Цитадель Алеппо — памятник богатого исторического прошлого Сирии. Высокий 50-метровый холм, на вершине которого стоит цитадель, имеет частично естественное, частично искусственное происхождение. Его вершину поочерёдно венчали арамейские и хеттские храмы, античный акрополь, постройки византийской и мусульманской эпох.
Первые поселения на этом месте относятся к середине III тысячелетия до н. э., а быть может, и к более раннему времени. В клинописных табличках из Эблы в месте под названием Халаб упоминается храм небесного бога Хаддада. Первое укрепление построили здесь Селевкиды, которым Сирия досталась после раздела диадохами державы Александра Великого. Алеппо, который получил в это время название Бероя, был перестроен по эллинистическому образцу. В центре города находились рыночная площадь — агора и храм. От агоры на запад к главным воротам шла широкая прямая улица с колоннадой. С восточной стороны на крутом холме располагался акрополь — предшественник нынешней цитадели.
В 637 году Алеппо без боя перешёл в руки мусульман. Под властью халифов династии Омейядов (661–751) и пришедших позже им на смену Аббасидов (750–1258) город превратился в крупнейший коммерческий центр, где сходились торговые маршруты, соединявшие средиземноморское побережье и Ирак, Южную Сирию и Малую Азию. Византийцы несколько раз пытались вернуть город. В 944 году здесь утвердился самостоятельный правитель — знаменитый воин шейх Сейф ад-Даула (945–967), родоначальник династии Хамданидов. Около 1000 года Алеппо перешёл под власть египетских Фатимидов. Затем здесь вновь возник самостоятельный эмират во главе с сельджукскими правителями Мирдасидами. Дважды, в 1100 и 1103 годах, Алеппо осаждали крестоносцы, но взять его так и не смогли. В правление Нур ад-Дина (1146–1173), основателя династии Зенгидов, а затем потомков знаменитого Салах ад-Дина (1174–1193) — Айюбидов город стал одним из главных центров объединения мусульман в борьбе с крестоносными захватчиками.
Цитадель, как и сам город, не раз страдала от землетрясений, разрушалась завоевателями, а затем восстанавливалась. Наибольший ущерб городу в 1260 году нанесли монголы Хулагу-хана, которые сделали то, что не удалось крестоносцам. Город был взят и сильно разрушен. Пала даже цитадель, дворцы которой завоеватели сожгли. Городское население было вырезано или уведено в плен.
Египетский султан Бейбарс победил монголов, но в 1271 и 1280 годах нашествия грозных степняков повторились. В 1400 году город вновь жестоко разгромил Тимур, приказавший воздвигнуть башню из 20 000 отрубленных голов защитников. Город более сотни лет оправлялся от этого разгрома. Когда в 1516 году его захватили османы, здесь проживало всего 50 000 жителей.

rousseau-philippe.e-monsite.com
Современный Алеппо является результатом развития восточной торговли в XVII–XVIII веках, когда город превратился в европейские ворота Сирии. Здесь находились представительства французских и итальянских купцов, развивалась промышленность и кипела торговля. После Первой мировой войны под французским мандатным правлением Алеппо стал столицей Сирии и резиденцией генерал-губернатора. В период независимости Алеппо постоянно оспаривал у Дамаска статус крупнейшего города страны.
Начавшаяся в Сирии в 2011 году гражданская война нанесла городу огромный ущерб. Были разрушены многие памятники, охраняемые ЮНЕСКО. От военных действий пострадала и цитадель Алеппо. В настоящее время здесь идут восстановительные работы.
В новом интерактивном проекте Warspot знакомит читателей с исторической реконструкцией цитадели Алеппо и показывает, как его руины выглядели ранее и каков их облик сегодня.
Периоды истории цитадели
Чтобы узнать больше об одном из периодов истории цитадели Алеппо, нажмите на соответствующую кнопку в верхней части изображения.




Айюбиды (1183–1260)
Хотя история цитадели Алеппо насчитывает примерно 5000 лет, свой нынешний облик она получила в основном в конце XII — начале XIII века при Айюбидах. Эмир Алеппо Малик аз-Захир Гази (1186–1216), сын знаменитого Салах ад-Дина, укрепил город и цитадель, сделав их оплотом против нападений крестоносцев и своего дяди, эмира Дамаска Малика аль-Адиля (1193–1218). В правление Малика аз-Захира Гази стены Алеппо были существенно расширены в восточном направлении. Цитадель перестала быть частью городских укреплений и оказалась внутри города. Эмир Гази превратил её в роскошную придворную резиденцию, состоявшую из нескольких дворцов, бань и садов. Местопребыванием правителя стал Дворец Славы, снискавший широкую известность у современников, которые восхваляли его выдающуюся красоту, драгоценные интерьеры и великолепные сады.

Источник: Gonella, J. The Citadel of Aleppo. Description, History, Site Plan and Visitor tour / J. Gonella. —Geneva, 2008.
Кроме дворца эмир Гази отремонтировал две находившиеся в цитадели мечети. Одна из них обзавелась высоким минаретом с панорамным видом на город. Внутри цитадели были сооружены большой резервуар для воды, зернохранилища и глубокий колодец. По периметру цитадели строители возвели новую стену, воздвигли надвратные укрепления, а склон холма цитадели приобрёл каменную облицовку. Наконец, был углублен ров у подножия холма, который наполнялся водой из близлежащих каналов. Результатом этих работ стал один из самых ярких примеров средневековой исламской военной архитектуры.

В источниках упоминаются работы, выполненные преемниками эмира Гази. Известно, что его сын Малик аль-Азиз (1216–1237) восстановил часть разрушенной наружной стены, которая успела к тому времени порядком обветшать. Очевидно, этих работ оказалось недостаточно, поскольку в 1260 году монголы смогли без труда захватить сам город и укрепления цитадели.
Мамлюки (1260–1516)
Победившие монголов мамлюки правили Сирией из своей египетской столицы Каира. Алеппо стал резиденцией их сирийских наместников. Первоначально мамлюки не проявляли особого интереса к восстановлению города, однако позже султан Калаун (1279–1290) начал в цитадели реставрационные работы, которые были завершены уже при его сыне Ашрафе Аль Халиле (1290–1293). О проведённых работах рассказывает огромная надпись над большими въездными воротами. Надпись 1367 года также повествует о ремонтных работах, проводившихся в это время во дворце. Мамлюки перестраивали доставшееся им наследство. К примеру, хаммам Нур ад-Дина, находившийся южнее меньшей мечети, они превратили в монетный двор.

Источник: Gonella, J. The Citadel of Aleppo. Description, History, Site Plan and Visitor tour / J. Gonella. — Geneva, 2008.
В 1400 году войска Тимура жестоко разгромили город. Сразу после этого мамлюки принялись деятельно восстанавливать Алеппо. Городские стены были расширены далее на восток, а укрепления подверглись ремонту. Особенно много энергии и средств вложил в цитадель наместник Джакам Сайф ад-Дин, который в 1406–1407 годах перестроил массивную надвратную башню эпохи Айюбидов и возвёл на её вершине впечатляющий Тронный зал. С северной и южной стороны цитадели выросли две выступающие вперёд башни. Восьмиугольная башня к востоку от въездных ворот, вероятно, восходит к султану аль-Ашрафу Барсбею (1422–1438). В правление султана Захира Джакмака (1438–1453) была реконструирована западная часть стены периметра и восстановлена каменная облицовка возле ворот цитадели. Реставрацией занимался и султан Ашраф Кайтбей (1468–-1496).
Наиболее важные фортификационные работы предпринял последний султан мамлюков Кансух аль-Гаури (1501–1516). Он отремонтировал ров и мостовую башню. Две массивные передовые башни к северу и югу от цитадели были заменены большими конструкциями. Вместо разрушенной деревянной крыши Тронного зала появились девять каменных куполов. Эти работы почти наверняка были попыткой противостоять растущим угрозам со стороны османов. Война с ними вспыхнула в 1516 году. Мамлюки были разбиты, и Сирия перешла под турецкое владычество.
Османы (1516–1918)
При османском правлении военное значение цитадели снизилось. Она продолжала использоваться для размещения гарнизона численностью до полутора тысяч солдат. Во время археологических раскопок, проходивших в северо-западной части цитадели между 2000 и 2005 годами, исследователи обнаружили жилые кварталы османского времени. Здесь обитали солдаты гарнизона вместе со своими семьями. Дома были построены добротно. Кое-где можно распознать внутренние помещения, в том числе кухни, ванные комнаты и туалеты. Несколько слоёв штукатурки на стенах указывают на то, что здания поддерживались в хорошем состоянии. Стены некоторых домов украшали деревянные панели. Среди находок в изобилии встречаются табачные трубки и маленькие чашки для кофе, которые дают представление о том, как солдаты проводили своё время.

commons.wikimedia.org
Укрепления цитадели со временем сильно обветшали, что неоднократно отмечали бывавшие в городе по торговым делам европейские путешественники. В 1822 году Алеппо сильно пострадал от разрушительного землетрясения. После этого большинство жителей покинуло руины цитадели и обосновалось в городе. Египетский губернатор Ибрагим-паша (1832–1840) использовал камни из разрушенных строений для возведения больших казарм в северной части цитадели.
Детали
Элементы цитадели обозначены маркерами. Чтобы увидеть, как эти сооружения выглядят сегодня, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.

























Ров
Эмир Алеппо Малик аз-Захир Гази (1186–1216), приказавший облицевать холм цитадели каменными плитами, распорядился также выкопать 30-метровый ров по его периметру. Глубина рва достигала уровня грунтовых вод. При необходимости его можно было наполнить водой. На протяжении большей части истории Алеппо ров был забит мусором, который сюда сбрасывали обитатели цитадели и жители близлежащих домов, поэтому периодически его надо было расчищать.

Стена
Над насыпью возвышается опоясывающая вершину холма стена. Она имеет длину около 900 м и снабжена сорока малыми и большими выступающими вперёд прямоугольными башнями. В нынешнем виде стена является результатом работы мамлюков, которым пришлось восстанавливать более ранние стены Айюбидов, разрушенные после монгольского нашествия 1260 года. Археологи обнаружили остатки ещё более ранних стен Зенгидов, располагавшихся ниже по склону.

Стены приходилось ремонтировать после вражеских вторжений и землетрясений. Большие работы в этом направлении проделал последний мамлюкский султан Кансух аль-Гаури (1501–1516). В позднеосманский период стена цитадели долго оставалась в небрежении и сильно обветшала. Дополнительный урон ей нанесло разрушительное землетрясение 1822 года. Только в период французского мандата стена была вновь реконструирована, а в некоторых местах даже восстановлена заново.
Передовые башни
Две многоэтажные передовые башни с северной и южной стороны холма отмечают место, где с укреплениями цитадели смыкалась городская стена. Обе башни возвёл последний мамлюкский султан Кансух аль-Гаури (1501–1516) на месте аналогичных сооружений более раннего времени. Южная башня с круглыми пушечными бойницами и скруглёнными навесными бойницами-машикулями имеет более декоративный вид. Круглые бойницы предназначались для пушек большого калибра. Обе башни соединяла с цитаделью система подземных галерей.

Восьмиугольная башня
Справа от входа в цитадель находится восьмиугольная башня, построенная в правление мамлюкского султана аль-Ашрафа Барсбея (1422–1438). Башня была раскопана и реконструирована во время археологических работ 1980-х годов. Сюрпризом для учёных стал обнаруженный в башне ранее неизвестный вход в цитадель, который, по-видимому, вёл в располагавшийся за башней дворец эпохи Айюбидов. Высокие угловые ворота, защищённые двумя амбразурами, относятся к архитектурному стилю периода Айюбидов. Точная дата строительства ворот и их предназначение остаются неизвестными. Внутри башни до 2011 года находился небольшой музей с экспозицией средневекового оружия.

Предмостная башня
Вход в цитадель охраняют дне башни. Одна из них воздвигнута на внешней стороне рва, а другая — на склоне холма. Высота предмостной башни достигает 20 м. Судя по сохранившейся надписи, она была построена в 1507 году по приказу султана Канcуха аль-Гаури (1501–1516), скорее всего, на месте ранее располагавшихся здесь ворот эпохи Айюбидов. На последнее обстоятельство указывают створки огромных железных ворот, украшенных подковами. Надпись на воротах гласит: «Эта постройка была выполнена по приказу эмира аль-Малика аз-Захира, ибн Юсуфа, в 608 году (1211)».

Остатки надвратной башни обнаружить не удалось, поэтому выдвигалась гипотеза о том, что ворота были сняты с самого входа в цитадель. К сожалению, во время недавней гражданской войны ворота были сильно повреждены, и неизвестно, подлежат ли железные створки восстановлению.
Мост
Высокий мост поддерживают восемь больших остроконечных арок, высота которых по мере приближения к крепости постепенно увеличивается. Мост построил эмир Алеппо Малик аз-Захир Гази (1186–1216). Ступени моста образуют пологую лестницу, по которой всадник мог подняться в цитадель, не сходя с коня. Под мостовой находился акведук, по трубам которого в цитадель подавалась вода.

Надвратная башня и вход в цитадель
Над входом в саму цитадель нависает громадная прямоугольная башня — один из самых ярких примеров исламской военной архитектуры. Нижняя часть этого впечатляющего сооружения, примерно до уровня навесных бойниц-машикулей, относится к эпохе Айюбидов, к началу XIII века. Верхняя часть, включающая торжественный зал для официальных мероприятий, была завершена при мамлюкском султане Муайяде Шейхе (1412–1421). Эта часть фасада своими пропорциями и богато украшенными оконными амбразурами напоминает северную итальянскую архитектуру. Нижняя часть сложена из огромных тщательно отделанных и пригнанных друг к другу каменных блоков. Надпись в нижней трети фасада, некогда позолоченная, рассказывает о масштабных реставрационных работах, проведённых мамлюкским султаном Ашрафом аль-Халилом (1290–1293) после разрушений, причинённых монголами.

Высокая арка входа кажется узкой, как бы сдавленной с боков мощными стенами. Верхняя часть башни прорезана прямоугольными окнами. Входная дверь расположена в правой боковой стене башни. Эта первая дверь получила название Ворот двух змей — по рельефному изображению переплетающихся змей, которое обрамляет стрельчатую арку дверного проема. Рельеф соответствует изобразительной традиции анатолийских сельджуков и северомесопотамских Артукидов, которые часто использовали фигуративный декор над входом в цитадели для защиты от зла.

За первыми воротами проход дважды поворачивает налево под прямым углом и подходит ко вторым воротам, украшенным сверху изображением лилии в окружении двух вздыбленных львов. Третьи ворота декорированы по бокам двумя рельефными изображениями «смеющегося» и «плачущего» львов — аллегориями, соответственно, победы и поражения. Над воротами сохранилась надпись, указывающая, что построены они были по приказу эмира Малика аз-Захира Гази в 1209 году. Та же дата указана на створках ворот, окованных листовым железом.

Эти ворота ведут в сводчатый 20-метровый коридор, по сторонам которого находились конюшни и помещения для стражи. В нише справа находится могила почитаемого в Сирии мусульманского святого аль-Хидра. Столь сложная система многократно изгибающихся коридоров предназначена для того, чтобы максимально затруднить доступ внутрь цитадели. Схожее устройство имеют сохранившиеся городские ворота Алеппо: Баб-ан-Насрин на севере, Баб-Антакья на западе и Баб-Киннешрин на юго-западе.

Источник: Gonella, J. The Citadel of Aleppo. Description, History, Site Plan and Visitor tour / J. Gonella. — Geneva, 2008.
Главная улица
От ворот входного комплекса начинается прямая главная улица, которая проходит через всю территорию цитадели, оканчиваясь у Большой мечети на северной стороне укреплений. По бокам от главной улицы располагались казармы для солдат и военные склады, которые со временем превратились в жилые помещения и лавки. Современное впечатление от главной улицы обманчиво, поскольку в прежние времена проход, по-видимому, был накрыт каменным сводом. Это обеспечивало защиту обитателей цитадели от вражеского обстрела. Если бы противнику удалось прорваться через ворота, каменный свод препятствовал бы его продвижению по территории цитадели. Сводчатый проход от главных ворот до сих пор сохранился в крепостях Калаат Наджм и Харим, современных цитадели Алеппо и также относящихся к эпохе Айюбидов.

Хаммам Нур ад-Дина
С левой стороны от выхода стоит так называемый хаммам Нур ад-Дина (1146–1173), названный в честь правителя из династии Зенгидов. Действительно ли здание бань восходит к эпохе Зенгидов, неясно. В письменных источниках говорится о том, что в одной из здешних двух бань при мамлюках располагался монетный двор. Эту интерпретацию подтверждает большое количество найденных здесь монет XIV века. Вероятно, монетный двор был разграблен и разрушен в 1400 году во время вторжения Тимура.

Храм Хаддада
Справа от центральной улицы проводившиеся здесь с 1996 года раскопки открыли на большой глубине массивные стены хеттского времени. Предполагается, что они принадлежали северной стене храма Хаддада. Самый старый из найденных здесь археологами слоёв датируется III тысячелетием до н.э. Здание претерпело несколько реставраций: в начале II тысячелетия до н.э., во второй половине тысячелетия и в X веке до н.э. Здесь же были обнаружены части базальтового рельефа Х века до н.э. с изображением Хаддада. Вероятно, храм изначально имел ширину 26,85 м, что позволяет считать его одним из самых больших в регионе.

commons.wikimedia.org
Мечеть Ибрагима
Напротив храма и выше хаммама Нур ад-Дина находится увенчанная куполом Малая мечеть, или мечеть Ибрагима. Обе мечети цитадели изначально являлись христианскими храмами. Надпись на мраморной плите рядом со входом в молитвенный зал доказывает, что в нынешнем виде мечеть восходит к правлению Нур ад-Дина (1146–1174). Этот правитель подарил мечети драгоценный деревянный михраб — нишу, указывающую направление к Мекке. Подарок исчез во время французского мандата.

Мечеть состоит из внутреннего двора и небольшого молитвенного зала с куполовидной крышей. Примыкающее помещение ранее, должно быть, являлось алтарной частью церкви. К тем же временам относятся установленные в зале две византийских колонны. Несколько надписей указывают на более поздние реставрации.
Большая мечеть
Центральная улица, ведущая от входа в цитадель, завершается у Большой мечети в северной части цитадели. Эта мечеть, как и Малая, изначально являлась христианской церковью, перестроенной в правление Мирдасидов.

Мечеть имеет внутренний двор, с трёх сторон окруженный аркадами. Пять небольших боковых комнат выходят на северную аркаду, а северная стена пристроена к наружным укреплениям цитадели. Ниша в южной стене молитвенного зала — михраб — указывает направление Мекки. Зал венчает купол, форма которого отражает влияние культовой архитектуры эпохи крестоносцев. Башнеобразный 21-метровый минарет мечети своей формой напоминает минарет Великой мечети в старом городе.

Нынешнее здание мечети возвёл Малик аз-Захири Гази после сильного пожара 1240 года. Мечеть была сильно повреждена во время землетрясения 1822 года. Сирийское управление древностей в 1970–1980-х годах провело здесь реставрационные работы, в ходе которых мечеть была в значительной степени восстановлена из развалин.
Казармы Ибрагим-паши
Восточнее Большой мечети вдоль северной стороны крепости тянется приземистое здание казарм, построенных Ибрагим-пашой — сыном египетского хедива Мухаммеда Али, правившего Сирией между 1832 и 1840 годами. В здании казарм был устроен небольшой музей археологических находок, обнаруженных на территории цитадели. Музей действовал до гражданской войны.

Колодец Айюбидов (Сатура)
Позади казармы находится глубокий колодец, построенный ещё во времена Малика аз-Захири Гази (1186–1216). Колодец представляет собой прямоугольную шахту с ведущей вниз лестницей из 225 ступеней. Глубина колодца достигает 52 м. Он является отправной точкой нескольких подземных галерей, соединявших цитадель с городом. Один из проходов ведёт к северной передовой башне, второй — к термальному источнику на северном склоне цитадели, где вход теперь закрыт византийской базальтовой дверью.

Мельница Ибрагим-паши
Если пройти вдоль северной стены дальше за казармы, можно увидеть круглую башню ветряной мельницы Ибрагим-паши. В подвале башни сохранились остатки жилых помещений. Сегодня постройка служит наблюдательной точкой, из которой открывается вид на цитадель, город, холмы вдоль Евфрата на востоке и горы на западе.

Современный театр
Открытая полукруглая структура со зрительным залом на несколько сотен мест была построена в 1980 году на месте, где, как тогда считалось, располагался античный амфитеатр. Сегодня первоначальная идентификация считается ошибочной. Под современным театром находятся остатки подземных помещений, в том числе два сводчатых зала эпохи Айюбидов. Доступ туда в настоящее время закрыт.

Цистерна
Отличительная особенность цитадели Алеппо — большое количество подземных сооружений. Многие из них являются водными резервуарами. С правой стороны от входа лестница ведёт в большой подземный зал трапециевидной формы, крышу которого поддерживали три ряда массивных колонн — по три колонны в каждом ряду. На позднем этапе своего существования это помещение было цистерной. Массивные колонны явно предназначались для того, чтобы поддерживать фундамент выстроенного над ней здания. Поскольку при Зенгидах или Айюбидах здесь находился дворец, превращение подземного зала в цистерну следует датировать тем же временем. Более раннее предназначение помещения остаётся неизвестным.

К юго-востоку от театра находится большой почти квадратный подземный зал (16×14 м). Ко входу ведёт длинная лестница из 73 ступеней. Нижняя часть зала вырезана в цельной скале, верхняя построена из квадратных каменных блоков. Сводчатый потолок высотой почти 20 м поддерживают четыре большие колонны. Зал первоначально использовался как резервуар для воды, а затем как зернохранилище. Его строительство датируется эпохой Айюбидов.

Дворец Айюбидов
Справа от главной улицы, ведущей от входа в цитадель, находится дворец эмира Алеппо Малика аз-Захира Гази (1186–1216). Это здание идентифицируется как знаменитый Дворец Славы, который упоминается сразу в нескольких средневековых арабских источниках. Современники восхваляли его выдающуюся красоту, драгоценные интерьеры и великолепные сады. В описаниях упоминаются мраморный пол, колодец и водный резервуар, а также «картины» — возможно, фрески, не сохранившиеся до нашего времени. Дворец сгорел в ночь свадьбы Гази в 1212 году, после чего был перестроен. Вероятно, он понёс значительный урон во время монгольского погрома 1260–1261 годов. Надпись на входном портале упоминает о ремонтных работах в 1367 году. Затем дворец вновь разрушили войска Тимура в 1400 году.

Входом во дворец служил богато украшенный портал с декоративной кладкой, выполненной из чередующихся полос белого известняка и чёрного базальта. Украшал вход полукруглый сотовый свод, особенно популярный в архитектуре Айюбидов. По обе стороны портала расположены окна, которые, скорее всего, изначально были защищены каменными решётками. Над ними находится украшение с плетёным орнаментом. Вся правая сторона портала является современной реконструкцией.

От входного портала направо поворачивал сводчатый коридор, шедший во внутренние покои дворца. Дверь справа в стене коридора вела в меньший внутренний двор, предназначавшийся для большинства посетителей дворца. Чтобы попасть в большой задний двор, который, собственно, служил резиденцией хозяина, коридор совершал два поворота вдоль хода наружной стены. Оба двора соединялись дополнительным проходом, через который входили те гости, которые удостаивались приёма у султана. Остальные, решив свои вопросы, покидали дворец через другую дверь в северной наружной стене.

Важнейшим архитектурным элементом обоих дворов была глубокая сводчатая ниша, так называемый айван. В жаркий день он укрывал от солнца, а в холодный защищал от ветра и дождя. Этот элемент архитектуры проник в Сирию из Ирана в XI веке. Украшение главного двора, предназначенного для самого султана и его гостей, было значительно более сложным. Пол здесь выложен каменными плитами из цветного мрамора. Посередине двора был устроен красивый восьмиугольный фонтан. В целом же дворцовый комплекс был относительно небольшим — вероятно, из-за того, что цитадель располагалась на ограниченном пространстве.

Дворцовый хаммам
За главным внутренним двором находятся бани. Первая комната имела больший размер в сравнении с остальными и использовалась для раздевания и отдыха. Отсюда посетители попадали во вторую комнату с тёплой водой, а затем в горячую комнату. Наконец, они входили в оборудованную нишами парилку. Прямо за этой комнатой стояла печь. Горячая и холодная вода текла из кранов. Для нужд посетителей имелись небольшие каменные скамейки. С ранних исламских времён хаммамы являлись неотъемлемой частью мусульманской дворцовой архитектуры.

Арсенал
В южной части дворца находились заглубленные в скальную породу помещения, которые идентифицированы как арсенал эмира Малика аз-Захира Гази (1186–1216). Во время раскопок здесь было найдено несколько каменных ядер. Как и дворец, арсенал был разрушен пожаром в 1212 году. Согласно надписи, сделанной над входом на западной стороне дворцового комплекса, арсенал восстановил сын султана Гази.

Дворец Таваши
Письменные источники сообщают, что в 1230–1231 годах рядом с арсеналом был возведён ещё один дворец. Эти сведения могут соотноситься с обнаруженными археологами в 1994 году остатками крупного дворового комплекса с айванами и мозаичными полами. Они расположены с левой стороны на подходе к Тронному залу.

Тронный зал мамлюков
После того, как войска Тимура захватили и разрушили цитадель, мамлюкский наместник Джакам Сайф ад-Дин в 1406–1407 годах взялся за его восстановление. В ходе реконструкции он возвёл великолепный тронный зал на верхнем ярусе надвратной башни Айюбидов. Согласно средневековым источникам, этот зал был самым красивым во всём исламском мире. Его полы покрывала мозаика, резной потолок был изготовлен из ливанских кедров необыкновенной длины, а через боковые окна открывался впечатляющий вид на город.

Посетители попадали в тронный зал, проходя через открытый вестибюль и великолепный портал, отделанный декоративными камнями и украшенный сотовым орнаментом. Большая надпись в нише портала восхваляет красоту зала. Правитель сидел на троне спиной к окну, так что сам видел любого из своего окружения, но при этом для глаз посетителей находился в тени.

en.wikipedia.org
Зал был восстановлен в 1973 году. Резной потолок, мраморный пол с фонтаном и большая люстра перекликаются с популярным стилем дамасской архитектуры дворцовых особняков XIX века. На боковых стенах всё ещё можно увидеть фрагменты оригинальных настенных росписей эпохи мамлюков. Особого внимания заслуживает красивая бронзовая решётка на великолепном главном окне.
Каменная облицовка склона
50-метровый холм, плоскую вершину которого венчает цитадель, имеет частично естественное, частично искусственное происхождение. По обеим сторонам от входа до настоящего времени сохранилась каменная облицовка, которая защищала крутые склоны от оползней, а также затрудняла нападающим подъём и подкоп. В нижней части склонов в качестве оснований для верхних ярусов каменных плит были использованы фрагменты античных колонн.

Создание облицовки является заслугой эмира Алеппо Малика аз-Захира Гази (1186–1216). К сожалению, бо́льшая часть каменных плит была растащена на строительство много веков назад. Современным археологам остаётся лишь гадать, покрывала облицовка весь холм цитадели или только примыкавшую к воротам его часть.
Каменная облицовка склона
50-метровый холм, плоскую вершину которого венчает цитадель, имеет частично естественное, частично искусственное происхождение. По обеим сторонам от входа до настоящего времени сохранилась каменная облицовка, которая защищала крутые склоны от оползней, а также затрудняла нападающим подъём и подкоп. В нижней части склонов в качестве оснований для верхних ярусов каменных плит были использованы фрагменты античных колонн.

Создание облицовки является заслугой эмира Алеппо Малика аз-Захира Гази (1186–1216). К сожалению, бо́льшая часть каменных плит была растащена на строительство много веков назад. Современным археологам остаётся лишь гадать, покрывала облицовка весь холм цитадели или только примыкавшую к воротам его часть.
Комментарии к данной статье отключены.