15 сентября 1944 года в ходе Восточно-Карпатской операции экипажи 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса действовали в интересах 4-го гвардейского танкового корпуса в районе Дукля — Ивля — Рыманув, что юго-западнее Кросно на границе Польши и Словакии. За день экипажи «Илов» небольшими группами выполнили 60 вылетов, в которых их прикрывали «Яки» 12-й гвардейской истребительной авиадивизии того же корпуса.
В 13:40 очередная четвёрка Як-1, которую вёл штурман 152-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза капитан И.М. Корниенко, северо-восточнее населённого пункта Ивля была атакована немецкими истребителями — по докладам советских лётчиков, это были четыре «Мессершмитта» Bf 109 и четыре «Фокке-Вульфа» Fw 190.
Бой при численном превосходстве противника для пилотов «Яков» сложился неудачно: капитан Корниенко сразу же был подбит и с белым дымом потянул на свою территорию, но упал на северной окраине села Климкувка. Оставшись втроём, советские лётчики вскоре понесли вторую потерю: был подбит ведущий второй пары, которым шёл заместитель командира 12-й гв.иад Герой Советского Союза полковник А.Н. Кобликов. Он передал, что попытается совершить посадку на аэродроме Кросно, но там полковника не дождались. В результате произошёл редчайший случай: в одном бою советские истребители потеряли сразу двух Героев Советского Союза.
Судьба лётчиков не осталась неизвестной — оба они получили тяжёлые ранения и попали в плен. Воевавший с декабря 1941 года капитан Иван Михеевич Корниенко, на счёту которого на момент пленения было 26 личных и две групповые победы, прошёл немецкие лагеря, 17 марта 1945 года был освобождён и после прохождения проверки вернулся к службе. К сожалению, его жизнь оборвалась ровно через три года, 17 марта 1948 года, в авиакатастрофе на Сахалине.
Судьба полковника Анатолия Николаевича Кобликова сложилась ещё более трагично. Он относился к категории «летающих комиссаров», и «Золотую Звезду» получил ещё в 1940 году за 41 боевой вылет и умелую партийную работу в ходе советско-финской войны. В Великую Отечественную полковник летал мало: судя по наградным документам, к сентябрю 1943 года за ним значилось всего 26 боевых вылетов с большими перерывами. Безусловно, такой опыт сложно назвать достаточным для боёв с немецкими истребителями на равных — это, к сожалению, доказывает судьба не одного «героя былых времён». Попав в плен, полковник Кобликов в резкой форме отказался от сотрудничества с немцами и власовцами и в конечном итоге оказался в лагере смерти Маутхаузен. Там он стал одним из руководителей готовящегося побега, но был выдан и 2 марта 1945 года расстрелян.
Кто же сумел сбить сразу двух Героев Советского Союза? По немецким меркам это были не мега-звёзды, а крепкие середнячки из I группы истребительной эскадры JG 52. В 13:40 свою 19-ю победу заявил лётчик эскадрильи 3./JG 52 лейтенант Леонхард Фербер (Leonhard Färber), а через пять минут, в 13:45, о своём 17-м успехе доложил лейтенант Август Рикхофф (August Rieckhoff) из 2./JG 52. Оба немецких лётчика опознали своих противников как Як-9.
Судьбы лейтенантов Фербера и Рикхоффа оказались очень похожи друг на друга. Они одержали одинаковое количество побед — по 35. Оба не только не дожили до конца войны, но не пережили и полковника Кобликова, сложив головы над Западной Польшей. Сначала 27 января 1945 года над Оппельном (ныне Ополе) советские зенитчики сбили «Мессершмитт» успевшего стать командиром отряда 3./JG 52 Фербера, а 9 февраля пришёл черед и Рикхоффа: при штурмовке советских войск в районе Бреслау (ныне Вроцлав) его также подбили огнём с земли. Лётчик сумел совершить вынужденную посадку, но спустя несколько часов умер в госпитале.
Одинаковыми оказались не только судьбы и счета побед Фербера и Рикхоффа, но и их регалии. C 35 победами в 1945 году до Рыцарского креста было безнадёжно далеко: его не все получали и за 100 побед — но каждый из них имел Германский крест в золоте, Железные кресты 1-го и 2-го класса, Золотой знак за боевые вылеты, а также довольно специфическую и редкую награду — Почётный кубок люфтваффе за отличие в воздушных боях (Ehrenpokal für besondere Leistung im Luftkrieg).
Почётный кубок люфтваффе был учреждён 27 февраля 1940 года Германом Герингом по аналогии с серебряным кубком, выдававшимся за первую воздушную победу немецким лётчикам в Первую мировую войну (Ehrenbecher für Sieger im Luftkampf). Новая награда имела цилиндрическую форму и широкую ножку с плоским основанием. На лицевой стороне кубка штамповался рельеф в виде двух дерущихся орлов, на противоположной изображался Железный крест образца 1939 года. На ножке, украшенной дубовыми ветвями, гравировалось имя награждённого, на основании были выштампованы слова «За особые достижения в воздушной войне» (Für besondere Leistung im Luftkrieg).
Изначально кубок изготавливался и серебра и имел следующие размеры: высота около 200 мм, диаметр основания 100 мм, диаметр чаши 90 мм, диаметр кольца 60 мм, вес около 420 граммов. С 1942 серебро уступило место нейзильберу — сплаву меди, никеля и цинка, незначительно изменились и размеры кубка. Чёткие критерии награждения отсутствовали — обычно Почётный кубок люфтваффе вручался между Железным крестом 1-го класса и Рыцарским крестом, позднее, с учреждением Немецкого креста, кубок стал предшествовать ему. Неизвестно и точное число награждённых кубком — считается, что их число колеблется в пределах от 13 000 до 15 000.
Комментарии к данной статье отключены.