Принадлежавший предприятию «Гамбургско-американское пароходство» лайнер «Сент-Луис» прослужил 24 года, прежде чем в 1952 году был пущен на слом. Самой яркой страницей в истории судна стало так называемое плавание обречённых в мае-июне 1939 года, когда 937 немецких евреев покинули Германию, чтобы спастись от нацистского преследования. Поначалу беженцы пытались найти пристанище на Кубе, откуда было бы удобно перебраться в Штаты. Все пассажиры имели кубинские визы и не ждали подвоха.
13 мая 1939 года лайнер покинул Гамбург. Капитан судна Густав Шрёдер был противником нацизма и потому велел команде достойно обращаться с пассажирами. Комфортные условия плавания подогревали надежды беженцев на то, что всё будет хорошо. Отрезвление наступило через две недели. Гаванские власти запретили не только евреям сойти на сушу, но даже судну войти в гавань: находившаяся в тяжёлом экономическом положении Куба не желала принимать чужаков. Отправляясь в путешествие, пассажиры не знали, что кубинский президент Федерико Ларедо Бру ужесточил миграционное законодательство и отныне их визы не имели никакой силы.
Капитан Шрёдер вместе с представителями американской еврейской организации «Джойнт» вступил в переговоры с президентом и правительством. Куба запросила 500 долларов с каждого еврея за разрешение сойти на берег. Не получив требуемой суммы, Бру прервал переговоры. На Кубе остались лишь немногим более 20 пассажиров, имевших действительные визы, и ещё один мужчина, который от отчаяния вскрыл вены и был доставлен медиками на берег. «Сент-Луис» покинул рейд Гаваны и отправился к берегам США.
Но и здесь беженцев не ждали: президент Рузвельт отказался принять евреев, ссылаясь на жёсткие правила миграционных законов США. Капитан Шрёдер уже подумывал сесть на мель, чтобы позволить пассажирам добраться до побережья Флориды, но его планам помешали корабли береговой охраны, не подпускавшие судно к мелководью. Понимая, что возвращение в Германию равносильно смертному приговору для беженцев, капитан решил устроить кораблекрушение у берегов Великобритании. Но в таком радикальном поступке не оказалось нужды. Четыре европейские страны распределили между собой пассажиров «Сент-Луиса»: Великобритания приняла 288 человек, Франция — 224, Бельгия — 214, Нидерланды — 181. Шрёдер вздохнул с облегчением и в июне 1939 года увёл лайнер в Гамбург.
Увы, до конца войны без потерь дожили лишь беженцы, нашедшие приют в Великобритании. 254 человека из числа оставшихся на континенте после захвата немцами Франции, Нидерландов и Бельгии постигла та же участь, что и прочих европейских евреев, — «окончательное решение еврейского вопроса».
Комментарии к данной статье отключены.