В сентябре 1939 года Австралия вслед за Великобританией вступила во Вторую мировую войну. Самые ценные корабли австралийского флота тяжёлые крейсера «Australia» и «Canberra» быстро начали активную боевую работу. Они сопровождали особо важные конвои, искали немецкие рейдеры и суда снабжения, участвовали в боевых действиях против режима Виши. Судьба этих кораблей в первые годы Второй мировой оказалась неожиданно яркой и насыщенной событиями.
Первые месяцы войны
К началу Второй мировой войны два австралийских тяжёлых крейсера имели разную боевую ценность. «Australia» успела пройти полную модернизацию, закончившуюся за несколько дней до начала вооружённого конфликта. «Canberra» оставалась примерно в том виде, в каком была введена в строй, с устаревшими средствами ПВО и слабой бронезащитой (включая отсутствие бронепояса). В условиях военного времени начало работ по модернизации выглядело крайне маловероятным, поскольку оба ценных корабля были нужны в строю как австралийского, так и британского флота.
В конце 1939 года оба корабля находились в австралийских водах, и лишь с началом нового 1940 года для них нашлась важная работа. 6 января «Canberra» вышла из Веллингтона (Новая Зеландия) в эскорте стратегического конвоя US1, к которому 10 января присоединилась «Australia». Конвой следовал с заходом в Сидней и 12 февраля благополучно доставил в зону Суэцкого канала первую часть контингента новозеландских и австралийских сухопутных войск. За первым «конвоем на миллион долларов» (как называли маршрут US австралийцы) последовали и другие. 5 мая «Australia» и «Canberra» вышли из Сиднея с конвоем US3, в состав которого входили всемирно знаменитые гигантские лайнеры «Queen Mary» и «Mauretania», превращённые в войсковые транспорты.
В ходе сопровождения конвоя US3 австралийские тяжёлые крейсера разделились. «Canberra» перебазировалась на Цейлон и осталась нести службу на коммуникациях Индийского океана (с июня 1940 года кораблём командовал кэптен Гарольд Фарнкомб). «Australia» под командованием кэптена Роберта Стюарта вместе с конвоем US3 пересекла Индийский океан и 26 мая прибыла в Кейптаун (Южная Африка). По предложению австралийского Адмиралтейства корабль поступил в распоряжение Королевского ВМФ Великобритании и в июне защищал коммуникации у атлантического побережья Африки.
В начале июля австралийский крейсер совместно с однотипным британским «Dorsetshire» сопровождал лёгкий авианосец «Hermes» у порта Дакар (Сенегал), находившегося под контролем режима Виши. Командир авианосца кэптен Ричард Онслоу, ставший командиром соединения, имел приказ уничтожить или повредить находившийся в гавани линкор «Richelieu». В ночь с 7 на 8 июля отряд коммандос на скоростном катере сбросил у борта линкора глубинные бомбы, однако те не взорвались. Утром 8 июля с авианосца поднялись шесть «Свордфишей», которые добились одного торпедного попадания в «Richelieu», нанеся ему серьёзные повреждения. Онслоу довольствовался этим результатом. В последний день операции 9 июля «Australia» была атакована одиночным французским бомбардировщиком, не добившимся попаданий, и впервые с начала войны открыла огонь по противнику.
После атаки на Дакар «Australia» перешла в Великобританию, присоединившись 20 июля к главным силам флота в Скапа-Флоу. Австралийский корабль участвовал в безрезультатных операциях у берегов Норвегии — поиске линейного крейсера «Gneisenau» и охоте на немецкие траулеры. Тем временем британское военно-политическое руководство вместе с лидером движения «Свободная Франция» Шарлем де Голлем разработало план операции «Menace» по захвату Дакара. Город являлся стратегически важной позицией, одним из лучших портов на африканском побережье и ключевой базой французского флота в регионе. Кроме того, в Дакаре хранился эвакуированный золотой запас Франции. Черчилль и де Голль питали надежду, что местная администрация добровольно перейдёт на сторону «Свободной Франции».
Первый бой крейсера «Australia»
1 сентября 1940 года «Australia» вошла в состав Соединения М (Force M) вице-адмирала Джона Каннингхэма, которое должно было обеспечить оккупацию Дакара силами «Свободной Франции» и британской морской пехоты. Состав соединения был следующим: тяжёлый авианосец «Ark Royal», линкоры «Barham» и «Resolution», тяжёлые крейсера «Australia», «Cumberland», «Devonshire», лёгкие крейсера «Dehli» и «Dragon», 11 эсминцев, а также мореходные сторожевые корабли и транспорты десанта. По пути к Дакару британцы перехватили в Атлантике французское соединение из трёх лёгких крейсеров, однако обе стороны воздержались от боя. 19–21 сентября «Australia» мирно сопроводила в Касабланку крейсер «Gloire» с неисправным двигателем. Два других французских корабля («Montcalm» и «Georges Leygues») благополучно ушли от погони и направились в Дакар.
Утром 23 сентября представители де Голля попытались начать переговоры с администрацией Дакара, однако губернатор Пьер Буссон решительно отверг какое-либо сотрудничество. Попытка высадить морской десант встретила сопротивление, несколько кораблей были легко повреждены огнём с берега. Помимо довольно сильной береговой артиллерии, в базе находились верные режиму Виши корабли: линкор «Richelieu», лёгкие крейсера «Montcalm» и «Georges Leygues», четыре эсминца, три подлодки, а также ряд сторожевых и вспомогательных судов. После того, как английские корабли открыли огонь по гавани, французские моряки попытались вступить в неравный бой.
Около 16 часов поступила информация, что французский эсминец пытается выйти из гавани. Вскоре команда «Australia», следовавшей в сопровождении эсминцев «Fury» и «Greyhound», обнаружила противника визуально. В 16:26 крейсер открыл огонь главным калибром на дистанции 4000 м. За три минуты было сделано восемь залпов, французы успели сделать два выстрела и выпустить пару торпед, которые прошли мимо цели. Большой контр-миноносец «L`Audaciex» типа «Le Fantasque» (1934 год постройки, стандартное водоизмещение — 2600 т, вооружён пятью 138-мм орудиями и девятью 550-м торпедными аппаратами) быстро загорелся и выбросился на отмель. 81 французский моряк погиб, 71 были ранены. Более в строй «L`Audaciex» не вводился, его корпус окончательно потопили британские самолёты в мае 1943 года у берегов Туниса.
Неравный бой, на деле оказавшийся избиением беспомощного противника, описан командиром крейсера «Australia» кэптеном Стюартом в корабельном журнале:
«Сальво 1 — недолёт. Сальво 2 — ушло вправо. Сальво 3 — сбиты мачты противника. Сальво 4 — перелёт, одно попадание (огонь в носу). Сальво 5 — попадания. После сальво 8 в 16:30 огонь прекращён, поскольку у противника горели нос и корма, и я желал избежать человеческих жертв, насколько это возможно».
Вряд ли расстрел одинокого французского корабля доставил удовольствие австралийским морякам. Один из офицеров в письме домой делился мыслью, что «наша первая победа была похожа, скорее, на убийство». В мемуарах ветерана «Australia» можно найти описание красноречивого эпизода:
«Когда огонь прекратился, некоторые из молодых матросов на верхней палубе начали радостно кричать, будто на футбольном матче, но их быстро прервала холодная команда с мостика. Это был Джимми, первый помощник лейтенант-коммандер Джек Донован. “Вы, там, прекратите!” - рявкнул он - “Вы понятия не имеете, что с этими людьми сейчас происходит”. Воцарилась тишина».
Так или иначе, операция «Menace» продолжилась. Вишисты держались стойко, а де Голль воздерживался от высадки десанта, не желая превращать бой за Дакар в гражданскую войну между французами. Подавить огонь береговых батарей, линкора «Richelieu» и двух крейсеров англичанам не удавалось. Утром и днём 24 сентября «Australia» дважды участвовала в обстреле гавани, оба раза попадала под ответный огонь, и была вынуждена отступить вместе с другими британскими кораблями. В свою очередь, корабли дважды атаковали несколько французских самолётов, которые добились лишь разрывов в воде у борта «Australia».
25 сентября около 9 часов утра «Australia» участвовала в перестрелке с французскими крейсерами и береговыми батареями, получив попадания двух 152-мм снарядов, которые не нанесли серьёзных повреждений. Вскоре после этого погиб корабельный гидросамолёт Walrus, который, вероятно, был сбит французским истребителем. Все три лётчика погибли, став первыми безвозвратными потерями команды крейсера в войне. В тот же день по согласованию с британским правительством адмирал Каннингхэм приказал кораблям отступать. Операция «Menace» окончилась неудачей как для Великобритании, так и для движения «Свободная Франция». Известно, что атака Дакара вызвала общественное недовольство в Австралии — вплоть до того, что премьер-министр Роберт Мензис раскритиковал её в телеграмме Черчиллю.
После Дакара «Australia» вернулась в Великобританию и в октябре несла патрульную и эскортную службу в северной части Атлантического океана. 29 октября к западу от Гебридских островов крейсер спас 13 человек с потерпевшей аварию и севшей на воду патрульной летающей лодки Short Sunderland. Операция проводилась в сильнейший шторм, с риском для команды крейсера, и стала ярким примером морской взаимовыручки. Вскоре после этого у «Australia» проявились серьёзные проблемы с машинами, и 18 ноября она встала на ремонт в Ливерпуле. В краткий срок был проделан большой объём работ, касавшийся в первую очередь ходовой части. Кроме того, на крейсере установили поисковый радар Type 286 — первую РЛС на австралийском корабле.
Тяжёлым испытанием для команды и корабля стали немецкие бомбардировки Ливерпуля. Непосредственно порт подвергался воздушным ударам три ночи подряд с 20 по 22 декабря. Стоявшая в сухом доке «Australia» чудом избежала серьёзных повреждений, особенно с учётом того, что корабль был обесточен, и не мог вести зенитный огонь. Тяжёлая бомба упала между стенкой дока и бортом рядом с кораблём в ночь на 20 декабря, но, к счастью, не разорвалась.
В следующую ночь на палубу упали несколько мелких зажигательных бомб, которые не нанесли никакого урона. После этого крупная авиабомба упала на борт, разрушив часть стенки дока, — у корабля пострадала катапульта, небольшой ущерб был нанесён командирской каюте. Итог «Ливерпульского рождественского блица» подводит официальная история крейсера «Australia»:
«Бомбардировка оказалась слишком тяжёлым испытанием для обоих корабельных котов, которые дезертировали. Кроме того, команда в тот год лишилась рождественского жаркого, поскольку склад поставщика, на котором хранилась утятина, сгорел».
В январе 1941 года «Australia» покинула Ливерпуль и с конвоем WS5B перешла в Кейптаун. В феврале крейсер продолжил сопровождение конвоя в Индийском океане, доведя его до Суэцкого канала через Красное море. Выполнив эту миссию, «Australia» направилась домой и достигла Сиднея 24 марта 1941 года.
«Canberra» в Индийском океане
Судьба «Canberra» оказалась несравнимо беднее примечательными событиями по сравнению с систершипом. С лета 1940 года крейсер базировался, преимущественно, на Цейлоне и выполнял задачи по защите судоходства в Индийском океане. В июле 1940 года «Canberra» безуспешно разыскивала немецкий рейдер «Atlantis», а в ноябре — «Pinguin». Во время ноябрьских поисков рейдер выследить опять не удалось, но крейсер выполнил благородную миссию. 22 ноября он обнаружил три шлюпки с британского рефрижераторного парохода «Port Brisbane» (водоизмещение 8700 т), потопленного «Pinguin» 21 ноября, и австралийские моряки спасли 27 человек.
В январе 1941 года «Canberra» прошла модернизацию в Сиднее. По наиболее достоверным сведениям, крейсер получил два восьмиствольных зенитных автомата «пом-пом» калибра 40 мм вместо четырёх одноствольных автоматов. После окончания работ корабль вернулся на Цейлон и в феврале 1941 года искал в Индийском океане немецкий рейдер «Admiral Scheer» — вновь безрезультатно.
Удача улыбнулась «Canberra» 4 марта 1941 года, когда она совместно с новозеландским лёгким крейсером «Leander» вела поиск противника примерно в 200 милях к юго-востоку от Сейшельских островов. Корабли разделились и действовали самостоятельно, когда в 16:28 находившийся в воздухе австралийский бортовой гидросамолёт Seagull обнаружил два подозрительных судна. Благодаря ясной погоде контакт был подтверждён сигнальщиками визуально. На «Canberra» объявили боевую тревогу, крейсер ускорил ход и направился к цели, которую лётчики опознали как «рейдер и танкер».
Австралийцы встретили немецкий транспорт «Coburg» водоизмещением 7400 т, следовавший из захваченного британцами порта Массауа в итальянской Эритрее, и танкер «Ketty Brovig» — норвежское судно водоизмещением 7000 т, захваченное 2 февраля рейдером «Atlantis». На танкере имелось 10 000 т соляра и нефти, и немцы использовали его в качестве судна снабжения со своей призовой командой. По одной из версий, «Coburg» должен был снабдить танкер свежей водой, по другой, наоборот, «Ketty Brovig» должен был дозаправить транспорт. Так или иначе, обнаружив приближающийся крейсер, суда разделились и попытались скрыться, игнорируя подаваемые им сигналы.
В 17:06 командир «Canberra» кэптен Фарнкомб приказал открыть огонь на дистанции около 19 км. В 17:16 было заявлено попадание снаряда в «Coburg», считается, что оно оказалось единственным из 215 выпущенных снарядов главного калибра. Команда транспорта начала самозатопление судна. Сам Фарнкомб впоследствии самокритично говорил о «чертовски плохой стрельбе», но приводил вполне разумные аргументы, почему держался далеко от противника:
«На той стадии боя я всё ещё полагал, что противник — вооружённый рейдер, как сообщил самолёт, и думал, что он ждёт открытия ответного огня. Я считал, что нахожусь за пределами его максимальной дистанции стрельбы. Также я не исключал возможности того, что он воздерживается от стрельбы в надежде, что «Canberra» приблизится и станет лёгкой целью для торпеды. Поэтому «Canberra» маневрировала, сохраняя дистанцию около 17 км».
Тем временем в 17:10 гидросамолёт Seagull сбросил четыре 45-кг бомбы в «Ketty Brovig», добившись двух попаданий. Танкер остановился и начал самозатопление. Увидев это, наблюдатель гидросамолёта лейтенант Клод Маллесон совершил экстраординарный поступок. Приказав пилоту приводнить машину, он разделся до трусов, доплыл до оставляемого командой танкера «Ketty Brovig», осмотрел его, после чего вернулся на самолёт и сообщил крейсеру, что на судно можно высадить абордажную партию. Позднее бравый авиатор признавался: «К счастью для моего душевного равновесия, я не замечал нескольких акул, плававших поблизости, до тех пор, пока не вернулся благополучно на самолёт».
Впрочем, осторожный Фарнкомб по-прежнему боялся ловушки и приказал начать захват только в 18:38 после подхода «Leander». «Coburg» затонул буквально через несколько минут, и союзным крейсерам оставалось лишь принять на борт спасшихся в шлюпках немецких моряков. Австралийская абордажная команда добралась до «Ketty Brovig», когда судно ещё держалось на воде, но спасти его также было невозможно. После эвакуации людей танкер добили огнём 102-мм пушек. Немецкая команда сдалась без сопротивления, также удалось освободить из плена норвежских и китайских моряков. Офицер из абордажной партии вспоминал высадку на «Ketty Brovig»:
«Мы приблизились к танкеру, и вот перед нами оказались 20 футов стального корабельного борта, мерно качавшегося на волнах Индийского океана. Помню, я тогда подумал: “Похоже, мы не очень-то хорошо подготовлены, и что нам теперь делать?” К счастью, немцы были достаточно любезны, чтобы сбросить нам канатную лестницу, позволив нам подняться на борт и пленить их».
Итог несколько сумбурной встречи с «Coburg» и «Ketty Brovig» подвёл другой офицер «Canberra», заметивший: «Сложно представить, что могло бы случиться, если бы мы действительно встретили «Scheer». Кэптен Фарнкомб критиковался в австралийских военно-морских кругах за чрезмерную осторожность и даже нерешительность, которая якобы помешала захватить два крупных судна. Отмечается, что среди активных критиков был заместитель начальника штаба ВМС кэптен Джозеф Бернетт, который в мае 1941 года получил под командование лёгкий крейсер «Sydney». Недооценка действий Фарнкомба и полученного им опыта имела самые печальные последствия.
19 ноября 1941 года «Sydney» под командованием Бернетта обнаружил в Индийском океане подозрительное судно и, не поднимая в воздух самолёта, сблизился с ним на дистанцию одной мили. Судном оказался замаскированный немецкий рейдер «Kormoran», который расстрелял крейсер в упор и добил торпедой, нанеся более сильному противнику фатальные повреждения. «Sydney» затонул со всеми, кто находился на борту, гибель 645 человек стала крупнейшей катастрофой в истории австралийского флота. То, что команде «Kormoran» после боя пришлось подорвать свой корабль и спасаться в шлюпках, стало очень слабой компенсацией за трагедию. Таким образом, осторожный Фарнкомб всё-таки оказался прав.
Что же касается тяжёлых крейсеров «Australia» и «Canberra», то с марта и до конца 1941 года ничего примечательного с ними не происходило. Корабли несли рутинную патрульную службу в Индийском океане и австралийских водах, не имея контактов с противником. Как известно, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась 7 декабря 1941 года и принесла морякам Австралии множество тяжёлых испытаний.
Продолжение следует…
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net/
- Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Галыня, Виктор. «Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине» – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009
- «Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники» – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
Комментарии к данной статье отключены.