• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    3

    Боевые айсберги

    • ВМВ
    • флот
    • шушпанцер
    Антон Ляпин
    09 April '14

    «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни, такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал». Слова библейского пророка Аввакума как никакие другие подходят для того, чтобы описать те испытания, которые летом 1943 года британские военные проводили на берегу озера Патриция Лейк в Канаде.

    Что делать, если война истощила все ресурсы, а нужда в новой технике с каждым днем все сильнее? Такой вопрос вставал перед многими странами-участницами Второй мировой войны. И каждая искала свое решение. Британия не была исключением. В 1942 году англичане остро нуждались в новых авианосцах для борьбы с немецкими подводными лодками. Но стали, конечно же, не хватало.

    Неизвестно, кто первым предложил идею использовать в войне лед, но неопровержимым является тот факт, что в 1942 году Уинстон Черчилль и лорд Луис Маунтбеттен, глава организации «Объединенных операций» (британской организации, отвечающей за развитие наступательного вооружения), всерьез обсуждали возможность использования в боевых действиях айсбергов. Они планировали спиливать у них верхушку, оснащать двигателями, системами связи и использовать для доставки самолетов в зону боевых действий.

    ​Лорд Луис Маунтбеттен (http://dailymail.co.uk) и Джеффри Пайк (www.blog.bluzz.net) - Боевые айсберги | Warspot.ru
    Лорд Луис Маунтбеттен (http://dailymail.co.uk) и Джеффри Пайк (www.blog.bluzz.net)

    Идея использовать в качестве транспорта большую глыбу льда была столь же абсурдной, сколь и гениальной. По сути, такой авианосец был «непотопляем». Снаряды противника не смогли бы уничтожить его, а лишь оставили бы выбоины. А если оснастить его холодильной установкой, то она бы замедлила процесс таяния.

    Однако создание полноценного авианосца из айсберга было бы слишком трудоемким процессом, и тут на помощь пришел британский инженер, журналист и разведчик Джеффри Пайк. Он предложил собирать корабли из ледяных блоков, и при этом оснащать конструкцию трубами холодильной установки. Позже ледяные блоки были заменены на необычный материал, который состоял на 82% из воды и на 18% из древесных опилок или бумажной пульпы. Ходят слухи, что идея этого материала принадлежит нью-йоркским исследователям, а не Пайку. Но, как бы то ни было, материал был назван в его честь – пайкерит. К тому же, именно он смог воплотить идею в настоящий корабль.

    Нельзя не отметить, что Пайк вряд ли бы добился чего-то без помощи упоминавшегося ранее Луиса Маунтбеттена. Именно он продемонстрировал свойства пайкерита союзникам, причем сделал это весьма эпатажным способом. Он принес на конференцию союзных войск в Квебеке два одинаковых по размеру блока, один из которых был изо льда, а другой из материала Джеффри Пайка. Он установил их и сделал несколько выстрелов из револьвера. Ледяной блок разлетелся на куски, а от блока из пайкерита пуля срикошетила и ранила одного из присутствующих – к счастью, не сильно. Американцы были потрясены свойствами нового материала и его дешевизной. Всего лишь заморозив опилки с водой, можно было получить материал с прочностью бетона, который не тонет в воде и очень медленно тает! Они согласились принять участие в проекте.

    Боевые ледяные авианосцы проекта «Habakkuk» (в честь библейского пророка Аввакума) должны были иметь длину примерно 1200 метров, ширину почти в 200 метров, а их водоизмещение составило бы несколько миллионов тонн. Для наглядности можно отметить, что по высоте такой авианосец в несколько раз превосходил бы статую Свободы. Предполагалось, что на нем разместилось бы несколько эскадрилий общей численностью до 200 самолетов. Ремонт корпуса судна можно было бы производить прямо в море, при помощи забортной воды.

    Для начала было решено построить опытный образец. Его строительство проводилось в Канаде на озере Патриция Лейк в провинции Альберта. Опытный образец был построен за два месяца силами 15 человек. Он имел длину 18 метров, ширину 9 метров, а вес 1100 тонн. Его остов был сделан из деревянных балок, а наполнением служили блоки пайкерита, стабилизированные холодильными установками. Строительство проводилось именно летом для того, чтобы проверить свойства нового материала. Макет прошел все испытания, и идея строительства подобных кораблей была признана состоятельной.

    ​Натурный образец конструкции из пайкерита на озере Патриция Лейк, 1944 г. Сооружение имеет кровлю для защиты от солнечных лучей (http://www.laroyale-modelisme.net) - Боевые айсберги | Warspot.ru
    Натурный образец конструкции из пайкерита на озере Патриция Лейк, 1944 г. Сооружение имеет кровлю для защиты от солнечных лучей (http://www.laroyale-modelisme.net)

    Однако строительство боевого авианосца «Аввакум» так и не началось, и на то было несколько причин. За время испытаний ход войны удалось переломить привычными средствами, и сталь перестала быть дефицитом. Но самым главным аргументом «против» стало то, что, по предварительным подсчетам, для создания подобных кораблей пришлось бы перемолоть в опилки все леса Канады. Проект, который первоначально казался таким дешевым, в реальности «влетел бы в копеечку».

    ​Так или примерно так должен был выглядеть боевой суперавианосец «Аввакум». Для наглядного представления о его размерах выше него изображен современный атомный авианосец класса «Нимиц», ниже – линкор класса «Айова» периода Второй мировой войны (http://forum.nationstates.net) - Боевые айсберги | Warspot.ru
    Так или примерно так должен был выглядеть боевой суперавианосец «Аввакум». Для наглядного представления о его размерах выше него изображен современный атомный авианосец класса «Нимиц», ниже – линкор класса «Айова» периода Второй мировой войны (http://forum.nationstates.net)

    После войны о чудо-материале, как и о многих других альтернативных разработках военного времени, забыли, отдав предпочтение традиционным технологиям. Однако нужно отметить, что изобретение Пайка – один из немногих «шушпанцеров» Второй мировой войны, который реально подтвердил свою пригодность и боеспособность во множестве испытаний, и, возможно, когда-нибудь моря и океаны все-таки будут бороздить корабли изо льда и опилок.

    Антон Ляпин

    Призраки джунглей на Warspot.ru
    Призраки джунглей
    «Каменная стена» южан на Warspot.ru
    «Каменная стена» южан
    Война — дело рабское на Warspot.ru
    Война — дело рабское
    Поделиться
    • 5
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (2)
    Шинели и пальто на Warspot.ru
    Шинели и пальто
    Памятник сталинской фортификации на Warspot.ru
    Памятник сталинской фортификации
    «Православная» пушка в Войске Польском на Warspot.ru
    «Православная» пушка в Войске Польском
    Первое противотанковое орудие «Шкоды» на Warspot.ru
    Первое противотанковое орудие «Шкоды»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (2)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google