Уже к началу ХХ века стало ясно, что соперничество великих держав не ограничится конфликтами за населённые территории на известных континентах. Каждому уголку земного шара предстояло войти в зону влияния той или иной державы. Арктика и Антарктика поначалу стали объектами интереса авантюристов, жаждавших славы первооткрывателей, затем учёных, желавших исследовать этот прежде неведомый мир. Вслед за ними пришли уже крупные частные и государственные корпорации, охотившиеся за ресурсами, а также военные. В годы холодной войны огромные безлюдные и скованные льдом территории вокруг полюсов стали зоной интенсивного военного освоения.
Исследования Антарктиды флотом США в 1830–1950-х гг.
Огромный южный континент, открытый российскими мореплавателями в 1820 году, манил исследователей и искателей приключений из Европы и Америки, но наличие заселённых и гораздо более привлекательных с экономической точки зрения земель для колонизации на других континентах сдерживало порывы путешественников. К тому же уровень развития техники и снаряжения для подобного рода экспедиций в приполярные земли был недостаточно высок. Поначалу все попытки исследования континента предпринимались только с судов, а первая высадка на антарктический берег, о которой достоверно известно, произошла только в 1895 году.
Военно-морской флот США уже с самого начала антарктических исследований мог заявить о серьёзных успехах. Так, ещё в 1839–1840 гг. капитан Чарльз Уилкс, возглавлявший первую военно-морскую экспедицию США по исследованию южных морей, открыл около Антарктиды несколько новых островов и описал часть побережья, позже названную Землёй Уилкса.
Однако прошло почти столетие, прежде чем американцы построили там первые научные и военные поселения. В 1929 году адмирал Ричард Э. Бёрд создал военно-морскую базу, известную как «Малая Америка I», а также организовал экспедицию для обследования дальних внутренних районов и провёл первый полёт над Южным полюсом. В 1934–1935 гг. вторая экспедиция Бёрда прошла ещё дальше вглубь континента, а также устроила там зимовку. Третья экспедиция Бёрда в 1940 году составила карту моря Росса.
После Второй мировой войны, в 1946–1947 гг., Бёрд сыграл важную роль в картографической экспедиции ВМС США, которая во время операции «Высокий прыжок» (Highjump) нанесла на карту и уточнила координаты большой части антарктической береговой линии. В 1948 году Финн Ронне возглавил экспедицию, которая сфотографировала более миллиона квадратных километров с воздуха. Затем, в 1954–1955 гг., ледокол ВМС США «Атка» (USS Atka) совершил разведку будущих посадочных площадок и бухт.
Операция «Глубокая заморозка»
В 1950 году состоялась обсуждение мероприятий, объединённых под общим названием «Международный геофизический год», в ходе которых научные коллективы из разных стран, в том числе СССР и США, должны были провести исследования геофизического и географического плана — от исследования ионосферы до движения тектонических плит. Одной из частей обсуждаемого плана исследований явилась идея дальнейшего обследования Антарктиды.
В рамках этих обсуждений родилась идеи операции «Глубокая заморозка» (Deep Freeze), вылившаяся в серию экспедиций на южный континент между 1955 и 1998 годами и свидетельствовавшая о большом интересе американцев к Антарктике — как в научном, так и военно-политическом плане. По сути, эти экспедиции стали очень долгой военной операцией без применения оружия, поскольку они проводились и поддерживались различными американскими военными агентствами. На первом этапе главой операции стал контр-адмирал Бёрд как самый высокопоставленный представитель США, контролировавший, по словам историков, «политическую, научную, законодательную и оперативную деятельность, составлявшую программу деятельности США в Антарктике».
В рамках холодной войны, начавшейся в 1946 году, исследования Антарктики приобретали важное военное значение. ВМС США, равно как и другие виды вооружённых сил страны, желали приобрести как научные данные о континенте и его минеральных ресурсах, которые можно было бы разрабатывать, так и данные о возможности оборудования там военных баз.
Первая операция «Глубокой заморозки»
Основная задача операции 1955–1956 гг. состояла в том, чтобы установить две станции на побережье моря Росса и перебросить персонал, оборудование и необходимые материалы для строительства двух станций в глубине материка следующей весной. Кроме того, предполагалось, что участники экспедиции будут проводить разведку на самолётах и тракторах и осуществлять научные проекты в рамках намеченного Международного геофизического года.
Для выполнения этой работы в Антарктику были переброшены 1800 человек. Чтобы доставить людей и все необходимые припасы на юг, ВМС США, как указывают исследователи, использовали несколько кораблей: ледоколы «Эдисто» (USS Edisto), «Глэйсиа» (USS Glacier) и «Иствинд» (USCGC Eastwind), грузовые корабли «Арнеб» (USS Arneb) и «Виандот» (USS Wyandot), танкер «Неспелен» (USS Nespelen) и грузовой корабль «Гринвилл Виктори» (USNS Greenville Victory). Кроме того, участники экспедиции взяли несколько самолётов и вертолётов, которые использовались для аэрофотосъёмки и транспортировки припасов между станциями.
Планы руководства экспедиции заключались в строительстве двух базовых лагерей — в области Китовой бухты и в проливе Мак-Мердо. Американцы надеялись построить базу «Малая Америка V», которая должна была стать главной научной станцией в ходе геофизического года, т. е. в 1957–1958 гг., там, где уже до этого были построены предыдущие базовые лагеря «Малая Америка». Это оказалось невозможно, так как ледяные стены в Китовой бухте сошлись, и это в сочетании с разрушением ледяного барьера означало, что самый низкий ледяной шельф находился всего в девяти метрах над морем, что могло вызвать проблемы при разгрузке судов и создании базы.
Вместо Китовой бухты в качестве места для главного лагеря была выбрана бухта Кайнан в 33 км востоку от Китовой. Хотя не было ещё построено ни одного здания, «Малая Америка V» была официально открыта 4 января 1956 года. Участники экспедиции привезли с собой сборные конструкции, возведение которых было испытано ещё в США в условиях, приближенных к антарктическим (использовались большие холодильные установки), и к 10 января появились корпуса первых домов.
Тем временем в проливе Мак-Мердо была основана вторая база. Историки указывают, что было важно создать её именно здесь, так как она стала опорным пунктом для строительства другой базы непосредственно на Южном полюсе в следующем году. 14 декабря корабли экспедиции вошли в паковый лед моря Росса, и, оказавшись в гуще льда возле южного побережья в проливе Мак-Мердо, они создали «предварительную» наземную станцию и нашли подходящее место для взлётно-посадочной полосы для самолётов, которые могли долетать оттуда из Новой Зеландии. К 19 декабря база была готова к приёму самолётов, и отсюда вылетел разведчик, достигнувший Южного полюса и подтвердивший, что снег там не такой мягкий, как предполагалось, а потому есть возможность там приземлиться.
Кроме того, в результате полётов с базы в проливе Мак-Мердо было обследовано 2 млн кв. км Антарктиды, которые ранее никто не видел. 18 января из-за плохой ледовой обстановки на взлётно-посадочной полосе рейсы были остановлены, и самолёты возвратились в Новую Зеландию.
Не обошлось без трагедий. Так, в январе 1956 года 30-тонный трактор D-8 был оставлен на льду в заливе для доставки грузов в Хат-Пойнт — так был назван полуостров, где за несколько десятилетий до того экспедиция Роберта Скотта выстроила свою хижину (hut). Как пишут, водитель Ричард Уильямс «попытался переправить трактор по узкой трещине во льду, лёд сломался, Уильямс упал в ледяную воду и утонул вместе с трактором».
В истории экспедиции это была, как указывают, не единственная связанная с трактором смерть: спустя два месяца после гибели Уильямса так же погиб водитель Киль, когда его трактор упал в трещину. В итоге в память об этих людях воздушное управление в проливе Мак-Мердо получило имя Ричарда Уильямса, а взлётно-посадочная полоса в «Малой Америке» стала аэродромом «Макс Киль».
Однако были и счастливо разрешившиеся происшествия. Так, один из самолётов, канадский одномоторный DHC-3 «Оттер», в плохую погоду потерпел крушение на горном плато высотой 800 м. Экипажу удалось оборудовать своеобразное убежище: три человека спали в самолёте, а четверо в яме, вырытой под крылом. Члены экипажа лишились основной радиостанции, но у них было радио с ручным приводом, с помощью которого они смогли отправить сигнал бедствия, принятый радистами на базе. У потерпевших катастрофу было достаточно еды для семи человек в течение трёх дней, поэтому рацион был строго ограничен, и каждый из выживших получал около 1000 калорий в день — при этом минимальное рекомендуемое суточное потребление пищи в условиях Антарктики составляет 4000 калорий.
Выжившие знали, что находятся в 180 милях к северо-востоку от «Малой Америки» и в 80 милях от залива Окума, где находился ледокол. Поскольку запасы еды были ограничены, а помощь могла запоздать, экипаж решил на санях и лыжах отправиться к заливу. Тем временем была начата поисково-спасательная операция с использованием самолётов и вертолётов. Наконец место крушения самолёта было обнаружено, и спасатели последовали по следам выживших. На шестой день после крушения экипаж был найден и доставлен на базу.
Базы «Малая Америка» и «Мак-Мердо» быстро отстроились и более не нуждались в поддержке судов, которые начали возвращаться в США, потому 93 человека зимовали в проливе Мак-Мердо и 73 — в «Малой Америке V». Участники экспедиции провели научные наблюдения и подготовились к запланированной постройке базовых станций «Бёрд» и «Южный Полюс».
Так, ВМС США прочно обосновались в Антарктиде, снабжая станции грузами и доставляя туда людей. Последующие американские исследования Антарктики также проходили под эгидой операции «Глубокая заморозка». ВМС США были официально выведены из Антарктиды в 1998 году.
Литература:
- Wallwork Ellery D., Wilcoxson Kathryn A. Operation Deep Freeze: 50 years of US Air Force airlift in Antarctica. 1956–2006 — Office of History Air Mobility Command Scott Air Force Base, Illinois, 2006.
- Wagner Jr., Dale LaForest. History of the United States military participation in operation Deep Freeze — A Thesis Presented to The Faculty of the Department of History Sam Houston State University, 2018
Комментарии к данной статье отключены.