Дух индустриальной революции, воплощённый в металле, оживленный энергией пара, вооружённый мощью чудовищных бомбических пушек, защищенный несокрушимой железной броней и направляемый волей предприимчивых и отважных людей. Реализованная мечта гения и титанический труд инженера и конструктора. Усилия множества тружеников и огромные затраты на создание и содержание. Всё это о революционном оружии морской войны середины XIX века – первом башенном броненосце «Монитор». Успех этого корабля тесно связан с именем его создателя – американского инженера и изобретателя Джона Эрикссона. «Монитор» стал вершиной достижений этого талантливого человека, а путь к новейшему броненосцу стал и его жизненным путём.
Становление инженера Эрикссона: Швеция и Англия
31 июля 1803 года в Швеции в семье горного инженера Олафа Эрикссона на свет появился мальчик, которого назвали Джоном. Годом ранее родился его старший брат Нильс. Все детство мальчишки вращались в инженерных кругах, с которыми был связан их отец. Талантливых братьев заметил руководитель постройки грандиозного по шведским меркам канала и взял их себе в помощники. В возрасте семнадцати лет Джон поступает на военную службу, а шестью годами позже выходит в отставку в чине лейтенанта топографической службы. К этому времени в Великобритании и континентальной Европе полным ходом шла промышленная революция. Маленькая и бедная Швеция не могла дать больших возможностей молодому талантливому инженеру – для претворения в жизнь своих проектов паровых насосов, машин и локомотивов в 1826 году он переезжает в Лондон.
В 1829 году в возрасте двадцати шести лет Джон вместе с его английским другом и партнером Джоном Брейтвейтом стали финалистами знаменитых Рейнхильских гонок паровых локомотивов. Проиграв Стеффенсону и его «Ракете» в надежности, локомотив «Новелти» конструкции Эрикссона значительно выигрывал в скорости и технологичности. Однако заказов на него не поступило, и Джон сосредоточил свои усилия на не менее перспективном направлении – паровых машинах и механизмах. К 1836 году Эрикссон патентует ранее изобретенные им судовой гребной винт и паровой конденсатор для опреснения морской воды. В последующем оба этих изобретения станут основой для начала пароходного сообщения между метрополией и колониями Британской империи, но тогда англичан они заинтересовали слабо. Зато американский консул заказал для себя паровую прогулочную яхту – небольшой винтовой кораблик с легкостью обгонял колесные яхты британцев. В надежде на большие заказы Эрикссон берет крупные кредиты и открывает собственное дело. Увы, больше заказов нет, и свой тридцать четвертый день рождения изобретатель встречает в долговой тюрьме.
Из долговой тюрьмы – в страну больших возможностей
Однако заключение продлилось недолго, и вскоре Джон Эрикссон оказался на свободе. Еще через некоторое время американский консул познакомил изобретателя с офицером флота США Робертом Стоктоном. В США внимательно следили за новинками технического прогресса, и изобретения Эрикссона, использованные в яхте консула, заинтересовали американского офицера.
Стоктон предлагает Эрикссону направиться вместе с ним в Соединенные Штаты, чтобы построить самый передовой военный корабль в мире. Джон соглашается и в 1839 году переезжает из Лондона в Нью-Йорк. Финансирование проекта корабля удастся получить только в 1841 году, а пока шведский инженер должен самостоятельно изыскивать средства для существования. С этим особых проблем у него не возникало – помимо прочих патентованных изобретений, в 1840 году пожарная паровая машина Эрикссона побеждает в конкурсе городского муниципалитета.
Трагедия на шлюпе «Принстон»
В 1843 году революционный винтовой паровой шлюп «Принстон» вступает в строй и сразу же выигрывает гонку у британского трансатлантического почтового парохода «Грейт Вестерн» (до этого – самого быстрого судна в мире). Казалось, что светлое и обеспеченное будущее Эрикссону гарантировано, но в 1844 году на борту «Принстона» произошла трагедия.
Уже известный нам Роберт Стоктон стремился, чтобы первый американский винтовой корабль использовал все новинки военно-морского дела – в том числе, бомбические орудия. Желая и здесь опередить европейцев, янки заказали две 300-мм гладкоствольные дульнозарядные пушки. Одну из них спроектировал Эрикссон, а изготовили её в Великобритании. Вторая пушка (за авторством Стоктона) была отлита в США. Фактически же американский офицер просто скопировал пушку шведского изобретателя, но не смог повторить технологию изготовления. 28 февраля 1844 года во время демонстрационного круиза с участием членов правительства пушка Стоктона взорвалась при выстреле (взрывом убило госсекретаря и морского министра). Политические связи позволили Стоктону взвалить всю вину на Эрикссона, но осудить изобретателя американцы не осмелились. Тем не менее, заказов от флота больше не поступало, и на несколько последующих лет основным «клиентом» шведа вновь стала растущая американская промышленность и торговля. Так, к 1844 году в США были построены 25 винтовых пароходов с двухлопастными винтами Эрикссона. Постепенно взрыв на «Принстоне» забылся, и 28 октября 1848 года сорокапятилетний Джон Эрикссон стал гражданином Соединенных Штатов.
Проект «военно-морской подводной системы» для Наполеона III
В ноябре 1853 года Эрикссон узнал о Синопском морском сражении, где было явно продемонстрировано могущество бомбической артиллерии и неспособность деревянных кораблей противостоять ей. После нескольких войн с Россией и потери своих прибалтийских владений шведы враждебно относились к восточному соседу. Не стал исключением и Эрикссон – он искренне желал победы англо-французской коалиции над «русским медведем». Вскоре он оформляет в виде чертежей и масштабной модели своё видение новой «военно-морской подводной системы», посылает документацию в Париж, но получает отказ ввиду сложности и дороговизны проекта. На схеме видны все ключевые элементы броненосца «Монитор», но в целом речь шла о концепции, еще не доведенной до промышленного производства. Интересно, что в обширных архивах морского министерства Франции доказательств этой истории не найдено.
Когда личные связи решают всё
В США 1850-е годы закончились острым политическим и социальным кризисом, который привел к началу гражданской войны в 1861 году. К этому времени Джон Эрикссон стал вполне успешным изобретателем и инженером, а также убежденным сторонником нового президента Авраама Линкольна и идей превосходства промышленного Севера над аграрным Югом. Однако в начале войны дела у северян шли не очень хорошо. С отделением штата Вирджиния от Союза в руки южан перешел Портсмут – важный центр военного судостроения. При эвакуации из города федеральные силы подожгли находившийся на ремонте винтовой фрегат «Мерримак», но он выгорел только в надводной части. Подводные структуры корпуса, а главное – машина и котлы, не пострадали. Осознавая явное превосходство флота Союза в традиционных кораблях, 11 июля 1861 года южане начали перестраивать «Мерримак» в броненосец «Вирджиния».
Северяне узнали об этом, и уже 3 августа 1861 года президент Линкольн подписал указ №36 о создании Комитета по броненосцам и выделении 1,5 млн долларов на постройку федеральных броненосных кораблей.
Из шестнадцати заявленных проектов Комитет выбрал только два – один из них принадлежал предпринимателю Корнелиусу Бушнелю. Для проработки деталей постройки броненосца ему потребовался технический специалист, и Бушнель обратился к своему знакомому промышленнику Корнелиусу Деламатеру. Тот был давним деловым партнером и другом Эрикссона и порекомендовал его Бушнелю.
При обсуждении общих вопросов о предпочтительной концепции дизайна броненосцев Эрикссон показал Бушнелю материалы и модель своего проекта времен Крымской войны (по его словам, отвергнутого правительством Наполеона III). Предпринимателя впечатлила степень проработанности проекта и уверенность изобретателя в том, что он может быть реализован за 90 дней. Такая мелочь как окончание конкурса Бушнеля не смутила – его личные связи позволили показать проект Эрикссона государственному секретарю США Уильяму Сьюарду, а также президенту Линкольну. Президент лично представил документацию и модель на экстренно собранном заседании Комитета. Через неделю Бушнель получил официальный документ о том, что правительство будет финансировать инженера Эрикссона и его «броненосную батарею».
Успеет ли «наставник» остановить «южное чудовище»?
Понятия «секретность» и «военная тайна» были настолько чужды людям того времени, что северные газеты публиковали ежедневные отчеты о прогрессе в постройке «Вирджинии». В свою очередь, южане скорее игнорировали факт начала работ над федеральными броненосцами. Они просто задействовали все имевшиеся в их распоряжении рабочие руки (около 1500 человек) и сосредоточились на медленном 9-месячном преображении обгоревшего корпуса в смертоносную военную машину, которую и на Севере, и на Юге называли «чудовищем».
Давление общественного мнения подстегивало администрацию Линкольна – нужно было как можно скорее завершить строительство и ввести корабль в строй. Тем более что в начале февраля 1862 года темнокожая экономка одного из инженеров, работавших над «Вирджинией», сбежала на Север. В её платье было спрятано сообщение от одного из работников верфи, гласившее, что бывший «Мерримак» близок к завершению.
Но и янки не теряли времени даром. 25 октября 1861 года на металлургическом заводе в Гринпорте (Continental Ironworks), что в окрестностях Нью-Йорка, был заложен киль нового корабля. Уже 30 января 1862 года его спустили на воду. Когда строительство было близко к завершению, помощник Секретаря Флота Густавус Фокс обратился к Эрикссону с просьбой, чтобы тот дал имя новому кораблю. В своем ответном письме Эрикссон писал:
«Сэр,
В соответствии с Вашим запросом я представляю на Ваше утверждение имя для плавучей батареи*, сооружаемой в Гринпорте. Неприступный и агрессивный характер этого корабля будет наставлять лидеров Южного Мятежа в том, что их [береговые – прим. автора] батареи больше не являются препятствием для сил Союза. Броненосец, готовый для вторжения, будет серьёзным наставником для этих лидеров. Но есть и другие лидеры, которые также будут испуганы и впечатлены громом пушек из неприступной железной башни [корабля – прим. автора]. «Даунинг Стрит» [подразумевается правительство Великобритании – прим. автора] вряд ли будет с безразличием смотреть на очередную «новинку от янки», как этот наставник [корабль – прим. автора]. Лордам адмиралтейства новый тип корабля будет вселять сомнения в правильности завершения четырех строящихся [в Англии – прим. автора] броненосцев по три с половиной миллиона за каждый. На этих и многих подобных им основаниях я предлагаю назвать новую батарею «Наставник» (Monitor).
Ваш покорный слуга,
Д. Эрикссон».
* в британском и французском флотах броненосцы первого поколения именовались плавучими броненосными батареями, так как были предназначены для борьбы с береговыми укреплениями
6 марта 1862 года «Монитор» находился в Нью-Йорке в полной готовности к действиям. 8 марта «Вирджиния» вышла из Портсмута для уничтожения эскадры северян, блокировавшей город.
Звездный час Эрикссона: бой на Хэмптонском рейде
Успешные действия «Вирджинии» и гибель федерального фрегата «Миннесота» поставил блокирующий отряд северян в критическое положение. Только наступление темноты заставило южан временно отступить. Ночью к месту событий подоспел «Монитор», а утром состоялся первый в истории бой между броненосными кораблями. К вечеру 9 марта всем стало ясно, что маленький и нескладный броненосец северян отогнал «южное чудовище» и Джон Эрикссон стал героем нации. Талант изобретателя более никем не оспаривался, всего за свою работу над первым кораблем и по отчислениям за патенты по всем последующим правительство выплатило ему около 50 000 долларов, что составляет примерно 1,5 млн в современном эквиваленте.
Эрикссон не просто спроектировал и построил первый американский броненосец, а создал новый класс кораблей. По названию первенца все прочие подобные корабли вплоть до наших дней именуются мониторами. Сам изобретатель ввиду нехватки специфических знаний кораблестроителя считал мониторы универсальными кораблями для службы в любых условиях. Однако очень скоро ему пришлось убедиться в том, что это не так. Отдавая должное упрямству самого Эрикссона и офицеров флота США, заметим, что они отказывались признавать очевидное. Вплоть до испано-американской войны 1898 года монитор считался в США самобытным и самодостаточным типом американского броненосца. Европейцы, признавая революционность конструкции, считали мониторы специфическими кораблями для действия на мелководье, но не более того.
«Монитор» погиб, но дело его живет
24 декабря 1862 года «Монитор» был направлен на усиление блокадной эскадры северян возле Чарльстона. Приказ был получен капитаном броненосца на Рождество – к этому времени команда корабля уже составила представление в том, что «этот пароход нельзя считать сколько-нибудь мореходным судном». Флотское командование не разделяло этого мнения, так как два новых монитора класса «Пассаик» уже добрались своим ходом до Чарльстона. С командованием не спорят, и уже 26 декабря «Монитор» был готов покинуть Хэмптонский рейд и выйти в море. Плохая погода задержала отправление до 29 декабря.
31 декабря пароход «Род-Айленд» взял «Монитор» на буксир и направился к месту назначения. У мыса Гаттерас оба корабля попали в сильный шторм. Волны заливали палубу и броневую рубку броненосца, весь его корпус дрожал от напряжения. Через башню и вентиляцию в корпус стала поступать вода, и вскоре паровые насосы уже не справлялись с затоплением. Машинное отделение и угольные ямы стали заполняться водой. Понимая серьезность ситуации, капитан «Монитора» запросил помощь с «Род-Айленда». Для облегчения действий спасательных шлюпок было принято решение обрезать буксировочный трос. Первый матрос, добровольно вызвавшийся сделать это, сразу же был смыт за борт и утонул. Со второй попытки трос все же удалось обрубить. Вода продолжала заполнять корабль, и капитан приказал остановить паровую машину, чтобы направить весь имевшийся пар от котлов к паровым насосам. На некоторое время это помогло, но затем пришлось использовать намокший уголь, и давление пара резко уменьшилось. Применение ручных насосов и организация живой цепи с ведрами также не возымели действия. Подошедшие спасательные шлюпки с «Род-Айленда» забрали 47 членов экипажа «Монитора», но большая волна снова накрыла броненосец, он потерял остаток плавучести и мгновенно ушел под воду. Вместе с «Монитором» погибли 4 офицера и 14 рядовых.
Останки затонувшего корабля были обнаружены в 1949 году в 26 км к юго-востоку от мыса Гаттерас. С 1995 по 2013 год большая часть сохранившихся частей «Монитора» была поднята с морского дна и помещена в специальный музей.
Гибель первого из кораблей нового класса не остановила грандиозную программу северян по строительству новых мониторов – всего за годы войны было построено 24 башенных броненосца. Повторяя общую концепцию родоначальника, каждая следующая серия становилась более совершенной. Мониторы блокировали важнейшие вражеские гавани, сражались с береговыми укреплениями, вступали в поединки с броненосными канонерками южан и даже захватывали блокадопрорыватели.
«Монитор» стал символом морского могущества федерального флота и промышленного превосходства Севера над Югом. Этот корабль появился в нужное время и в нужном месте, после чего янки быстро построили целый флот его «братьев» и смогли надежно защитить свои берега от возможного вторжения европейцев. Вскоре после этого мониторы позволили один за другим захватить все важные порты Конфедерации.
Для американского инженера и изобретателя Джона Эрикссона создание «наставника» стало вершиной карьеры и визитной карточкой до конца его жизни. Финансовое положение изобретателя, наконец, выправилось и стало стабильным, а его сотрудничество с американским флотом продолжилось и после завершения войны. «Монитор» сделал шведа-иммигранта национальным героем Америки и обессмертил его имя.
Источники и литература:
- Ruth M. White, Yankee from Sweden: The Dream and the Reality in the Days of John Ericsson (1960)
- James Phinney Baxter III, The Introduction of the Ironclad Warship (1933)
- John D. Broadwater, USS Monitor: A Historic Ship Completes Its Final Voyage (2013)
- William Conant Church, The Life of John Ericsson (1911)
- John Ericsson, A Register of His Papers, Library of Congress (2003)
Комментарии к данной статье отключены.