6 200 жителей шотландского острова Льюис-энд-Гаррис (Внешние Гебридские острова) сражались на полях Первой мировой войны. 800 человек из них так и не вернулись домой. При этом не всем уцелевшим в боях Великой войны довелось увидеть своих родных. 31 декабря 1918 года в порту Кайл-оф-Лохалш на северо-западном побережье Шотландии собралось много возвращавшихся с войны уроженцев острова Льюис-энд-Гаррис. Через пролив Минч, разделяющий его и Шотландию, регулярно ходил паром SS Sheila, однако он не мог вместить всех желающих, и к перевозкам подключилась яхта HMY Iolare («Орёл» в переводе с гэльского). Вечером того же дня в Кайл-оф-Лохалш прибыли ещё два поезда с военнослужащими. HMY Iolare покинула порт, увозя на борту, по официальным данным, 260 пассажиров и 24 члена экипажа. Однако в царившей суматохе было не до строгого учёта, поэтому пассажиров на яхте могло быть и больше.
HMY Iolare под командованием коммандера Мейсона двигалась к порту Сторновей на острове Льюис-энд-Гаррис. Вскоре после полуночи поднялся сильный ветер, начался дождь, видимость резко ухудшилась. Коммандер Мейсон прежде никогда не ходил в этой акватории, которая славилась скрывавшимися под водой скалами. Около 2 часов ночи, всего в нескольких метрах от берега, яхта на полном ходу ударилась об эти скалы и начала тонуть. Темнота и непростые погодные условия сделали своё дело: спастись смогли всего 79 человек.
Половине из них стоило поблагодарить Джона Финли Маклеода, который с мотком верёвки, преодолевая сильные волны, добрался вплавь до берега, закрепил там один её конец: держась за эту верёвку, 40 пассажиров переправились на сушу. Другой выживший, Дональд Моррисон, вспоминал, как всю ночь держался за мачту яхты и видел, как утонули двое мужчин, хватавшиеся за вторую мачту. В эту новогоднюю ночь, по официальным данным, погибло 205 человек.
В феврале 1919 года в Сторновее началось судебное разбирательство. Вердикт гласил, что причиной трагедии стала навигационная ошибка: незнакомые воды и плохие погодные условия помешали коммандеру Мейсону проложить верный путь. Многим жителям острова решение суда показалось неубедительным. Долгое время они считали, что экипаж был пьян и халатно отнёсся к своим обязанностям. В 1958 году неподалёку от места крушения был установлен мемориальный знак, где 1 января 2019 года прошла памятная церемония, приуроченная к столетию трагического события.
Комментарии к данной статье отключены.