Танк CA1 фирмы Schneider-Creusot стал первой машиной такого рода, созданной во Франции. Во многом это творение французского технического гения иллюстрирует поговорку про первый блин, который вышел комом. Однако «из песни слова не выкинешь», да и любые технические нововведения требуют долгого периода проверки практикой
Первая модель штурмового танка (именно так, Char d’Assaut, расшифровывается обозначение CA1) от фирмы «Шнейдер» появилась благодаря закономерному в условиях вызовов мировой войны совпадению направлений интеллектуального поиска военных и гражданских технических специалистов. Прежде всего, запрос на гусеничную бронированную машину сформировался у французских артиллеристов. Правда, те предполагали получить прежде всего тягач или самоходную артиллерийскую установку.
Заказ на разработку подобной машины получила фирма «Шнейдер» (ведущий производитель оружия в стране), которая направила своего главного конструктора Эжена Брилье (Eugène Brillié) изучить гусеничную базу тракторов Holt, на основе которой пытались в то время разработать свой танк англичане. Тот проанализировал опыт союзников и убедил руководство компании взяться за разработку «бронированного и вооруженного трактора» на базе трактора Baby Holt. В процессе работы этот проект был объединен с машиной Breton-Prétot, бронированным резаком колючей проволоки за авторством инженера Жюля-Луи Бретона (Jules-Louis Breton). Получившийся в результате аппарат был представлен военным чинам на испытаниях 9 декабря 1915 года в Суене. Среди прочих за испытаниями следил и начальник штаба 22-го артиллерийского полка французской армии полковник Жан Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne), который еще с конца 1914 года сам размышлял над возможностью создания и боевого применения самоходной бронированной машины для поддержки пехоты. Так и произошла встреча двух талантов, создавших первый полноценный французский танк.
Этьен обладал четким видением того, что должно получиться в результате работ, у Брилье же был опыт создания бронированных машин на гусеничном ходу. В результате уже 21 февраля 1916 года испытания прошли первые прототипы, а первый серийный танк был закончен 8 сентября. Машина состояла из рамы с ходовой частью, на которую крепился корпус – коробка из броневых плит, собранная болтами на каркасе. Именно его форма и обеспечила танку легко узнаваемый и довольно нелепый вид. Передняя часть корпуса, сделанная в форме носа корабля, облегчала этому «сухопутному броненосцу» преодоление рвов и позволяла резать проволочные заграждения, а также несколько улучшала показатели бронестойкости за счет рикошета. Сзади корпус был оборудован небольшим «хвостом», также способствовавшим увеличению проходимости машины. Двигатель (карбюраторный с водяным охлаждением) ставился в передней части CA1 по левому борту, топливный бак размещался сначала под двигателем, потом его перенесли в кормовую часть танка. Ходовая часть была позаимствована у трактора Holt, однако подверглась серьезной модификации. По каждому борту она состояла из пары тележек с опорными катками (три на передней, четыре на задней) и двух колес – направляющего спереди и ведущего сзади. Плюсом конструкции CA1 была конструкция подвески – полужесткая, она значительно облегчала боевую работу экипажу, смягчая толчки и сотрясения корпуса.
Вооружение танка было смешанным, пулеметно-пушечным. Его артиллерийское орудие, 75-миллиметровая гаубица Blockhaus-Schneider, было разработано специально для установки в танк и стало, таким образом, первым специализированным образцом вооружения такого рода. Расположение этой пушки – едва ли не самая запоминающаяся особенность машины. Орудие, на манер корабельного, устанавливалось по правому борту танка и обладало горизонтальным углом обстрела всего в 40 градусов. Водитель (он же командир) CA1 должен был проявить незаурядную сноровку, чтобы при маневрировании удерживать цель в зоне поражения орудия. По бортам танка, за полусферическими броневыми щитами, устанавливались два пулемета Hotchkiss калибра 8 мм. В целом, разнообразие и количество вооружения играют в пользу CA1 при сравнении его с чисто пулеметными модификациями других танков времен Первой мировой (более совершенными технически Рено FT-17 и английским Mk.IV), однако сильно ограниченные возможности ведения пушечного огня снижают значимость этого преимущества.
Размеры машины составляли 6,32 м в длину, 2,05 м в ширину и 2,3 м в высоту. Внутри этого стального короба с толщиной брони по 11,4 мм (только крыша и днище были защищены слабее – 5,4 мм) помещалось шесть человек. Помимо командира-водителя это были заместитель командира (он же наводчик орудия), два пулеметчика (левый – одновременно механик), заряжающий пушки и подносчик пулеметных лент. Внутрь танка они попадали через дверь в корме машины и три люка на крыше: один располагался над местом водителя и два – позади пулеметных установок. Масса танка достигала 14,6 тонн, максимальная скорость по шоссе составляла до 8 км/ч, однако ближе к реальности оценки в 4 км/ч по шоссе и 2 км/ч по пересеченной местности. Общее количество выпущенных танков оценивается примерно в четыре сотни. Один из них, по некоторым данным, сохранился в танковом музее Сомюра до сегодняшнего дня и все еще на ходу.
Эффективность боевого применения танков CA1 фирмы «Шнейдер» трудно назвать однозначной. С одной стороны, неудачная конструкция (в том числе слишком короткая ходовая часть для такого массивного корпуса) и медлительность делали машину сложной в эксплуатации, недостаточно проходимой и уязвимой для вражеского огня. Недостаточным оказалось и бронирование – после первых боев его пришлось усилить дополнительными листами толщиной от 5,5 до 8 мм, наваренными на основную броню с зазором в 40 мм. С другой стороны, всякий раз, когда удавалось достигнуть достаточно высокой степени слаженности в действиях подразделений CA1 и пехоты (для поддержки которой в бою он и был создан), результаты намного превосходили те, которые пехота могла достигнуть при поддержке одной лишь стационарной артиллерии. Даже самое первое сражение CA1, 16 апреля 1917 года при местечке Берри-о-Бек, окончившееся провалом французского наступления и потерей 76 из 132 участвовавших в нем танков, показало, что пехота с танками способна прорвать две лини немецкой обороны на целом отрезке фронта и выйти к третьей, а без них – только в отдельных местах преодолеть первую. Использование танков при ликвидации Мальмезонского выступа 23–26 октября того же года и при наступлении 18–24 июня 1918 года в районе Марны обеспечило достижение по-настоящему блестящих тактических успехов. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в последнем сражении участвовали не только CA1, но и Сен-Шамоны, и FT-17. Последний бой в ходе Первой мировой войны CA1 приняли в период с 26 сентября по 3 октября 1918 года в Шампани. После войны во Франции они были сняты с вооружения.
Тем не менее, история танка на этом не закончилась. Шесть машин в 1920 году было передано Испании, после чего с 1922 по 1926 год их активно применяли против повстанцев в Марокко. Спустя 10 лет уцелевшие в тех боях четыре танка вновь вступили в сражение, на этот раз на стороне республиканцев в ходе Гражданской войны. Один из них был захвачен франкистами, а последние три в конце концов оказались сосредоточены в Мадриде, который и обороняли до самого падения города.
Комментарии к данной статье отключены.