• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Ботсвана – забытая территория

    • авиация
    • локальные конфликты
    • Африка
    Михаил Жирохов
    11 June '14

    Южноафриканские территории огромной Британской империи в 60–70-е годы стали ареной для борьбы между белым меньшинством, которое старалось сохранить свою власть, и африканскими борцами с апартеидом. Причем даже в небольших странах нашлось место для применения авиации.

    Гордость ВВС Ботсваны 70-х годов – патрульный самолет BN-2А «Дефендер»

    Бывшая британская колония Бечуаленд стала независимой в 1966 г., получив «исконное» название Ботсвана. И фактически до конца существования режимов правления белого меньшинства в Южной Родезии и апартеида в ЮАР неофициально входила в группу так называемых «прифронтовых государств» со всеми вытекающими из этого последствиями. В частности, на территории страны находились лагеря партизан, совершавших рейды в оккупированную южноафриканцами Намибию и в Южную Родезию. В свою очередь, родезийцы и южноафриканцы в порядке акций возмездия либо в качестве превентивных мер, а то и вообще без повода проводили акции вторжения на территорию и в том числе и в воздушное пространство соседа.

    Оборонительные силы Ботсваны (так называется армия этой страны) были весьма немногочисленны и слабы, чтобы давать достойный отпор нарушителям. На таком же примитивном уровне находились и ВВС (точнее, авиационное крыло ОСБ), на вооружении которых находились шесть легких многоцелевых самолетов Бриттен-Нормен BN-2А «Дефендер», привлекавшихся к пограничному патрулированию. Время от времени ботсванцы пытались оказывать сопротивление нападавшим, но далеко не всегда оно было эффективным.

    27 февраля 1978 г. родезийцы под прикрытием боевых вертолетов вторглись на ботсванскую территорию. В ходе завязавшегося боя было убито 15 местных пограничников и двое гражданских.

    10 августа 1979 г. был совершен рейд в район г. Френсизтаун, на 4 км вглубь территории страны. Для эвакуации «коммандос» после выполнения их задачи за ними прибыли вертолеты, как десантные, так и огневой поддержки. В это время появился одиночный «Дефендер», в кабине которого сидел, как утверждается, сын президента страны, и атаковал родезийцев. В свою очередь, экипаж одного из «Алуэттов» (эйр-лейтенант Ч. Гоутли и флайт-сержант Шоу) из 7-й эскадрильи открыл огонь из 20-мм пушки и сбил его.

    После победы в Родезии черного большинства и переименования ее в Зимбабве единственная внешняя угроза для страны исходила со стороны южноафриканцев, совершавших нападения на Ботсвану как со своей, так и с намибийской территории.

    При этом речь шла как о простых нарушениях, так и об откровенно враждебных акциях. Например, 15 апреля 1980 г. одиночная «Пума» ВВС ЮАР с авиабазы в полосе Каприви нарушила воздушное пространство Ботсваны, совершила облет ее территории и там же выполнила посадку. По этому поводу был заявлен протест.

    В 1981 – 82 г.г. число нарушений значительно возросло, и большинство из них носили явно враждебный характер. Так, в марте 1981 г. бронеавтомобиль и два бронетранспортера южноафриканцев в сопровождении вертолета обстреляли позиции ОДФ. В июле южноафриканский вертолет обстрелял ботсванских солдат в тренировочном лагере.

    Также соседи на территории Ботсваны браконьерствовали вовсю, стреляя слонов как с вертолетов, так и с легких самолетов. Подобного рода действия продолжались практически до конца 80-х г.г. Относительно крупных инцидентов было два-четыре в год, мелких же – «несть числа». Но не всегда южноафриканцам подобные действия сходили с рук. Так, 11 декабря 1982 г. ботсванцы сбили южноафриканский Пайпер «Чероки» с гражданской регистрацией ZS-JPP, который невесть что делал в этих местах.

    После изменения политической ситуации на всех границах основное внимание обращалось на борьбу с браконьерами, отряды которых были достаточно многочисленными и хорошо вооруженными современным оружием, включая гранатометы и ПЗРК.

    Имели место также и различного рода террористические акты. Например, один из них произошел 11 октября 1999 г. на основе, как полагают, умственного помешательства пилота авиакомпании «Эйр Ботсвана». Подняв в воздух один из самолетов ATR-42-300, принадлежавших этому перевозчику, он по радио заявил, что собирается атаковать резиденцию премьер-министра. Однако в последний момент он изменил свое решение и направил машину на офис и самолеты «Эйр Ботсваны» в столичном аэропорту «Серетсе Хама», Габороне. В конечном итоге он врезался в два других лайнера этого типа, которые стояли на земле. Сгорели все три машины, а сам камикадзе погиб. Единственная местная авиакомпания осталась без авиапарка.

    Михаил Жирохов

    Первый эфиопский летчик на Warspot.ru
    Первый эфиопский летчик
    Первый и последний полет «Геркулеса» на Warspot.ru
    Первый и последний полет «Геркулеса»
    Высокое небо Олега Цоя на Warspot.ru
    Высокое небо Олега Цоя
    Поделиться
    • 0
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Боевое крещение авиации на Warspot.ru
    Боевое крещение авиации
    Карл Густав фон Розен: прерванный полёт на Warspot.ru
    Карл Густав фон Розен: прерванный полёт
    Долгая война соколов Каддафи на Warspot.ru
    Долгая война соколов Каддафи
    Конец «Линии смерти» на Warspot.ru
    Конец «Линии смерти»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google