В конце декабря на аэродром Сталино (ныне Донецк) из Норвегии прибыли 18 FW 200 из состава I и III групп 40-й бомбардировочной эскадры. Эти машины были объединены в 200-ю транспортную авиагруппу (Kampfgruppe zur besonderen Verwendung 200, KGrzbV 200, дословно «боевая группа для специального использования») под командованием майора Ханса-Юргена Виллерса (Hans-Jürgen Williers).
Первые транспортные вылеты самолеты группы выполнили 9 января – на следующий день после того, как Паулюс отверг предложение советской стороны о капитуляции. Семь FW 200 доставили окруженным войскам на аэродром Питомник 36 тонн продовольствия и боеприпасов, на обратном пути вывезя из котла 156 раненых. Первый день закончился благополучно, но на следующий, 10 января, начались неприятности. Сначала один «Кондор» был вынужден вернуться из-за неисправности мотора, а затем на обратном пути было потеряно сразу два самолета. FW 200C-2 W.Nr.0018 был сбит огнем зенитной артиллерии, при этом весь экипаж машины (6 человек) погиб, а FW 200C-4 W.Nr.0151 перехватили и сбили советские истребители. Архивные документы позволяют узнать подробности этого эпизода:
«Описание воздушного боя, проведенного 10.01.1943 летчиками ИАП ОН (910 ИАП ПВО особого назначения – прим.авт.) капитаном Ивановым, капитаном Козловым и старшим лейтенантом Ивлевым с самолетом противника Фокке-Вульф «Курьер» в районе Перекопка (26 км восточнее Клетская) на самолетах Як-7Б.
В 13:30 летчик ИАП ОН капитан Иванов (Иванов Степан Гаврилович, будущий Герой Советского Союза, 9+4 воздушных побед – прим.авт.), возвращаясь с перехвата самолета противника Ю-88 в районе Иловлинская, по разрывам снарядов ЗА … увидел четырехмоторный самолет противника, который шел ниже высоты полета капитана Иванова курсом 270 град.
Летчик Иванов сделал управляемый переворот и сверху справа спереди под ракурсом 1/4 на высоте 2500 м атаковал самолет противника, огонь вел длинными очередями по стрелкам с последующим переносом огня по левому внутреннему мотору с выходом из атаки правым разворотом вверх вперед. Противник продолжал прямолинейный полет на высоте 2500 м курсом 270 град., до первой атаки стрелки вели ответный огонь, но после проведенной Ивановым атаки огонь прекратили, видимо, были убиты. Левый внутренний мотор Фокке-Вульфа сильно задымил.
В 13:35 с аэродрома Желтухин дополнительно было поднято в воздух два самолета Як-7Б, пилотируемых летчиками капитаном Козловым (Козлов Николай Александрович, будущий Герой Советского Союза, 16+3 побед – прим.авт.) и старшим лейтенантом Ивлевым (Ивлев Борис Сергеевич, 5+5 побед – прим.авт.), которые по радио были наведены на самолет противника.
Вторую атаку капитан Иванов произвел спереди сверху под ракурсом 1/4, огонь по левым моторам открывал с дистанции 70–50 м. Одновременно с капитаном Ивановым первую атаку произвел справа спереди сверху старший лейтенант Ивлев, подошедший к этому времени к месту воздушного боя. Огонь открывал по кабине летчика и правым моторам с дистанции 80–40 м. Капитан Козлов первую атаку произвел справа сзади сверху по моторам самолета противника (тотчас же по выходу из атаки Ивлева и Иванова). Последующие четыре атаки летчиками Ивановым и Ивлевым производились сзади сверху слева и справа под ракурсом 1/4–2/4 – одновременные «клещи» с переменой мест после атаки. Огонь вели по моторам короткими очередями, тщательно прицеливаясь, с дистанции 80–30 м. Ответного огня стрелки противника не вели. Фокке-Вульф «Курьер» шел на скорости 230–250 км/ч без маневра. После выхода из четвертой атаки летчики Иванов, Ивлев и Козлов наблюдали, как самолет противника с задиром вошел в левый вираж, затем перевернулся и при беспорядочном падении начал в воздухе разваливаться. Из самолета с парашютами выбросилось 4 человека. Разрушенный самолет противника упал в 4 км восточнее деревни Венцы, там же приземлились и парашютисты, которые взяты в плен наземными частями. На месте падения самолета противника «Курьер» обнаружено 32 трупа, преимущественно офицерский состав, который вывозился из окруженной группировки под Сталинградом» (ЦАМО РФ, ф. 148 Гв.ИАП, оп. 200710, д.1 «Описание воздушных боев летного состава полка»).
Оставшиеся после 10 января в строю «Кондоры» продолжали транспортные полеты по снабжению окруженных войск. При высокой насыщенности советской территории, над которой приходилось лететь экипажам ФВ-200, зенитными средствами и господстве в воздухе советской авиации новые потери были неизбежны, и они не заставили себя ждать: 16 января по пути к Питомнику был сбит нашими зенитчиками и погиб со всем экипажем FW 200C-3 W.Nr. 0046.
18 января KGrzbV 200 была переведена из Сталино в Запорожье, откуда продолжала выполнять транспортные вылеты. Советские войска постепенно сжимали кольцо окружения, аэродром Питомник был для немцев потерян, и самолеты перешли к сбросу грузов на парашютах. Аэродром в Запорожье бомбила советская авиация, во время одного из таких налетов был потерян старый FW 200V-13, в свое время послуживший эталонной машиной для серии C-3.
Положение окруженной группировки с каждым днем ухудшалось и уже виделось безнадежным даже немецкому командованию, тем не менее, «Кондоры» до последнего снабжали обреченную армию Паулюса продовольствием и амуницией. В день капитуляции 6-й армии, 31 января 1943 года, FW 200C-3 W.Nr. 0034 пытался сбрасывать грузы окруженным, но был подбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку на аэродроме Питомник. Весь экипаж попал в плен, а самолет был захвачен, впоследствии доставлен в Москву и демонстрировался на выставке трофеев Красной Армии в ЦПКиО им. Горького.
Всего, действуя в интересах окруженной армии Паулюса, KGrzbV 200 потеряла девять машин, ровно половину своего первоначального состава. После капитуляции Паулюса «Кондоры» в течение пяти дней бомбили железнодорожные пути в районе Сталинграда, после чего оставшиеся самолеты были выведены в Берлин, где из них сформировали 8-ю эскадрилью 40-й бомбардировочной эскадры.
Комментарии к данной статье отключены.