«Битва за Австралию» в годы Второй мировой войны остаётся малоизвестным эпизодом истории — во многом она забыта даже самими австралийцами. И если японские бомбардировки города Дарвин ещё остаются в памяти, то операции морских и армейских ВВС над другими территориями «Зелёного континента» до сих пор покрыты завесой тайны.
Вторая мировая война стала единственным периодом за всю историю Австралии, когда государству напрямую угрожало вражеское вторжение, а его континентальная часть подвергалась воздушным и морским атакам. При этом география «Зелёного континента» напрямую влияла на ход событий. Тогда, как и сейчас, абсолютное большинство австралийцев жило в южной приморской части страны, удалённой от фронта — именно там находились важнейшие коммуникации и экономические центры.
Японский «бросок на юг» в начале 1942 года привёл к оккупации Индонезии и части Новой Гвинеи, что создало непосредственную угрозу северному побережью Австралии. Эта часть страны была и остаётся малонаселённой и слабо освоенной. Достаточно сказать, что крупнейшим и важнейшим населённым пунктом в регионе считалась столица Северной территории, Дарвин — городок, где в 1941 году жило 5000–6000 человек. Вдоль протяжённой береговой линии были разбросаны ещё меньшие портовые городки, имелась сеть аэродромов.
Дарвин обладал единственным на северном побережье Австралии относительно крупным оборудованным портом. Внимание японцев также привлекали расположенные в городе и его окрестностях аэродромы. Неудивительно, что Дарвин и прилегающая к нему часть Северной территории подвергались регулярным воздушным ударам в 1942–1943 годах. Другие достойные цели для атаки в северной части «Зелёного континента» найти было непросто, но это не помешало японцам демонстрировать активность в небесах штатов Западная Австралия и Квинсленд и добиться некоторых успехов. В свою очередь, для Австралии и США оборона длинной малонаселённой береговой линии являлась сложной задачей, и на протяжении всей войны решить эту проблему полностью не удалось.
Западная Австралия
Распределение населения этого крупнейшего по площади штата Австралийского Союза очень показательно — абсолютное большинство его жителей концентрируется на юге вокруг столичного города Перт (побережье Индийского океана). В северной части штата к относительно крупным населённым пунктам можно было отнести портовый городок Брум, известный в то время как центр добычи жемчуга. Любопытно, что перед войной в этом промысле немалую роль играли японские матросы и ныряльщики. В городке имелся небольшой аэродром, а гавань могла использоваться для базирования гидросамолётов.
С учётом катастрофического поражения союзников в Малайе и Индонезии зимой 1941–1942 годов Брум на короткое время приобрёл стратегическое значение. Он стал базой для перегона авиатехники и перевалочным пунктом для беженцев от японского нашествия. Разумеется, подобные обстоятельства не могли не привлечь внимания командования ВМС Японии к северной части Западной Австралии. Тем более что в феврале 1942 года японцы могли использовать свою авиацию с баз на оккупированных островах Индонезии.
Наиболее заметную роль в небесах Западной Австралии в 1942 году сыграли две авиагруппы (кокутая) из состава 23-й воздушной флотилии ВМС: 3-я истребительная авиагруппа (А6М) и бомбардировочная авиагруппа «Такао» (двухмоторные машины G4M), а также разведывательные самолёты С5М. Три эскадрильи (чутая) из состава каждой авиагруппы (примерно по 27 истребителей и бомбардировщиков) действовали с острова Тимор. Кроме того, у австралийского побережья эпизодически появлялись тяжёлые четырёхмоторные летающие лодки H6K из состава авиагруппы «Токо» (основная база на острове Серам).
Уже 2 марта 1942 года самолёт-разведчик С5М из состава 3-й авиагруппы облетел Брум и его окрестности, пилоты обнаружили на аэродроме восемь «больших самолётов». В тот же день у побережья близ Брума появилась патрульная летающая лодка H6K. Какие-либо следы противовоздушной обороны союзников отсутствовали, и командир находившейся на Тиморе истребительной группы капитан 1-го ранга Такео Сибата оперативно спланировал штурмовую атаку. При относительно малой известности эта операция оказалась одним из самых успешных воздушных ударов Японии за всю Вторую мировую войну.
Ранним утром 3 марта к Бруму отправились девять истребителей А6М (командир группы — старший лейтенант Дзензиро Мияно) в сопровождении разведывательного самолёта С5М. Три «Зеро» обеспечивали прикрытие с воздуха, шесть остальных истребителей около 9:30 атаковали аэродром и гавань пушечно-пулемётным огнём. К несчастью для союзников, в момент появления японцев в Бруме скопились самолёты с эвакуируемыми из Индонезии военнослужащими и гражданскими лицами, и вся эта авиатехника оказалась абсолютно беззащитной. Позднее Сибата докладывал:
«Планировалось, что время над целью составит полчаса. Однако фактически рейд продолжался около часа, поскольку волею случая мы обнаружили там много летающих лодок и других самолётов».
Японские пилоты свободно расстреливали лёгкую добычу, устроив настоящую бойню. В гавани они потопили 15 (!) летающих лодок: восемь PBY Catalina (голландских, британских и американских), пять голландских Do-24 и две австралийские Short S-23 (военная и гражданская). На аэродроме погибли четыре американских тяжёлых бомбардировщика (два B-17 и два B-24), два австралийских бомбардировщика Hudson и два голландских транспортных самолёта (военный Lockheed Lodestar и гражданский DC-3). Один В-24, перевозивший раненых с Явы в Перт, был сбит в воздухе недалеко от берега и упал в море. Ещё один голландский DC-3 (гражданский борт с беженцами) был перехвачен тремя возвращавшимися домой истребителями над морем в 80 км от Брума. Управлявший самолётом ас Первой мировой войны Иван Смирнофф, несмотря на ранение, смог довести повреждённый «Дуглас» до берега и совершил аварийную посадку.
Жертвами рейда на Брум стали от 86 до 89 человек (как военных, так и гражданских), 19 из которых погибли на сбитом В-24. Неожиданным следствием атаки стала пропажа из разбитого DC-3 капитана Смирноффа шкатулки с бриллиантами стоимостью 300 000 фунтов стерлингов в ценах 1942 года (не менее 10 млн долларов США в настоящий момент). Японцы потеряли два «Зеро», один из которых, предположительно, был сбит огнём с земли и разбился вместе с лётчиком, а второй совершил вынужденную посадку в море из-за нехватки топлива. Пилот Ясуо Мацумото провёл более двух недель на острове Роти к югу от Тимора, откуда его забрала японская летающая лодка.
Параллельно с ударом по городу и гавани Брума состоялась аналогичная атака восьми «Зеро» на прибрежный городок Уиндем. Но достигнутые там результаты оказались несоизмеримо более скромными. Погиб совершавший посадку лёгкий пассажирский самолёт DH.84 Dragon, повреждения получили аэродромные постройки, сгорело топливохранилище. Окончательный итог рейдам 3 марта подвели на следующий день, когда три летающие лодки Н6К зафиксировали урон противника в Бруме и попытались уничтожить бомбами лежавший на пляже DC-3. Добиться попаданий им не удалось.
Следующий удар японцев по Бруму состоялся 20 марта. После предварительной воздушной разведки его нанесли семь G4M в сопровождении четырёх «Зеро» и одного разведчика С5М. Японцы сбросили 5 т бомб, но смогли уничтожить лишь два маленьких частных самолёта (один человек погиб) и повредить взлётно-посадочную полосу. Истребители эскорта обстреляли из авиапушек и пулемётов взлётно-посадочную полосу в деревне Дерби, нанеся ей лёгкие повреждения.
Уже 23 марта состоялся повторный удар семёрки бомбардировщиков по городку Уиндем. Дело ограничилось лёгкими повреждениями взлётно-посадочной полосы и аэродромных строений. Столь же безуспешными оказались штурмовые атаки троек «Зеро» по аэродромам Дрисдейл-Ривер (28 марта) и Брум (3 апреля). Неудачные штурмовые атаки на Дрисдейл повторялись 26 и 27 мая — звенья истребителей не понесли потерь и не добились никаких успехов.
Следующей целью японцев стал приморский городок Порт-Хедланд. 30 июля его бомбили девять G4M, которые смогли лишь повредить взлётно-посадочную полосу и некоторые аэродромные постройки. Ночью 17 августа над городком появился редкий «гость» — новая тяжёлая летающая лодка Н8К из авиагруппы «Токо», сбросившая двенадцать 60-кг бомб. Все они упали мимо каких-либо целей. Ночная атака трёх G4M на Брум 27 августа также окончилась полной неудачей.
В 1943 году определённую активность у побережья Западной Австралии демонстрировала 851-я авиагруппа (бывшая «Токо»), базировавшаяся тогда на острове Ява и вооружённая четырёхмоторными летающими лодками Н8К. Эти мощные гидропланы вели воздушную разведку побережья и эпизодически использовались для ночных бомбовых ударов. Особое внимание японских лётчиков привлёк залив Эксмут на побережье Индийского океана, где размещались воздушная и морская базы союзников. Звенья из двух-трёх Н8К появлялись над Эксмутом три ночи подряд 20–22 мая, а затем 15 и 16 сентября. Во всех случаях бомбы падали мимо целей. В свою очередь, огонь зениток неизменно оказывался безуспешным, австралийские истребители «Boomerang» из 85-й эскадрильи не смогли перехватить противника.
27 сентября 1943 года состоялась первая и последняя за всю войну операция армейских ВВС Японии в небе Западной Австралии. Точнее говоря, рейд провела уникальная для японцев смешанная группа: 21 бомбардировщик Ki-48 из 75-й авиагруппы и четыре «Зеро» из 202-й (бывшей 3-й) авиагруппы. Вылетевшие с Тимора самолёты бомбили аэродром Дрисдейл. Организовать их перехват не удалось, поскольку ближайшие австралийские истребители находились в Дарвине (примерно в 500 км от цели). По утверждениям австралийской стороны, японцы разбомбили и полностью уничтожили местную католическую миссию, в которой погибли священник и пять аборигенов. Как пример пропаганды и «тумана войны» любопытен отчёт об операции влиятельной японской газеты «Mainichi»:
«Добившись подтверждённых попаданий в склад боеприпасов аэродрома, японские неистовые орлы вызвали два сильных пожара. Затем японские ВВС полностью уничтожили крупный военный лагерь, занимавший площадь два гектара».
6 ноября 1943 года австралийцы чуть было не одержали свою первую воздушную победу над Западной Австралией. Четыре «Спитфайра» из базировавшегося в Дрисдейл звена 457-й эскадрильи смогли перехватить армейский разведывательный самолёт Ki-46, но пилотам удалось лишь повредить разведчика, скрывшегося над морем. По иронии судьбы, первая победа была достигнута в последнем боевом вылете японцев в регионе. 20 июля 1944 года Ki-46 из 70-й отдельной разведывательной эскадрильи перехватили (по данным радара, над аэродромом Траскотт) три Spitfire Mk. VIII из 54-й британской эскадрильи. Командир звена флайт-лейтенант Д.М. Госсланд сбил разведчика на высоте 7600 м. Оба японских пилота погибли, их тела обнаружил и похоронил местный офицер Армии Спасения.
Нельзя не отметить один интересный эпизод войны в Западной Австралии, лишь косвенно связанный с авиацией. Именно в этом штате имела место единственная задокументированная высадка японских войск на земле австралийской метрополии. 16 января 1944 года отряд лейтенанта Сюсюхико Мидзуно, состоявший из четырёх японских солдат и шести матросов, сопровождаемых пятнадцатью туземцами, покинул Тимор на люггере «Hyoshi Maru». 19 января десантники высадились в заливе Адмиралтейства и провели на австралийской земле 48 часов, пытаясь обнаружить якобы строившуюся в этой местности авиабазу. Ничего заслуживающего внимания разведчики не нашли и благополучно вернулись на Тимор.
Квинсленд
Почти всё население этого штата, расположенного на восточном тихоокеанском побережье Австралии, находится в его южной части и сконцентрировано вокруг Брисбена (столицы). Малонаселённая северная часть Квинсленда весной 1942 года стала доступна для японской авиации, базировавшейся в Рабауле на Новой Британии и в Лаэ на Новой Гвинее. Весной-осенью 1942 года японцы также пытались захватить главный город Новой Гвинеи Порт-Морсби, контроль над аэродромами которого мог бы иметь для Австралии самые печальные последствия. Впрочем, японское наступление окончилось неудачей как на море, так и на суше. Таким образом, худшего развития событий австралийской стороне удалось избежать.
Первым объектом японских атак в штате Квинсленд стал остров Горн в Торресовом проливе, лежащий между Австралией и Новой Гвинеей и представлявший определённую стратегическую ценность благодаря наличию аэродрома. Первый удар по острову имел место 14 марта 1942 года, когда его атаковали самолёты 4-й авиагруппы: восемь G4M из Рабаула и двенадцать А6М из Лаэ. Над целью японцев перехватили девять американских Р-40 из 49-й истребительной группы, которые сбили два «Зеро», потеряв при этом один свой самолёт. Бомбардировщики без потерь смогли уничтожить на земле один австралийский Hudson и повредить некоторые аэродромные постройки.
Следующая атака 4-й авиагруппы на остров Горн состоялась 30 апреля, когда аэродром бомбили восемь G4M под защитой шести «Зеро». На земле погиб один лёгкий штурмовик Wirraway, повреждения получили взлётно-посадочная полоса и ряд построек. Рейд повторился 11 мая силами девяти бомбардировщиков и девяти истребителей — погиб ещё один Wirraway, и вновь пострадали постройки.
Весной-летом 1942 года японцы довольно активно вели воздушную разведку городов Таунсвилл и Каирнс с окрестностями. В разведывательных полётах участвовали как G4M из 4-й авиагруппы, так и специализированные воздушные разведчики С5М авиагруппы «Тайнань».
Бомбёжки возобновились 7 июля, когда восемнадцать G4M, вылетевшие из Рабаула, атаковали остров Горн и повредили взлётно-посадочную полосу. Известно, что атакующие сожгли ангар, а также уничтожили некоторое количество топлива и боеприпасов, но подробной информации о нанесённом ими ущербе нет.
25 июля стартовала серия ночных рейдов на Таунсвилл тяжёлых летающих лодок H8К из состава 14-й авиагруппы, базировавшейся в Рабауле. В первую ночь два гидроплана сбросили 4 т бомб на гавань, промахнувшись лишь на 200 м — чуть было не пострадали австралийский шлюп «Swan» и несколько транспортов. Попытка перехвата, предпринятая «Киттихоуками» 76-й австралийской эскадрильи, окончилась неудачей. В ночь с 27 на 28 июля одиночный самолёт сбросил 2 т бомб на аэродром, не добившись попаданий. По гидроплану вела безуспешный огонь американская зенитная батарея, на перехват поднялись шесть Р-39 из 8-й истребительной группы ВВС США, но всё было напрасно.
Последний рейд на Таунсвилл состоялся в ночь с 28 на 29 июля. Изначально планировался налёт пары летающих лодок, но один самолёт вернулся в Рабаул из-за технических проблем. Добравшийся до цели гидроплан сбросил на город 2 т бомб, но лишь один боеприпас взорвался возле жилых кварталов, выбив несколько окон в ближайших домах. На сей раз прожектора ПВО осветили H8K лейтенанта Кинго Сёдзи, что позволило четвёрке Р-39 атаковать летающую лодку. Впрочем, американские истребители так и не смогли сбить мощную машину. Гидроплан благополучно вернулся в Рабаул, где бравый командир доложил о десяти попаданиях в свой самолёт.
По итогам рейдов на Таунсвилл Токийское радио сообщало:
«Важные военные цели в Таунсвилле уничтожены тремя рейдами японской морской авиации. 25 июля были атакованы аэродром, нефтехранилища и склады. 28 июля повторно были атакованы аэродром, нефтехранилища и склады, а 29 июля бомбили оставшиеся военные цели. Атака на Таунсвилл стала одной из сильнейших после падения Сингапура».
Серия рейдов 14-й авиагруппы продолжилась налётом одиночного Н8К на остров Горн в ночь с 29 на 30 июля — две тонны бомб повредили один австралийский бомбардировщик Hudson. В ночь с 30 на 31 июля одиночный гидроплан атаковал Каирнс, сбросив все бомбы на сельскую местность (пострадал один крестьянский дом). Наконец, в ночь с 31 июля на 1 августа две летающие лодки повторно бомбили остров Горн — на этот раз все бомбы упали в море, не нанеся никакого ущерба.
После этого японская активность в небе Квинсленда практически прекратилась, за исключением единичного рейда 17 июня 1943 года. Один Н8К из 802-й авиагруппы (бывшая 14-я) сбросил 2 т бомб на аэродром острова Горн, не добившись попаданий. На перехват поднялись истребители Boomerang 83-й австралийской эскадрильи, но не смогли обнаружить противника.
Последнее появление японского самолёта над Квинслендом (район мыса Йорк) зафиксировано 4 марта 1944 года. Предположительно, это был армейский разведчик Ki-46, который благополучно скрылся.
Всего в годы Второй мировой войны над Западной Австралией зафиксировали 40 пролётов японских самолётов, над Квинслендом — 33. Потери японской стороны оказались минимальными: над Западной Австралией погибли два А6М и один Ki-46, над Квинслендом — два А6М. Впрочем, нанести серьёзный ущерб Австралии в абсолютном большинстве этих операций не удалось. Исключением стал лишь рейд на Брум 3 марта 1942 года, оказавшийся вторым по количеству жертв и материальному ущербу после бомбардировки Дарвина 19 февраля 1942 года.
Разумеется, о каких-либо стратегических последствиях операций японских ВВС над северной Австралией говорить не приходится. В то же время, эти малоизвестные события представляют несомненный интерес для историка. Неожиданно драматичный налёт на Брум, дальние рейды тяжёлых летающих лодок, дерзкая высадка разведгруппы Мидзуно на австралийской земле, попытки союзников наладить противодействие противнику в изолированных регионах — все эти эпизоды заслуживают того, чтобы о них помнили.
Источники и литература:
- https://anzacportal.dva.gov.au (официальный сайт Департамента по делам ветеранов правительства Австралии)
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://broomemuseum.org.au (Историческое общество и музей города Брум)
- https://www.ozatwar.com
- http://encore.slwa.wa.gov.au/ (Библиотека штата Западная Австралия)
- Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939-1942. (1st edition, 1962). – https://www.awm.gov.au/collection/C1417315
- Odgers, George James. Air War Against Japan, 1943–1945 (1968 reprint) https://www.awm.gov.au/collection/C1417316
- Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942-45. – Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017
- Tagaya Osamu «Mitsubishi Type 1 «Rikko» 'Betty' Units of World War 2» – New York: Osprey, 2001
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
Комментарии к данной статье отключены.