«Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни, такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал». Слова библейского пророка Аввакума как никакие другие подходят для того, чтобы описать те испытания, которые летом 1943 года британские военные проводили на берегу озера Патриция Лейк в Канаде.
Что делать, если война истощила все ресурсы, а нужда в новой технике с каждым днем все сильнее? Такой вопрос вставал перед многими странами-участницами Второй мировой войны. И каждая искала свое решение. Британия не была исключением. В 1942 году англичане остро нуждались в новых авианосцах для борьбы с немецкими подводными лодками. Но стали, конечно же, не хватало.
Неизвестно, кто первым предложил идею использовать в войне лед, но неопровержимым является тот факт, что в 1942 году Уинстон Черчилль и лорд Луис Маунтбеттен, глава организации «Объединенных операций» (британской организации, отвечающей за развитие наступательного вооружения), всерьез обсуждали возможность использования в боевых действиях айсбергов. Они планировали спиливать у них верхушку, оснащать двигателями, системами связи и использовать для доставки самолетов в зону боевых действий.
Идея использовать в качестве транспорта большую глыбу льда была столь же абсурдной, сколь и гениальной. По сути, такой авианосец был «непотопляем». Снаряды противника не смогли бы уничтожить его, а лишь оставили бы выбоины. А если оснастить его холодильной установкой, то она бы замедлила процесс таяния.
Однако создание полноценного авианосца из айсберга было бы слишком трудоемким процессом, и тут на помощь пришел британский инженер, журналист и разведчик Джеффри Пайк. Он предложил собирать корабли из ледяных блоков, и при этом оснащать конструкцию трубами холодильной установки. Позже ледяные блоки были заменены на необычный материал, который состоял на 82% из воды и на 18% из древесных опилок или бумажной пульпы. Ходят слухи, что идея этого материала принадлежит нью-йоркским исследователям, а не Пайку. Но, как бы то ни было, материал был назван в его честь – пайкерит. К тому же, именно он смог воплотить идею в настоящий корабль.
Нельзя не отметить, что Пайк вряд ли бы добился чего-то без помощи упоминавшегося ранее Луиса Маунтбеттена. Именно он продемонстрировал свойства пайкерита союзникам, причем сделал это весьма эпатажным способом. Он принес на конференцию союзных войск в Квебеке два одинаковых по размеру блока, один из которых был изо льда, а другой из материала Джеффри Пайка. Он установил их и сделал несколько выстрелов из револьвера. Ледяной блок разлетелся на куски, а от блока из пайкерита пуля срикошетила и ранила одного из присутствующих – к счастью, не сильно. Американцы были потрясены свойствами нового материала и его дешевизной. Всего лишь заморозив опилки с водой, можно было получить материал с прочностью бетона, который не тонет в воде и очень медленно тает! Они согласились принять участие в проекте.
Боевые ледяные авианосцы проекта «Habakkuk» (в честь библейского пророка Аввакума) должны были иметь длину примерно 1200 метров, ширину почти в 200 метров, а их водоизмещение составило бы несколько миллионов тонн. Для наглядности можно отметить, что по высоте такой авианосец в несколько раз превосходил бы статую Свободы. Предполагалось, что на нем разместилось бы несколько эскадрилий общей численностью до 200 самолетов. Ремонт корпуса судна можно было бы производить прямо в море, при помощи забортной воды.
Для начала было решено построить опытный образец. Его строительство проводилось в Канаде на озере Патриция Лейк в провинции Альберта. Опытный образец был построен за два месяца силами 15 человек. Он имел длину 18 метров, ширину 9 метров, а вес 1100 тонн. Его остов был сделан из деревянных балок, а наполнением служили блоки пайкерита, стабилизированные холодильными установками. Строительство проводилось именно летом для того, чтобы проверить свойства нового материала. Макет прошел все испытания, и идея строительства подобных кораблей была признана состоятельной.
Однако строительство боевого авианосца «Аввакум» так и не началось, и на то было несколько причин. За время испытаний ход войны удалось переломить привычными средствами, и сталь перестала быть дефицитом. Но самым главным аргументом «против» стало то, что, по предварительным подсчетам, для создания подобных кораблей пришлось бы перемолоть в опилки все леса Канады. Проект, который первоначально казался таким дешевым, в реальности «влетел бы в копеечку».
После войны о чудо-материале, как и о многих других альтернативных разработках военного времени, забыли, отдав предпочтение традиционным технологиям. Однако нужно отметить, что изобретение Пайка – один из немногих «шушпанцеров» Второй мировой войны, который реально подтвердил свою пригодность и боеспособность во множестве испытаний, и, возможно, когда-нибудь моря и океаны все-таки будут бороздить корабли изо льда и опилок.
Комментарии к данной статье отключены.