Было время, когда очевидные для нас сегодня вещи еще не являлись таковыми. Людям приходилось потом, а иногда и кровью доказывать, что истина – это истина. Так, изначально танки создавались для подавления пехоты противника, и никому и в голову не приходило, что танк может быть эффективным противотанковым средством…
На протяжении большей части Первой мировой войны танковых боев не происходило по одной простой причине – самих танков не было на вооружении ни у одной из сторон конфликта. Только в 1916 году у англичан появились одни из первых тяжелых танков – Mk.IV. В основном они предназначались для прорыва проволочных заграждений и подавления пулеметного огня противника – для этих целей и служила тяжелая броня. Из-за особенностей конструкции гусеницы полностью опоясывали борта танка, и пулеметное вооружение размещалось в специальных спонсонах – выступах на бортах боевой машины.
На год позже первый танк A7V появился у немцев. Это был мощный тягач, обшитый бронированными листами и утыканный большим количеством оружия. Внешне машина выглядела ужасно – неуклюжая банка, функционирование которой одновременно поддерживало аж 18 человек!
Однако первое столкновение танков с танками состоялось лишь 24 апреля 1918 года. В этот день англичанами были получены разведданные, в которых сообщалось о приближении пехоты противника к стратегическому объекту в районе Виллер-Бретонэ (Северная Франция), но ни слова не говорилось о наличии у немецкой стороны танковых сил…
В 09:30 утра колонна из трех Mk.IV (два пулеметных танка и один пушечный) выступила в направлении траншеи Каши-Суитч, оборону которой они должны были организовать. Только за полкилометра до непосредственного места сражения англичане узнали о присутствии на поле боя трех немецких A7V.
В результате завязавшейся между танками перестрелки два Mk.IV быстро вышли из боя – немецкие танки имели лучшее вооружение. Однако превосходство в позиции было на стороне англичан – из-за особенностей ландшафта только один A7V мог принимать полноценное участие в бою.
Танком, который с места расстрелял два британских Mk.IV, командовал лейтенант Блиц, а его последним английским оппонентом, которому приходилось постоянно маневрировать, чтобы не попасть под огонь, – лейтенант Митчелл. В результате короткой перестрелки танк Блица был все же подбит – английскому стрелку, наконец, удалось попасть в борт вражеского танка.
В результате попадания A7V получил повреждение масляного радиатора, два члена экипажа были ранены, а стрелок убит. Mk.IV сохранил боеспособность, но получил разрыв гусеницы. Блиц, оценив перспективы, принял решение эвакуировать экипаж, а лейтенант Митчелл продолжил обстрел двух других A7V, которым никак не удавалось выйти на огневой рубеж.
Вскоре в зоне боевых действий появился британский самолет-разведчик, который незамедлительно запросил помощи у капитана Прайса, колонна которого располагалась в 5 километрах от Каши-Суитч.
Семь средних пулеметных танков Mk.A «Whippet» капитана Прайса немедленно отправились к месту боя. Странно, но подоспевшие «Уиппеты» ничего не знали о немецких танках – причина, по которой об этом не сообщил летчик, неизвестна. В результате «Уиппеты», принявшиеся истреблять пехоту противника, оказались под обстрелом двух A7V. Здесь стоит сказать, что в силу конструктивных особенностей танков того времени обзор у экипажа был, мягко говоря, неудовлетворительным, поэтому пока британцы сообразили в чем дело, уже четыре из семи Mk.A получили повреждения. Следом досталось и танку Митчелла, и лейтенант отдал приказ покинуть машину и отступить…
Таким образом, первый в истории танковый бой наглядно показал преимущество пушечного танка и всю беспомощность перед ним пулеметного – каждый из A7V имел на вооружении пушку. Несмотря на то, что англичан формально считают победителями в том сражении (за ними осталось поле боя), немцам удалось всего лишь тремя пушечными танками эффективно противостоять десяти пулеметным танкам противника.
Комментарии к данной статье отключены.