Эта армия создавалась не для глаз живых. 8000 терракотовых воинов были изготовлены, раскрашены, снабжены оружием и расставлены в боевом порядке, чтобы сопровождать императора в загробной жизни. Они должны были служить памятником его тщеславию, богатству и амбициям. Созданную более 2000 лет назад армию исследователи обнаружили полстолетия назад, а сегодня она является одним из наиболее узнаваемых памятников китайской цивилизации.
Невероятная находка
Первый солдат терракотовой армии был обнаружен утром 29 марта 1974 года в пустынной долине Сиань в провинции Шэньси в самом сердце Китая. В этот день семь местных крестьян копали колодец в полутора километрах к востоку от горы Лишань, изобиловавшей подземными источниками. На глубине 2 м мотыга одного из них издала сухой и чистый звук, расколов нечто, что сперва показалось им глиняным сосудом. Крестьяне решили, что наткнулись на древний горшок с сокровищами. Каково же было их удивление, когда, расчистив руками раскоп, они нашли расколотую ударом мотыги терракотовую голову человека, вылепленную с большим искусством. Крестьяне сообщили о своей находке местным властям. Так место, где должен был появиться простой колодец, стало локацией одних из самых важных археологических раскопок всех времён.
В мае 1974 года группа археологов из Шэньси отправилась на первые раскопки того, что позже будет обозначено как Яма 1. В мае 1976 года была обнаружена Яма 2, а в июле — Яма 3. По итогам раскопок 1978–1984 и 1985–1986 годов было найдено около 8000 терракотовых статуй воинов, лошадей, колесниц, а также многочисленное оружие и другие предметы. Оказалось, что местность у подножия горы Лишань под 7-метровым слоем красноватой глинистой почвы скрывает гигантский некрополь, в котором был захоронен Цинь Шихуанди (245–210 годы до н.э.) — первый император династии Цинь. Некрополь включал дворцовые строения, залы для торжественных приёмов, казармы для войск и лошадей, а также громадный парк вокруг самого могильного кургана. Раскопки на территории комплекса продолжаются и в настоящее время.
Первый император Китая
Будущий император, которого при рождении звали Ин Чжэн, взошёл на престол царства Цинь в 246 году до н.э., когда ему было всего 13 лет. Он отличался амбициями, острым умом, работоспособностью и умением подбирать помощников. Серия реформ, вдохновлённых постулатами легизма, в первую очередь идеей о равенстве всех перед законом и правителем, превратили царство Цинь в хорошо организованное и могущественное государство. Всю его мощь Ин Чжэн бросил на подчинение сопредельных территорий. Между 231 и 221 годами до н.э. соперничавшие с Цинь царства одно за другим пали к его ногам: Хань (230 год до н.э.), Вэй (225 год до н.э.), Чу (223 год до н.э.), Чжао и Янь (222 год до н.э.) и Ци (221 год до н.э.). В 39-летнем возрасте Ин Чжэн впервые в истории объединил под своей властью весь Китай, положив конец продолжительному периоду «борющихся царств». В 221 году до н.э. он принял торжественный титул Шихуанди, что означает «первый высочайший правитель», и провёл ряд реформ для закрепления завоёванного единства.
Столицей царства стал Сяньян, расположенный в исконных циньских владениях в Шэньси. Отсюда император распространил принципы централизованной организации Цинь на все подчинённые территории. Прежние феодальные владения были упразднены. Вся страна оказалась заново разделена на 36 военных округов, каждый со своей армией и администрацией. Чтобы взять под надёжный контроль элиту покорённых владений, император переселил 120 000 самых знатных и богатых семей поближе к столице. Стены провинциальных городов и другие оборонительные сооружения в глубине страны были разрушены, чтобы не допустить дальнейшего сопротивления. У населения изъяли оружие, которое было переплавлено на бронзовые статуи и колокола, установленные вокруг царского дворца. Император ввёл единую монетную систему, унифицировал меры длины, веса и ёмкости — вплоть до ширины дорожной колеи. Он также развернул строительство сети дорог, каналов и пограничных крепостей, предназначенных для защиты от варварских вторжений с севера.
Сам император редко бывал в своей столице и бо́льшую часть времени проводил в инспекционных поездках по своей державе. Во время одной из таких поездок он и умер 10 сентября 210 года до н.э. В страхе перед возможными волнениями его приближённые долго скрывали кончину правителя. Наконец, по прибытии в столицу были организованы торжественные похороны в загодя построенной гробнице.
После себя Цинь Шихуанди оставил крепкую административную структуру, на которой будут основываться все последующие императорские династии. Что касается династии Цинь, которая должна была править страной на протяжении 10 000 поколений, то она едва пережила своего основателя. Через несколько лет после его смерти вновь вспыхнула война за власть, в которой не выжил ни один из прямых потомков императора. Престол перешёл в другие руки.
Гробница
Одним из наиболее амбициозных проектов Цинь Шихуанди стало строительство гробницы, начатое в 215 году до н.э. О нём рассказывает историк Сыма Цянь:
«Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше 700 000 преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезённые и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причём ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчёте, что огонь долго не потухнет. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы».
Из этого описания видно, что, по мысли её создателя, императорская гробница должна была представлять собой микрокосм Поднебесной. Её план был составлен по образцу столицы Сяньяна, разделённой на внутренний и внешний города. Окружность внутреннего города составляет 2,5 км, внешнего — 6,3 км. Гробница расположена на юго-западе внутреннего города и обращена на восток. Сама гробница на настоящий момент всё ещё не исследована. Предполагается, что грабители её не тронули.
В центре гробницы находился огромный подземный дворец. Исследования магнитных аномалий указывают на 4-метровую стену из кирпича-сырца, которая протянулась на 460 м в направлении с севера на юг и на 390 м с востока на запад. Она служила наружной стеной дворца. Сам дворец включал по меньшей мере 18 замкнутых дворовых комплексов и главное здание, фасад которого имеет длину 80 м в направлении с востока на запад и 50 м с севера на юг. Высота здания составляет примерно 15 м.
В ямах, расположенных в пространстве внутреннего города, были найдены многочисленные терракотовые скульптуры придворных и чиновников, служивших императору. Снаружи внутренней стены, но внутри внешней были найдены ямы с скульптурами акробатов и силачей. В отличие от застывших поз терракотовых воинов, эти фигуры полны жизни, как если бы их модели были застигнуты в разгар представления.
Снаружи внешней стены был обнаружен императорский парк с бронзовыми журавлями, лебедями и утками, а также группами музыкантов с инструментами, что наводит на мысль о концерте на берегу декоративного пруда. За пределами внешних стен исследователи нашли императорские конюшни, где были захоронены настоящие лошади с терракотовыми фигурами коленопреклонённых конюхов, готовых по приказу своего господина немедленно отправиться на войну или на охоту.
Подземная армия
Терракотовая армия находится примерно в 1,5 км к востоку от кургана императора. Для неё были выкопаны четыре ямы. Три из них заполнены фигурами воинов и лошадей, а одна осталась пустой. Общая площадь раскопанной поверхности составляет 2500 м2 Она включает 8100 фигур солдат, 150 всадников и 130 колесниц с 520 лошадьми. Глубина всех ям колеблется от 5 до 7 м. Их дно и стенки укреплены плотно утрамбованной землей. На дно ямы рабочие спускались по устроенным сбоку пандусам.
Статуи выстроены в длинных узких коридорах, стенки которых были изготовлены из утрамбованной земли. Ширина коридоров составляет около 3 м, полы в них вымощены кирпичом. Отчётливо видимые сегодня круглые следы говорят о наличии деревянных колонн высотой около 3 м, которые поддерживали деревянные стропила крыши из циновок. Конечный результат должен был напоминать заполненный людьми коридор во дворце.
Самая большая Яма 1 имела прямоугольную форму размерами 230 м в длину, 62 м в ширину и площадью 14 260 м2. На дне ямы разместилась основная масса солдат терракотовой армии: более 6000 фигур рядовых воинов и офицеров, а также 45 запряжённых четвёркой колесниц. Солдаты с бронзовым оружием в руках выстроены в боевом порядке. Впереди в три ряда стоит авангард из 204 воинов без доспехов. Оружие в их руках отсутствует — вероятно, его в древности вытащили грабители. Судя по большому числу найденных здесь наконечников стрел и замков арбалетов, бо́льшую часть этих воинов составляли лучники. Основная масса армии выстроилась за ними в 11 колонн по четыре человека в ряд и 38 шеренг в глубину строя. В первых рядах находятся колесницы с возничими и экипажами. Позади строя выстроен арьергард из двух рядов воинов в доспехах. Лица всех фигур обращены на восток, однако те, что стоят в крайнем ряду на каждом из флангов и в арьергарде, смотрят в сторону противника.
Яма 2 является второй по величине. Она имеет 96 м в длину, 84 м в ширину, площадь 6000 м2 и необычную Г-образную форму. Эта яма содержит почти 2000 фигур воинов: тяжеловооружённых пехотинцев, лучников и арбалетчиков, которых сопровождает большой эскадрон из 108 стоящих по четверо перед своими лошадьми всадников в тяжёлых доспехах, а также 89 боевых колесниц с сопровождающим персоналом. Наиболее распространённая точка зрения на расположение воинов внутри ямы состоит в том, что оно воспроизводит структуру военного лагеря. На сегодняшний день яма раскопана лишь частично, чтобы посетитель музейного комплекса мог увидеть, что она представляла собой на момент открытия. Многие фигуры воинов несут на себе следы повреждений.
Яма 3 значительно меньше по размерам и имеет U-образную форму. Она расположена к северу от Ямы 1 и к западу от Ямы 2. Историки полагают, что она представляет собой командный пункт с 68 фигурами высокопоставленных офицеров в одном крыле, охраной из воинов — в другом и единственной боевой колесницей с четырьмя сопровождающими. В отличие от очень тесного расположения фигур в Ямах 1 и 2, здесь между ними оставлено довольно много пустого пространства.
Яма 4 имеет большие размеры и расположена между Ямами 2 и 3, однако она осталась пустой. Это свидетельствует о том, что хозяин гробницы умер прежде, чем были завершены все приготовления к погребению.
Глиняные воины
Мастера, изготавливавшие статуи для гробницы Цинь Шихуанди, оказались в сложном положении, поскольку на тот момент традиция изготовления полноразмерных реалистичных статуй в Китае ещё не сложилась. Они прибегли к тому, в чём достигли совершенства — к продуманной организации рабочей силы, тщательному разделению операций и испытанным временем технологиям из смежных областей производства. Китайцы создали огромную производственную систему с инженерами, надзирателями и рабочими, организованными в производственные бригады. Изготовление статуй было разбито на отдельные этапы с использованием, где это было возможно, техники лепки из пресс-форм, использовавшейся в гончарном деле и на производстве керамических труб. Глина, по-видимому, имела в основном местное происхождение. Вероятно, она проходила обработку в центральной мастерской, а затем отправлялась на места.
Анализ пыльцы из статуй показал, что фигуры лошадей изготавливали вблизи некрополя, вероятно, чтобы упростить их транспортировку, поскольку масса готовой скульптуры составляла около 200 кг. Более лёгкие статуи воинов, весившие примерно 135 кг, изготавливались в разных местах. Процесс производства немного варьировался в зависимости от типа фигуры и мастерской. Статуи собирались из отдельных частей в направлении снизу вверх. Вначале изготавливалось цельное основание с ногами, чтобы придать фигуре необходимую устойчивость. Выше голеней фигуры были уже полые. Тело лепилось так же, как в то время создавались большие керамические сосуды. Иногда оно состояло из одной части, иногда из двух. Доспехи и детали одежды прорабатывались вручную. Руки формовались отдельно путём оттиска в разъёмных формах. Сначала их делали прямыми, а затем вручную придавали нужный угол изгиба. Отдельно изготавливались также головы и кисти рук.
Головы создавались методом оттиска из двух разъёмных форм либо только из одной формы для лица, в то время как задняя часть головы формовалась вручную. На данный момент идентифицировано до десяти различных форм лица. После оттиска разрез глаз, брови, борода, усы, губы отделывались вручную в различных комбинациях. Таким образом, каждое лицо имело уникальный вид. Волосы, причёска, шлем или шляпы изготавливались отдельно.
После того, как фигура собиралась и дорабатывалась в деталях, её обжигали. Затем глиняная поверхность покрывалась специальным грунтом, поверх которого наносилась краска. Яркая роспись позволяла достичь поразительного эффекта, придавая фигурам вид настоящей армии. Изначально все статуи держали в руках настоящее оружие. После завершения работы статуи помещались в ямы в соответствии с рангом и обязанностями.
Греческий след
В 2013 году Лукас Никель, профессор истории восточноазиатского искусства в Венском университете, совместно с китайским археологом Ли Сючжэнем опубликовал статью, в которой исследователи предположили, что заказчик и мастера, создававшие статуи для императорской гробницы, вдохновлялись произведениями греческого искусства. Как уже отмечалось, в эпоху, предшествовавшую правлению Цинь Шихуанди, в Китае не было традиции изготовления полноразмерных реалистических изображений людей. Традицию эту создал Первый император, который, по словам современных ему историков, украсил ступени своего дворца 12 бронзовыми статуями. Только одно из азиатских обществ в это время умело создавать крупномасштабные скульптурные композиции для украшения общественных мест и царских гробниц. Это были эллинистические царства Средней Азии, возникшие здесь после завоевательных походов Александра Македонского.
Примерно тогда же, когда в Китае правил Цинь Шихуанди, бактрийский сатрап Диодот I (около 250 — около 230 года до н.э.) основал на территории современного Афганистана собственное царство. На чеканенной им монете был изображён мечущий молнии Зевс с греческой надписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΙΟΔΟΤΟΥ. Хотя монеты, драгоценную серебряную и бронзовую утварь, рельефы и статуи изготавливали местные мастера, их дизайн и техника соответствовали высоким эллинским стандартам. Отсюда через дипломатические и торговые контакты изобразительные каноны и стандарты искусства проникали в соседние страны. Своего процветания Греко-Бактрия достигла во время правления Деметрия I (около 200–180 годы до н.э.), а затем её территорию заняли кочевники-парфяне, которые впоследствии переняли у её обитателей греческий язык и изобразительное искусство.
Китайцы встретились с обитателями Греко-Бактрии на территории Ферганской долины — важном участке северной части Шёлкового пути, который соединял Китай с Парфией. Они, по-видимому, были очарованы увиденной здесь реалистичной скульптурой и ещё больше — масштабом, который позволял передать высокий статус правителя. Согласно императорской логике, его достоинству могла соответствовать только сопровождающая его в загробный мир целая армия придворных, солдат, слуг и артистов. Поскольку собственного опыта и технологий производства статуй китайцы на тот момент не имели, с высокой степенью вероятности можно предположить, что для их организации в Синань был приглашён греческий художник.
Эта гипотеза с большим вниманием была принята научной общественностью, хотя решающих доказательств в её пользу пока не обнаружено.
Литература:
- Переломов, Л.С. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221–202 гг. до н. э.). — М., 1962.
- Ульянов, М.Ю. Цинь Шихуан и его армия: https://www.synologia.ru
- Шлюмберже, Д. Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. — М., 1985.
- Marcos Martinón-Torres, Xiuzhen Janice Li, Andrew Bevan, Yin Xi, Zhao Kun, Thilo Rehren. Making Weapons for the Terracotta Army // Archaeology International. — 2011. — № 13. — Р. 65–75.
- Bronze Weapons of the Qin Terracotta Warriors. Standardisation, Craft Specialisation and Labour Organisation / Ed. by Xiuzhen Li. — 2020.
- Portal, J. The First Emperor: China's Terracotta Army. — Harvard University Press, 2007.
- Christopher Thompson. The Terracotta Army: An Army Underground: https://scalar.usc.edu
Комментарии к данной статье отключены.