Бой на Хэмптонском рейде 8–9 марта 1862 года стал не только самым знаменитым морским сражением Гражданской войны в США, но и первым столкновением двух броненосных кораблей. Он показал решающее преимущество башенного расположения орудий над батарейным или казематным. К 1862 году ведущие морские державы, Англия и Франция, уже активно строили океанские броненосные корабли, но все они имели батарейное расположение артиллерии. Американский опыт сразу же привлёк внимание европейцев. Чуть более чем через год в Англии для датского флота был построен башенный монитор «Рольф Краке», чья короткая боевая карьера оказалась весьма насыщенной.
Изобретение капитана Кольза
К этому времени разработкой конструкции бронированной башни в Англии уже занимался Купер Кольз — морской офицер и изобретатель, произведённый в кэптены за отличия при осаде Севастополя. В 1859 году Кольз запатентовал свой проект вращающейся башни, опиравшейся на катки или ролики. Это было важнейшим отличием от башни американского инженера Джона Эрикссона, которая вращалась на центральной колонне (перед поворотом её требовалось приподнять с помощью специального клинового механизма, а затем снова опустить на погон).
В апреле 1862 года, через полтора месяца после боя на Хэмптонском рейде, в Англии был заложен башенный броненосец «Принц Альберт» с четырьмя 229-мм орудиями. Вскоре началось переоборудование винтового деревянного линкора «Ройял Соверен» с установкой на нём брони и сразу четырёх башен Кольза, причём три из них располагались в диаметральной плоскости, предвосхищая конструкцию «Дредноута». «Ройял Соверен» вновь вступил в строй в августе 1864 года, «Принц Альберт» — в 1864 году.
Эти корабли не удовлетворили Кольза, так как строились не по его проекту и воплотили лишь часть его идей. Кольз считал, что броненосные корабли должны быть низкобортными, чтобы представлять минимальную цель, и оснащаться железными трёхногими мачтами, чтобы обойтись минимумом растяжек для увеличения углов обстрела орудий. Кроме того, пушки должны быть казнозарядными, чтобы уменьшить диаметр башни. Поэтому Кольз решил проектировать корабли для иностранных заказчиков.
Броненосцы для Дании
Первым таким заказчиком стала Дания, стоявшая на пороге очередной войны с Пруссией за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Эти земли находились в личной унии с датским королём, но если лежащий севернее Шлезвиг был на три четверти населён датчанами, то население Гольштейна составляли почти исключительно немцы. В ходе Первой Шлезвигской войны 1848–1850 годов Дания с помощью флота и при поддержке Англии смогла отстоять эти территории. Однако датский король Фредерик VII не имел законных детей, поэтому объявленный в 1852 году его наследником принц Кристиан Глюксбург не обладал правами на Шлезвиг и Гольштейн.
Значительная часть Датского королевства расположена на островах, и Дания в первую очередь нуждалась в мощных кораблях береговой обороны, способных предотвратить пересечение вражеской армией водных преград. Поэтому уже в 1861 году британской фирме «Темз Айрон Уоркс» были заказаны броненосные канонерки «Абсалон» и «Эсбен Снаре». Эти корабли прибыли в Данию уже в следующем году, каждый из них имел 530 т водоизмещения, нёс 64-мм броню, вооружался одним 60-фунтовым гладкоствольным и двумя 18-фунтовыми нарезными орудиями.
Тем временем в апреле-мае 1862 года датский рейхстаг принял решение о переоборудовании двух деревянных фрегатов в казематные броненосцы по образцу «Мерримака» и одновременно — о покупке за рубежом башенного корабля типа «Монитор». Уже в июле в морском арсенале Копенгагена под руководством корабельного инженера Отто Фредерика Свенсона началось переоборудование в броненосец парусного 72-пушечного линкора «Даннеброг», вступившего в строй в 1853 году. Одновременно было решено оснастить бронёй стоявший на достройке винтовой фрегат «Педер Скрам» (последний корабль типа «Юлланд»).
«Даннеброг» вступил в строй в марте 1864 года, через два месяца после начала Второй Шлезвигской войны. А вот достройка «Педера Скрама», проходившая под руководством всё того же инженера Свенсона, затянулась: работы по переоборудованию удалось начать лишь в начале лета 1863 года, а в состав флота корабль вошёл 15 августа 1866 года, уже после окончания войны.
Летом 1862 года стало ясно, что судостроительные мощности датского флота не справляются с работой сразу над несколькими броненосными кораблями. Поэтому броненосец мониторного типа «Рольф Краке» решили заказать в Англии, которая славилась быстротой и качеством постройки военных кораблей.
Заказ получила фирма «Р. Нэйпир и сыновья» в Глазго. Она предложила использовать вместо башен Эрикссона более совершенные башни Кольза, причём установить их сразу две; по некоторым данным, Кольз составил и сам проект корабля. Контракт подписали 28 августа 1862 года, корабль заложили в сентябре. Строительство велось весьма быстро: уже 6 мая 1863 года корпус спустили на воду, а 1 июля монитор формально зачислили в состав датского флота. На нём оставалось множество недоделок, но датчане боялись, что после начала войны Англия конфискует монитор, поэтому решили заканчивать работы дома. 18 июля монитор прибыл в Данию, до 20 августа под командованием орлогс-капитана (капитана 1-го ранга) О.К. Педерсена проходил ходовые испытания на Балтике, а затем ушёл в Копенгаген на достройку.
Устройство и характеристики «Рольфа Краке»
При водоизмещении в 1360 т монитор имел максимальную длину 59 м (между перпендикулярами — 57 м), ширину 11,6 м и осадку 3,5 м. Машина мощностью 700 л.с. с гребным винтом диаметром 2,8 м обеспечивала ему устойчивую скорость хода 8 узлов и дальность плавания в 1150 морских миль при запасе угля в 135 т. На испытаниях в Глазго корабль показал скорость 10,5 узла, но во время службы никогда её не давал. Корабль имел небольшой таран, нёс три мачты и парусное вооружение шхуны, экипаж составлял 141 человек.
Весь надводный борт монитора был прикрыт бронёй из кованого железа толщиной 114,5 мм (4,5 дюйма), опускавшейся на 0,9 м ниже ватерлинии и лежавшей на 203-мм деревянной подкладке. Единственной горизонтальной защитой корабля являлся 12,7-мм железный настил верхней палубы, уложенный на железную решётку; поверх него была устроена 76-мм деревянная палуба.
Помимо трёх мачт, дымовой трубы и воздухозаборников, над палубой возвышались две вращающиеся броневые башни и бронированная боевая рубка на корме. Башни имели два уровня; нижний находился под верхней палубой и опирался роликами на кольцевой погон, расположенный на уровне нижней палубы. Пол боевого отделения был скошен, орудия откатывались по нему на салазках назад и вверх, что гасило отдачу.
Башня была смонтирована из железных тавровых балок, внутренняя её часть обшивалась 10-мм котельным железом, снаружи к балкам крепилась 254-мм деревянная подкладка. Поверх подкладки была уложена решётка из 19-мм железных прутьев, а поверх него — новый слой подкладки, на этот раз толщиной 178 мм. На эту подкладку крепились 114,5-мм броневые плиты, стянутые с внутренней обшивкой проходившими насквозь болтами. Таким образом, общая толщина стенки башни составляла 575 мм. Вокруг орудийных амбразур броня была дополнительно усилена 3,5-дюймовыми железными накладками, так что её толщина здесь составляла 203 мм.
Каждая башня вращалась вручную командой из 18 человек. Считается, что полный оборот она делала за минуту, но это вызывает некоторые сомнения: так, на мониторе «Уаскар», построенном два года спустя по проекту того же Кольза для Перу, броневая башня (правда, заметно более тяжёлая) поворачивалась на 360° только за 15 минут. Боевая рубка «Рольфа Краке», где располагался штурвал, размещалась на корме и также прикрывалась 114,5-мм бронёй, лежавшей на 280-мм деревянной подкладке.
Поскольку палуба монитора возвышалась над водой менее чем на 2 м, борта оборудовали полутораметровыми фальшбортами (возле орудийных башен они были сделаны железными откидными). Такая конструкция заметно повышала мореходность корабля и в дальнейшем стала стандартной для проектов Кольза (например, ими был снабжён тот же «Уаскар»).
«Рольф Краке» стал первым башенным броненосцем Европы, а на момент вступления в строй — самым совершенным боевым кораблём мира. Наиболее слабым его местом стало вооружение: в башнях были размещены по два 68-фунтовых (200-мм) гладкоствольных орудия, стрелявших сферическими ядрами и бомбами. К этому времени британский флот уже переходил на нарезные орудия, пусть и заряжавшиеся с дула, но стрелявшие коническими снарядами. При том же калибре такие снаряды имели заметно большие вес и начальную скорость.
Впрочем, монитор должен был действовать против берега, а не бороться с кораблями противника, поэтому дальнобойность и бронепробиваемость для него были не столь важны. Уже в ходе боевых действий его вооружение усилили, открыто разместив на палубе восемь 4-фунтовых пушек, весьма удобных при обстреле ближних целей.
Вторая война за Шлезвиг
Тем временем политическая обстановка ухудшалась. В октябре 1863 года прусские войска получили секретный приказ о подготовке кампании против Дании. В ноябре умер датский король Фредерик VII, после чего сейм Германского союза потребовал передачи Шлезвига и Гольштейна герцогу Фридриху Христиану-Августу — формальному наследнику герцогского престола, изгнанному из Дании после войны 1848–1850 годов. В декабре 1863 года войска Германского союза (саксонские, германские, прусские и австрийские) вступили в Гольштейн. Датские войска без боя отошли в Шлезвиг, а парламент в Копенгагене отменил унию и объявил его неотъемлемой частью Дании.
1 февраля 1864 года армия Германского союза (два прусских и один австрийский корпус) под командованием фельдмаршала Фридриха фон Врангеля перешла границу Шлезвига по реке Эйдер. Датская армия была неизмеримо слабее объединённого войска союзников, поэтому главной надеждой королевства стали водные преграды, крепости и флот, задачей которого была блокада германских портов на Балтике и поддержка сухопутной обороны.
7 февраля «Рольф Краке» закончил достройку и 11 февраля вступил в состав действующего флота на Балтике. Командиром корабля был назначен опытный моряк пятидесятилетний орлогс-капитан Ханс Петер Роте. В тот же день монитор в сопровождении паровой канонерки отбыл из Копенгагена в Сённерборг на острове Альс, двигаясь под парусами, — датчане либо берегли уголь, либо считали, что машины корабля ещё не отлажены.
Боевое крещение монитора
Рано утром 18 февраля «Рольф Краке» вышел в свой первый боевой поход с задачей уничтожить только что наведённый понтонный мост через протоку у Эгерсунна, ведущую из Фленсбург-фьорда в мелководный залив Нюбель-Нор.
В 8 часов утра монитор подошёл к Эгерсунну, но из-за мелководья был вынужден открыть огонь по мосту с дистанции в 1500 м. Сразу же по нему начали стрелять прусские 12-фунтовые полевые батареи, расположенные в Альноре на левом берегу протоки. Пруссаки выпустили несколько сотен снарядов с дистанции от 750 до 2000 м. Они стреляли весьма точно: по разным данным, в монитор попало 100–150 снарядов, однако ни один не пробил его броню и не нанёс существенных повреждений. 16 снарядов насквозь пробили дымовую трубу, пять попали в мачты, несколько десятков — в башни, шлюпки и фальшборт над броневым поясом. Палуба в нескольких местах была пробита осколками, но лишь один снаряд проник под неё, перебив паропровод. На корабле было всего трое раненых.
Сам «Рольф Краке» за полтора часа перестрелки выпустил 57 снарядов. Увы, капитан Роте вместо выполнения задания увлёкся дуэлью с прусскими батареями у Альнора. В их расположение попало 12 снарядов, не причинивших существенного вреда. Ещё несколько 68-фунтовых снарядов угодили в ближайшую ферму, и лишь один попал в понтонный мост, ранив двух солдат. Сам мост повреждён не был, поэтому очень странно звучат заявления некоторых известных исследований, что «„Рольф Краке” продемонстрировал высокую эффективность», или «корабль с успехом выполнил поставленную задачу».
До сих пор остаётся открытым вопрос о том, какие снаряды использовал монитор. Существует предположение, что на борту не имелось разрывных гранат к 68-фунтовым пушкам, чем и объясняется низкая эффективность их огня по вражеским сухопутным войскам. Тем не менее появление броненосного корабля, почти неуязвимого для снарядов полевой артиллерии, весьма обеспокоило пруссаков. Слухи о нём поползли по войскам, множась и преувеличиваясь, монитор стали называть «жутким кораблём» и «чёрным монстром».
В боях за Дюббель
После того, как «Рольф Краке» вернулся в Сённерборг, с военно-морской верфи Копенгагена была направлена специальная комиссия для оценки его повреждений. Несмотря на ужасный внешний вид палубы, ущерб был невелик, однако комиссия всё же предложила вернуть монитор в Копенгаген для ремонта. Против этого выступило сухопутное командование, заявившее, что корабль решительно необходим для обороны подходов к острову Альс.
В итоге все повреждения были исправлены в Сённерборге местными силами, и уже 22 февраля «Рольф Краке» отправился в залив Веммингбунд для разведки прусских артиллерийских позиций на подступах к крепости Дюббель. 26 февраля выход повторился. Несмотря на то, что монитор подходил к берегу на полкилометра, существенных сведений собрать не удалось: наученные опытом, прусские артиллеристы не открывали огня. Поэтому заявления о том, что февральское наступление на Дюббель захлебнулось именно из-за огневой поддержки с монитора, не соответствуют действительности. Вдобавок датчанам не удалось наладить нужного взаимодействия между сухопутным и морским командованием, поэтому монитор зачастую не получал адекватных задач, а также не имел никакой связи с берегом во время своих выходов.
К концу марта прусские войска полностью осадили крепость Дюббель, прикрывавшую с запада подходы к проливу Альсзунд и острову Альс. Утром 28 марта начался штурм крепости. В тот же день «Рольф Краке» вновь вышел из Сённерборга в северную часть залива Веммингбунд для обстрела правого фланга наступавших пруссаков. Монитор сделал 38 выстрелов и получил несколько попаданий из прусских полевых батарей. Влияние этого обстрела на общий ход сражения оценить тяжело, но в итоге прусскую атаку удалось отбить, причём группа, наступавшая вдоль берега, была отрезана и разгромлена. В плен к датчанам попало 27 человек, в том числе один офицер. «Рольф Краке» в этом бою опять не получил существенных повреждений, а его стрельба была признана весьма действенной.
Уже на следующий день пруссаки установили в заливе Веммингбунд множество рыболовных сетей, рассчитывая, что монитор, подойдя к берегу, запутается в них винтом. Однако сети были замечены датчанами, и в ночь с 9 на 10 апреля с монитора для их снятия выслали лодку под командованием лейтенанта Есперсена. Лейтенанту удалось снять часть сетей, но с рассветом лодку отогнала прусская артиллерия.
18 апреля в 4 часа утра прусская артиллерия (126 орудий) начала массированную бомбардировку укреплений Дюббеля. Она длилась шесть часов, а затем осаждающие пошли на штурм. Командир монитора Ханс Роте по собственной инициативе вывел корабль в залив Веммингбунд, чтобы огнём по наступающим прусским колоннам поддержать свои войска. Вновь корабль попал под обстрел вражеской артиллерии, и на этот раз его повреждения оказались серьёзнее. 24-фунтовая граната пробила палубу возле бизань-мачты и взорвалась в кубрике, убив лейтенанта Есперсена и ранив ещё девять человек. Почти одновременно другая граната пробила броню первой башни, разрушив одно из орудий. Другие попадания не нанесли столь серьёзного ущерба.
«Рольф Краке» сделал в общей сложности 95 выстрелов, в основном по прусским апрошам, с помощью которых противник пытался подобраться ближе к датским позициям. Эта стрельба внесла некоторое замешательство в прусские ряды, и под её прикрытием 8-я датская бригада около 11 часов пыталась перейти в контратаку на приморском фланге. Первоначально она добилась некоторого успеха, но затем потеряла около половины своего состава и была вынуждена отступить. Крепость Дюббель была потеряна, к вечеру датские войска отошли на остров Альс и взорвали понтонные мосты. Их потери составили 4834 человека, в том числе около 700 убитых, 554 раненых и 3543 пленных. Прусские войска потеряли 1201 человека убитыми и ранеными.
Штурм острова Альс
«Рольф Краке» вернулся в Сённерборг, а затем перешёл в залив Аугустенборг к северу от города, находившийся вне видимости прусских наблюдателей с западного берега пролива Альсзунд. Здесь корабль оставался до 12 мая, дня подписания временного перемирия. После этого он был отправлен для ремонта на военно-морскую верфь в Копенгагене.
12 июня монитор вновь вступил в строй, войдя в состав Балтийской эскадры контр-адмирала Карла ван Доккума. 26 июня, перед концом перемирия, он вновь направился в залив Аугустенборг. Теперь «Рольф Краке» должен был препятствовать форсированию прусскими войсками Альс-фьорда и северной части пролива Альсзунд. Была отработана система условных сигналов для быстрой связи монитора с сухопутными войсками.
В ночь с 28 на 29 июня прусские войска начали форсирование пролива Альсзунд, используя около 600 лодок и понтонов. В 2 часа ночи командир монитора Ханс Роте, услышав сильную стрельбу в проливе, направил корабль к северному входу из Альсзунда, и около 3 часов открыл огонь по вражеским лодкам. Успешность этого огня, как и потери противника, остаются неизвестными, но датчане считали, что они были весьма велики. Вскоре прусские батареи с западного берега открыли огонь по монитору. После этого командир корабля решил прекратить бой и вернуться в залив Аугустенборг для получения дальнейших инструкций.
Никаких инструкций не поступило, и около 5 часов утра «Рольф Краке» занялся выводом из Аугустенборга стоявших здесь датских канонерок, прикрывая их своим корпусом от прусского огня. При этом монитор вступил в перестрелку с прусскими батареями, выпустив в общей сложности 116 ядер. Корабль получил несколько попаданий, броня вновь пробита не была, однако оказалась сбита бизань-мачта.
После некоторого сопротивления датские войска оставили остров Альс, потеряв здесь 216 человек убитыми, 462 ранеными и 1887 пленными. «Рольф Краке» перешёл к лежащему севернее острову Фюн, где вместе с другими кораблями (в том числе броненосцем «Эсбен Снаре») патрулировал прибрежные воды. 18 июля было подписано новое перемирие, а 7 августа корабль вернулся в Копенгаген. Позднее командир корабля Ханс Роте был отдан под суд за уход из Альсзунда, впоследствии оправдан, но уволен из действующего флота. 30 октября 1864 года был подписан мир, по которому Дания теряла половину своей формальной территории: герцогства Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург.
Дальнейшая служба корабля
В 1865 году два орудия в носовой башне корабля были заменены одной нарезной 203-мм пушкой, позднее такую же пушку установили в кормовой башне. В дальнейшем монитор получил две 76-мм и четыре малокалиберных револьверных пушки. В 1880-х годах вместо одного 203-мм орудия в каждой башне были установлены по два 150-мм.
Вплоть до начала 1890-х годов «Рольф Краке» служил в составе действующего флота и периодически использовался в качестве ледокола. 8 июля 1893 года во время стрельб 150-мм граната разорвалась в стволе и нанесла кораблю некоторый ущерб, но обошлось без человеческих жертв. В октябре 1896 года корабль был выведен из состава действующего флота, а в 1907 году исключён из списков флота и продан на слом в Голландию.
Боевая карьера монитора «Рольф Краке» наглядно продемонстрировала как достоинства, так и недостатки корабля. Главным недостатком стало отсутствие бронированной палубы, кроме того, гладкоствольные орудия уже устарели и были малоэффективны против береговых целей. Тем не менее бронированный корабль прибрежного действия продемонстрировал свою ценность. Уже в августе 1863 года в России началась постройка двухбашенной броненосной канонерской лодки «Смерч», имевшей почти те же размеры и характеристики, что и «Рольф Краке».
Литература:
- А. Штенцель. История войны на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики. Пятая часть. С 1859 по 1910 год. Пг.: Типография Морского министерства, 1916
- В. Н. Чудовский, капитан Генерального штаба. Война за Шлезвиг-Гольштейн 1864 года. СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1866
- Н. Митюков. Первые датские броненосцы // Voennyi Sbornik, 2015, Vol.(8), Is. 2
- Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854-1891. Pensilvania: Combined Publishing, 1998
- Johnny E. Balsved. Slaget om Als (1864) http://www.navalhistory.dk/Danish/Historien/1848_1864/Rolf_Krake_Als_1864.htm
- Johnny E. Balsved. Rolf Krake (1863-1907) http://www.navalhistory.dk/Danish/Skibene/R/RolfKrake(1863).htm
- Eric Nielsen. Armored Ship Rolf Krake and the War of 1864 http://www.milhist.dk/vaaben/vands/rolf_krake/rolf_krake_uk.htm
- http://danmarkshistorien.dk
Комментарии к данной статье отключены.