Южноафриканские территории огромной Британской империи в 60–70-е годы стали ареной для борьбы между белым меньшинством, которое старалось сохранить свою власть, и африканскими борцами с апартеидом. Причем даже в небольших странах нашлось место для применения авиации.
Бывшая британская колония Бечуаленд стала независимой в 1966 г., получив «исконное» название Ботсвана. И фактически до конца существования режимов правления белого меньшинства в Южной Родезии и апартеида в ЮАР неофициально входила в группу так называемых «прифронтовых государств» со всеми вытекающими из этого последствиями. В частности, на территории страны находились лагеря партизан, совершавших рейды в оккупированную южноафриканцами Намибию и в Южную Родезию. В свою очередь, родезийцы и южноафриканцы в порядке акций возмездия либо в качестве превентивных мер, а то и вообще без повода проводили акции вторжения на территорию и в том числе и в воздушное пространство соседа.
Оборонительные силы Ботсваны (так называется армия этой страны) были весьма немногочисленны и слабы, чтобы давать достойный отпор нарушителям. На таком же примитивном уровне находились и ВВС (точнее, авиационное крыло ОСБ), на вооружении которых находились шесть легких многоцелевых самолетов Бриттен-Нормен BN-2А «Дефендер», привлекавшихся к пограничному патрулированию. Время от времени ботсванцы пытались оказывать сопротивление нападавшим, но далеко не всегда оно было эффективным.
27 февраля 1978 г. родезийцы под прикрытием боевых вертолетов вторглись на ботсванскую территорию. В ходе завязавшегося боя было убито 15 местных пограничников и двое гражданских.
10 августа 1979 г. был совершен рейд в район г. Френсизтаун, на 4 км вглубь территории страны. Для эвакуации «коммандос» после выполнения их задачи за ними прибыли вертолеты, как десантные, так и огневой поддержки. В это время появился одиночный «Дефендер», в кабине которого сидел, как утверждается, сын президента страны, и атаковал родезийцев. В свою очередь, экипаж одного из «Алуэттов» (эйр-лейтенант Ч. Гоутли и флайт-сержант Шоу) из 7-й эскадрильи открыл огонь из 20-мм пушки и сбил его.
После победы в Родезии черного большинства и переименования ее в Зимбабве единственная внешняя угроза для страны исходила со стороны южноафриканцев, совершавших нападения на Ботсвану как со своей, так и с намибийской территории.
При этом речь шла как о простых нарушениях, так и об откровенно враждебных акциях. Например, 15 апреля 1980 г. одиночная «Пума» ВВС ЮАР с авиабазы в полосе Каприви нарушила воздушное пространство Ботсваны, совершила облет ее территории и там же выполнила посадку. По этому поводу был заявлен протест.
В 1981 – 82 г.г. число нарушений значительно возросло, и большинство из них носили явно враждебный характер. Так, в марте 1981 г. бронеавтомобиль и два бронетранспортера южноафриканцев в сопровождении вертолета обстреляли позиции ОДФ. В июле южноафриканский вертолет обстрелял ботсванских солдат в тренировочном лагере.
Также соседи на территории Ботсваны браконьерствовали вовсю, стреляя слонов как с вертолетов, так и с легких самолетов. Подобного рода действия продолжались практически до конца 80-х г.г. Относительно крупных инцидентов было два-четыре в год, мелких же – «несть числа». Но не всегда южноафриканцам подобные действия сходили с рук. Так, 11 декабря 1982 г. ботсванцы сбили южноафриканский Пайпер «Чероки» с гражданской регистрацией ZS-JPP, который невесть что делал в этих местах.
После изменения политической ситуации на всех границах основное внимание обращалось на борьбу с браконьерами, отряды которых были достаточно многочисленными и хорошо вооруженными современным оружием, включая гранатометы и ПЗРК.
Имели место также и различного рода террористические акты. Например, один из них произошел 11 октября 1999 г. на основе, как полагают, умственного помешательства пилота авиакомпании «Эйр Ботсвана». Подняв в воздух один из самолетов ATR-42-300, принадлежавших этому перевозчику, он по радио заявил, что собирается атаковать резиденцию премьер-министра. Однако в последний момент он изменил свое решение и направил машину на офис и самолеты «Эйр Ботсваны» в столичном аэропорту «Серетсе Хама», Габороне. В конечном итоге он врезался в два других лайнера этого типа, которые стояли на земле. Сгорели все три машины, а сам камикадзе погиб. Единственная местная авиакомпания осталась без авиапарка.
Комментарии к данной статье отключены.