Русский офицер-кавалерист Д. П. Татищев, оставив военную службу, стал дипломатом и имел огромное влияние на испанского короля Фердинанда VII. Будучи страстным коллекционером, Татищев собрал уникальную коллекцию произведений искусства, которую подарил Эрмитажу
На пестром ковре истории России сияют яркие пятна, оставленные выдающимися учеными, писателями, художниками, дипломатами и другими замечательными людьми. Некоторые из них вышли из офицерского корпуса и даже имели высокие награды за отличия в боях. Одним из таких офицеров был и Д. П. Татищев (1767–1845), вложивший огромный вклад в развитие российской дипломатии, которой он отдал 40 лет службы. Многие важные международные договоры скреплены его подписью. Испанский король Фердинанд VII всегда внимательно прислушивался к мнению русского посла, когда нужно было принимать решения по международным вопросам. Известно, что он ценил советы бывшего ротмистра больше, чем советы своих министров. За выдающийся вклад в развитие и укрепление испано-российских отношений Татищев вторым в истории России был удостоен испанского ордена Золотого Руна (первым был император Александр I). Каким же он был – кавалер редкой награды?
Дмитрий Павлович Татищев был выходцем из знаменитого рода смоленских князей, о чем говорит и его родовой герб. В четырнадцатилетнем возрасте он стал корнетом Лейб-гвардии Конного полка. Через семь лет он – вахмистр, а через четыре года – подпоручик в армии Потемкина. Через год он стал поручиком и принял участие в боевых действиях против турок и французов.
В Польше ему пришлось воевать под командованием А. В. Суворова. В 1794 г. Татищев отличился в кровопролитном сражении в предместье Варшавы, где он командовал добровольцами, шедшими впереди 3-й колонны. За храбрость в том сражении он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в секунд-ротмистры. Звание ротмистра он получил в 1796 г. Суворов, хорошо знавший Татищева, в рекомендательном письме писал о нем, что он – премилый и предостойный молодец, привязанный к службе чрезвычайно.
Но Татищев в 1799 г. все-таки сменил военную службу на дипломатическую и быстро сделал блестящую карьеру. В 1802 г. ему доверили быть послом в Неаполе, с 1815 по 1821 г. он был послом в Испании, следующие пять лет – послом в Голландии, а с 1826 по 1841 г. он был бессменным послом в Вене. Интересно, что кроме ордена Золотого руна Татищев получил все русские ордена, а также неаполитанский орден Святого Януария и австрийский – святого Стефана 1-й степени.
В годы своей дипломатической службы он, обладая высоким эстетическим вкусом и глубокими знаниями в области изобразительного искусства (он был избран почетным членом Императорской Академии художеств), стал и страстным коллекционером. Все свое немалое жалованье он тратил на приобретение предметов искусства – картин маститых художников, старинного оружия, скульптур и резных камней (гемм). В его коллекции живописи, насчитывавшей 185 картин, были шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ван Эйка и других известных художников итальянской, испанской, фламандской и голландской школ. Чтобы приобретать эти ценности, Татищев постоянно брал деньги в долг. Часто за него расплачивались его тетя – знаменитая княгиня Е. Р. Дашкова, дядья – Воронцовы и даже сами императоры Александр I и его преемник Николай I. Свою бесценную коллекцию Татищев завещал императору, имея в виду создававшийся в те годы Эрмитаж.
По воспоминаниям современников это был один из самых обаятельных и мудрых собеседников, которого отличал широчайший кругозор и безмерная любовь к искусству, родившаяся в те годы, когда он был офицером-кавалеристом, дослужившимся до звания ротмистра.
Комментарии к данной статье отключены.