В сердцах любителей военно-морской истории особое место занимают корабли Первой и Второй мировых войн — эпохи грандиозных сражений, ярких и драматических событий. Боевые корабли, строившиеся после 1945 года, привлекают гораздо меньше внимания. Но и с ними связано немало интересных исторических эпизодов, а многие из них являются настоящими памятниками техники ХХ века. Так, в австралийском Сиднее в качестве музейного экспоната сохраняется эсминец «Vampire» типа «Daring», о любопытной судьбе которого мы расскажем в этой статье.
Опоздавшие на войну
Вторая мировая война продемонстрировала высокую боевую ценность эсминцев, что привело к стремительному совершенствованию этого класса кораблей. Все крупные державы, обладавшие сильными флотами, в военные годы создали принципиально новые типы эсминцев, по боевым возможностям заметно превосходившие довоенных «одноклассников». Не стала исключением и Великобритания, в 1945 году начавшая строительство особо больших и мощных боевых единиц, ставших венцом эволюции британских эсминцев времён Второй мировой. Как выяснилось позднее, они оказались последним поколением крупных артиллерийских кораблей Королевского ВМФ.
Головной корабль типа «Daring» (давший название всей серии) был заложен в январе 1945 года. Из-за окончания боевых действий и экономического кризиса в Великобритании его строительство велось медленно: «Daring» спустили на воду в 1949 году и ввели в строй лишь тремя годами позже. Его систершипы строились быстрее, ввод в строй всей серии из восьми кораблей завершился в 1954 году. Долгий срок реализации программы привёл к тому, что эсминцы, проектировавшиеся ещё в ходе Второй мировой, вскоре после постройки оказались морально устаревшими. Несмотря на модернизацию, их боевая служба в Великобритании завершилась уже к началу 70-х годов. Впрочем, два корабля, проданные в Перу, получили «вторую жизнь» — последний из них вывели из состава перуанского ВМФ только в 2007 году.
Эсминцы типа «Daring» обладали стандартным водоизмещением около 2800 т и развивали максимальную скорость в 30 узлов. Изначально они вооружались шестью универсальными 114-мм орудиями (в трёх спаренных установках) и двумя 533-мм пятитрубными торпедными аппаратами, дополнительную ПВО обеспечивали шесть 40-мм «Бофорсов». Корабли обладали развитым радиолокационным и гидроакустическим оборудованием, оснащались передовым для своего времени противолодочным бомбомётом Squid. По меркам 1945 года, когда началось строительство серии эсминцев, их технические характеристики выглядели более чем впечатляющими, что сразу же привлекло к ним внимание командования австралийского ВМФ, традиционно вооружавшегося британскими кораблями.
Отношение австралийских моряков к кораблям типа «Daring» ярко сформулировано в тексте официальной истории эсминца «Voyager»:
«Тип «Daring» с его характерными миноносными очертаниями и впечатляющим главным вооружением представлял собой кульминацию более чем 50 лет проектирования и развития британских эсминцев».
Австралийские «даринги»
Ещё в 1939 году австралийский военный флот заказал постройку новейшего на тот момент британского эсминца типа «Tribal» на мощностях самого крупного кораблестроительного предприятия Австралии — верфи Cockatoo Island в Сиднее. Удалось построить лишь три корабля из запланированных шести, причём третий вступил в строй в 1945 году и не успел принять участия во Второй мировой войне. Зато австралийские кораблестроители получили ценный опыт, который решено было использовать при реализации новой программы усиления ВМФ. В 1946 году та же сиднейская верфь Cockatoo Island получила заказ на строительство эсминца типа «Daring», получившего название «Vampire» — в честь старого эсминца типа V 1917 года постройки, отличившегося на недавней войне и потопленного японской авиацией у Цейлона 9 апреля 1942 года.
Заказ 1946 года стал лишь началом эпопеи, затянувшейся более чем на десятилетие. Опыт Австралии в строительстве крупных боевых кораблей (тем более со сварным корпусом) оказался недостаточным, промышленных мощностей не хватало, а финансирование вооружённых сил после войны было не самым щедрым. Примечательно, что по итогам строительства стоимость каждого австралийского «даринга» более чем втрое превысила изначальный бюджет. «Vampire» символически заложили в 1948 году, но фактически к строительству приступили лишь четырьмя годами позже. Спуск корпуса на воду состоялся в 1956 году, ещё три года понадобилось на достройку, официальный ввод эсминца в строй состоялся 23 июня 1959 года. «Vampire» оказался третьим в Австралии эсминцем своего типа, после «Voyager» (1957) и «Vendetta» (1958), также названных в честь кораблей-героев Второй мировой войны. Четвёртый планировавшийся эсминец построен так и не был.
Как и в Великобритании, в Австралии эсминцы типа «Daring» оказались последним поколением крупных артиллерийских кораблей, состоявших на вооружении ВМФ. По сравнению с британским оригиналом их конструкция была несколько модифицирована с учётом необходимости службы в тропиках — в частности, на них предусмотрели кондиционирование воздуха. Вооружение кораблей было несколько изменено по сравнению с оригинальным проектом — вместо двух 533-мм пятитрубных торпедных аппаратов монтировался только один, противолодочный бомбомёт Squid заменялся на более позднюю модель Mark 10 Limbo. Состав артиллерийского вооружения оставался неизменным.
Забегая вперёд, стоит сказать, что один из австралийских эсминцев типа «Daring» довольно быстро выбыл из состава военно-морских сил. 10 февраля 1964 года на учениях недалеко от Сиднея «Voyager» столкнулся с лёгким авианосцем «Melbourne». Корпус эсминца был буквально разрезан на две части, которые стремительно затонули. Погибли 82 человека, многие члены экипажа получили ранения и психические травмы. Столкновение стало крупнейшей катастрофой австралийского ВМФ в мирное время. Взамен погибшего корабля Великобритания передала Австралии однотипный эсминец «Duchess», который новыми владельцами не переименовывался.
В разгар «холодной войны»
С 1959 года и до вывода из состава ВМС «Vampire» базировался в Сиднее. В 60-е годы служба корабля заключалась в регулярных учениях на просторах Тихого океана с партнёрами Австралии по стратегическим блокам SEATO (союз дружественных США и Великобритании стран юго-восточной Азии) и ANZUK (Австралия, Новая Зеландия и Великобритания). Корабль был на хорошем счету и несколько раз признавался самым эффективным по боевой подготовке в рядах австралийского ВМФ. Эсминец не раз совершал дальние походы в союзные страны, наиболее примечательным из которых стал визит в Японию в 1963 году. Кроме того, «Vampire» входил в состав Дальневосточного стратегического резерва (FESR) — военно-морской группировки Великобритании и дружественных ей стран. Морские силы FESR базировались в Сингапуре, потому «Vampire» несколько раз переводился туда.
Ключевой задачей FESR в середине 60-х годов стало оказание союзнической помощи Малайзии в пограничном конфликте с Индонезией (так называемой Индонезийско-малайской конфронтации). Для ВМФ Австралии это означало фактическое участие в необъявленной локальной войне. Осенью 1964 – зимой 1965 годов «Vampire» нёс патрульную службу у побережья Малайи и в Сингапурском проливе. Во время следующей ротации летом 1966 года эсминец находился в самой горячей точке войны у северного побережья Борнео, где обеспечивал контроль над побережьем. Отмечается, что дважды «Vampire» открывал артиллерийский огонь по проиндонезийским сепаратистам, приняв тем самым непосредственное участие в боевых действиях. Это дало кораблю право на боевое отличие (Battle Honour — награда за участие в операции или кампании) «Малайзия 1964-1966».
Другим вооружённым конфликтом, в котором участвовал австралийский ВМФ, стала Вьетнамская война. В мае 1965 года «Vampire» сопровождал лёгкий авианосец «Sydney» в первом боевом походе в Южный Вьетнам. Аналогичная операция с участием эсминца проводилась весной 1967 года. Поскольку авианосец использовался не по прямому назначению, а в качестве войскового транспорта, снабжавшего австралийский контингент, это принесло ему ироническое прозвище «Вунгтауский паром» (по названию вьетнамского порта Вунгтау). Эсминцы типа «Daring» (включая «Vampire») ещё несколько раз появлялись в водах Южного Вьетнама, но непосредственное участие в боевых действиях принял только один из них. Осенью 1969 – весной 1970 годов «Vendetta» систематически привлекался к обстрелам позиций Вьетконга, действуя совместно с американскими кораблями.
«Разрядка»
В 1970-1971 годах «Vampire» проходил капитальный ремонт с модернизацией на верфи Вильямстауна (пригород Мельбурна); утверждается, что в конструкцию корабля было внесено около 2000 изменений. На эсминце полностью заменили систему управления огнём и комплекс радиолокационного оборудования, были установлены новые средства связи. В центральной части корпуса демонтировали торпедный аппарат, произошла частичная перекомпоновка жилых и рабочих помещений для экипажа. Кроме того, были перепланированы надстройки, вследствие чего ходовой мостик из традиционного открытого превратился в полностью закрытый — всё это заметно изменило силуэт корабля.
В 1972 году эсминец вернулся в постоянный цикл учений и дальних походов австралийского ВМФ. К тому времени, несмотря на проведённую модернизацию, моральное устаревание «Vampire» стало очевидным. Кроме того, в составе австралийского флота появились принципиально новые корабли — например, ракетные эсминцы типа «Perth». Обстоятельства складывались таким образом, что на первый план среди задач «Vampire» вышла демонстрация флага Австралии. Красивый, эффектно выглядевший корабль регулярно посещал тихоокеанские порты союзников Австралии. Самой примечательной из этих миссий стал поход к западному побережью Соединённых Штатов летом 1976 года с заходом в Сан-Франциско, где эсминец представлял Австралию на праздновании 200-летия образования США.
В марте 1977 года эсминцу выпала честь сопровождать яхту «Britannia» во время визита королевы Елизаветы II в Австралию. Этот тур являлся частью мероприятий в честь Серебряного юбилея — 25-летия правления монарха. Королева Австралии (которой символически является Елизавета) провела в стране три недели, посетив различные штаты и города от Сиднея до Перта. За службу в королевском эскорте команда «Vampire» получила личную благодарность монарха:
«Благодарю вас за сопровождение в австралийских водах. Я была весьма впечатлена блестящим выполнением вами своих обязанностей, прекрасным внешним видом вашего корабля и вашим мастерством судовождения. Принц Филипп и я передаём наилучшие пожелания всем на борту. Выпейте за моё здоровье. Королева Елизавета».
Путь к музейному причалу
В конце 70-х годов время эсминцев типа «Daring» закончилось. «Duchess» вывели из состава флота в 1977 году и через три года продали на слом. «Vendetta» вывели из состава флота в 1979 году и продали на слом в 1986 году. «Vampire» остался последним строевым эсминцем своего типа; с января по июнь 1979 года он совершил один из самых дальних походов в своей карьере. «Vampire» побывал в Индийском океане, посетив порты Индии и Шри-Ланки, после чего долгим окружным путём через Гонконг, Японию и Гуам вернулся в Сидней. Осенью состоялись его последние учения, а в 1980 году «Vampire» переоборудовали в учебный корабль (были демонтированы зенитные автоматы и противолодочный бомбомёт, в кормовой надстройке оборудовали учебный класс).
Служба в составе Учебной эскадры Королевского австралийского ВМФ оказалась довольно насыщенной. «Vampire» с молодыми моряками на борту регулярно выходил в тренировочные походы у берегов Австралии, совершил два визита в Новую Зеландию и один в Малайзию. Тем не менее уже в 1986 году было принято решение о выводе корабля из состава ВМФ. Церемония спуска флага состоялась в Сиднее 13 августа 1986 года. К счастью, быстрой продажи списанного эсминца на слом не произошло, что дало шанс на его сохранение.
В середине 80-х годов начались работы по созданию в Сиднее Австралийского национального морского музея, и был поднят вопрос о превращении «Vampire» в корабль-памятник. Эсминец неплохо подходил на эту роль, поскольку обладал несомненной исторической ценностью как представитель последнего поколения крупных артиллерийских кораблей и обладатель довольно богатой «биографии». Что немаловажно, он находился в удовлетворительном техническом состоянии и не требовал капитального ремонта или переоснащения. В 1990 году «Vampire» был сдан в аренду Национальному морскому музею и стал доступен для посещения после официального открытия экспозиции в 1991 году.
В настоящее время эсминец «Vampire» находится на вечной стоянке в гавани Дарлинг (центральная часть Сиднея) у здания Австралийского национального морского музея. С 1997 года корабль официально не принадлежит Королевскому австралийскому ВМФ и является музейным объектом. При этом в качестве исключения эсминцу дано право держать поднятым австралийский военно-морской флаг, как действующей боевой единице. «Vampire» входит в состав экспозиционного комплекса «Action Stations!» («По местам!»), объединяющего три боевых корабля (помимо эсминца, дизель-электрическую подлодку «Onslow» и сторожевой катер «Advance»). В наши дни экспозиция является одним из самых популярных у туристов мест в Сиднее (более 760 000 посетителей за 2017 год). При этом «Vampire», который музейщики рекламируют как «последний из кораблей с большими пушками», неизменно находится в центре внимания публики.
Водоизмещение нормальное/полное, т |
2800/3800 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
118,87 |
Ширина наибольшая, м |
13,11 |
Осадка, м |
5,49 |
Энергетическая установка |
Два котла, две турбины, мощность — 54 000 л. с. |
Скорость максимальная, уз |
30,5 |
Дальность хода, морские мили (на скорости 20 узлов) |
3030 |
Артиллерийское вооружение |
3×2 114-мм; 2×1 и 2×2 40-мм (зенитные автоматы демонтированы в 1980 году, возвращены в 1994 году) |
Торпедное вооружение |
1×5 533-мм (демонтирован в 1970 году) |
Противолодочное вооружение |
1×3 305-мм бомбомёт (демонтирован в 1980 году) |
Экипаж |
30 офицеров, 300 нижних чинов |
Источники и литература:
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского австралийского ВМФ)
- http://anmm.gov.au (официальный сайт Австралийского национального морского музея)
- https://www.navyhistory.org.au (Морское историческое общество Австралии)
- Shaw Lindsey «HMAS Vampire: last of the big guns» – Sydney, NSW: ANMM, 2013
Комментарии к данной статье отключены.