Знаменитый гобелен из Байё (Bayeux Tapestry) был вышит в Нормандии вскоре вторжения в Англию Вильгельма Завоевателя и битвы при Гастингсе, состоявшейся в 1066 году. Когда началась Первая мировая война, гобелен — видимо, по аналогии с именем кайзера Вильгельма — вызвал интересные ассоциации у британских пропагандистов. Их не смутило, что 850 лет назад всё закончилось печально для англосаксов, а само средневековое вышитое полотно создано в пронорманнском ключе.
В 1915 году свет увидел печатный «Гобелен из Берлина: вторжение Вильгельма во Фландрию» (Ye Berlyn Tapestrie: Wilhelm's Invasion of Flanders) известного британского художника-иллюстратора Джона Хассала (John Hassall). Он попытался повторить стиль и цветовую гамму прототипа и рассказал о подготовке кайзера Вильгельма к войне и его вторжении в Бельгию, Люксембург и Северную Францию.
Выдержанное в карминово-красных тонах полотно имеет размеры 13,5×462,5 см и состоит из пяти частей, которые насчитывают в общей сложности 30 сцен и сложены гармошкой. Рисунки содержат сцены насилия в отношении женщин, стариков и детей, использования их в роли живого щита, непомерного обжорства и пьянства немцев, разрушения госпиталей и церквей, в том числе хорошо узнаваемого Реймсского собора, потопления нейтральных судов, применения негуманного оружия в виде подводных лодок, аэростатов и аэропланов, а также отравляющих веществ, изготовленных из квашеной капусты и вонючего сыра-лимбургера — в общем, всего того, в чём обвиняли немцев в Первую мировую. Солдаты высадившегося на континенте британского экспедиционного корпуса предстают в роли избавителей от нашествия варваров.
Приведённые ниже фрагменты «Гобелена из Берлина» взяты из онлайн-коллекции библиотеки Университета штата Иллинойс, США.
Комментарии к данной статье отключены.