Противостояние вольных городов Центральной Италии и авиньонского папы Григория XI, начавшееся летом 1375 года, вылилось в череду кровавых событий. Ключевую роль в них играли «вольные компании» наёмников, нередко действовавшие на свой страх и риск и наводившие страх на жителей и правителей небольших итальянских государств. Нередко кондотьеры, включая знаменитого Хоквуда, играли двойственную роль. Её тяжело подвергнуть строгой этической экспертизе, но трудно переоценить в тех событиях, которые сопровождали борьбу папы и горожан.
Военные действия в 1375–1376 годах
Первый год Войны Восьми святых прошёл под красным знаменем свободы, которое приносили с собой в освободившиеся от папской власти города войска лиги. Даже завзятые гвельфы, сторонники понтифика, во Флоренции радовались этим военным успехам. Среди тех, кто помогал Григорию XI вернуть утраченное, был Джон Хоквуд. После завершения тосканского рейда кондотьера папа и власти Флоренции какое-то время соперничали за право нанять знаменитого военачальника. В это время он пользовался огромным авторитетом, что позволяло ему торговаться на рынке военных услуг. В итоге Хоквуд всё же поступил на 4-месячную службу к папе за ежемесячную «заработную плату» в 30 000 флоринов. Служба продлилась на следующие два года.
Поскольку у Григория XI катастрофически не хватало денег, расплачиваться за службу Хоквуда и прочих наёмников приходилось другими способами. Война Восьми святых считается переломным моментом в истории итальянского наёмничества. Именно в этот период, пользуясь политическим хаосом и финансовыми трудностями воюющих сторон, наёмные капитаны и местные синьоры (иногда обе роли исполняло одно лицо) извлекали из своих работодателей максимальную выгоду. К примеру, Хоквуд получил в качестве вознаграждения от папы городки Баньякавалло и Котиньола, а Галеотто Малатеста — Сантарканджело, Чезену и Сан-Сеполькро. Заместитель Хоквуда, англичанин Джон Торнбери, получил город Мельдолу.
Несмотря на действия наёмников, антипапская лига наносила своим противникам много болезненных ударов. С самого начала мятежники использовали достаточно сильное войско. Договор между Флоренцией и миланским правителем Бернабо Висконти предусматривал создание союзных вооружённых сил: Милан должен был выставить 4000 солдат, пеших и конных, а Флоренция — 3000. Примечательно, что среди нанятых республикой вояк было 400 английских кавалеристов, ранее служивших в компании Хоквуда, — «лучшие бойцы», как они названы в документах флорентийской канцелярии.
Отказав понтифику в покорности и призвав к тому же другие города Тосканы, Романьи, Марке и Умбрии, флорентийцы «показали папству, что если прежде они защищали его как друзья, то могли и наносить ему удары как враги». Однако наиболее опытные воины сражались на стороне понтифика, который, не имея возможности выплачивать им жалование, мог удержать их, предоставляя иные возможности к обогащению. Результатом такой, намеренной или нет, политики стали многочисленные эпизоды недостойного поведения наёмников. Самыми яркими и жестокими были случаи, произошедшие с солдатами «вольных компаний» в Фаэнце и Чезене.
Разграбление Фаэнцы
Одним из романьольских городов, поддавшихся мятежным настроениям, была Фаэнца. Папский губернатор города опасался восставшего населения и для защиты пригласил знаменитого английского кондотьера. В конце февраля 1376 года перед солдатами открылись городские ворота. То, что за этим последовало, надолго запомнилось жителям Италии и навсегда запечатлелось в сочинениях средневековых историков.
Болоньский хронист писал:
«Они разграбили всю землю и изгнали всех горожан, малых и больших (…) так что [внутри] не осталось никого, исключая женщин, подвергнувшихся насилию».
Согласно флорентийцу Стефани, англичане не трогали старых и некрасивых женщин. Сиенский хронист сохранил для нас историю двух капралов Хоквуда, вступивших на территории местного монастыря в схватку. Её предметом была юная и красивая монахиня. В спор солдат пришлось вмешаться самому Хоквуду, который воткнул меч в тело несчастной. Все источники сообщают о беспримерной жестокости и мародёрстве солдат. Хронист из Форли писал, что наёмники не делали различий между клириками и мирянами, грабя дома тех и других.
Эти события показывают, что наниматель Хоквуда не выплачивал обещанное жалование солдатам, озверевшим от недостатка денег и вынужденным искать обещанное за счёт гражданского населения.
Кровавые события в Чезене
По каким-то причинам папа Григорий XI считал недостаточной опору на английскую компанию Джона Хоквуда в военных действиях против мятежных городов. В мае 1376 года он привлёк на службу отряд бретонских наёмников под началом опытных капитанов Сильвестра Бюда и Жана Маластруа. Сам папа прибыл из Авиньона в Италию, чтобы наблюдать за ведением боевых действий. Непосредственное командование он поручил кардиналу Роберту, выходцу из знатной семьи графов Женевских.
Свой лагерь бретонцы разбили возле города Чезена, которым от имени папы владел Галеотто Малатеста. С наступлением холодов солдатам стало не хватать продовольствия и фуража, что вызвало среди них ропот. 24 ноября 1376 года папский легат Роберт Женевский позволил наёмникам войти в город. Хронист рода Маластеста (Cronache malatestiane) писал об этих событиях: «Они вошли в город, где стали истреблять, уничтожать и притеснять всех мужчин и женщин». Бесчинства продолжались несколько месяцев. Но самое страшное было впереди. В начале февраля следующего года бретонцы убили четырёх видных горожан, и жители Чезены вышли на улицы. Они кричали: «Да здравствует церковь и смерть бретонцам!». От рук разъярённых чезенцев погибло несколько сотен наёмников, остальные укрылись за стенами крепости Мурата. За этим неизбежно последовало мщение, характеризуемое болоньским хронистом как «разрушение Чезены».
Подзуживаемые кардиналом Робертом, бретонцы пришли в неистовство и жестоко расправились с несчастными горожанами. Как отмечал сиенский хронист, «все до одного — женщины, старые и молодые, и даже больные, и дети, и беременные матроны — были разрезаны на куски кончиками кинжалов». Жестокость бретонцев была беспримерной: «Детей брали за ноги и сбрасывали с городской стены». Многие жители умерли, пытаясь бежать и утонув во рве, окружавшем стены. Среди погибших было немало монахов-францисканцев, яростно критиковавших официальную церковь за грехи и поплатившихся за это своими жизнями.
К концу расправы Чезена лежала в руинах. Погибло от 2500 до 8000 мирных жителей города — сторонников папы. Хронист Малатеста писал, что в городе не осталось ни мужчин, ни женщин. Сиенский хронист сравнивал катастрофу с падением Трои. Ещё долгое время после расправы трупы горожан находили во рвах, канавах, колодцах и цистернах для воды.
На следующий день после начала бойни Роберт Женевский издал декрет, обещавший жителям Чезены милосердие, если они сдадут оружие. Он призвал в город Хоквуда, по-прежнему стоявшего лагерем возле Фаэнцы, чтобы его солдаты контролировали соблюдение горожанами декрета.
Вероятно, роль Хоквуда в этих событиях была двойственной. С одной стороны, его солдаты явно участвовали в дальнейшем ограблении и уничтожении мирных жителей. С другой, по сведениям Хроники Эсте, они обеспечили свободный уход в соседний Римини тысяче жительниц Чезены. Сиенский хронист утверждал, что Хоквуд выполнял указание кардинала с неохотой. В хронике зафиксирован диалог между двумя лидерами, в ходе которого англичанин оспаривает кровожадный приказ кардинала: «Я пойду и уговорю жителей сложить их оружие и отдать его вам». По мнению У. Каферро, «весьма вероятно, что Хоквуд играл менее значимую (но также сопряжённую с насилием) роль в Чезене». Последнее нельзя сказать про кардинала, который прямо призывал к насилию и расправе над жителями несчастного города.
Так или иначе, события в Чезене оказались очередным поворотным пунктом в военной карьере прославленного кондотьера. Он покинул папское войско, и вскоре его солдаты поступили на службу Милану и Флоренции.
Военные действия в 1377–1378 годах
Подписанная между Хоквудом и участниками антипапской лиги кондотта предусматривала поставку 800 лансов и 500 стрелков на срок один год. Третью часть оплаты должен был предоставить Бернабо Висконти, остальную сумму — его союзники. Союз был скреплён браком кондотьера с незаконнорождённой дочерью миланского правителя Донниной.
Привлечение компании Хоквуда на свою сторону вызвало у жителей Флоренции обоснованную радость. Они верили, что «английская змея с сотней голов», то есть отряд наёмников, поможет им одержать окончательную победу. Первым действием англичан стало изгнание компании бретонских наёмников из Романьи. Это разрушило надежды папы на скорую победу, но в то же время значительно затянуло войну. Военные действия продолжались ещё два года, причём солдаты Хоквуда играли в них не последнюю роль. Война шла с переменным успехом для сторон. Значительным достижением папских войск стал возврат Болоньи весной 1377 года, что лишило Флоренцию важного союзника. Кроме того, длительная война означала серьёзные финансовые траты, тяжким бременем ложившиеся на горожан.
Папа объявил вождей республики еретиками, стремясь таким образом отвернуть от них народ. В ответ республиканские власти наложили на клириков ещё один налог и провели очередную конфискацию церковного имущества. Увы, как писал Н. Макиавелли, «войну начинаешь часто по своей воле, но когда и чем она кончится, зависит уже не от тебя». Война затягивалась и становилась ненавистной как для простых, так и для зажиточных граждан Флоренции. Однако понтифик хотел вести войну до победного конца и отказывал флорентийским послам, предлагавшим ему заключить мир. Войска лиги удерживали несколько городов в Папской области. И всё же Григорий XI был непреклонен. Осенью 1376 года он произнёс: «Либо я погублю Флоренцию, либо Флоренция погубит святую церковь».
Завершение войны
Несмотря на категоричность понтифика, переговоры о завершении войны инициировали обе стороны. Несколько раз они обменивались посольствами, однако выдвинутые папой условия казались жителям Флоренции непомерными. Ходили слухи, что Григорий XI требует за мир контрибуцию в размере миллиона золотых флоринов. В ответ флорентийцы заявили, что пожертвуют всеми владениями и останутся ни с чем, но не согласятся на условия папы.
Так или иначе, Григорий умер в марте 1378 года, а его преемник Урбан VI возобновил переговоры с флорентийцами. В августе того же года мирный договор был наконец подписан. Республика согласилась на контрибуцию в размере 250 000 флоринов и последующую реституцию конфискованного церковного имущества. До её завершения власти Флоренции обязались ежегодно выплачивать по 5% от стоимости этого имущества.
Кажущаяся победа папства в действительности была не столь очевидной. Во-первых, была выплачена лишь малая доля контрибуции — не более 30 000 флоринов. Во-вторых, реституция церковной собственности затянулась до 1420-х годов и, скорее всего, так и не была завершена. Наконец, избрание понтификом Урбана раскололо коллегию кардиналов. Спустя всего пять месяцев одна из фракций избрала антипапу — «чезенского мясника» Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII. Так начался период Великого раскола в истории католической церкви. Воспользовавшись этим хаосом, власти Флорентийской республики сумели укрепить контроль над церковной организацией на своей территории.
Что касается «партий» гвельфов и гибеллинов, то их борьба, и ранее не всегда непосредственно связанная с интересами пап и императоров, в конце XIV столетия сошла на нет. На смену прежним политическим группировкам приходили новые. В итальянских городах с республиканским строем усиливалась борьба за власть между различными группами и социальными слоями. В Италии всё большее влияние приобретали «вольные компании» наёмников, которые в начале XV века стали вершителями судеб целых государств.
Литература:
- Caferro, W. John Hawkwood: An English Mercenary in Fourteenth-Century Italy / W. Caferro. — Baltimore, MD, 2006.
- Gherardi, A. La Guerra dei Fiorentini con papa Gregorio XI detta la Guerra degli Otti Santi / А. Gherardi // Archivio storico italiano. — 3 ser. — 1867. — Т. 5.
- Lewin, A.W. Negotiating Survival: Florence and the Great Schism, 1378–1417 / A.W. Lewin. — L., 2003.
- Najemy, J. M. History of Florence, 1200–1575 / J. Najemy. — Oxford, 2006
- Peterson, D. The War of the Eight Saints in Florentine Memory and Oblivion / D. Peterson // Society and Individual in Renaissance Florence / Ed. by W. J. Connell. — Berkeley, 2002.
- Scardigli, M. Cavalieri, mercenary e cannoni. L’arte della guerra nell’Italia del Rinascimento / М. Scardigli. — Milano, 2014.
- Макьявелли, Н. История Флоренции / Н. Макьявелли. — Л., 1973.
- Поздникин, А.А. Война «восьми святых против церкви» (1375–1378) в оценке Поджо Браччолини / А.А. Поздникин // Военно-исторические исследования в Поволжье. — Вып. 5. — Саратов, 2003.
Комментарии к данной статье отключены.