21 декабря 1988 года пассажиры рейса РА103 сели в Лондоне на авиалайнер Boeing 747 авиакомпании Pan American, следовавший в Нью-Йорк. Прошло меньше часа после взлёта, когда на борту самолёта на высоте 9400 м прогремел взрыв. В грузовом отсеке сработала бомба, замаскированная под радиоприёмник, который был спрятан в багаже. Позже совместное расследование шотландской полиции и ФБР установило, что бомба была изготовлена из пластичной взрывчатки «Семтекс». От взрыва в левой части фюзеляжа образовалась дыра диаметром 50 см. Самолёт накренился и стал падать. Носовую часть оторвало от корпуса, и впоследствии она упала на расстоянии в несколько километров от остальных обломков. Фюзеляж практически отвесно с высоты 5800 м рухнул на Локерби — небольшой городок на юге Шотландии, в котором проживало 4000 человек. В баках самолёта находилось примерно 90 т авиатоплива, которое воспламенилось при ударе о землю. В результате катастрофы погибло 270 человек: 243 пассажира (из них 179 американцев), 16 членов экипажа (11 американцев) и 11 жителей шотландского городка.
Следствие установило, что чемодан со взрывчаткой принадлежал начальнику службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines (LAA) Абдельбасету Али Махмеду аль-Меграхи, который по совместительству оказался сотрудником ливийских спецслужб. Вторым обвиняемым стал сотрудник LAA Ламин Халиф Фимах. Шотландский прокурор утверждал, что теракт был направлен против граждан США.
Совет безопасности ООН ввёл санкции против арабской страны. Переговоры об экстрадиции преступников продолжались до 1999 года, когда в голландском Утрехте, на нейтральной территории, наконец состоялся суд. Аль-Меграхи был признан виновным и приговорён к пожизненному заключению. Второй обвиняемый был оправдан. Через четыре года руководитель страны Муаммар Каддафи согласился, что к взрыву на борту авиалайнера причастны официальные лица Ливии, но не признал вину государства. Чтобы снять со страны санкции, Ливия выплатила по 8 млн долларов семье каждого погибшего.
В 2009 году аль-Меграхи был освобождён из заключения — у него обнаружили рак простаты — и через три года скончался в своём доме в Триполи. Этот шаг шотландской стороны вызвал нарекания со стороны американских официальных лиц, убеждённых, что именно аль-Меграхи был главным виновником взрыва. Впрочем, один из ливийских чиновников утверждал, что Каддафи лично отдал приказ взорвать самолёт. Согласно другой точке зрения, заказчиком теракта был Иран. Ещё одна версия гласит, что за взрывом стояла ливанская партия Хезболла, признанная террористической организацией во многих странах мира: якобы её руководители хотели ликвидировать летевших рейсом РА103 сотрудников американской военной разведки и ЦРУ, замешанных в торговле героином на Ближнем Востоке, и тем самым избавиться от людей, которые слишком много знают.
Комментарии к данной статье отключены.