Специальные транспортные средства для рейдовых групп известны ещё со времён североафриканской кампании Второй мировой войны. Такие автомобили отличаются высокой проходимостью, большим радиусом действия и упрощённым кузовом, приспособленным под монтаж вооружения. Одним из самых современных воплощений идеи рейдового автомобиля является британский «Шакал» (Jackal).
Одним из ведущих производителей специальных лёгких транспортных средств военного назначения является фирма Supacat Ltd (с сентября 2015 года она именуется SG Group, но автомобили продолжают нести торговую марку Supacat). Первой её успешной конструкцией стал созданный в 1982 году автомобиль ATMP (All Terrain Mobility Platform – «вездеходная мобильная платформа») – трёхосное транспортное средство-амфибия, предназначенное для транспортировки до 10 человек или 1600 кг груза. АТМР, снабжённый 90-сильным дизелем «Фольксваген», не впечатляет своими динамическими характеристиками – максимальная скорость составляет всего 70 км/ч. Внешне он весьма далёк от привычного для нас облика автомобиля и представляет собой открытую платформу на шести колёсах небольшого диаметра; водитель управляет машиной посредством мотоциклетного руля. Благодаря широкопрофильным колёсам низкого давления он обладает качествами снегоболотохода. АМТР нашёл применение не только в вооружённых силах некоторых стран, но и гражданском секторе: геологоразведке, нефтеразведке и обслуживании нефтегазопроводов, прокладке оптических кабелей, оборонном комплексе, лесном и сельском хозяйстве.
Высокомобильные транспортёры
В 1999 году фирма Supacat представила своё новое семейство НМТ (High Mobility Transporter – «высокомобильный транспортёр»). В отличие от АТМР, машины нового семейства гораздо более похожи на обычные автомобили, хотя их сугубо утилитарный облик ясно выдаёт военное назначение. Самым лёгким представителем семейства является двухосный НМТ 400 – в 2003-2004 годах 72 таких автомобиля приобрело военное ведомство Великобритании. Они были приняты на вооружение под обозначением Menacity и заменили в частях специального назначения машины «Лэнд-Ровер 110».
Именно успешное применение Menacity в Афганистане побудило британских военных выбрать НМТ 400 в качестве прототипа «Шакала». От почти незащищённого Menacity он отличается трёхуровневой системой защиты экипажа. Последняя включает в себя амортизированные взрывозащищённые сидения, противоминный пол (его профиль позволяет рассеивать ударную волну при подрыве на мине) и навесные панели бронирования, защищающие машину спереди, сзади и по бокам. При этом автомобиль имеет открытый верх, что обеспечивает экипажу хороший обзор и возможность быстрого спешивания. Небольшие размеры и масса «Шакала» позволяют перевозить его вертолётами (прежде всего, «Чинуком» – основным британским военно-транспортным вертолётом).
Создатели «Шакала» сумели максимально учесть два трудносовместимых требования, обеспечив, с одной стороны, высокую защищённость, а с другой – хорошую подвижность. Всё это дополняется огневой мощью. «Шакалы» могут нести не только 7,62-мм пулемёты, но и более тяжёлое оружие – 12,7-мм пулемёты и 40-мм гранатомёты.
Развитием «Шакала» стала модель «Шакал 2» с более мощной силовой установкой и экипажем из четырёх человек вместо трёх. Этот вариант изначально приспособлен для навески бронирования, причём как стандартного, так и усиленного комплекта.
Трёхосная модель НМТ 600 (в британской армии получившая название «Койот») является увеличенным вариантом НМТ 400 и может применяться как шасси для монтажа различной электроники и систем вооружения. Если боевая масса «Шакала» составляет 7,6 т, то для «Койота» она может достигать 10,5 т. Помимо боевых машин «Койот», военное ведомство Великобритании заказало 35 транспортёров НМТ 600, предназначенных для установки станций РЭБ «Суссейер», но впоследствии отменило этот заказ, отдав предпочтение другому шасси. Такие же автомобили используются как носители станций управления беспилотными летательными аппаратами «Уотчкипер». Ещё более тяжёлая четырёхосная машина рассматривается в качестве шасси для монтажа 155-мм гаубицы М777А2.
Ещё один представитель семейства – НМТ «Экстенда» – отличается уникальной «конвертируемой» конструкцией, позволяющей легко превратить машину из трёхосной в двухосную и обратно. Благодаря такой гибкости «Экстенда» весьма популярна в силах спецназа многих стран.
Особенности конструкции
«Шакал» представляет собой двухосный полноприводный автомобиль высокой проходимости с полностью открытым сверху и лишённым дверей кузовом, снабжённым несколькими дугами безопасности. Это позволяет экипажу при необходимости быстро покидать свои места и обеспечивает исключительно хороший обзор. V-образная форма днища снижает воздействие ударной волны при подрыве на минах и самодельных взрывных устройствах.
Экипаж машины включает трёх человек: водитель по британской традиции размещается справа, слева от него находится место командира с 7,62-мм пулемётом, а за ними размещается стрелок. Он обслуживает турель с 12,7-мм пулемётом (вместо него может устанавливаться малокалиберная автоматическая пушка или 40-мм автоматический гранатомёт). На модели «Шакал 2» турель несколько смещена вперёд по сравнению с базовым вариантом. В передней и задней частях автомобиля предусмотрена установка дымовых гранатомётов. По желанию заказчика «Шакал» вместо обычной турели может оборудоваться дистанционно управляемой стрелковой установкой (это, естественно, существенно увеличивает стоимость машины).
«Шакал» оборудован дизельным двигателем «Камминз» ISBe рабочим объёмом 5,9 л и мощностью 185 л.с. (на варианте «Шакал 2» применен двигатель объёмом 6,7 л), а также трансмиссией «Аллисон». Подвеска независимая на двойных поперечных рычагах, с пневматическими рессорами и амортизаторами с переменной высотой посадки.
Служба
Наряду с традиционным эксплуатантом – Специальной авиадесантной службой (SAS) – автомобили «Шакал» и «Шакал 2» поступили на вооружение трёх лёгких разведывательных полков. Кроме того, они используются полком Королевских ВВС – частью, отвечающей за наземную оборону авиабаз, а также Королевской морской пехотой. Всё это обусловило немалый объём производства «Шакалов», исчисляющийся сотнями единиц (для большинства автомобилей подобного назначения он составляет лишь десятки экземпляров).
Поставки первой партии «Шакалов» (100 единиц) начались в 2007 году. Практически сразу же новые машины были отправлены в Афганистан, где постепенно вытеснили рейдовые автомобили на базе «Лэнд-Ровера». «Шакалы» применялись для разведки, патрулирования, сопровождения колонн, а при необходимости и для огневой поддержки пехоты. Во всех этих качествах они отлично себя зарекомендовали, что дало основания военным заказать новые партии «Шакалов». К настоящему времени британское Минобороны закупило более 460 машин семейства «Шакал» (202 «Шакал», 120 «Шакал 2» и 140 «Шакал 2А»), из них в строю остаются 439 единиц. Трёхосных «Койотов» купили значительно меньше – 71 экземпляр.
Высокие эксплуатационные характеристики машин семейства НМТ обусловили заметный спрос на них. Ввиду специфики применения закупаемые партии машин обычно невелики и составляют максимум несколько десятков единиц. Первыми на них обратили внимание представители Командования специальных операций США – в 2004-2005 годах они приобрели 47 машин НМТ 400 для отряда специального назначения «Дельта». В США эти транспортёры получили название «Мародер».
В 2006 году 15 машин «Экстенда» Мк1 приобрела Дания, где они поступили на вооружение Егерского корпуса – армейского формирования специального назначения. В следующем году 31 такую же машину приобрела для своего спецназа Австралия (австралийский вариант получил название «Нари»). В 2014 году эта же страна заказала 89 машин «Экстенда» Мк2. В 2014 и 2016 годах автомобили «Экстенда» Мк2 для спецназа заказали Норвегия и Новая Зеландия (в обоих случаях о количестве заказанных машин не сообщалось).
Масса, т: |
|
---|---|
пустой машины снаряжённая |
5,5 2,1 |
Размеры, мм: |
|
длина высота (без оружия на турели) ширина |
5390 1970 2000 |
Клиренс, мм |
380 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
по шоссе по пересечённой местности |
145 70-80 |
Запас хода, км |
800 |
Преодолеваемые преграды: |
|
глубина брода, м ширина рва, м высота стенки, м подъём, град. |
1 0,5 0,5 60 |
Литература:
- supacat.com
- army.mod.uk
- defenseindustrydaily.com
- military-today.com
Комментарии к данной статье отключены.