Два лётчика-аса, – советский и немецкий, – летом 1941 года дважды сталкивались в воздушных боях в небе Заполярья. Оба были достойны победы, но выйти живым из противостояния было суждено только одному. Победителем в итоге стал командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Александр Зайцев, побеждённым – офицер штабного звена эскадры ZG 76 гауптман Герхард Шашке. Случай этот довольно хорошо известен любителям авиационной истории, но за рамками повествования часто остаются или неверно истолковываются важные детали. Попробуем исправить этот недочёт.
Ранее из-за отсутствия серьёзной документальной базы некоторые исследователи при написании работ о боевых действиях в небе Заполярья очень необъективно оценивали состояние ВВС советской 14-й Армии, Северного флота и 5-го Воздушного Флота люфтваффе. Указывая на количественное превосходство советской группировки, они не принимали во внимание качество авиатехники и подготовку личного состава сторон. Вследствие этого делались неверные выводы о причинах успехов и неудач. Сейчас есть возможность дать более объективную картину сильных и слабых сторон противников, причём, сделать это хотелось бы через призму противостояния двух неординарных лётчиков-истребителей.
Соотношение сил накануне войны
К 22 июня 1941 года ВВС и ВМФ Красной Армии располагали в районе Мурманска довольно большой группировкой. 145-й ИАП и 147-й ИАП (без одной эскадрильи) 1-й смешанной авиадивизии ВВС 14-й Армии базировались на аэродроме Шонгуй южнее Мурманска, а 137-й СБАП и одна эскадрилья 147-го ИАП сидели на аэродроме Африканда в районе Кандалакши. ВВС Северного флота располагали 72-м смешанным авиаполком (четыре истребительных и одна бомбардировочная эскадрильи) на аэродроме Ваенга севернее Мурманска. Основными проблемами советских частей были недостаток аэродромов, особенно вблизи границы, и откровенно устаревшие и изношенные самолёты.
Из-за плохого состояния аэродромов в мае 1941 года учебно-боевая подготовка ВВС 14-й Армии была сорвана. Так, 137-й СБАП налетал 28 часов, 147-й ИАП – 38 часов, а рекорд установил 145-й ИАП, налетавший всего 13 часов. Это ставило под сомнение общую боеготовность частей в Заполярье. Командование было озабочено сложившийся ситуацией и рассматривало различные сценарии развития событий – к примеру, прорабатывался вопрос о переброске 137-го СБАП в Красногвардейск (ныне Гатчина) под Ленинград.
В итоге было принято решение о проведения масштабной реконструкции и расширения аэродромной сети. Работы начали немедленно, поэтому с аэродрома Мурмаши юго-западнее Мурманска командование перебросило 147-й ИАП на аэродром Шонгуй, что с началом военных действий ограничило манёвр и поставило части под угрозу уничтожения на земле, но другого выхода не было.
Основной же проблемой армейских и флотских лётчиков были устаревшие самолёты. К примеру, в конце июля 1941 года командование ВВС 14-й Армии так характеризовало сложившуюся к началу войны ситуацию:
«Матчасть в дивизии была вся старая, самолёто- и моторесурс на исходе. Все И-16 двухточечные (И-16 тип 5 – прим. автора) и сильно изношенные, подлежали сдаче в школы. И-15бис для полётов годились ограниченно из-за изношенности. Самолёты после каждого полёта выходили из строя, требовали ремонта…»
Впрочем, и эта характеристика не полностью передаёт картину. На 22 июня основным истребителем на участке фронта был биплан И-15бис. На нём летали две эскадрильи 147-го ИАП (19 самолётов) и две эскадрильи 72-го САП (28 самолётов). «Бисы» ещё в 1939 году считались устаревшими, но из-за систематических срывов производства новой техники и через два года оставались на вооружении истребительных частей первой линии. Единственное амплуа, в котором можно было как-то использовать самолёт – лёгкий штурмовик, способный бомбить с пикирования, при обязательном прикрытии современными истребителями.
Все четыре эскадрильи 145-го ИАП летали на И-16 ранних серий выпуска, и они тоже не внушали оптимизма. Наиболее многочисленными были древние И-16 тип 5, выпущенные в 1936–1937 годах (40 машин) – выработавшие ресурс, с двумя 7,62-мм ШКАСами, они годились лишь для тренировочных полётов. Кроме них, в полку имелись И-16 тип 10, переданные весной 1940 года из 49-го ИАП (10 машин), прошедшие советско-финскую войну и изношенные.
Наконец, во 2-й эскадрилье 145-го ИАП было шесть пушечных И-16 тип 17. Увы, но при мощном вооружении из-за увеличившегося веса на них было сложнее драться с истребителями, чем на пулемётных машинах. Из-за отсутствия на ранних И-16 бомбодержателей эскадрилья единственная в полку могла наносить эффективные штурмовые удары по наземным целям – чем, в основном, и занимались пилоты И-16 тип 17 летом 1941 года.
Более-менее современные истребители И-16 тип 24 имелись на вооружении 4-й эскадрильи 72-го САП, однако их было только четыре, и подразделение было не боеспособно.
Условно боеспособными подразделениями можно назвать вооружённые бипланами И-153 две эскадрильи 147-го ИАП (36 И-153) и одну эскадрилью 72-го САП (17 И-153). «Чайки» вполне подходили на роль лёгкого штурмовика и пикировщика, который после сброса бомб мог постоять за себя в оборонительном воздушном бою, к примеру, против финских истребителей. Однако и «Чайки» на случай столкновения с «Мессершмиттами» требовали сопровождения.
Будь у советских лётчиков более современные истребители – безусловно, в бою против них любому противнику пришлось бы нелегко, но с имевшейся матчастью они были обречены на тяжёлые потери.
Большим плюсом советских полков был опытный лётный состав. Так, в 145-м ИАП из 49 лётчиков большинство прошли советско-финскую войну, и лишь семь были недавними выпускниками лётных школ. Некоторые командиры участвовали в боевых действиях в Испании, Китае и Монголии. Например, командир 2-й эскадрильи капитан Александр Петрович Зайцев в 1938 году воевал в Китае, а в 1939–1940 гг. – на карельском перешейке, за что был награждён двумя орденами.
По другую сторону границы у командования 5-го Воздушного Флота люфтваффе также были большие проблемы с истребительными частями. Осенью 1940 года мощная авиагруппировка в Норвегии постепенно была демонтирована. На другие театры перебросили штаб и все три группы эскадры JG 77, а от ZG 76 остались только штаб и резервная группа. В итоге в январе 1941 года немецким штабам пришлось спешно формировать на севере новые части.
Первыми стали возрождённая группа I./JG 77 и отдельная эскадрилья тяжёлых истребителей 1.(Z)/JG 77. Личный состав в новые части прибывал из Германии. Рядовые лётчики в основном недавно окончили школы, но командиры, как правило, были очень опытными. За весну 1941 года молодые истребители приобрели определённый боевой опыт, действуя против английской авиации.
Все вновь сформированные части базировались в южной Норвегии от Бергена до Кьевика и осуществляли прикрытие побережья от английской авиации. Поэтому, когда в июне потребовалось обеспечить истребителями так называемое «Авиакомандование Киркенес» (Z.b.V. Kirkenes), которое сосредотачивалось в северной Норвегии для поддержки наступления на Мурманск, то пришлось формировать ещё одну истребительную группу IV./JG 77.
Для ускорения процесса в Киркенес отправили готовые подразделения, а именно штабное звено эскадры ZG 76 и эскадрилью 1./JG 77. Кроме того, на базе группы I./JG 77 экстренно формировались две новых эскадрильи, одна из которых, 14./JG 77, буквально в канун войны начала переброску на север. Последней туда отправилась 1.(Z)/JG 77, после чего истребительная группа приобрела окончательный вид.
С матчастью ещё весной было довольно туго. Если 1.(Z)/JG 77 в январе-феврале была укомплектована Bf 110, полученными из III./ZG 76, то по одномоторным истребителям были определённые проблемы. Однако в начале июня для перевооружения I./JG 77 начали прибывать новенькие Bf 109T-2, и вопрос с вооружением частей, отправляемых на север, решился. К 21 июня в 1./JG 77 и 14./JG 77 числилось 34 Bf 109E, из которых, правда, только 15 сначала считались исправными. Это были Bf 109E-7, а также модернизированные до этого стандарта более ранние Bf 109E-1, Bf 109E-3 и Bf 109E-4, поэтому утверждения, что самолёты группы собирали чуть ли не со свалки, не соответствует действительности.
С начала июня самолёты постепенно перегоняли в Киркенес. Первыми с этой задачей справились лётчики 1./JG 77, за ними последовали штабное звено ZG 76 и 14./JG 77, а последними перебазировались «церштереры» из 1.(Z)/JG 77. По разным данным, в «двухмоторных» подразделениях числилось 14–18 Bf 110С, Bf 110D и Bf 110E. Итого, советским лётчикам противостояли три эскадрильи и отдельное звено немецких истребителей, на вооружении которых было около 50 скоростных самолётов с пушечным вооружением.
Первый день боёв
Наступление на Мурманск планировалось на 29 июня, поэтому в первый день войны процесс перебазирования с аэродромов южной Норвегии был в разгаре – завершить его планировалось лишь 28 июня. Большой удачей для немцев стала установившаяся в районе Киркенеса плохая погода, которая закрыла основную немецкую авиабазу от ударов советской авиации 23–24 июня.
«Час Х» для частей «Авиакомандования Киркенес» настал 25 июня, когда, согласно директиве НКО и плану штаба ВВС СФ, все полки должны были нанести удары по аэродромам Киркенес, Петсамо и Рованиеми. Так как пробиться к Киркенесу не удалось, основными целями стали аэродромы Рованиеми и Луостари, причём, если первый атаковали исключительно бомбардировщики 137-го СБАП, то на район Луостари обрушились основные силы советских ВВС в Заполярье.
Однако и ранним утром 25 июня из-за плохой погоды советские самолёты не смогли пробиться в район Петсамо. Только начиная с 11:00 И-153 147-го ИАП начали наносить беспокоящие удары по аэродрому Луостари и другим целям в районе Петсамо. После проведения доразведки по аэродрому начали работать СБ из 137-го СБАП и 72-го САП, а вечером к атакам подключились пушечные И-16 145-го ИАП.
Если в Рованиеми базировались лишь три разведчика Do 17P из отдельного звена «Лапландия» (F-Kette Lappland), то в Луостари уже перебазировались «Мессершмитты» из 1./JG 77. За весь день им не удалось результативно перехватить атакующих, но немецкие зенитчики были удачливее. Утром им удалось подбить И-153, который едва дошёл до аэродрома, а около 17:00 сбить СБ из 137-го СБАП, весь экипаж которого (лейтенанты И.К. Кедун и Г.С. Моргунов, младший сержант Б.А. Марков) погиб.
Через час накал действий советской авиации в районе Луостари достиг пика. Примерно в 18:00 над аэродромом появились пять И-16 тип 17, ведомые капитаном Зайцевым, и восемь «Чаек» 147-го ИАП. На этот раз избежать боя с истребителями люфтваффе с аэродрома Киркенес не удалось.
На обратном пути был внезапно атакован и получил тяжёлые повреждения И-153 заместителя комэска старшего лейтенанта А.З. Дудника, который был ранен в руку и ногу. Пулеметно-пушечные очереди с Bf 110 разбили руль поворота и маслобак, был прострелен винт, пробиты фюзеляж и плоскости, деформирован стабилизатор, перебиты лонжероны фюзеляжа и центроплана. После вынужденной посадки в районе маяка у посёлка Мишукова самолёт списали. Описанные повреждения показывают уровень стрелковой подготовки адъютанта командира ZG 76 гауптмана Герхард Шашке (Hptm. Gerhard Schaschke), который вёл стрельбу сзади слева и снизу. Советскому лётчику невероятно повезло: возьми немецкий ас прицел чуть выше и левее – и выжить было бы практически невозможно.
Не обошлось без потерь и у группы капитана Зайцева: в том же районе в бою на виражах был потерян И-16 тип 17, пилот которого старший лейтенант С.Н. Соколенков был ранен в плечо и обгорел, но сумел выброситься с парашютом. Советские лётчики заявили групповую победу над Bf 110, которая стала первой на счету 145-го ИАП, но не подтверждается немецкими данными.
Этот бой провела смешанная пара гауптмана Шашке Bf 110 и командира звена эскадрильи 14./JG 77 лейтенанта Генриха Леша (Lt. Heinrich Lesch) на Bf 109, который и заявил победу над И-16 в 17:10 по берлинскому времени. Примечательно, что немцы вступили в манёвренный бой на виражах, в котором советским лётчикам не удалось реализовать ни численное превосходство, ни манёвренные качества своих самолётов. Это была первая встреча главных героев рассказа, и первый раунд остался за немецким асом.
Потери частей 1-й САД на этом не закончились. У того же злосчастного маяка в Мишуково был сбит в воздушном бою (по некоторым данным, своими зенитками) И-15бис младшего лейтенанта Н.Н. Чудинова из 147 ИАП, который погиб. При перелёте с аэродрома Ура-Губа в Шонгуй немецким истребителем был сбит У-2 из того же полка, пилот младший лейтенант П.П. Ашмарин погиб. Один И-16 145-го ИАП был сбит в воздушном бою чуть позже, примерно в 19:00, его пилот командир звена лейтенант П.Т. Варфоломеев на аэродром не вернулся. С большой долей вероятности, все эти самолёты были сбиты гауптманом Шашке, который заявил четыре победы за день и стал асом, или другими пилотами штабного звена ZG 76, точных данных о победах которого за лето 1941 года не сохранилось.
Дальнейшие события развивались стремительно. Уже в светлую заполярную ночь на 26 июня ударные самолёты «Авиакомандования Киркенес» начали атаки на советские аэродромы. Воздушная война над Заполярьем набрала полные обороты: обе стороны вели активную разведку, пытались атаковать аэродромы, срывать перевозки, действуя по железнодорожным станциям, портам и скоплениям войск, вести борьбу в воздухе.
Кровавый июль
Вследствие превосходства в качестве самолётов, подготовке личного состава и боевом опыте лётчикам люфтваффе и в последующие дни удалось нанести серьёзный урон советской авиации, как на земле, так и в воздухе.
Так, 28 июня на аэродроме Африканда были уничтожены два и повреждены ещё четыре СБ 137-го СБАП, а на аэродроме Шонгуй – один И-16 145-го ИАП. 29 июня за два налёта в Ваенге сгорели два И-15бис и три И-16 72-го САП, один СБ 137-го СБАП, а ещё 16 самолётов получили повреждения. По этой причине получившая 26 июня 12 И-16 тип 24 и укомплектованная практически до полного штата 4-я эскадрилья 72-го САП вновь осталась с тремя исправными И-16. 2 июля в Шонгуе были уничтожены два И-16, в Африканде два И-15бис и один СБ, а на оперативном аэродроме Ура-Губа Bf 110 из 1.(Z)/JG 77 расстреляли шесть И-15бис. 2-я эскадрилья 147-го ИАП, в которой остался один боевой самолёт, практически была уничтожена. 12 июля в Африканде были уничтожены четыре СБ 118-й отдельной разведэскадрильи, переброшенной из-под Ленинграда.
Советским лётчикам, несмотря на непрерывные налёты на немецкие аэродромы, удача за то же время улыбнулась только однажды: 7 июля на аэродроме Киркенес бомбовым ударом был уничтожен один Bf 110, получили тяжёлые повреждения ещё один Bf 110 и один Ju 88.
Как и в первый день активных боевых действий, немецкие истребители, даже не имея численного превосходства, охотно шли в манёвренные воздушные бои, практически в каждом из них сбивая советские самолёты. 27 июня в районе аэродрома Мурмаши 15 И-16 145-го ИАП и семь И-153 147-го ИАП столкнулись, по советским данным, с девятью Bf 109 и Bf 110, которые сопровождали бомбардировщики. Немецкие истребители надёжно связали боем «ишаки» и «чайки», дав возможность своим подопечным отбомбиться и уйти без потерь. С советской стороны был сбит И-16 ветерана советско-финской войны командира звена 145-го ИАП лейтенанта И.Т. Мисякова, который погиб.
На следующий день в бою девяти Bf 109 и двух Bf 110 (по советским данным) против 15 И-16 и 11 И-153 над Мурмашами был сбит один И-153 147-го ИАП, опытный командир звена лейтенант Д.А. Ромась погиб, немцы ушли без потерь. В тот же день над Африкандой при отражении налёта был сбит и погиб командир 4-й эскадрильи 147-го ИАП старший лейтенант Л.И. Иванов. Ветеран советско-финской войны, он отличился 26–27 июня, когда ему удалось сбить Hs 126 и подбить Ju 88. Посмертно лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза. Сбил Иванова лучший на тот момент немецкий ас в Заполярье (10 побед) фельдфебель Хуго Дамер (Fw. Hugo Dahmer) из 1./JG 77.
1 июля в районе Петсамо немецкие истребители (по советским данным, до 14 Bf 109 и Bf 110) перехватили девятку И-15бис 2-й эскадрильи 72-го САП, штурмовавшую немецкие колонны. Несколькими атаками были сбиты четыре И-15бис, погибли капитан С.В. Чаричанский, лейтенанты Н.А. Лопухов и А.Г. Горностаев.
11 июля в ходе очередных налётов на советские аэродромы над Шонгуем состоялся бой между восемью И-16 145-го ИАП и группой немецких истребителей (по советским данным, один Bf 110 и четыре Bf 109). Были сбиты и погибли командир 1-й эскадрильи старший лейтенант М.И. Балашов и его заместитель старший лейтенант Н.И. Позднышев – опытные лётчики, ветераны советско-финской войны.
13 июля гауптман Шашке и командир 1./JG 77 обер-лейтенант Карганико (согласно советским данным, немецкая группа состояла из четырёх Bf 110 и пары Bf 109) сбили взлетавшее с аэродрома Шонгуй звено И-16. Погиб награждённый орденом Красного Знамени ветеран советско-финской войны командир звена лейтенант В.Г. Ишаков. и его ведомые младшие лейтенанты В.Г. Макаров и И.И. Шумеев. Мало того – дождавшись взлёта нескольких И-16 и И-153, немцы сбили ещё и «Чайку» 147-го ИАП (младший лейтенант Л.С. Герасименко погиб). Три победы заявил Шашке, четвертая досталась Карганико.
17 июля немцы обрушились на все аэродромы советских ВВС в Заполярье: бомбы полетели на Шонгуй, Африканду, Мурмаши, Ваенгу-1 и Ваенгу-2. В Шонгуе были уничтожены один И-16 и один УТИ-4 145-го ИАП, в Ваенге-2 получили повреждения восемь И-15бис 72-го САП. Немцы действовали довольно крупными группами, советские лётчики тоже поднимались в небо по 10–20 машин одновременно, в большинстве случаев не дав немцам эффективно отбомбиться. В одном из боев был подбит самолёт командира 1.(Z)/JG 77 лейтенанта Феликса-Марии Брандиса (Oblt. Felix-Maria Brandis), которому пришлось сажать свой Bf 110 на воду в Петсамо-фьорде. Сам Брандис спасся, а вот его стрелок погиб.
Примечательно, что в отражении налётов приняли участие новенькие истребители МиГ-3, накануне полученные 145-м и 147-м ИАП (четыре и 13 самолётов соответственно). К сожалению, «МиГи» страдали массой конструктивных и технологических недостатков, поэтому значительной роли не сыграли. При отражении налёта на Африканду в бою погиб на МиГ-3 перегонявший самолёты командир звена 159-го ИАП младший лейтенант Л.Н. Евсеев.
19 июля при отражении налёта на аэродром Ваенга-1 группа 72-го САП (шесть И-16, два МиГ-3 и два И-15бис) пыталась перехватить Ju 88, однако была контратакована немецкими истребителями. Немцы сбили два И-16 и один И-15бис (лейтенант И.И. Черновол, младшие лейтенанты А.М. Петров и Н.Т. Кулаев погибли). Ещё два И-16 были тяжело повреждены. За этот успех немцам пришлось заплатить: пилоту 1.(Z)/JG 77 лейтенанту Клаппенбаху (Lt. Dietrich Klappenbach) пришлось сажать свой Bf 110 на брюхо. Экипаж взяли в плен, самолёт перевезли в Мурманск и выставили на всеобщее обозрение, а победу засчитали лейтенанту Захару Сорокину, летавшему на МиГ-3.
22 июля в ходе атак на аэродромы флотская авиация лишилась двух МиГ-3 и одного И-153. Один «МиГ» попал на взлёте под бомбы (лейтенант И.И. Калугин), а второй был сбит в воздушном бою (лейтенант А.Е. Айрапетян) вместе с И-153 (лейтенант Е.Ф. Васильев). Все трое лётчиков погибли. В тот же день при налёте на Африканду был сбит И-16 145-го ИАП. Его пилот младший лейтенант Н.К. Шпота спасся, но только для того, чтобы погибнуть на следующий день от огня немецких зениток в районе Алакуртти.
24 июля вновь пострадал Шонгуй: на земле был уничтожены три и повреждены ещё пять И-16 145-го ИАП. Несмотря на то, что на отражение заблаговременно были подняты семь И-16 и четыре И-153, атаковать бомбардировщики не удалось. В бою с истребителями (три Bf 110 и три Bf 109) был сбит И-153 147-го ИАП, погиб опытнейший лётчик старший лейтенант Е.С. Крючков, имевший подтверждённую победу ещё в советско-финской войне.
24 июля отличились советские бомбардировщики, которым удалось уничтожить на аэродроме Хебуктен один He 111 из эскадры KG 26 и повредить один Bf 109, но на обратном пути «Мессершмитты» сбили один СБ. В ответ немцы уничтожили в Ваенге-1 один ДБ-3Ф и повредили СБ, однако и в этой ситуации советским истребителям удалось сбить Ju 88. Практически одновременно семью Bf 110 и Bf 109 (по советским данным) был атакован аэродром Шонгуй. В бою был сбит МиГ-3 лётчика-инспектора ВВС СФ майора Ф.А. Груздева, который получил тяжёлое ранение.
Через неделю немцы вернутся к Шонгую, но к этому моменту технический состав 145-го ИАП собрал 15 ЛаГГ-3 3-й и 4-й серий, полученных с горьковского завода №21. Лётчики приступили к их освоению, практически параллельно используя «ЛаГГи» в боях.
Сколько верёвочке не виться…
4 августа около 17:05 к аэродрому Шонгуй подошли, по советским данным, четыре Bf 110 и девять Bf 109 – скорее всего, это число завышено. На перехват была поднята тройка И-16, а затем четыре ЛаГГ-3. В последующем 40-минутном воздушном бою немецкие лётчики заявили шесть побед, а советские три (Bf 110 и два Bf 109). В действительности капитану Зайцеву удалось подбить Bf 110E-2, пилот которого гауптман Шашке погиб при вынужденной посадке, а стрелок-радист унтер-офицер Михаэль Виттман (Uffz. Michael Wittman) был тяжело ранен и позднее умер.
Немцы тоже завысили свои успехи, но им удалось сбить один И-16 и три ЛаГГ-3. На И-16 был сбит ветеран советской-финской войны, награждённый орденом Красной Звезды, лейтенант Л.Н. Звягин. В кабинах двух «ЛаГГов» погибли заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Н.В. Пискарев и адъютант эскадрильи старший лейтенант Н.А. Шелухин. Удалось уцелеть лишь ещё одному лётчику «ЛаГГа» лейтенанту М.П. Старкову, который выпрыгнул с парашютом. Погибшему Шашке немцы засчитали 21-ю и 22-ю победы над двумя ЛаГГ-3.
Шашке был далеко не первым немецким лётчиком, сбитым в небе Заполярья, но победа над асом непосредственно над аэродромом дала командованию 145-го ИАП хороший повод для поднятия боевого духа своих бойцов. По большому же счёту, принципиально в действиях сторон ничего после этого не поменялось. Учитывая, что из вылета в тот же день не вернулся на ЛаГГ-3 ещё и старший лейтенант С.Н. Соколенков, численность только что прибывших новейших истребителей буквально за день сократилось на треть.
Тем не менее, вторая встреча гауптмана Шашке и капитана Зайцева окончилось однозначной победой последнего. Летом 1941 года советские авиаторы в Заполярье с огромным трудом сдерживали натиск люфтваффе. Так, в 145-м ИАП к 1 августа осталось 25 И-16 (14 исправных), в 147-м ИАП – 19 И-153 (16 исправных) и пять И-15бис (четыре исправных). Если бы не поставки в июле 17 МиГ-3 и 15 ЛаГГ-3, положение стало бы критическим. Но если численный состав был практически восстановлен, то качество поступивших машин было далеко от идеального – бросить вызов техническому превосходству люфтваффе по-прежнему не представлялось возможным. В истории 145-го ИАП без обиняков записано:
«Первые серии самолёта ЛаГГ-3 имели большое количество недоделок и производственных дефектов. Вследствие этого боевая работа на этих самолётах не дала должного эффекта…»
Ценой тяжёлых потерь армейские и флотские лётчики-истребители не позволили немцам завоевать господство в воздухе. Они выполняли сотни вылетов, атакуя аэродромы, ведя разведку, сопровождая ударные самолёты и прикрывая аэродромы. Самым же главным была поддержка наземных войск. Если бы не эти усилия, то не факт, что частям 14-й Армии удалось бы не пропустить немцев к Мурманску и Кировской железной дороге. Жизнями опытных лётчиков довоенной выучки советское командование расплачивалось за отставание в производстве новых самолётов, менее совершенную организацию и обеспечение. Увы, но в той ситуации другого выхода просто не было.
Комментарии к данной статье отключены.