В начале ХХ века Австралия оказалась в немногочисленном «клубе» стран-владельцев линейных кораблей. Единственный австралийский линейный крейсер не только стал объектом национальной гордости, но и принял участие в Первой мировой войне. В 20-е годы австралийский ВМФ пополнился тяжёлыми крейсерами «Australia» и «Canberra», которых ждал долгий и славный боевой путь.
Первый и единственный линейный крейсер Австралии
Австралийский военный флот возник в середине XIX века, когда отдельные британские колонии «Зелёного континента» начали покупать у метрополии боевые корабли для охраны побережья. Разбогатевшая на золотодобыче колония Виктория в 1871 году получила в своё распоряжение новейший монитор «Cerberus», который при водоизмещении около 3300 т нёс четыре 254-мм орудия в двух башнях и был защищён бронепоясом толщиной до 280 мм. Этот великолепный для своего времени корабль австралийцы гордо называли «самым мощным в Южном полушарии», и он на протяжении десятилетий обеспечивал защиту Мельбурна с моря (вступить в бой этому гиганту так и не пришлось).
В 1901 году австралийские колонии объединились в Австралийский Союз. Национальные военно-морские силы изначально представляли собой пёструю коллекцию кораблей колониальных флотилий, сильнейшим из которых оставался безнадёжно устаревший к тому времени «Cerberus». Тем временем военно-политическое руководство Австралии вело дискуссии о строительстве в Великобритании новых кораблей. Было решено остановиться на концепции относительно небольшого, но сбалансированного океанского флота, способного при необходимости оказать эффективную помощь метрополии. Флагманом Королевского австралийского ВМФ должен был стать линейный крейсер, о чём официально объявили в декабре 1909 года.
Корабль типа «Indefatigable», получивший красноречивое название «Australia», заложили на верфи John Brown and Company в Глазго 26 июня 1910 года, спустили на воду 25 октября 1911 года и ввели в строй 21 июня 1913 года. «Australia» представляла собой классический линейный крейсер нормальным водоизмещением 18 500 т, вооружённый восемью 305-мм орудиями в четырёх башнях. Платой за высокую для своего времени скорость стала довольно тонкая броня: максимум на поясе — 152 мм, на башнях — 178 мм, на палубе — 64 мм. Для сравнения, у германского аналога «Von der Tann» броня на поясе достигала 250 мм, а на башнях — 230 мм (палуба оставалась такой же тонкой).
Вскоре после ввода в строй, 21 июля 1913 года, «Australia» в сопровождении бронепалубного крейсера «Sydney» торжественно покинула Великобританию и направилась к месту постоянного базирования через Индийский океан. 4 октября линейный крейсер во главе группы новейших кораблей австралийского ВМФ (три бронепалубных крейсера и три эсминца) зашёл в Сидней. Для Австралии день прибытия эскадры стал национальным праздником. Моряков встречала огромная толпа, была устроена грандиозная церемония встречи, журналисты и политики рассыпались в похвалах австралийской морской мощи. Министр обороны Австралии Эдвард Миллен заявил:
«Со времён прибытия капитана Кука не случалось более славного события, чем явление австралийского флота. Как первое ознаменовало рождение Австралии, так и второе знаменует её совершеннолетие, принятие на себя обязанностей нации, решимость исполнить их как долг перед собой и Империей… Австралия приветствует свой флот не как инструмент войны, но как вестник мира».
Линейный крейсер стал гордостью Австралии, его образ широко использовался в патриотической пропаганде. Выпускалась сувенирная продукция с кораблём, ему посвятили несколько песен и даже кинофильм. Первые месяцы службы флагмана прошли в посещении крупнейших австралийских городов, где он демонстрировал способность страны защитить себя в надвигающейся войне.
Гордость австралийского флота в Великой войне
В августе-сентябре 1914 года «Australia» под флагом командующего австралийским ВМФ вице-адмирала сэра Джорджа Пэйти вошла в состав эскадры, обеспечивавшей захват германских колоний на Тихом океане — островов Самоа и части Новой Гвинеи. Сопротивления на море немцы не оказывали, достижения линейного крейсера ограничились захватом парохода «Sumatra». Затем флагман участвовал в преследовании немецкой Восточноазиатской эскадры вице-адмирала фон Шпее, не имея контактов с противником. По мнению австралийских историков, действия «Australia» в первые недели войны, а также сам факт присутствия столь мощного корабля в южной части Тихого океана сыграл важную положительную роль в реализации планов Антанты. Вопрос о том, планировал ли фон Шпее какие-либо операции в австралийских водах, и удалось ли союзникам их сорвать, остаётся дискуссионным.
В декабре 1914 – январе 1915 года «Australia» перебазировалась в Великобританию, пройдя через Тихий океан и попутно захватив немецкий транспорт (судно снабжения Восточноазиатской эскадры) «Eleonore Woermann». Дальнейшая карьера корабля оказалась донельзя бедной на примечательные события. Ютландское сражение линейный крейсер пропустил из-за ремонта — возможно, к счастью для команды, поскольку систершип «Indefatigable» погиб в бою практически со всем экипажем. Рутинная патрульная служба «Australia» в Северном море не сопровождалась яркими эпизодами и контактами с противником. Достаточно сказать, что огонь в боевых условиях открывался лишь один раз, по вероятному местонахождению немецкой подлодки. До декабря 1916 года кораблём командовал кэптен Стивен Рэдклифф, его преемниками в военные годы стали кэптен Оливер Бэкхаус (до августа 1918 года) и кэптен Томас Джеймс (сентябрь 1918 – апрель 1919 года).
Весной 1918 года на «Australia» испытывалась система запуска колёсных самолётов со специальной платформы; тем самым корабль косвенно содействовал развитию авианосцев. В 1919 году, после завершения боевых действий, «Australia» вернулась домой. Некоторое время корабль использовался для демонстрации флага и обучения моряков, но уже в 1921 году его вывели в резерв. К тому времени линейный крейсер оценивался как морально устаревший, оборонный бюджет Австралии после войны пережил резкое сокращение, и выделение средств на поддержание боеспособности «Australia» считалось нецелесообразным.
Водоизмещение нормальное/полное, т |
18 500/22 100 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
179,8 |
Ширина наибольшая, м |
24,4 |
Осадка нормальная, м |
9,14 |
Энергетическая установка |
31 котёл с угольным отоплением, 4 турбины, мощность — 44 000 л.с. |
Скорость, уз |
25 |
Дальность хода, км |
12 400 на 10 узлах |
Артиллерийское вооружение |
4×2 305-мм, 14×1 102-мм; два зенитных орудия: 1×1 76-мм, 1×1 102-мм |
Торпедное вооружение |
2×1 457-мм (подводные аппараты) |
Авиационное вооружение |
2 платформы для запуска колёсных самолётов, 1 разведчик Sopwith 1½ Strutter, 1 истребитель Sopwith Pup или Sopwith Camel |
Бронирование, мм |
Пояс — до 152 мм, палуба — до 64 мм, башни и барбеты — до 178 мм, боевая рубка — до 254 мм |
Команда |
820 человек |
Окончательную точку в судьбе первого и последнего австралийского линейного крейсера поставило Вашингтонское морское соглашение 1922 года. «Australia» попала в британскую квоту линкоров, и её требовалось утилизировать, о чём официально объявили осенью 1923 года. Для австралийцев это решение стало болезненным ударом по национальной гордости, разгорелась жаркая общественная дискуссия, но судьбу корабля изменить не удалось. В апреле 1924 года бывший флагман торжественно затопили недалеко от входа в Сиднейскую гавань. Расставание с «Australia» воспринималось публикой как национальная трагедия, пресса всей страны печатала прощальные письма, статьи и даже стихотворения. Премьер-министр Австралийского Союза Стэнли Брюс выступил с официальным обращением:
«Во время службы этот первый большой корабль молодого австралийского флота был нашим вкладом в дело защиты цивилизации. Расставание с ним символизирует наш вклад в дело защиты мира».
Судьба единственного австралийского линейного крейсера до сих пор обсуждается историками. Существует мнение, что если бы этот корабль удалось сохранить и модернизировать, он оказался бы полезен в годы Второй мировой войны. Оппоненты утверждают, что необходимая уже в 20-е годы полная модернизация «Australia» стала бы слишком дорогостоящей и технически сложной для доминиона, не говоря уже о поддержании боеспособности в кризисные 30-е годы.
Новые крейсера для молодого флота
После вывода из строя и затопления линейного крейсера ядром Королевского австралийского ВМФ остались четыре относительно новых, но уже морально устаревших бронепалубных крейсера типа «Town» (три из них в конце 20-х годов списали, а четвёртый вывели в резерв). Необходимость наличия более современных и ценных боевых единиц выглядела очевидной для австралийских адмиралов даже с учётом небольшого военного бюджета страны. В таких условиях внимание привлёк новый класс боевых кораблей, сложившийся по итогам Вашингтонского морского соглашения — тяжёлые крейсера.
Очень оперативно, уже в 1924 году, австралийское правительство решило заказать два тяжёлых крейсера. Кораблестроительной базой доминиона неизменно оставалась Великобритания, поэтому планировалось строить корабли новейшего британского типа, известного как «County» («Графство» — названия крейсерам давались в честь регионов Соединённого Королевства). Тяжёлые крейсера типа «County» относились к первому поколению «вашингтонских» («договорных») крейсеров, что требовало от них водоизмещения около 10 000 т и наличия орудий главного калибра не более 203-мм. Ранние «вашингтонские» крейсера во всех строивших их странах являлись плодом компромиссов, и «графства» не стали исключением.
Наиболее характерными чертами британских тяжёлых крейсеров стали отличная мореходность и большая дальность хода, достигавшая 20 000 км (например, у аналогичных итальянских крейсеров типа «Trento» или французских «Duquesne» — около 10 000 км). Расплачиваться за это пришлось весьма тонкой бронёй и фактическим отказом от бронепояса, заменённого локальной защитой артиллерийских погребов и машинного отделения. Впрочем, слабые оборонительные возможности были характерны для большинства тяжёлых крейсеров 20-х годов, и британский образец не выглядел заметно хуже других. По-своему уникальной чертой кораблей типа «County» стала весьма старомодная архитектура: три трубы, высокие прямые борта и наклонённые мачты делали их похожими на бронепалубные и броненосные крейсера предыдущих десятилетий.
Тяжёлые крейсера для Австралии строились в составе первой серии «графств» (часто выделяемой в подтип «Kent») на знаменитой верфи John Brown and Company в Глазго. 9 июня 1925 года заложили «Australia», унаследовавшую имя от линейного крейсера, а 9 сентября того же года — «Canberra», названную в честь новой столицы Австралийского Союза (корабль с таким именем появился в составе австралийского ВМФ впервые). Крейсера спустили на воду 17 марта и 31 мая 1927 года соответственно. «Australia» официально ввели в строй 24 апреля 1928 года, а в августе-октябре того же года крейсер совершил переход к месту постоянного базирования в Сидней. «Canberra» была принята в состав флота 9 июля 1928 года и перешла в Австралию в декабре 1928 – феврале 1929 года. Перед тем, как корабли покинули Великобританию, их посетил король Георг V, который, как отмечается, «был впечатлён подготовкой и дисциплиной» австралийских моряков.
Водоизмещение нормальное/полное, т |
10 400/14 100 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
192 |
Ширина наибольшая, м |
20,8 |
Осадка нормальная, м |
6,6 |
Энергетическая установка |
8 котлов с нефтяным отоплением, 4 турбины, мощность — 80 000 л.с. |
Скорость, уз |
31,5 |
Дальность хода, км |
19 000 км на 11 узлах |
Артиллерийское вооружение |
4×2 203-мм, 4×1 102-мм, 4×1 40-мм, 16 пулемётов 7,7-мм, 4×1 47-мм салютных пушки |
Торпедное вооружение |
2×4 533-мм |
Авиационное вооружение |
1 гидросамолёт Supermarine Seagull III без катапульты |
Бронирование, мм |
Погреба и машинное отделение — до 76 мм, башни — до 51 мм, боевая рубка — до 76 мм |
Команда |
679 человек |
Накануне новой войны
Новые тяжёлые крейсера оказались в Австралии в самом начале набиравшего обороты экономического кризиса, который нанёс сильный удар по обороноспособности страны. После сокращений личного состава флота и финансирования «Australia» и «Canberra» в начале 30-х годов оказались фактически единственными боеспособными кораблями австралийских ВМС. Служба кораблей в таких условиях сводилась к относительно малосодержательным учебным походам у австралийского побережья и демонстрации флага как собственным налогоплательщикам, так и жителям ближайших к Австралии земель. Например, «Australia» в 1933 году посетила Новую Зеландию, а «Canberra» в 1931 году — Новую Каледонию и Фиджи.
Постепенно австралийский флот выходил из спячки, служба кораблей становилась более насыщенной и интенсивной. В декабре 1934 – марте 1935 года «Australia» совершила переход в Великобританию через Тихий океан. На её борту находился важный гость — принц Генри, герцог Глостерский (младший сын короля Георга V), возвращавшийся в метрополию после официального визита на «Зелёный континент». Затем, в июле 1935 года, крейсер представлял Австралию на военно-морском параде в честь юбилея правления Георга V. Один из офицеров корабля вспоминал:
«Принц Уэльский, герцог Йоркский и герцог Кентский — все поднялись на борт, чтобы встретиться с братом, герцогом Глостерским — ещё один большой комплимент для нас. Ночью мы иллюминировали корабль лампами, ракетами, фейерверками и т. д., весь залив преобразился. Это было неописуемо».
По межправительственному соглашению «Australia» была временно переведена в состав Британского королевского ВМФ. На казённой верфи Портсмута летом 1935 года корабль прошёл модернизацию, заключавшуюся в установке авиационной катапульты за третьей дымовой трубой. Базировавшийся ранее на корабле разведывательный гидросамолёт Supermarine Seagull III заменили на более современный Supermarine Walrus. После этого крейсер перебазировался в Александрию и вошёл в состав британского Средиземноморского флота, где занимался интенсивной боевой подготовкой в условиях конфликта Великобритании и Италии. В августе 1936 года «Australia» вернулась на родину в сопровождении нового лёгкого крейсера «Sydney» типа «Улучшенный «Leander».
Биография «Canberra» оказалась менее богата событиями. Впрочем, интересные эпизоды в судьбе второго австралийского тяжёлого крейсера тоже имели место. В 1932 и 1937 годах «Canberra» совершала дальние походы в Гонконг и некоторое время базировалась на Китайской станции ВМФ Великобритании. В 1934 году корабль охранял в австралийских водах принца Генри, герцога Глостерского, а летом 1936 года совершил поход в Великобританию и обратно, доставив в Сидней губернатора Нового Южного Уэльса адмирала сэра Дэвида Мюррея Андерсона. Перед этим походом крейсер прошёл модернизацию в Сиднее: подобно «Australia» он получил катапульту за третьей трубой и новый разведывательный гидросамолёт Supermarine Walrus.
С 1935 года британские тяжёлые крейсера типа «County» проходили программу глубокой модернизации, направленную, прежде всего, на усиление их бронезащиты и расширение возможностей ПВО. Австралийский флот решил присоединиться к этой программе, однако финансовые возможности и состояние кораблестроительной базы позволяли одновременно модернизировать лишь один крейсер из двух. Весной 1938 года «Australia» направилась на крупнейшую в Австралии судоверфь Cockatoo Island в Сиднее для выполнения следующих работ:
- по ватерлинии установлен узкий бронепояс толщиной 114 мм;
- одноствольные 102-мм зенитные орудия заменены на спаренные установки;
- одноствольные 40-мм «пом-помы» заменены на две восьмиствольные установки;
- добавлены две четырёхствольные установки 12,7-мм зенитных пулемётов;
- модернизирована система управления огнём: установлены новые директоры и дальномеры главного калибра и ПВО;
- частично перестроены орудийная палуба (для размещения спаренных 102-мм орудий) и носовая надстройка (для размещения средств управления огнём);
- заменены катапульта и подъёмный кран для обслуживания гидросамолёта.
Модернизацию планировалось завершить весной 1939 года, но работы немного затянулись. «Australia» покинула верфь 28 августа 1939 года, а 3 сентября австралийцы услышали радиообращение своего премьер-министра Роберта Мензиса:
«Сограждане-австралийцы, мой тяжкий долг сообщить вам официально, что в связи с обстоятельствами, вызванными вторжением Германии в Польшу, Великобритания решила объявить ей войну и, как следствие, Австралия также вступает в войну…»
Из-за начала боевых действий работы по модернизации «Canberra» так и не начинались. Обе сильнейшие боевые единицы австралийского ВМФ были нужны в строю как своей стране, так и британской метрополии.
Продолжение следует…
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net/
- Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
Комментарии к данной статье отключены.