• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    41

    «Не инструмент войны, но вестник мира»

    • ПМВ
    • флот
    • Австралия и Океания
    • интербеллум
    Алексей Лесин
    28 October '18

    В начале ХХ века Австралия оказалась в немногочисленном «клубе» стран-владельцев линейных кораблей. Единственный австралийский линейный крейсер не только стал объектом национальной гордости, но и принял участие в Первой мировой войне. В 20-е годы австралийский ВМФ пополнился тяжёлыми крейсерами «Australia» и «Canberra», которых ждал долгий и славный боевой путь.

    Первый и единственный линейный крейсер Австралии

    Австралийский военный флот возник в середине XIX века, когда отдельные британские колонии «Зелёного континента» начали покупать у метрополии боевые корабли для охраны побережья. Разбогатевшая на золотодобыче колония Виктория в 1871 году получила в своё распоряжение новейший монитор «Cerberus», который при водоизмещении около 3300 т нёс четыре 254-мм орудия в двух башнях и был защищён бронепоясом толщиной до 280 мм. Этот великолепный для своего времени корабль австралийцы гордо называли «самым мощным в Южном полушарии», и он на протяжении десятилетий обеспечивал защиту Мельбурна с моря (вступить в бой этому гиганту так и не пришлось).

    В 1901 году австралийские колонии объединились в Австралийский Союз. Национальные военно-морские силы изначально представляли собой пёструю коллекцию кораблей колониальных флотилий, сильнейшим из которых оставался безнадёжно устаревший к тому времени «Cerberus». Тем временем военно-политическое руководство Австралии вело дискуссии о строительстве в Великобритании новых кораблей. Было решено остановиться на концепции относительно небольшого, но сбалансированного океанского флота, способного при необходимости оказать эффективную помощь метрополии. Флагманом Королевского австралийского ВМФ должен был стать линейный крейсер, о чём официально объявили в декабре 1909 года.

    Корабль типа «Indefatigable», получивший красноречивое название «Australia», заложили на верфи John Brown and Company в Глазго 26 июня 1910 года, спустили на воду 25 октября 1911 года и ввели в строй 21 июня 1913 года. «Australia» представляла собой классический линейный крейсер нормальным водоизмещением 18 500 т, вооружённый восемью 305-мм орудиями в четырёх башнях. Платой за высокую для своего времени скорость стала довольно тонкая броня: максимум на поясе — 152 мм, на башнях — 178 мм, на палубе — 64 мм. Для сравнения, у германского аналога «Von der Tann» броня на поясе достигала 250 мм, а на башнях — 230 мм (палуба оставалась такой же тонкой).

    ​Линейный крейсер «Australia» на ходовых испытаниях, 1913 год. navy.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Линейный крейсер «Australia» на ходовых испытаниях, 1913 год.
    navy.gov.au

    Вскоре после ввода в строй, 21 июля 1913 года, «Australia» в сопровождении бронепалубного крейсера «Sydney» торжественно покинула Великобританию и направилась к месту постоянного базирования через Индийский океан. 4 октября линейный крейсер во главе группы новейших кораблей австралийского ВМФ (три бронепалубных крейсера и три эсминца) зашёл в Сидней. Для Австралии день прибытия эскадры стал национальным праздником. Моряков встречала огромная толпа, была устроена грандиозная церемония встречи, журналисты и политики рассыпались в похвалах австралийской морской мощи. Министр обороны Австралии Эдвард Миллен заявил:

    «Со времён прибытия капитана Кука не случалось более славного события, чем явление австралийского флота. Как первое ознаменовало рождение Австралии, так и второе знаменует её совершеннолетие, принятие на себя обязанностей нации, решимость исполнить их как долг перед собой и Империей… Австралия приветствует свой флот не как инструмент войны, но как вестник мира».

    Линейный крейсер стал гордостью Австралии, его образ широко использовался в патриотической пропаганде. Выпускалась сувенирная продукция с кораблём, ему посвятили несколько песен и даже кинофильм. Первые месяцы службы флагмана прошли в посещении крупнейших австралийских городов, где он демонстрировал способность страны защитить себя в надвигающейся войне.

    Кинохроника, запечатлевшая прибытие новых австралийских кораблей в Сидней 4 октября 1913 года

    Гордость австралийского флота в Великой войне

    В августе-сентябре 1914 года «Australia» под флагом командующего австралийским ВМФ вице-адмирала сэра Джорджа Пэйти вошла в состав эскадры, обеспечивавшей захват германских колоний на Тихом океане — островов Самоа и части Новой Гвинеи. Сопротивления на море немцы не оказывали, достижения линейного крейсера ограничились захватом парохода «Sumatra». Затем флагман участвовал в преследовании немецкой Восточноазиатской эскадры вице-адмирала фон Шпее, не имея контактов с противником. По мнению австралийских историков, действия «Australia» в первые недели войны, а также сам факт присутствия столь мощного корабля в южной части Тихого океана сыграл важную положительную роль в реализации планов Антанты. Вопрос о том, планировал ли фон Шпее какие-либо операции в австралийских водах, и удалось ли союзникам их сорвать, остаётся дискуссионным.

    В декабре 1914 – январе 1915 года «Australia» перебазировалась в Великобританию, пройдя через Тихий океан и попутно захватив немецкий транспорт (судно снабжения Восточноазиатской эскадры) «Eleonore Woermann». Дальнейшая карьера корабля оказалась донельзя бедной на примечательные события. Ютландское сражение линейный крейсер пропустил из-за ремонта — возможно, к счастью для команды, поскольку систершип «Indefatigable» погиб в бою практически со всем экипажем. Рутинная патрульная служба «Australia» в Северном море не сопровождалась яркими эпизодами и контактами с противником. Достаточно сказать, что огонь в боевых условиях открывался лишь один раз, по вероятному местонахождению немецкой подлодки. До декабря 1916 года кораблём командовал кэптен Стивен Рэдклифф, его преемниками в военные годы стали кэптен Оливер Бэкхаус (до августа 1918 года) и кэптен Томас Джеймс (сентябрь 1918 – апрель 1919 года).

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​«Australia» и французский крейсер «Montcalm» в захваченном Рабауле, сентябрь 1914 года. awm.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    «Australia» и французский крейсер «Montcalm» в захваченном Рабауле, сентябрь 1914 года.
    awm.gov.au

    ​Пленные туземные полицейские из Немецкой Новой Гвинеи на палубе линейного крейсера «Australia», сентябрь 1914 года. awm.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Пленные туземные полицейские из Немецкой Новой Гвинеи на палубе линейного крейсера «Australia», сентябрь 1914 года.
    awm.gov.au

    ​Служба в северных водах стала тяжёлым испытанием для австралийских моряков. awm.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Служба в северных водах стала тяжёлым испытанием для австралийских моряков.
    awm.gov.au

    ​Запуск разведывательного биплана Sopwith 1½ Strutter с платформы, расположенной на башне главного калибра линейного крейсера «Australia», весна 1918 года. awm.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Запуск разведывательного биплана Sopwith 1½ Strutter с платформы, расположенной на башне главного калибра линейного крейсера «Australia», весна 1918 года.
    awm.gov.au

    Весной 1918 года на «Australia» испытывалась система запуска колёсных самолётов со специальной платформы; тем самым корабль косвенно содействовал развитию авианосцев. В 1919 году, после завершения боевых действий, «Australia» вернулась домой. Некоторое время корабль использовался для демонстрации флага и обучения моряков, но уже в 1921 году его вывели в резерв. К тому времени линейный крейсер оценивался как морально устаревший, оборонный бюджет Австралии после войны пережил резкое сокращение, и выделение средств на поддержание боеспособности «Australia» считалось нецелесообразным.

    Основные технические характеристики линейного крейсера «Australia» в 1918 году (с учётом модернизаций военного времени)

    Водоизмещение нормальное/полное, т

    18 500/22 100

    Длина наибольшая, м

    179,8

    Ширина наибольшая, м

    24,4

    Осадка нормальная, м

    9,14

    Энергетическая установка

    31 котёл с угольным отоплением, 4 турбины, мощность — 44 000 л.с.

    Скорость, уз

    25

    Дальность хода, км

    12 400 на 10 узлах

    Артиллерийское вооружение

    4×2 305-мм, 14×1 102-мм; два зенитных орудия: 1×1 76-мм, 1×1 102-мм

    Торпедное вооружение

    2×1 457-мм (подводные аппараты)

    Авиационное вооружение

    2 платформы для запуска колёсных самолётов, 1 разведчик Sopwith 1½ Strutter, 1 истребитель Sopwith Pup или Sopwith Camel

    Бронирование, мм

    Пояс — до 152 мм, палуба — до 64 мм, башни и барбеты — до 178 мм, боевая рубка — до 254 мм

    Команда

    820 человек

    ​12-дюймовые (305-мм) снаряды — самые крупные артиллерийские боеприпасы, когда-либо использовавшиеся на австралийском корабле. Коллекция Музея истории австралийского ВМФ в Сиднее. Фото автора - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    12-дюймовые (305-мм) снаряды — самые крупные артиллерийские боеприпасы, когда-либо использовавшиеся на австралийском корабле. Коллекция Музея истории австралийского ВМФ в Сиднее. Фото автора

    Окончательную точку в судьбе первого и последнего австралийского линейного крейсера поставило Вашингтонское морское соглашение 1922 года. «Australia» попала в британскую квоту линкоров, и её требовалось утилизировать, о чём официально объявили осенью 1923 года. Для австралийцев это решение стало болезненным ударом по национальной гордости, разгорелась жаркая общественная дискуссия, но судьбу корабля изменить не удалось. В апреле 1924 года бывший флагман торжественно затопили недалеко от входа в Сиднейскую гавань. Расставание с «Australia» воспринималось публикой как национальная трагедия, пресса всей страны печатала прощальные письма, статьи и даже стихотворения. Премьер-министр Австралийского Союза Стэнли Брюс выступил с официальным обращением:

    «Во время службы этот первый большой корабль молодого австралийского флота был нашим вкладом в дело защиты цивилизации. Расставание с ним символизирует наш вклад в дело защиты мира».

    Судьба единственного австралийского линейного крейсера до сих пор обсуждается историками. Существует мнение, что если бы этот корабль удалось сохранить и модернизировать, он оказался бы полезен в годы Второй мировой войны. Оппоненты утверждают, что необходимая уже в 20-е годы полная модернизация «Australia» стала бы слишком дорогостоящей и технически сложной для доминиона, не говоря уже о поддержании боеспособности в кризисные 30-е годы.

    Затопление линейного крейсера «Australia» 12 апреля 1924 года

    Новые крейсера для молодого флота

    После вывода из строя и затопления линейного крейсера ядром Королевского австралийского ВМФ остались четыре относительно новых, но уже морально устаревших бронепалубных крейсера типа «Town» (три из них в конце 20-х годов списали, а четвёртый вывели в резерв). Необходимость наличия более современных и ценных боевых единиц выглядела очевидной для австралийских адмиралов даже с учётом небольшого военного бюджета страны. В таких условиях внимание привлёк новый класс боевых кораблей, сложившийся по итогам Вашингтонского морского соглашения — тяжёлые крейсера.

    Очень оперативно, уже в 1924 году, австралийское правительство решило заказать два тяжёлых крейсера. Кораблестроительной базой доминиона неизменно оставалась Великобритания, поэтому планировалось строить корабли новейшего британского типа, известного как «County» («Графство» — названия крейсерам давались в честь регионов Соединённого Королевства). Тяжёлые крейсера типа «County» относились к первому поколению «вашингтонских» («договорных») крейсеров, что требовало от них водоизмещения около 10 000 т и наличия орудий главного калибра не более 203-мм. Ранние «вашингтонские» крейсера во всех строивших их странах являлись плодом компромиссов, и «графства» не стали исключением.

    Наиболее характерными чертами британских тяжёлых крейсеров стали отличная мореходность и большая дальность хода, достигавшая 20 000 км (например, у аналогичных итальянских крейсеров типа «Trento» или французских «Duquesne» — около 10 000 км). Расплачиваться за это пришлось весьма тонкой бронёй и фактическим отказом от бронепояса, заменённого локальной защитой артиллерийских погребов и машинного отделения. Впрочем, слабые оборонительные возможности были характерны для большинства тяжёлых крейсеров 20-х годов, и британский образец не выглядел заметно хуже других. По-своему уникальной чертой кораблей типа «County» стала весьма старомодная архитектура: три трубы, высокие прямые борта и наклонённые мачты делали их похожими на бронепалубные и броненосные крейсера предыдущих десятилетий.

    ​Символы новой Австралии. Тяжёлый крейсер «Canberra» типа «County» проходит под сиднейским мостом Харбор-Бридж, октябрь 1930 года. navy.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Символы новой Австралии. Тяжёлый крейсер «Canberra» типа «County» проходит под сиднейским мостом Харбор-Бридж, октябрь 1930 года.
    navy.gov.au

    Тяжёлые крейсера для Австралии строились в составе первой серии «графств» (часто выделяемой в подтип «Kent») на знаменитой верфи John Brown and Company в Глазго. 9 июня 1925 года заложили «Australia», унаследовавшую имя от линейного крейсера, а 9 сентября того же года — «Canberra», названную в честь новой столицы Австралийского Союза (корабль с таким именем появился в составе австралийского ВМФ впервые). Крейсера спустили на воду 17 марта и 31 мая 1927 года соответственно. «Australia» официально ввели в строй 24 апреля 1928 года, а в августе-октябре того же года крейсер совершил переход к месту постоянного базирования в Сидней. «Canberra» была принята в состав флота 9 июля 1928 года и перешла в Австралию в декабре 1928 – феврале 1929 года. Перед тем, как корабли покинули Великобританию, их посетил король Георг V, который, как отмечается, «был впечатлён подготовкой и дисциплиной» австралийских моряков.

    Основные технические характеристики тяжёлых крейсеров «Australia» и «Canberra» в 1928 году (на момент ввода в строй)

    Водоизмещение нормальное/полное, т

    10 400/14 100

    Длина наибольшая, м

    192

    Ширина наибольшая, м

    20,8

    Осадка нормальная, м

    6,6

    Энергетическая установка

    8 котлов с нефтяным отоплением, 4 турбины, мощность — 80 000 л.с.

    Скорость, уз

    31,5

    Дальность хода, км

    19 000 км на 11 узлах

    Артиллерийское вооружение

    4×2 203-мм, 4×1 102-мм, 4×1 40-мм, 16 пулемётов 7,7-мм, 4×1 47-мм салютных пушки

    Торпедное вооружение

    2×4 533-мм

    Авиационное вооружение

    1 гидросамолёт Supermarine Seagull III без катапульты

    Бронирование, мм

    Погреба и машинное отделение — до 76 мм, башни — до 51 мм, боевая рубка — до 76 мм

    Команда

    679 человек

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Тяжёлый крейсер «Canberra» в гавани Портсмута во время визита короля Георга V, 17 июля 1928 года. Рядом с крейсером ошвартован линкор «Nelson», на котором монарх принимал офицеров. navy.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Тяжёлый крейсер «Canberra» в гавани Портсмута во время визита короля Георга V, 17 июля 1928 года. Рядом с крейсером ошвартован линкор «Nelson», на котором монарх принимал офицеров.
    navy.gov.au

    ​Король Георг V во время визита на тяжёлый крейсер «Australia» 17 июля 1928 года. navy.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Король Георг V во время визита на тяжёлый крейсер «Australia» 17 июля 1928 года.
    navy.gov.au

    Накануне новой войны

    Новые тяжёлые крейсера оказались в Австралии в самом начале набиравшего обороты экономического кризиса, который нанёс сильный удар по обороноспособности страны. После сокращений личного состава флота и финансирования «Australia» и «Canberra» в начале 30-х годов оказались фактически единственными боеспособными кораблями австралийских ВМС. Служба кораблей в таких условиях сводилась к относительно малосодержательным учебным походам у австралийского побережья и демонстрации флага как собственным налогоплательщикам, так и жителям ближайших к Австралии земель. Например, «Australia» в 1933 году посетила Новую Зеландию, а «Canberra» в 1931 году — Новую Каледонию и Фиджи.

    Постепенно австралийский флот выходил из спячки, служба кораблей становилась более насыщенной и интенсивной. В декабре 1934 – марте 1935 года «Australia» совершила переход в Великобританию через Тихий океан. На её борту находился важный гость — принц Генри, герцог Глостерский (младший сын короля Георга V), возвращавшийся в метрополию после официального визита на «Зелёный континент». Затем, в июле 1935 года, крейсер представлял Австралию на военно-морском параде в честь юбилея правления Георга V. Один из офицеров корабля вспоминал:

    «Принц Уэльский, герцог Йоркский и герцог Кентский — все поднялись на борт, чтобы встретиться с братом, герцогом Глостерским — ещё один большой комплимент для нас. Ночью мы иллюминировали корабль лампами, ракетами, фейерверками и т. д., весь залив преобразился. Это было неописуемо».

    ​Сертификат о пересечении экватора, выданный на «Australia» в 1935 году. Хранится в Музее истории австралийского ВМФ (Сидней). Фото автора - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Сертификат о пересечении экватора, выданный на «Australia» в 1935 году. Хранится в Музее истории австралийского ВМФ (Сидней). Фото автора

    По межправительственному соглашению «Australia» была временно переведена в состав Британского королевского ВМФ. На казённой верфи Портсмута летом 1935 года корабль прошёл модернизацию, заключавшуюся в установке авиационной катапульты за третьей дымовой трубой. Базировавшийся ранее на корабле разведывательный гидросамолёт Supermarine Seagull III заменили на более современный Supermarine Walrus. После этого крейсер перебазировался в Александрию и вошёл в состав британского Средиземноморского флота, где занимался интенсивной боевой подготовкой в условиях конфликта Великобритании и Италии. В августе 1936 года «Australia» вернулась на родину в сопровождении нового лёгкого крейсера «Sydney» типа «Улучшенный «Leander».

    ​Сувенирная карта, демонстрирующая насыщенную службу крейсера «Australia» в 1934–1936 годах. navy.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Сувенирная карта, демонстрирующая насыщенную службу крейсера «Australia» в 1934–1936 годах.
    navy.gov.au

    Биография «Canberra» оказалась менее богата событиями. Впрочем, интересные эпизоды в судьбе второго австралийского тяжёлого крейсера тоже имели место. В 1932 и 1937 годах «Canberra» совершала дальние походы в Гонконг и некоторое время базировалась на Китайской станции ВМФ Великобритании. В 1934 году корабль охранял в австралийских водах принца Генри, герцога Глостерского, а летом 1936 года совершил поход в Великобританию и обратно, доставив в Сидней губернатора Нового Южного Уэльса адмирала сэра Дэвида Мюррея Андерсона. Перед этим походом крейсер прошёл модернизацию в Сиднее: подобно «Australia» он получил катапульту за третьей трубой и новый разведывательный гидросамолёт Supermarine Walrus.

    ​Коробка австралийских конфет 30-х годов, украшенная фотографией крейсера «Canberra». Хранится в Музее истории австралийского ВМФ (Сидней). Фото автора - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    Коробка австралийских конфет 30-х годов, украшенная фотографией крейсера «Canberra». Хранится в Музее истории австралийского ВМФ (Сидней). Фото автора

    С 1935 года британские тяжёлые крейсера типа «County» проходили программу глубокой модернизации, направленную, прежде всего, на усиление их бронезащиты и расширение возможностей ПВО. Австралийский флот решил присоединиться к этой программе, однако финансовые возможности и состояние кораблестроительной базы позволяли одновременно модернизировать лишь один крейсер из двух. Весной 1938 года «Australia» направилась на крупнейшую в Австралии судоверфь Cockatoo Island в Сиднее для выполнения следующих работ:

    • по ватерлинии установлен узкий бронепояс толщиной 114 мм;
    • одноствольные 102-мм зенитные орудия заменены на спаренные установки;
    • одноствольные 40-мм «пом-помы» заменены на две восьмиствольные установки;
    • добавлены две четырёхствольные установки 12,7-мм зенитных пулемётов;
    • модернизирована система управления огнём: установлены новые директоры и дальномеры главного калибра и ПВО;
    • частично перестроены орудийная палуба (для размещения спаренных 102-мм орудий) и носовая надстройка (для размещения средств управления огнём);
    • заменены катапульта и подъёмный кран для обслуживания гидросамолёта.
    ​«Australia» сразу после завершения модернизации, осень 1939 года. awm.gov.au - «Не инструмент войны, но вестник мира» | Warspot.ru
    «Australia» сразу после завершения модернизации, осень 1939 года.
    awm.gov.au

    Модернизацию планировалось завершить весной 1939 года, но работы немного затянулись. «Australia» покинула верфь 28 августа 1939 года, а 3 сентября австралийцы услышали радиообращение своего премьер-министра Роберта Мензиса:

    «Сограждане-австралийцы, мой тяжкий долг сообщить вам официально, что в связи с обстоятельствами, вызванными вторжением Германии в Польшу, Великобритания решила объявить ей войну и, как следствие, Австралия также вступает в войну…»

    Из-за начала боевых действий работы по модернизации «Canberra» так и не начинались. Обе сильнейшие боевые единицы австралийского ВМФ были нужны в строю как своей стране, так и британской метрополии.

    Продолжение следует…


    Источники и литература:

    1. https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
    2. http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
    3. http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
    4. http://www.naval-history.net/
    5. Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
    6. Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
    7. Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007

    Алексей Лесин

    история Польши · история Австралии · Тихоокеанская война 1941-45 · культура памяти

    Одиссея «Чёрной бригады» на Warspot.ru
    Одиссея «Чёрной бригады»
    Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство на Warspot.ru
    Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    «Чёрная бригада» в огне Сентябрьской кампании на Warspot.ru
    «Чёрная бригада» в огне Сентябрьской кампании
    Поделиться
    • 2
    • 55
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Корабли для любой работы на Warspot.ru
    Корабли для любой работы
    «Демон» австралийского флота на Warspot.ru
    «Демон» австралийского флота
    Наследник громкого имени на Warspot.ru
    Наследник громкого имени
    «Бэтмобиль» Её Величества на Warspot.ru
    «Бэтмобиль» Её Величества
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google