Warspot интересуется не только самими войнами, но и следом, которые они оставляют в человеческой культуре. Мы не раз публиковали материалы о военном, военно-историческом и околовоенном кино, а теперь делаем первый шаг на новом для себя музыкальном поприще. Своими соображениями о том, почему в военной тематике черпают вдохновение группы, исполняющие тяжёлую музыку, с нами согласился поделиться Lesley Knife, солист и один из основателей известной белорусской группы Gods Tower. Сегодня он расскажет о легендарной Manowar, самой громкой концертной группе в мире по версии Книги рекордов Гиннесса. А бонусом в конце рассказа будет небольшой гайд по знаковым произведениям великой группы.
Что такое хэви метал?
Это, граждане, такая музыка, суть которой в скрежете гитар, мощной ритм-секции и вокалисте, который с академической точки зрения никак не вокалист, а оратор! Это музыка, при прослушивании которой кровь кипит и вырабатывает присущий твоей природе гормон! Хэви метал, граждане, это не музыка, это стихия!
Итак.
Музыка бывает разная — в этом нас окончательно убедило двадцатое столетие. Музыка может удовлетворять не только эстетические запросы общества — она может служить пропагандистским рупором, бунтарским манифестом и инструментом борьбы с клерикализмом. Кроме того, музыку можно просто с удовольствием слушать, без всяких обязательств.
Хэви метал — это как раз та музыка, в которой можно найти все вышеперечисленное. Она существует на грани; она, кажется, звучит так, как будто ты ей рубль должен. Но с её помощью можно выразить разные эмоции. И как раз тот факт, что она изначально агрессивна, позволяет ей менять настроение на разных моментах, от эпического рёва до тихого плача гитар. И именно поэтому метал, кстати, славится своими балладами.
В метале можно найти и прошлое и будущее, и о нём можно говорить очень долго.
Предыстория хэви метала теряется во второй половине двадцатого столетия, но его возникновение на фоне грохота промышленности было вполне предсказуемо. Представьте себе: вы юноша, живущий в промышленном пригороде, взрослеете на фоне угнетённого пролетариата, вас переполняют эмоции, а из радиоприемника до вас доносится сладкоголосое пение буржуазного соловья под оркестр. У вас перманентный кризис, финансовый и эмоциональный, а шоу-бизнес вам предлагает танцевать голым (или нет) под луной! Тут поневоле взбунтуешься и заскрежещешь гитарой, тем более что купить её можно, ведь промышленность наладила выпуск оных… Базис есть.
Человек вообще творит музыку, подражая окружающей среде. К грохочущей музыке, полной аллюзий на не очень-то дружелюбный социум, отлично подошло название, которое, по одной из версий, родилось в уме Уильяма Берроуза и прозвучало в романе «Нова Экспресс». Подошло это название к музыке, которую позже заиграли металлисты, как родное. Недаром Берроуза называют «Отцом хэви метала»!
Но мы не об этом сейчас.
А сейчас мы будем говорить о том, что толкает металлистов на использование военной тематики, и рассмотрим мы этот вопрос на примере воистину яркого представителя металлической сцены, варварознамённого ансамбля боевой песни и пляски — Manowar!
На лицо ужасные, добрые внутри
Что нам известно о Manowar? Книга Гиннесса утверждает, что это «самая громкая концертная группа мира» — однажды во время гитарного соло на концерте в Ганновере их звук превысил 130 децибел. Это значит, что, если бы рядом взлетал «Боинг», то вы бы не услышали самолёта. Да и пять часов не каждая группа может провести на сцене, а они — смогли. Случилось это в 2008 году в Болгарии на Kavarna Rock Fest.
Нам известно, что эти мощные мужчины, назвавшиеся в честь крупных британских парусных линкоров, родившиеся в Америке, помимо всего фактически заложили основы викинг-метала, явления сугубо скандинавского. Такая вот, друзья мои, глобализация.
Слышали мы также, что в свое время, декларируя свою преданность хэви металу, гитарист Ross The Boss подписал контракт с Music for Nations собственной кровью. Не каждый сможет! И кстати, группа ещё является автором звуковой дорожки к фильму «Гринго».
А в записи первого альбома, в песне «Dark Avenger» звучит голос самого Орсона Уэллса. Да, он читал текст тем самым уникальным голосом, голосом, который однажды заставил уйму людей поверить в то, что страна подверглась нашествию марсиан.
Мы также знаем, что им удалось создать на 100% узнаваемый музыкальный стиль, а это для метала с его кажущейся простотой (что там играть: врубил примочку и жги) достижение само по себе. Они первые подняли на знамя тему языческих воинств, скандинавской мифологии, и, признаюсь, в моём детстве их образ намертво слился с образом классического Конана Варвара в исполнении неподражаемого Арни.
В общем, как говорится, хорошие музыканты, и песни интересные.
Не буду пересказывать биографию Manowar, её можно легко найти в интернете, скажу лишь, что на момент образования группы — а это далекий 1980 год — новичками никто из музыкантов уже не был. У всех был за плечами солидный опыт, и это не помешало им стать металлистами.
Поскольку команда существует давно, мы сейчас не можем точно сказать, почему в своё время они обратились именно к такой воинственной тематике. На заре своей карьеры Росс «The Boss» Фридман (основатель группы) играл с панками The Dictators, где ему, как гитаристу, особо развернуться было негде. А тянуло Фридмана к интересным и более сложным, во всяком случае, по сравнению с панком, музыкальным конструкциям. Может быть, именно лёгкая усталость от нарочито примитивного панка толкнув Росса в объятия метала и дала стимул отказаться и от панковских текстов, в которых уж точно нет места милитаризму? Так сказать, выбор творческой стези произошёл от обратного? Может быть.
Как бы то ни было, с самого начала карьеры Manowar поют о холодном оружии, битвах, крови и культе силы, посвящают свои произведения кровавым историческим событиям, имевшим место в различных горячих точках мира со времён неолита, и делают это весьма убедительно.
И сейчас мы имеем то, что имеем: группу, которая лучше всех смогла передать дух воинов меча и магии, викингов и других героев древности.
Один из отцов викинг метала, Quorthon Seth из Bathory, недаром говорил, что никто, кроме Manowar и его самого, не может передать «варварскую атмосферу». Думаю, он был прав — по крайней мере, на тот момент.
Отдадим же должное борцам с фальшивым металом (их лозунг — «Смерть фальшивому металу!») и попробуем назвать несколько их знаковых произведений. Для тех, кому Manowar не знаком, это будет своего рода гайд: на что стоит обратить внимание, изучая творчество классиков тяжелой музыки. А для тех, кто давно в теме, — просто повод послушать немного хорошего тяжёлого рока.
К прослушиванию обязательно
Нужно понимать, что, составляя этот список, я не ставил перед собой цель сделать топ песен, собрать их в хронологическом порядке (хотя получилось именно так) или категоризировать их по признаку воспеваемой мифологии, будь то Скандинавия, Спарта или предполагаемое фэнтези-королевство. Это просто то, что сразу приходит мне на ум, когда напоминают о Manowar.
Первым делом, само собой, крайне эпическая тема, от которой мурашки по коже, рассказанная голосом Орсона Уэллса:
Dark Avenger — это история по мотивам древнегреческой мифологии. В ней, изгнанный за правонарушение из, предположительно, полиса и отданный на растерзание стервятникам герой попадает к вратам Гадеса, откуда возвращается мстить. И месть его страшна! Ибо несется он во тьме на коне по имени Черная смерть, и там, где он помчался, — кровь, мясо, кишки. В общем, всё канонично.
Не стоит перегружать текст скрытыми смыслами: это яркий представитель фэнтезийного экшена. Не надо искать тайные скрижали, их тут нет. Все просто и прекрасно. Мир черно-белый, враг определён, а всё остальное — либо пройденный этап, либо до него не доживем. Это 10 из 10.
Следующая вещь, безусловно, требующая вашего внимания:
Blood Of My Enemies — песня про несущийся к Асгарду семейный подряд в виде главного героя и трёх его чад: Мрачного, Чёрного и Злого. По пути они предаются безудержному веселью в виде уничтожения вражьих орд, портя настроение их мёртвым богам и попутно развеивая магический туман. Чем эта песня по-настоящему ценна, так это редким в своём роде гитарным боем, который я мало где встречал. И, признаться, если где и встречал, то после Blood Of My Enemies меня это не впечатляло.
Это очень мощная песня, где Эрик Адамс проявляет свой голос в лучшем свете. А соло в ней следует послушать, послушать опять, выключить, отдохнуть, снова включить и переслушать еще несколько раз. Весьма рекомендую.
Те же 10 из 10.
Carry On. Песня начинается как наилучший образец стадионного рока, ничем не хуже, чем тот же We Will Rock You от Queen (ну ладно, некорректное сравнение, но вы же поняли, что я имею в виду!) — а далее мы сталкиваемся с оптимистическим образцом спид метал, от которого не воспрянешь духом, разве что будучи мертвым.
Это, граждане, всамделишный метал, и такого сейчас не делают. Высший балл.
О чем же поет Manowar в этой песне? О друзьях, отправившихся на свет Северной звезды, о том, что вместе мы — сила, о том, что всегда стоит продолжать этот путь и напевать хором военную песню. Если бы не Северная звезда в тексте и не упоминание красот зимнего неба, я бы сказал, что это песня о четырех мушкетерах, но нет. Ошибся эпохой, тут нет огнестрела.
Spirit Horse Of The Cherokee. Вообще Manowar стараются избегать темы огнестрельного оружия, и им это удалось сделать даже в песне, посвящённой противостоянию американцев — местных и понаехавших. Песня поется от имени индейцев чероки, с предсказанием судьбы коренных американцев вплоть до Бойни на ручье Вундед-Ни, и говорится в ней о том, что воевать и воевать без продыха придётся. И вот прямо сейчас, уважаемые соплеменники, движемся в танце духов и готовимся к битве.
В песне перечисляются имена знаменитых вождей, героев сопротивления, песня просто окутывает слушателя своей атмосферой. Настоящая боевая шаманская песня, с совсем не европейскими мелодиями, при прослушивании рука тянется к томагавку, но, так как его ношение у нас запрещено, — просто ставим на повтор и восторгаемся! Наивысшая оценка!
Achilles, Agony And Ecstasy In Eight Parts. Мимо проходить категорически воспрещается, перед вами — настоящий монумент из трёх частей, полноценное произведение о героях Эллады и Трои. Отличная метал-версия Илиады, равных которой ни сейчас, ни потом создано не будет, я уверен. В этой композиции мы переживаем и штурм Трои, и смерть Патрокла, обет пролить кровь Гектора и драматическую развязку всей истории.
Три части связаны между собой текстом, но в целом представляют собой разные вещи с протяжными переходами и кульминациями, вещь не оставляет равнодушным. Это настоящий монументальный метал, это Стены Трои в звуках, это горящие корабли и сражающиеся воины. Это Бронзовый век, друзья мои, и он здесь весьма точно передан.
Ничего лучше на тему Древней Греции в хэви метале я не слышал. В других металах слышал не хуже, но там это играли сами греки, а им сам Зевс велел. Он, кстати, в этой симфонии тоже присутствует. Эта тема — 11 из 10. Она разит наповал и делает возможными путешествия во времени.
Нет смысла пытаться перечислить все сногсшибательные песни Manowar — гораздо проще перечислить те, которые не впечатлили. Их немного, и их список у каждого свой: у меня он вообще куцый, и его публиковать я не хочу.
Я абсолютно искренне рекомендую вам послушать этих титанов рока. Если только у вас нет непереносимости хэви метала, что-нибудь в них вас зацепит обязательно.
И помним — только вместе, только вперед!
Подведем итог
Итак, о чём мы должны помнить, когда слушаем Manowar, да и вообще любую хэви метал группу, которая воспевает войну (а таких вагон и тележка)?
Это, граждане, театр. И никто из музыкантов после концерта коня не седлает и в бой не рвется. Никто не десантируется на сцену с танка и не стреляет в зрителя из пулемета по-настоящему. Всё это шоу. Что касается Manowar, у них это шоу на высшем уровне. Сейчас, кстати, у них как раз проходит прощальный тур Final battle. Больше такого не увидишь.
Сложилось так, что песни про войну сочинялись на протяжении всей истории человечества, и они всегда были разными. Это могли быть и душещипательные баллады о доблести и трагические песни о товарищах, сложивших головы в боях, это могли быть залихватские шанти английских моряков и их аналоги. В общем, песен о войне всегда хватало.
И это имеет простое объяснение. Со времён каменных топоров множество поэтов вилось возле знатных людей, а знатные люди всегда были связаны с войной.
В XX столетии песни про войну не перестали писать. Потому что мир, по сути, не изменился, война то и дело где-то громыхает. И выбор, чтобы война громыхала не на улице, а в колонках, я думаю, выбор хороший.
Слушайте качественную музыку, друзья!
Комментарии к данной статье отключены.