Всем известен вымышленный литературный, кинематографический и фольклорный герой поручик Ржевский, но мало кто слышал о реальном княжеском роде Ржевских, представители которого внесли значительный вклад в военную историю России
Широко известный персонаж пьесы А. Гладкова «Давным-давно» и кинокомедии Э. Рязанова «Гусарская баллада» поручик Дмитрий Ржевский не менее известен по циклу фривольных анекдотов, в которых он фигурирует как выпивоха, сквернослов и нагловатый ловелас с вульгарными замашками. Между тем в пьесе и кинокомедии он обладает многими замечательными качествами: он надежный и верный друг, истинный патриот, человек слова, отчаянный и бесстрашный воин, весельчак и душа офицерской компании.
Поручик Ржевский обладает еще одним примечательным качеством – он всегда держится с достоинством и гордостью, присущими истинному аристократу. Каковы же корни врожденного аристократизма у поручика Ржевского? Эти корни – в самой его фамилии, принадлежащей знатному роду смоленских князей Ржевских, ведущих свою родословную от великого Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (9-е колено от Рюрика), умершего в 1167 г. Вот почему щит рода Ржевских украшает смоленский герб – пушка с сидящей на ней птицей Гамаюн.
В роду Ржевских было несколько воевод. Родион Федорович Ржевский погиб в Куликовской битве. Иван Иванович Ржевский (1615–1678) был не только видным воеводой, но и дипломатом. Его сын, Алексей Иванович Ржевский (1638–1704), тоже был знатным воеводой, думным дворянином и окольничим, а с 1682 г. возглавлял Приказ Большой казны.
Юрий Алексеевич Ржевский (1674–1729) – любимец Петра I, учился в Италии и служил в Преображенском полку. С 1719 г. занимал должность вице-губернатора (наместника) Нижнего Новгорода. Его внучка, Марья Алексеевна, бабушка А. С. Пушкина, заметно повлияла не только на детские годы мальчика, но и привила будущему поэту живейший интерес к истории рода Ржевских, а через него и к истории Отечества. Пушкин хорошо знал генеалогию своих предков по бабушке Ржевских. О них он писал в романе «Арап Петра Великого», в «Истории Петра», в поэме «Езерский». Интересовался он и гербом Ржевских, писал о нем: «Гербы наши все весьма новы. Оттого в гербе князей Вяземских, Ржевских пушка». Кстати, неспроста герб Ржевских поместила Н. К. Телетова на обложку книги «Забытые родственные связи А. С. Пушкина», вышедшей в 1981 г.
Из военачальников второй половины XVIII в. известны три брата – генерал-поручик Степан Матвеевич Ржевский, герой русско-турецкой войны 1768–1774 гг., генерал-поручик Павел Матвеевич Ржевский, обер-комендант Москвы, и генерал-майор Иван Матвеевич Ржевский, герой русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Наиболее знаменит из этой фамилии Алексей Иванович Ржевский (1737–1804), начавший служить в армии, но вскоре перешедший на гражданскую службу и сделавший блестящую карьеру. Он стал сенатором, действительным тайным советником, вице-директором Российской академии наук, президентом Медицинской коллегии. Он был также известным писателем и поэтом, близким другом Г. Р. Державина и И. И. Дмитриева, которых Пушкин считал своими учителями.
Интересно, что образ поручика Ржевского был увековечен и в скульптуре. В городе Павлограде (гипотетически поручик Ржевский служил в Павлоградском гусарском полку) в 2010 г. поставлен памятник поручику Ржевскому по проекту минского скульптора В. Жбанова.
Комментарии к данной статье отключены.