Во время Первой мировой войны появление танков наводило ужас на противостоявших им солдат, однако вскоре нашлось и «противоядие» для этих стальных монстров. Сначала появились новые боеприпасы к уже имевшемуся вооружению: бронебойные пули, винтовочные гранаты, авиационные бомбы, мины. Позже были разработаны специальные противотанковые ружья и пушки, а одними из самых массовых средств борьбы с танками стали бутылки с зажигательной смесью и ручные гранаты.
С риском для жизни
В начале Великой Отечественной войны группа советских бойцов — истребителей танков состояла из двух-трёх человек: одного-двух с зажигательными бутылками и ручными гранатами, и одного — с ручным пулемётом или пистолетом-пулемётом. Борьба с техникой могла вестись с помощью связки трёх-пяти ручных осколочных гранат, однако основным средством противостояния вражеским танкам должны были стать ручные противотанковые гранаты.
Поражение танка зависело от мощности фугасного действия гранаты. Чем больше взрывчатого вещества было в ней, тем больший урон она могла нанести бронированной технике, но и её масса при этом росла пропорционально. Применяли такие гранаты из-за укрытий и по самым уязвимым местам танков: гусенице, ведущему колесу, крыше моторной группы, крыше башни.
На протяжении всей войны основной противотанковой гранатой РККА оставалась РПГ-40. Такая граната массой 1,2 кг могла пробить танковую броню толщиной всего 20 мм. Для пробития брони в 25 мм потребовалась разработка более мощной РПГ-41 массой 2 кг. Однако уже в 1942 году толщина брони немецких танков зачастую превышала боевые возможности советских гранат, и эффективность их применения была не слишком высока. Кроме того, уничтожение танка для бойца-истребителя было опасным и непростым делом:
«2-го октября 1942 г. в г. Сталинграде в районе завода «Красный Октябрь» на передний край нашей обороны шли в атаку 7 немецких танков с автоматчиками. Бой завязался неравный. Красноармеец ПАНИКАКО взял гранаты и бутылки с жидкостью «КС» и пошёл на головной танк. Вражеский автоматчик разбил бутылки с жидкостью «КС» и т. ПАНИКАКО воспламенился. Тогда т. ПАНИКАКО вскочил на головной танк и танк вместе с экипажем сгорел, т. ПАНИКАКО пал смертью героя».
Ещё в начале войны военный совет Западного фронта предлагал поощрять бойцов деньгами в сумме 1000 рублей за каждый подбитый танк, вручать боевые ордена за истребление более трёх танков противника, а за десять уничтоженных танков предполагалось представление к званию Героя Советского Союза. Ближе к концу войны тех, «кто гранатами, бутылками с горючей смесью или взрывпакетами уничтожил на поле боя или в тылу противника вражеский танк», могли представить к ордену Отечественной войны I степени.
В начале войны советские пехотные противотанковые средства представляли немалую опасность для самих красноармейцев, однако в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах уже кипела работа над совершенствованием противотанковых гранат.
Ударно-фугасная граната ГУФ-800
В начале 1942 года в Главном артиллерийском управлении (ГАУ) рассматривались два основных варианта модернизации фугасных противотанковых гранат. Один из них предложил завод №96. Эта была граната ПРГ-КД, снаряжённая жидким взрывчатым веществом. В итоге такой вариант не устроил ГАУ — в основном из-за проблем с герметичностью корпуса во время хранения.
Другой вариант, предложенный заводом №260, оказался более перспективным. Ударно-фугасная граната ГУФ-800, снаряжённая 750 граммами литого тротила, осенью 1941 года на сравнительных испытаниях с существующими образцами показала лучшие боевые свойства. Тремя выстрелами она смогла пробить в башне трофейного танка три большие пробоины, каждая из которых была губительна для него. Также отмечалась простота конструкции гранаты (24 детали против 40 у РПГ-40). В заключении комиссия рекомендовала к 5 декабря 1941 года изготовить опытно-серийную партию из 3000 гранат и направить их на войсковые испытания.
Полигонные испытания гранат ГУФ-800 и ПРГ-КД проходили на Научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения Красной армии (НИПСВО КА) с 20 по 27 мая 1942 года. Граната завода №260 имела рукоятку ударного действия и корпус овальной формы, снаряжённый плавленым тротилом весом 730 г и дополнительным тетриловым детонатором весом 45 г. Несмотря на меньшее количество деталей в сравнении с РПГ-40, трудоёмкость работ по изготовлению одного изделия ГУФ-800 оказалась на 17,1 минуты больше. По бронепробиваемости граната показала несколько лучшие результаты, чем штатная граната (до 35 мм), однако главной проблемой стали отказы при работе по мягкому грунту (48%) и снегу (100%). Повторные испытания, проведённые 30 мая, не дали существенных изменений в сложившейся ситуации. Таким образом, ГУФ-800 полигонных испытаний не выдержала, а её дальнейшую доработку признали нецелесообразной.
Впрочем, представители заводов №260 и №96, чьи изделия были забракованы специалистами ГАУ, не собирались так легко сдаваться. Виновными в отказах гранат разработчики объявили взрыватели малой чувствительности, а данные в отчёте посчитали недостаточно объективными. Свои возражения они изложили в докладной записке от 25 июня 1942 года на имя народного комиссара боеприпасов Б.Л. Ванникова. Однако судьба этих проектов была предопределена, так как уже в августе в профильных конструкторских бюро началась работа над фугасными гранатами направленного действия.
«Комета» против бумажной гранаты
Перспективы развития фугасных противотанковых гранат можно понять, прочитав первый абзац программы работ основного разработчика ручных гранат КБ-30, утверждённой 6 августа 1942 года:
«Для повышения бронепробивающей способности ручных противотанковых гранат, повышение эффекта за счёт увеличения количества и качества ВВ, является экономически невыгодным решением, а также этому ставит предел и ручное метание. Повышение эффекта может быть достигнуто за счёт применения кумулятивных свойств, являющихся следствием геометрической формы заряда ВВ, его расположения относительно плоскости брони, формы, размеров и расположения детонатора и других причин».
Так в СССР началась работа над первыми кумулятивными ручными гранатами. Отработка зарядов взрывчатых веществ для гранат производилась в КБ-30 на бронеплитах толщиной до 60 мм. Уже 26 августа 1942 года Артиллерийский комитет выдал конструкторским бюро задание на разработку гранат направленного действия. Основная борьба за право стать первой кумулятивной ручной гранатой в РККА развернулась между изделиями КБ-30 и НИИ-6.
КБ-30 разработало гранату направленного действия РПГ-42 НД «Комета» со следующими характеристиками: длина — 280-285 мм, вес — 950 г, вес взрывчатого вещества (ВВ) — 600 г. Отрабатывались варианты изделий с запалом в рукоятке (в собранном виде) и с навинчиваемым запалом. С 15 по 17 октября 1942 года проходили испытания гранат разработки КБ-30. По результатам испытаний оказалось, что гранаты РПГ-42 имеют простую конструкцию, габаритно-весовые данные, не соответствующие чертежу, неудовлетворительное качество заливки ВВ, небезопасные предохранительные устройства и бронепробиваемость в пределах 45-55 мм. Повторных испытаний 19-21 октября доработанные гранаты не выдержали из-за неудовлетворительной бронепробиваемости при метании (45 мм, в статических условиях — 55-60 мм). Несмотря на это 3 декабря НИПСВО КА посчитал, что граната, претерпевшая минимальные изменения, полигонные испытания выдержала и может быть допущена к войсковым испытаниям.
В свою очередь, в НИИ-6 разработали свой вариант кумулятивной гранаты, которая проходила полигонные испытания с 30 октября по 3 ноября 1942 года. По чертежу граната имела вес 1139 г и длину 373-375 мм. В собранном виде изделие НИИ-6 оказалось заметно длиннее РПГ-42 (корпус — на 75-80 мм). Особенностью гранаты было изготовление корпуса из бумажного литья и рукоятки из патронной бумаги, запал позаимствовали от винтовочной ружейной гранаты. В качестве взрывчатого вещества использовались сплавы «ТГ» либо «Л». В итоге граната НИИ-6 оказалась сложнее своего непосредственного конкурента, но имела высокие результаты по безотказности действия и бронепробиваемости, что позже позволило ей после доработки конструкции добраться до войсковых испытаний.
С 15 по 16 ноября 1942 года на НИПСВО КА проходили испытания гранаты РБ-60 конструкции Наркомугля, изготовленной заводом №58. Эта попытка «запрыгнуть на подножку уходящего поезда» оказалась неудачной. Безжалостное заключение гласило: «Предлагаемая конструкция гранаты РБ-60 по сравнению с испытанными конструкциями ручных гранат направленного действия КБ-30 и НИИ-6 никаких преимуществ не имеет».
Как события развивались далее, хорошо известно. После испытаний весной 1943 года первой взамен РПГ-40 в серийное производство планировали запустить разработку КБ-30 под наименованием РПГ-43. Она могла пробивать до 75 мм танковой брони. Производство началось в июле. О важности этих гранат говорит тот факт, что рабочим и инженерно-техническим работникам, задействованным в их производстве, полагались дополнительные обеды и по 200 г табака в месяц, а также освобождение от всех видов мобилизации. Гранату РПГ-6 разработки НИИ-6 с бронепробиваемостью в 100 мм планировали запустить в серийное производство в ноябре того же года за счёт полного прекращения изготовления РПГ-40.
Метание противотанковых гранат РПГ-43 и РПГ-6 осуществлялось из окопа или укрытия на дальность 15-20 м. Стабилизация гранаты в полёте происходила за счёт нескольких матерчатых лент. Это требовалось для того, чтобы граната встретилась с бронёй танка под прямым углом и смогла нанести максимально возможный урон. Однако уже к концу Великой Отечественной войны лобовая броня танков в 100-150 мм была обычным делом, а ГАУ вело разработку более мощных противотанковых пехотных средств. И всё же ставить точку в истории ручных противотанковых гранат военные специалисты не спешили.
После войны
Из-за неудовлетворительной бронепробиваемости гранату РПГ-6 сняли с производства ещё в апреле 1945 года. Гранаты РПГ-43 производились и после войны, а на вооружении Советской армии состояли как минимум до середины 50-х годов. По итогам войны, несмотря на значительный рост бронезащиты танков, было решено продолжать развитие простых в обращении и недорогих в производстве пехотных боеприпасов. Возможности кумулятивного эффекта были ещё не исчерпаны. В итоге к началу 50-х годов на вооружение приняли новую противотанковую гранату РКГ-3 разработки ГСКБ-30. При массе гранаты чуть более 1 кг её бронепробиваемость возросла до 220 мм (в варианте РКГ-3ЕМ). Такая модификация боеприпаса производилась в СССР около тридцати лет и стала последней советской ручной кумулятивной гранатой.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12040, дело 21.
- ЦАМО РФ, фонд 33, опись 682525, дело 248.
- ЦАМО РФ, фонд 208, опись 2524, дело 15.
- Наставление по стрелковому делу (НСД-42). Ручные гранаты, противотанковая ручная граната и зажигательные бутылки. – К.: Воениздат, 1943
- Ручные противотанковые гранаты РПГ-6 и РПГ-43. Описание. – М.: Воениздат, 1944
Комментарии к данной статье отключены.