Первая мировая война памятна для истории, помимо всего прочего, рождением новых видов вооружения, в частности танков. Несмотря на то, что первые работоспособные машины такого рода были разработаны только к середине войны, в их «семействе» сразу же стали появляться предвестники будущего разделения на различные по специализации классы. Яркий тому пример – Рено FT-17, первый серийный легкий танк.
Начальник штаба 22-го артиллерийского полка французской армии полковник Жан Этьен, первым в стране разглядевший потенциал бронированных машин на гусеничном ходу, обратился к конструктору и владельцу известного автомобильного завода Луи Рено с идеей постройки танка в декабре 1915 г. Полковник тогда только-только начал продвигать свою идею и осаждал с ней как ведущих конструкторов, так и Ставку главнокомандующего французской армией. В результате первый проект машины вместе с Этьеном подготовил Э. Брилье, главный инженер завода Крезо, Рено же отказался от проекта, сославшись на отсутствие опыта в разработке механизмов с гусеничной ходовой частью.
Между тем создание французского танка одобрил сам маршал Жоффр, а государственные заказы на их изготовление в результате коррупции получили сразу две фирмы – «Шнейдер-Крезо» и FAHM из города Сен-Шамон. Надо полагать, Рено не захотел оставаться в стороне от перспективного предприятия, кроме того, у него появилась возможность выиграть время и поучиться на ошибках конкурентов.
В декабре 1916 г. он сам обратился с просьбой поручить ему производство танков, представив оригинальную модель. Утверждение проекта FT столкнулось с некоторыми проблемами, поскольку в тот момент шла дискуссия о способах применения новинки. Нужды окопной войны требовали создания тяжелых машин, несущих на себе большое количество вооружения, для прорыва глубоко эшелонированных линий обороны противника. Представленная модель этим требованиям явно не отвечала. Но, в конце концов, необходимость обеспечить пехоту мобильным средством огневой поддержки взяла верх, и 22 февраля 1917 г. Луи Рено получил пробный заказ на 150 машин с пулеметным вооружением, а в марте изготовил готовый прототип.
9 апреля (по другим данным, 10 апреля) начались испытания новой машины, которые завершились полным успехом. После этого Консультативный комитет по артиллерии специального назначения увеличил заказ до 1000 машин, и это были еще не окончательные цифры. До конца 1918 г. было заказано 3530 танков FT-17, которые были распределены между фирмами «Рено» (1850), «Берлие MDP» (800), «Сомюа» (600), «Делоне-Беллвилль» (280).
Конструктивно Рено FT-17 заметно опережал своих конкурентов, «Шнейдер» CA1 и «Сен-Шамон». Во-первых, у него была собственная ходовая часть, с крупным направляющим колесом спереди, делавшая его гораздо проходимее. Танк фирмы «Шнейдер-Крезо» был поставлен на практически не измененную ходовую базу трактора «Холт», послужившую прототипом всех гусеничных машин Англии и Франции, а корпус «Сен-Шамона» так далеко выходил за пределы ходовой части, что значительно снижал его возможности по преодолению препятствий. Во-вторых, FT-17 обладал чрезвычайно удачной компоновкой корпуса. За счет вынесения оружия во вращающуюся башню он мог поражать цели в радиусе 360 градусов, в то время как «Шнейдер» CA1 и «Сен-Шамон» должны были маневрировать всем корпусом для перенесения огня с цели на цель. Революционным оказалось и внутреннее строение машины, с разделением на три части: отделение управления – в передней части, боевое – посредине и силовое – сзади. При этом двигатель был специально изолирован от боевого отделения, чтобы предотвратить распространение пожара или проникновение отработанных газов. Собственно, внешний вид «Рено» FT-17 и положил начало формированию классического образа танка, а компоновка корпуса, примененная в нем, остается неизменной и по сей день. Это и дает ему право именоваться первым из современных танков.
Корпус танка собирался на каркасе из металлических уголков, толщина брони составляла 16 мм по всем вертикальным поверхностям, днище имело бронирование в 6 мм, крыша – 8 мм. Ходовая часть состояла из четырех тележек на борт – одна с тремя и три с двумя катками малого диаметра. Ведущее колесо располагалось сзади вместе с двигателем. Переднее направляющее, как уже было сказано, было гораздо крупнее прочих, что позволяло преодолевать значительные отвесные препятствия, не прибегая к английской системе вывода гусениц на крышу танка и сделав их, таким образом, более защищенными от огня противника. Размер корпуса составлял 4,1 м в длину (4,96 м со специальным «хвостом» для преодоления рвов), 1,74 м в ширину, 2,14 м в высоту.
Вооружение танка состояло либо из полуавтоматического артиллерийского орудия «Пюто» SA 18 калибром 37 мм, либо из пулемета «Гочкис» калибром 7,92 мм. Позднее появилась модификация и с пушкой, и с пулеметом. Боевая масса танка составляла от 6,5 т в пулеметном до 6,7 т в пушечном варианте. Для сравнения, танк «Шнейдер» весил 14,6 т, «Сен-Шамон» – все 22 т. Экипаж FT-17 насчитывал всего 2 человека, в противовес 6 и 8 у основных конкурентов соответственно.
По шоссе танк фирмы «Рено» развивал скорость 7,8 км/ч, в то время как машина фирмы «Шнейдер-Крезо» – только 4 км/ч. Детище FAHM из Сен-Шамона, правда, могло разогнаться до 8 км/ч, но это преимущество сводилось на нет низкой проходимостью. В результате у «Рено» получился в полном смысле этого слова первый легкий танк, совмещавший приличную для своего времени скорость с огневой мощью. Серьезным недостатком его был лишь малый запас хода, только 35 км по шоссе, но для завершающего этапа Первой мировой войны этого было вполне достаточно.Удачность конструкции FT-17 доказала его долгая и насыщенная боевая биография. Эта машина активно поставлялась Францией в другие страны и состояла на вооружении в Афганистане, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Иране, Испании, Китае, Литве, Нидерландах, Польше, России, Румынии, США, Турции, на Филиппинах, в Финляндии, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Югославии и Японии. Последние в своей истории бои танк FT-17, начавший свой путь на фронтах Первой мировой войны, принял в ходе различных кампаний уже Второй мировой.
Комментарии к данной статье отключены.