Второй по счету французский танк, «Сен-Шамон», появился без большой военной необходимости. Армейское командование уже «дало добро» на разработку CA1 «Шнейдер», и только конкуренция официальных инстанций, отвечавших за выдачу заказов на военную технику, привела к появлению альтернативного проекта. Надо сказать, что по своему качеству он не смог далеко обогнать «Шнейдер», хотя и имел некоторые преимущества.
Строго говоря, создание танка «Сен-Шамон» (Saint-Chamond) было незапланированным и отчасти даже ненужным. Свою роль здесь сыграл человеческий фактор. «Отец» французских танков Жан Этьен реализовал свой проект в экстраординарном порядке, вмешавшись с личной инициативой в выполнение фирмой «Шнейдер» заказа на бронированную машину, полученного от французских артиллеристов. Это задело государственный секретариат артиллерии и лично начальника армейского управления моторизации, которые и выдавали заказы на закупку соответствующей боевой техники, и они повторили свой заказ на разработку бронетрактора, на этот раз фирме FAMH, расположенной в городе Сен-Шамон. Отсюда и взялось название новой машины. Так на самой заре бронетехники у французской армии появилась не одна, а сразу две модели первого танка.
27 апреля 1916 г., спустя два месяца после начала разработки, проект был подготовлен. Госсекретарь артиллерии доложил главнокомандующему, что располагает вариантом бронированной машины, имеющей серьезные преимущества перед образцом фирмы «Шнейдер». Армия не стала скупиться на стальную новинку, способную приблизить окончание войны, и консорциум FAMH получил заказ на 400 машин, ради которого секретариат и стремился «обскакать» Этьена.
Надо сказать, что спешка не пошла на пользу новому детищу французского машиностроения: его пришлось дорабатывать в ходе испытаний, да и в целом машина оказалась не слишком эргономичной. Но обо всем по порядку. Разработкой танка ведал главный конструктор фирмы FAMH (Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt) полковник Эмиль Римальо (Émile Rimailho). За основу для новой боевой машины он взял, что не удивительно, «первопредка» всех английских и французских танков, трактор Holt. Однако при этом Римальо увеличил длину опорной поверхности гусениц вдвое, поскольку в принципе планировал создать машину длиннее и просторнее, чем конкуренты из «Шнейдера». На ходовую часть ставилась клепаная броневая коробка корпуса со скошенными носом и кормой, далеко выходившими за габариты гусениц для уравновешивания друг друга.
В носу располагались основное вооружение и пост управления, в корме – дублирующий пост, между ними помещался двигатель с электрической трансмиссией «Кроше-Колард» (Crochet-Kolard), главным нововведением в конструкции танка. Бензиновый двигатель фирмы «Панар» (Panhard) мощностью 90 л.с. передавал крутящий момент на динамомашину, ток с которой поступал на два электродвигателя, приводивших в движение гусеницы. Это облегчало работу водителя машины, однако усложнение системы сказалось на ее надежности. Хотя на испытаниях «Сен-Шамон» разгонялся до 12 км/ч, из-за опасений поломок в боевых условиях из него не выжимали больше 8 км/ч. Крыша танка была сделана плоской, с двумя цилиндрическими башенками. Дополнительные броневые листы на бортах защищали гусеницы. Вооружение танка составляли 75-мм пушка специальной разработки в носу корпуса и 4 пулемета системы «Гочкис» калибра 8 мм, размещенные по периметру. Толщина бронирования первых образцов была следующей: лоб корпуса – 15 мм, борт – 8,5 мм, корма – 8 мм, днище и крыша – по 5 мм. Длина корпуса без пушки составляла 7,91 м, ширина – 2,67 м, высота – 2,36 м. Экипаж этой махины составлял 8 человек: командир, водитель, наводчик, четыре пулеметчика и механик (который также мог взяться за пулемет в случае необходимости).
Недостатки данной модели выявились уж в ходе первых испытаний в середине 1916 г. Удлиненный корпус «Сен-Шамона» затруднял преодоление даже невысоких вертикальных препятствий (даром что спереди и сзади у него были установлены специальные ролики), а любой ров шире 1,8 м попросту останавливал танк. К тому же выяснилось, что для оригинальной гусеницы шириной в 32 см машина слишком тяжелая (до 24 т) и вязнет во влажном грунте. Чтобы преодолеть эти «детские болезни», с танка сняли броневую защиту гусениц, а их ширину увеличили сперва до 41 см, а потом и до 50 см. Это несколько улучшило проходимость «Сен-Шамона», не столько в плане преодоления препятствий (для этого пришлось бы перепроектировать весь корпус), сколько в плане передвижения по мягкой почве.
Следующая серия модификаций была проведена уже в 1917 г., исходя из опыта реальных боевых действий. Во-первых, была скорректирована форма корпуса – крышу сделали с наклоном к бортам (поскольку в оригинальной версии на нее было легко забросить ручную гранату), а башенки командира и водителя – прямоугольными. Во-вторых, толщину лобовой брони увеличили до 17 мм, чтобы ее не могли пробить новые немецкие бронебойные пули марки «К». В-третьих, танк стали вооружать полевой 75-мм пушкой образца 1897 г., которая была универсальной и достаточно скорострельной за счет гидропневматического тормоза отката (опытный расчет в условиях полигона мог достичь скорострельности до 30 выстрелов в минуту).
Следует, впрочем, отметить, что в реальных условиях процесс модификации машин шел не всегда последовательно. В результате бывали случаи, когда новые башенки наваривались на старый корпус или, например, в новый корпус ставили прежнее орудие.
Всего за время выпуска «Сен-Шамона» было изготовлено 400 машин, которыми были укомплектованы 12 танковых групп. К окончанию войны в строю оставалось лишь 72 машины этого типа. После окончания боевых действий большую их часть (50 штук) переделали в транспортеры, остальные пустили на слом.
Резюмируя историю «Сен-Шамона», следует отметить, что в положительную сторону его выделяли электротрансмиссия и расположение артиллерийского орудия строго по оси танка, а не сбоку, как у CA1 «Шнейдер». Правда, наводить его все равно приходилось поворотом всего танка, без этого угол наведения составлял всего от −4º до +10º по вертикали. По горизонту же он составлял лишь 8º, и с этим уже практически ничего нельзя было сделать. Кроме того, пушка имела относительно длинный откат, из-за чего танку и требовалась такая большая носовая часть. Тем не менее, он нес больший боезапас, чем CA1, и был более подвижен. В результате у фирмы FAMH получилась скорее самоходная артиллерийская установка, чем танк в полном смысле этого слова. Однако искусство применения танков в бою только начинало развиваться, в результате чего «Сен-Шамоны» либо бросали в лобовую атаку как обычный танк, вперемешку с CA1 и FT-17, либо использовали для ведения огня с закрытых позиций как полевую артиллерию.
Комментарии к данной статье отключены.