В 1563 году в Кальмаре был спущен на воду флагман шведского флота, названный в честь римского бога войны корабль Mars. Предположительно, его водоизмещение составляло 1 800 т, длина достигала 60 м, ширина — 13–14 м, а команда насчитывала 350 матросов и примерно столько же солдат. На вооружении Mars имел 173 (по другим данным, 107) орудий разного калибра.
В том же году разразилась Северная семилетняя война между Швецией и коалицией Дании, Любека и Польши. Флагману выпала возможность показать себя в деле.
30 мая 1564 года флотилия шведского адмирала Якоба Багге встретилась с датско-любекской эскадрой у острова Эланд в Балтийском море. В разгоревшемся сражении перевес был на стороне шведов, которые потопили любекский корабль Lange Bark и серьёзно повредили Fortuna — корабль командующего эскадрой Херлуфа Тролле. Однако на следующий день ситуация изменилась. Шведский флот оказался рассеян по морю, и Mars был вынужден отбиваться от противника в компании лишь двух других шведских кораблей, да и те вскоре вышли из сражения. Окружённый флагман продолжал сопротивляться, но когда на нём вспыхнул пожар, Якоб Багге решил, что пора сдаваться. Вместе с частью экипажа он перешёл на датский корабль, а на Mars перебрались любекцы и датчане в поисках поживы. В это самое время на шведском флагмане взорвалась крюйт-камера. Корабль пошёл на дно, унеся с собой жизни 800–900 человек. Существует легенда, что Mars с самого начала был обречён на гибель, так как его пушки были отлиты из расплавленных церковных колоколов.
Попытки отыскать Mars предпринимались с 1960-х годов, однако удача улыбнулась исследователям из группы Ocean Discovery только в 2011 году. Они обнаружили останки корабля, пролежавшего под водой 447 лет, в 18,5 км к северу от шведского острова Эланд на глубине 75 м. Благодаря медленному течению, малому содержанию кислорода и холодным водам Балтики флагман хорошо сохранился. Морские археологи подняли со дна бронзовые пушки и несколько серебряных монет — эти находки можно увидеть в экспозиции музея города Вестервик (Швеция). Поднимать весь корабль целиком исследователи опасаются: можно сильно повредить корпус. К тому же это представляется очень уж дорогим удовольствием. Поэтому археологи продолжают подводные исследования, надеясь в будущем создать реплику флагмана, прожившего слишком короткую жизнь.
Комментарии к данной статье отключены.