 4-5 км/ч. Прицеп с полной нагрузкой испытывался и на бездорожье: были успешно пройдены 2 ямы глубиной 1 метр и 4 ямы глубиной 1,2 метра. Для усложнения задачи между танком и прицепом было положено бревно диаметром 25 см, это препятствие на небольшой скорости было пройдено 2 раза. При прохождении препятствий был погнуты тяги дышла, кроме того, между гусеницей и правой надгусеничной полкой попал камень, который частично прогнул заднюю часть полки. Кроме того, при прохождении препятствий погнуло гребень одного из траков правой гусеничной ленты, в результате один из катков получил повреждения бандажа. При этом не было зафиксировано ни одного случая спадания гусениц.
15 июня заводские испытания завершились. Осмотр ходовой части ТД-200 №1 показал, что все детали оставались в пределах нормы. Таким образом, прицеп вполне успешно прошёл заводскую программу. В течение мая были изготовлены 2-й и 3-й экземпляры ТД-200, сдали их уже в начале июня.
Однако на этом дело застопорилось. Официального отказа от программы ТД-200 не было, но больше эти прицепы в переписке не фигурируют. Не исключено, что виной этому стала их слишком большая масса, ведь про требования, сформулированные в феврале 1942 года, в ГАБТУ КА не забыли. Кроме того, на судьбу ТД-200 могла повлиять и финансовая сторона вопроса. Общая стоимость трёх бронеприцепов составила 126 000 рублей, то есть каждый ТД-200 обошелся в 42 000. С учётом того, что прицеп предполагалось изготовлять из отходов корпусного производства, такая цена выглядела не очень адекватной: танк Т-60 стоил не намного больше этого прицепа.
Помимо ТД-200, в мае 1942 года на заводе №200 был разработан химический прицеп, получивший индекс ГХП (гусеничный химический прицеп). Предназначался он для заражения и дегазации местности, а также дымопуска. По конструкции ГХП во многом повторял ТД-20, но вместо бронекапсулы для десанта на гусеничной ходовой части устанавливался короб, внутри которого располагались резервуары для отравляющих веществ или дымовой смеси. Распыление газов происходило через устройство, расположенное в кормовой части прицепа. ГХП предлагался в трёх вариантах исполнения, отличавшихся друг от друга внутренней компоновкой и объёмом внутренних баков.
В конце июня 1942 года проект ГХП рассмотрели в 4-м отделе Главного военно-химического управления Красной армии (ГВХУ КА). Заключение, подготовленное к 3 июля, оказалось не в пользу идеи. Дело в том, что ходовая часть Т-60 оказалась дефицитной. Особенно это касалось траков, летом 1942 года не одна сотня Т-60 стояла в цехах без них. Кроме того, ГХП тоже оказался не дешёвым. От дальнейшей разработки химического прицепа военные отказались.
Спустя всего несколько дней, 5 июля 1942 года, на стол начальнику ГАБТУ КА генерал-лейтенанту Я.Н. Федоренко легло письмо от главного инженера завода №200 Л.И. Эйранова. В нём он предлагал ещё два варианта бронированных прицепов, обозначавшихся как ТД-2 и ТД-3. Это была последняя попытка спасти положение. Ничего особо нового завод №200 не придумал: фактически это был тот же ТД-200, но в уменьшенном виде. ТД-2, имевший боевую массу 5750 килограмм, был расcчитан на перевозку 15 человек. Количество опорных катков сократилось до трёх. ТД-3, рассчитанный на 20 человек, оказался крупнее и весил 7850 кг. Как и ТД-200, этот прицеп имел по 4 опорных катка на борт.
В первоначальном тексте речь шла о постройке и одного образца ТД-3, но после рассмотрения письма Федоренко была сделана правка ручкой и постройку ограничили прицепом ТД-2. По характеристикам прицеп ТД-3, как и его предшественник ТД-200, не вписывался в выдвинутые военными требования. Что же касается ТД-2, то он вполне подходил под необходимые нормативы и получил зелёный свет. Ответственным за работы по ТД-2 был П.К. Ворошилов. Как следует из его доклада, опытный образец был изготовлен к 10 октября и проходил заводские испытания. К тому моменту, впрочем, приоритет получила идея постройки десантных прицепов на базе корпусов снятых с вооружения танков. Тем не менее челябинские бронированные прицепы получили возможность повоевать. Согласно переписке, три опытных прицепа ТД-200 в конце сентября 1942 года были направлены в 19-ю танковую бригаду, в которой, к слову, испытывались и приборы ночного вождения танков. Увы, в документах бригады прицепы не упоминаются.
С использованием задела
Прекращение работ по челябинским бронеприцепам не означало, что на идее был поставлен крест. Но создание и использование прицепов с танковой ходовой частью было признано слишком дорогостоящим мероприятием. 11 сентября 1942 года появились тактико-технические требования на проектирование «танковых броневых саней»:
«Танковые буксирные сани предназначаются для переброски вооружённых бойцов в расположение обороны противника, и переброски десанта в тыл противника.
При проектировании руководствоваться следующим:
1. Высота саней не должна превышать 650 мм.
2. Броня должна защищать бойца от ружейно-пулемётного огня с любой дистанции при попадании по нормали.
3. Сани должны иметь броневую защиту со всех сторон.
4. Люки-лазы должны быть расположены так, чтобы обеспечить быстрый выход бойцов и так, чтобы при любых условиях при выходе бойцы не попадали под огонь противника.
5. Для буксировки за танками разработать буксирное устройство, позволяющее отцеплять сани из танка без выхода и движение под углом и с боковым креном.
6. Для ведения ружейного огня предусмотреть лючки в бортах и лобовой части.
7. Размеры саней по длине и ширине определить из расчёта 16-20 человек — лёжа. При этом максимальная ширина саней не должна выходить за габариты танка.
8. Дно саней должно иметь два подреза, предотвращающее их от раскатывания.
9. Сани должны быть надёжны в эксплуатации.
10. С целью удобства транспортировки саней на большие расстояния на автомашинах, последние должны быстро разбираться и собираться.
11. Передняя лобовая броня должна иметь такую форму, при которой снег не скапливается впереди, а подминается».
Некоторые пункты из этих требований оказались неприемлемыми. Располагать 16-20 бойцов вплотную друг к другу оказалось неверным решением, массу пустого прицепа позже ограничили 2500 кг, а ширину — 2200 мм. Тем не менее предложенные ТТТ стали сигналом для создания бронированных саней нового поколения. Наиболее подходящим «донором» для них оказался снятый с производства Т-60. По состоянию на 11 ноября на территории ГАЗ им. Молотова имелось 212 корпусов и башен Т-60, а также 47 комплектов корпусов и башен Т-30. Также запас из 120 корпусов и 50 башен Т-60 находился на заводе №37. При таких запасах идея создания бронеприцепа с использованием корпуса Т-60 выглядела весьма заманчиво. Затраты на производство должны были быть минимальными, а значит, и прицепы получились бы дешёвыми, и вопрос с использованием имевшегося задела был бы решён.
В сентябре 1942 года с идеей создания бронированных саней на базе Т-60 в ГАБТУ обратились представители Научного автотракторного института (НАТИ). К 16 сентября эскизный проект саней ДП-60 (десантный прицеп на базе танка Т-60), разработанный инженерами НАТИ Л.Ф. Киселёвым и В.Ф. Горановым, был рассмотрен ГАБТУ КА. Проект предлагался в трёх вариантах. Наиболее интересной была признана версия с боевой массой 3,3 тонны. За основу брался корпус Т-60, в котором делался кормовой люк и закрываемые бойницы. Десант саней в этом варианте составлял 8 человек. Правда, первоначально в ГАБТУ более интересным посчитали вариант с сохранением орудийной башни с вооружением.
Финальный вариант проекта был подготовлен в начале октября 1942 года. Прицеп, обозначенный как БП, имел боевую массу 3,5 тонны, его вместимость увеличилась до 10-12 человек. Кроме пехоты, он мог перевозить и 5-7 бочек горючего. В качестве тягача для прицепа предусматривалось использовать Т-34. Для этого к кормовым буксирным крюкам танка крепилась специальная упряжная конструкция, к которой, в свою очередь, крепилась сцепка прицепа. Расчёт прицепа в случае необходимости мог отцепиться от танка, не выходя наружу.
Одновременно аналогичные конструкции на базе проектов НАТИ разрабатывались ещё двумя предприятиями. 29 сентября на имя директора завода №180 ушло письмо, в котором предлагалось изготовить 4 опытных образца прицепов к танку Т-34, использовав для этого корпуса танка Т-60. Аналогичное распоряжение от наркома среднего машиностроения Акопова было отправлено и на ГАЗ. В переписке детище ГАЗ именуется «бронесанями», лишь в одном документе упоминается индекс изделия — БП-60 (бронеприцеп на базе Т-60).
Как и в Саратове, разработка на ГАЗ шла при участии инженеров НАТИ. Согласно переписке, чертежи БП-60 были высланы на ГАЗ 22 октября 1942 года, а на завод №180 — 30 октября. Бронесани представляли собой корпус Т-60, установленный на два деревянных бруса. К деревянным брусьям снизу должны были крепиться стальные полосы, выполнявшие роль полозьев. Корпус Т-60 конструкторы подвергли следующим переделкам:
- Подбашенный погон закрыли броневой крышкой, также заделали люки монтажа бортовых передач, отверстия под торсионные валы и люки воздухопритоков;
- В кормовом листе было вырезано отверстие размером 1080×670 мм, в которое установили двустворчатую дверцу с петлями, находящимися сверху. Через этот люк осуществлялся выход десанта и его посадка, также для этой цели использовался сохранённый люк механика-водителя.
- С каждого борта на высоте 670 мм было вырезано по три амбразуры, закрываемые броневыми заслонками. Заслонки открывались и закрывались изнутри корпуса. Кроме того, две амбразуры были вырезаны в кормовом листе. Стрельба вперед осуществлялась через люк механика-водителя.
- Внутри саней по крыше, вдоль продольной оси корпуса, была натянута верёвка, за которую держался десант во время движения;
- Сзади к крыше были приварены два крюка, за которые цеплялись ещё одни бронесани.
Масса бронесаней составила 4 тонны, что вполне вписывалось в требования ГАБТУ. За одним Т-34 можно было зацепить два прицепа, общая численность десанта при этом достигала 20 человек. Сани цеплялись к Т-34 при помощи дышла, изготовленного из стальных труб. На дышле имелся специальный замок с подведённым к нему тросом, дёргая за который экипаж саней мог их отцепить от носителя.
Первые 4 образца бронесаней были изготовлены на заводе №180 к концу ноября 1942 года. Работы курировал старший конструктор НАТИ Гаранов, один из авторов проекта. Сани были выпущены в двух вариантах, отличавшихся друг от друга конструкцией сцепного устройства. Первый вариант устройства оснащался крюками, второй — рымами. По результатам заводских испытаний 27 ноября на заводе прошло техническое совещание, по которому было принято решение о внесении в конструкцию саней ряда изменений. Лыжи удлинялись в передней и задней частях, переделывалась конструкция сцепных устройств, усиливались задние рымы. Позднее Гаранов был направлен на ГАЗ им. Молотова, где также участвовал в подготовке производства бронесаней. Первые образцы БП-60 были готовы в Горьком к январю 1943 года.
Согласно первоначальной программе испытаний, бронесани предусматривалось испытывать в движении за танком (25 километров по шоссе и 25 километров по целине). Кроме того, были запланированы тактические учения с использованием трёх экземпляров бронесаней для определения возможности их использования в качестве бронированных огневых точек. Фактически же испытания, проведённые 13-14 января 1943 года на НИИБТ Полигоне в Кубинке, пришлось проводить по сокращённой программе. При определении наименьшего радиуса разворота дышла оказались погнуты.
Удалось произвести два контрольных выезда: в первом, протяжённостью 5 километров, участвовали двое бронесаней, во втором, протяжённостью 3 километра — одни бронесани. В обоих случаях сани буксировались с полным десантом. Т-34 уверенно буксировал как одни бронесани, так и пару. Средняя скорость движения составляла 25 км/ч по шоссе и 20 км/ч по снежной целине (толщина снежного покрова достигала 400 мм). В ходе испытаний выяснилось, что при радиусе поворота меньше 20 метров начинает гнуться дышло и отрываются буксирные крюки.
Во время испытаний десант из 10 человек с личным оружием занимал бронесани за 20-25 секунд, высадка занимала 30-35 секунд. Конструкция задних десантных люков с петлями сбоку была признана не очень удобной, её было рекомендовано переделать. Внутри десант размещался прямо на полу (скамьи из-за небольшой высоты корпуса Т-60 не были предусмотрены), что вызывало немало неудобств. При этом излишней тряски во время движения не ощущалось. По результатам испытаний бойницы и конструкция крышек амбразур были признаны вполне удобными.
Вместе с тем во время движения по снежной целине и просёлочным дорогам поднималось облако снежной пыли, делавшее невозможной прицельную стрельбу десанта из бойниц. Кроме того, испытания стрельбой выявили наличие мёртвых зон обстрела из саней.
Несмотря на выявленные в ходе испытаний недостатки, общее заключение по саням оказалось положительным:
“1. Представленные для испытаний бронесани могут быть использованы для переброски пехотного десанта в количестве 10-ти человек, а также как бронированные огневые точки при стрельбе с места.
2. За танком Т-34 возможна одновременная буксировка двух бронесаней.
3. Конструкция прицепного устройства позволяет производить отцепку бронесаней на ходу.
4. Прочность прицепного дышла не обеспечивает поворота бронесаней с радиусом менее 20 метров.
5. Бронесани могут быть рекомендованы для принятия на вооружение Красной Армии при условии устранения недостатков, указанных в разделе “Результаты испытаний”.
Наконец серийному производству бронесаней был дан зелёный свет. Производство саней из корпусов Т-60 началось на ГАЗ в конце января 1943 года, в январе начался выпуск саней в Саратове. Помимо бронесаней на базе Т-60, завод №180 выпустил партию из 18 саней с использованием корпусов танка Т-50. В войсках бронированные сани на базе Т-60 впервые были использованы ещё до появления серийных образцов. Согласно переписке по ГАБТУ, в частях 65-й армии осенью-зимой 1942 года успешно использовались корпуса Т-60 (речь идет, скорее всего, о заделе завода №264), установленные на полозья и цепляемые за танки.
По состоянию на 3 марта 1943 года ГАЗ им. Молотова изготовил 250 бронесаней, из которых 35 было отправлено в 1-ю танковую армию, 75 — на Западный фронт и 41 — на Северо-Западный фронт. Кроме того, завод №180 выпустил 24 экземпляра, которые отправились на Калининский фронт. По состоянию на 21 декабря 1943 года на складах находилось 120 десантных саней, которые планировалось передать в войска: 60 на 2-й Прибалтийский фронт, 30 на 1-й Прибалтийский фронт и 30 на Белорусский Фронт. Точное число выпущенных саней БП-60 неизвестно, но суммарный выпуск на ГАЗ им. Молотова и завода №180 оценивается в районе 300 штук. Увы, каких-то подробностей об их боевом применении пока нет. Тем не менее сама идея оказалась очень интересной. Похожие сани разрабатывались и в других странах, но по сравнению с БП-60 они выглядели несерьёзно.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ
Комментарии к данной статье отключены.