Несмотря на то, что государство Австралия возникло лишь в 1901 году, его военную историю можно назвать весьма богатой. Особое место в австралийской армии принадлежит кавалерии, являющейся одним из символов национальных вооруженных сил. Австралийская лёгкая кавалерия возникла еще в XIX веке и отлично показала себя на полях сражений Первой мировой войны. В годы Второй мировой кавалеристы воевали в пустынях Северной Африки и джунглях тихоокеанских островов, а в наши дни они несут службу в рядах Сил обороны Австралии.
Рождение Австралийской лёгкой кавалерии
Австралийская нация формировалась в XIX веке, поэтому корни австралийской кавалерии стоит искать именно там. Как известно, изначально Австралия была местом ссылки каторжников из Великобритании, но этот процесс продолжался не так уж долго, и к середине XIX века все белое население континента стало свободными колонистами. Освоение огромных просторов и необходимость пасти гигантские стада скота обусловили важность навыков верховой езды для многих австралийских мужчин.
Во второй половине XIX века австралийские колонии Британской империи переживали экономический расцвет, неуклонно росло их население. В эти десятилетия на австралийских землях не было недостатка в лихих наездниках. Крепло и национальное самосознание колонистов – такие персонажи как дерзкие разбойники-бушрейнджеры (многие из которых имели репутацию «робин гудов», защитников простых людей) и бесстрашные погонщики скота стали считаться воплощением австралийского национального характера. Самые известные поэты и художники Австралии воспевали наездников и верховую езду:
“Ну и гонка! Все скакали круг за кругом, словно шквал,
Оглушало громыхание жердей.
Тот – допрыгнул! Этот – в яму!.. Кто наездников ругал,
Кто – неверную судьбу и лошадей.
Но уже кнуты взлетели, шкуры конской не щадя:
Вот он – ровный, длинный финишный газон;
Кенгуриными прыжками мчался, прочих обойдя,
Аутсайдер бывший, ныне – чемпион!»
Из стихотворения Эндрю «Банджо» Паттерсона (1864–1941) «Конь священника Райли» (перевод Сергея Шоргина)
Неудивительно, что в вооруженных силах британских колоний Австралии, создаваемых на добровольческих началах, появились кавалерийские части. К их числу относится старейшая из ныне существующих воинских частей австралийской армии – Квинслендская ездящая пехота (Queensland Mounted Infantry), сформированная в 1860 году. Постоянной армии ни одна из колоний не имела, и подобные отряды изначально были группами ополченцев, готовых встать под ружье в случае необходимости. С первых лет своего существования австралийская военная кавалерия создавалась по модели драгунов – то есть, пехотинцев, владеющих навыками верховой езды. Всё это обусловило судьбу конных частей Австралии на последующие десятилетия.
Боевое крещение Австралийской лёгкой кавалерии (Australian Light Horse) состоялось во время Англо-бурской войны 1899–1902 годов, когда добровольческие контингенты различных австралийских регионов были отправлены на помощь англичанам. В феврале 1900 года Квинслендская ездящая пехота и уланы Нового Южного Уэльса впервые пошли в бой у Кимберли. Лёгкая кавалерия приняла участие в боях с крупными отрядами бурами, но особенно активно использовалась в антипартизанских рейдах. Выполняя подобную грязную работу, кавалеристы часто должны были уничтожать бурские фермы, отправлять женщин и детей в концентрационные лагеря.
Первая мировая война: звездный час лёгкой кавалерии
В августе 1914 года Австралия вступила в Первую мировую войну на стороне Британской империи. Формально законы страны запрещали использовать вооруженные силы за пределами «Зеленого континента», но был найден простой выход – правительство обязалось предоставить Великобритании добровольческий контингент, получивший название Австралийские имперские силы (Australian Imperial Force, AIF).
Изначально для AIF планировалось сформировать лишь одну бригаду лёгкой кавалерии, но на протяжении 1915 года их количество выросло до четырех (в конце войны была сформирована пятая). Каждая бригада состояла примерно из 1500 человек. В ноябре 1914 года австралийские войска (Австралийско-новозеландский армейский корпус, АНЗАК), включая кавалерию, начали перебрасываться в Египет, а 25 апреля 1915 года «анзаки» высадились на берегах полуострова Галлиполи. В первой операции вооруженных сил Австралии участвовали 1-я, 2-я и 3-я бригады лёгкой кавалерии – спешенные и действовавшие, как обычная пехота.
Галлиполийская операция стала для Австралии «боевым крещением нации», но сама по себе эта кампания оказалась для Антанты крайне тяжелой и, по большому счету, неудачной. Морскому десанту так и не удалось вырваться с небольшого прибрежного плацдарма, в отчаянных попытках расширить его спешенные кавалеристы оказались участниками одного из самых мрачных эпизодов австралийской военной истории. 7 августа 1915 года 600 человек из 3-й бригады лёгкой кавалерии тремя волнами атаковали укрепленные турецкие позиции с неподавленными пулемётами. Из-за ошибок командования (в том числе, лично командира бригады полковника Джона Антилла) и отсутствия связи всего за полчаса погибли 234 австралийца и были ранены 168. По словам очевидца, «люди падали, как колосья под серпом жнеца». Эта бойня стала кульминацией самого известного австралийского фильма о Первой мировой войне – «Галлиполи» 1981 года.
Неудачи на Галлиполи стали очевидны британскому военному руководству и, что немаловажно, получили известность у широкой общественности. Как следствие, в декабре 1915 года АНЗАК эвакуировали с полуострова. Пехотные части весной 1916 года отправились во Францию, абсолютное большинство кавалерии (за исключением одного полка) осталось в Египте. 1-я, 2-я, 3-я бригады лёгкой кавалерии и новозеландская бригада конных стрелков вошли в состав Австралийско-новозеландской конной дивизии под командованием австралийского генерал-майора Гарри Шовела – талантливого полководца, пользовавшегося искренним уважением среди подчиненных.
В 1916 году Конная дивизия АНЗАК активно участвовала в боевых действиях на Синайском полуострове, в ходе которых британской Египетской экспедиционной армии удалось выйти к границе Палестины. После этого произошла полная реорганизация кавалерийских сил Антанты на этом фронте. Хорошо зарекомендовавший себя Шовел стал командующим так называемой Пустынной колонны (позднее – Пустынный конный корпус). Бригады австралийской лёгкой кавалерии разделили между Конной дивизией АНЗАК (1-я и 2-я бригады) и Имперской конной дивизией (3-я и 4-я бригады). Кроме того, в составе корпуса действовала бригада Имперского верблюжьего корпуса, большую часть ее бойцов составляли австралийцы.
Австралийская лёгкая кавалерия сыграла огромную роль в Палестинской кампании 1917–1918 годов. Она отличилась в боях за Газу (март-апрель 1917 года) и, особенно, в сражении за Беэр-Шеву. 31 октября 1917 года 4-я бригада лёгкой кавалерии (командир – бригадир Вильям Грант) в конном строю прорвалась через турецкие траншеи и обеспечила стремительный захват города. Это был уникальный для Первой мировой войны опыт успешного прорыва всадниками подготовленной обороны врага. В плен попали 2000 турецких солдат, около 500 защитников Беэр-Шевы погибли. Австралийцы потеряли 55 человек погибшими и 58 ранеными. «Последняя успешная кавалерийская атака в истории» (как её называют в австралийской традиции) стала кульминацией известного фильма «Лёгкая кавалерия» 1987 года.
Вслед за взятием Беэр-Шевы последовал стремительный прорыв мобильных сил Пустынного конного корпуса в Палестину. 11 декабря 1917 года два полка лёгкой кавалерии вошли в сдавшийся Иерусалим – захват этого города стал едва ли не самым громким на тот момент военным успехом Антанты, особенно выгодно смотревшимся на фоне позиционного тупика Западного фронта. В 1918 году австралийская лёгкая кавалерия продолжала успешно действовать на территории современных Израиля, Сирии и Иордании. 1 октября 1918 года Пустынный конный корпус взял Дамаск, что означало окончательный развал турецкой обороны на этом фронте, Османская империя согласилась заключить перемирие. Летом 1919 года конный корпус и входившие в его состав дивизии были официально расформированы.
Вторая мировая война: танкисты и коммандос
Судьба австралийской лёгкой кавалерии накануне и во время Второй мировой войны оказалась весьма сложной и запутанной. Отметим, что, как и в годы Первой мировой, в 1939 году правительство Австралии не имело формальных оснований использовать вооруженные силы за рубежом и вновь начало формировать добровольческий экспедиционный корпус – Вторые австралийские имперские силы. В состав трех пехотных дивизий вошли дивизионные кавалерийские полки – 6-й, 7-й и 9-й. История этих полков оказалась самой богатой на события среди всех кавалерийских, механизированных и танковых частей Австралии в годы Второй мировой.
Дивизионные кавалерийские полки (каждый численностью около 500 человек) формировались как мотопехота на бронетранспортерах Bren Carrier, усиленная лёгкими танками (изначально – Vickers Light Tank Mk. VI, количество танков в полку никогда не превышало 20). В этом качестве полки использовались в Северной Африке и на Ближнем Востоке в 1941–1942 годах. После того, как Австралия вступила в войну с Японией, ей пришлось готовить войска к боям в джунглях, где мотопехота не требовалась. В 1943 году кавалеристы были переподготовлены, стали элитной лёгкой пехотой, а их полки получили название «кавалерийские полки коммандос» (каждый полк состоял из трех эскадронов, которые могли использоваться как отдельные части спецназа).
2/6-й кавалерийский полк (имеется в виду 6-й кавалерийский полк Вторых Австралийских имперских сил) в январе-мае 1941 года воевал в Северной Африке, отличившись при взятии Тобрука. В июне-июле 1941 года он действовал в Сирии и Ливане против французов-вишистов. Примечательно, что в обеих этих кампаниях кавалеристы использовали трофейную технику: итальянские танки М11/39 и М13/40, а также французские R35. В 1942–1944 годах полк находился в Австралии, занимаясь гарнизонной службой и боевой учебой. Лишь осенью 1944 года часть была направлена на Новую Гвинею как 2/6-й кавалерийский полк коммандос. Полк принял активное участие в боях на полуострове Вевак (с мая 1945 года до конца войны), ставших последней крупной операцией австралийской армии на Новой Гвинее.
2/7-й кавалерийский полк летом 1941 года действовал в Сирии и Ливане против французов-вишистов, после чего вернулся в Австралию и осенью 1942 года был направлен на Новую Гвинею. В декабре 1942-январе 1943 годов его бойцы как обычная пехота участвовали в тяжелых боях за деревню Санананда, поставив финальную точку в разгроме японских сил, пытавшихся наступать на Порт-Морсби. В 1943 году 2/7- й полк был переформирован в кавалерийский полк коммандос, один из эскадронов которого участвовал в осенне-зимней кампании 1943–1944 годов на Новой Гвинее (бои на полуострове Хуон). В полном составе воинская часть вернулась на фронт лишь в июле 1945 года, приняв участие в морском десанте на Борнео и освобождении города Баликпапан.
2/9-й кавалерийский полк подобно первым двум действовал летом 1941 года в Сирии и Ливане. После этого он, вместе с 9-й пехотной дивизией, остался на Ближнем Востоке, неся гарнизонную службу. Летом-осенью 1942 года этот полк в рядах своей дивизии участвовал в первом и втором сражениях за Эль-Аламейн, используя крейсерские танки Crusader. В начале 1943 года 9-я дивизия последней из трех вернулась в Австралию, и после переподготовки начала действовать на Новой Гвинее. В кампании осени 1943-зимы 1944 годов на полуострове Хуон принял участие один из эскадронов кавалеристов-коммандос. В полном составе 2/9-й кавалерийский полк коммандос участвовал в морских десантах на острова Таракан и Лабуан у побережья Борнео (май-июнь 1945 года).
Осенью 1945 года три кавалерийских полка коммандос были расформированы. Помимо них, абсолютное большинство кавалерийских, механизированных и танковых частей австралийской армии в годы Второй мировой не покидало пределов страны. В 1942–1943 годах они служили резервом на случай высадки японского морского десанта, а затем многие части были расформированы. Яркой оказалась лишь «биография» 4-й танковой бригады, в которую вошли уланы Нового Южного Уэльса, ставшие танкистами. Танки Matilda из состава бригады с осени 1943 года довольно активно использовались для поддержки пехоты на Новой Гвинее. В 1945 года боевые группы 4-й танковой бригады действовали на островах Бугенвиль и Борнео. После окончания войны бригаду расформировали, но полк уланов Нового Южного Уэльса до сих пор сохраняется в австралийской армии, пусть и в качестве резервной части.
Австралийская лёгкая кавалерия в наши дни
Сразу же после окончания Второй мировой войны сухопутная армия Австралии подверглась реформам, которые сформировали её облик, сохраняющийся до наших дней. Были созданы относительно небольшие профессиональные вооруженные силы, ядром которых является лёгкая пехота, пригодная к быстрой переброске за пределы страны. Традиции лёгкой кавалерии сохранились в немногочисленных танковых и механизированных частях.
Сегодня в состав войск постоянной боевой готовности австралийской армии (1-я дивизия) входят один танковый и два кавалерийских полка, которые являются механизированными компонентами трех бригад 1-й дивизии, дислоцированных на севере Австралии. В ходе реформы, стартовавшей в 2014 году, полки переформировываются по штатам «бронекавалерии» и будут иметь идентичную структуру:
- штаб полка;
- кавалерийский эскадрон на колесных БМП ASLAV;
- танковый эскадрон на основных боевых танках M1A1 Abrams;
- мотопехотный эскадрон на гусеничных БТР M113AS4;
- эскадрон снабжения и поддержки.
1-й танковый полк входит в состав 1-й бригады австралийской армии и базируется в Дарвине, Северная территория. Часть была сформирована в 1949 году на основе отряда бронеавтомобилей, несшего оккупационную службу в Японии. Ядром ее личного состава стали военнослужащие расформированной 4-й танковой бригады, активно воевавшей в 1943–1945 годах на Новой Гвинее, Бугенвиле и Борнео. Тем не менее, формально полк не имеет предшественников и не является хранителем традиций какой-либо воинской части.
За все время своего существования 1-й танковый полк участвовал лишь в одном вооруженном конфликте за пределами Австралии. В 1968–1971 годах эскадроны полка по ротации находились в Южном Вьетнаме, оказывая поддержку австралийскому контингенту в борьбе с партизанами Вьетконга. Всего во Вьетнаме использовались 58 танков Centurion, принявших участие в ряде крупных боев. Шесть машин были безвозвратно потеряны, два танкиста погибли.
С 1971 года до реформы 2014 года 1-й танковый полк являлся единственной частью австралийской армии, имевшей на вооружении основные боевые танки.
Военнослужащие 1-го танкового полка принимали участие в миротворческой операции на острове Тимор (1999 год), а также вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке. Во всех трех кампаниях бойцы использовались в роли экипажей колесных БТР Bushmaster.
2-й кавалерийский полк является частью 3-й бригады австралийской армии и базируется в Таунсвилле, штат Квинсленд. Часть была сформирована в 1965 году как 1-й кавалерийский полк на основе эскадронов исторических воинских частей штатов Виктория (Лёгкая кавалерия Принца Уэльского) и Квинсленд (Квинслендская ездящая пехота). В 1971 году во время очередной военной реформы часть была переименована во 2-й кавалерийский полк и объявлена хранительницей традиций 2/6-го кавалерийского полка коммандос времён Второй мировой войны (решение принял совет ветеранов, хотя реальная преемственность между двумя полками отсутствовала).
В 1999–2002 годах части полка, вооруженные БМП ASLAV, участвовали в миротворческой операции на острове Тимор. С 2003 по 2011 год 2-й кавалерийский полк являлся одним из основных компонентов австралийского контингента в Ираке. В 2006–2014 годах части полка по ротации несли службу в Афганистане, также используя БМП ASLAV (боевые потери не зафиксированы).
2/14-й полк лёгкой кавалерии (Квинслендская ездящая пехота) входит в состав 7-й бригады и базируется в Брисбене, штат Квинсленд. Как уже упоминалось в начале статьи, это самая старая непрерывно существующая воинская часть Австралии, ведущая историю с 1860 года и принимавшая участие в Англо-бурской и Первой мировой войнах. Номер полка означает, что он является преемником 2-го и 14-го полков лёгкой кавалерии Квинсленда (слияние произошло в 1930 году).
Во время Второй мировой войны 2/14-й полк оставался в тылу и считался резервной частью. В 2006–2008 годах части полка по ротации находились в Ираке, в 2006–2014 годах – в Афганистане. В боевых операциях 2/14-й полк использовал БМП ASLAV. Известно о гибели в Афганистане двух бойцов полка (в 2007 и 2012 годах).
Помимо вышеперечисленных полков постоянной боевой готовности, в составе австралийской армии сохраняются несколько резервных кавалерийских частей. Организационно они входят в состав бригад 2-й дивизии, базирующихся в различных штатах и предназначенных для усиления частей регулярной армии в случае необходимости:
- 4/19-й полк лёгкой кавалерии Принца Уэльского – 4-я резервная бригада (штат Виктория);
- 1/15-й полк королевских уланов Нового Южного Уэльса – 5-я резервная бригада (штат Новый Южный Уэльс);
- 12/16-й полк уланов реки Хантер – 8-я резервная бригада (штат Новый Южный Уэльс).
В состав 9-й, 11-й и 13-й резервных бригад входят лишь отдельные кавалерийские эскадроны. Все кавалерийские части резерва оснащены колесными БТР Bushmaster.
Таким образом, австралийская лёгкая кавалерия, пересевшая на танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, продолжает свою более чем 150-летнюю историю и по-прежнему является одним из ключевых элементов Сил обороны Австралии.
Источники и литература:
- awm.gov.au (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- alh-research.tripod.com (Центр изучения Австралийской лёгкой кавалерии)
- army.gov.au (официальный сайт австралийской армии)
- Handel Paul «Australian Army in the Middle East, 1940–1942» anzacsteel.hobbyvista.com/Armoured%20Vehicles/australianarmourinthemiddleeastph_1.htm
- Pelvin Richard «ANZAC – an illustrated history 1914–1918» – Richmond, Victoria: Hardie Grant Books (Australia), 2014
- Pelvin Richard «Second World War: A generation of Australian heroes» – Richmond, Victoria: Hardie Grant Books (Australia), 2014
Комментарии к данной статье отключены.