Несмотря на появление во второй половине XX века многочисленных гранатомётов, – как подствольных, так и более мощных переносных типа РПГ-7 или РПГ-18, – обычные ручные гранаты по-прежнему занимают важное место в боевом снаряжении солдата. Особенно высока их роль в городских боях. Со времён битвы за Сталинград среди бойцов штурмовых групп в ходу присказка: «В помещение заходите вдвоём: сначала граната, потом – ты». Что из ручных гранат сейчас можно встретить на вооружении российского солдата?
Не старьё, а классика
Наиболее известна на территории бывшего СССР ручная граната Ф-1 – «эфка», она же «лимонка». Наиболее старая из имеющихся на вооружении гранат классифицируется как оборонительная – то есть, применение ее допускается только при бросках из укрытия, поскольку разлет осколков больше дальности броска.
Советская граната Ф-1 была создана на основе французской гранаты F-1 периода Первой мировой войны. Благодаря ребристому рифлению «лимонка» имеет очень характерный и легко узнаваемый вид. Принято считать, что эта насечка делит корпус гранаты на готовые поражающие элементы, но на самом деле это не так – сталистый чугун при взрыве дробится на осколки вне зависимости от формы корпуса. Количество осколков у «лимонки» зависит главным образом от выдерживания технологических параметров при литье корпуса. При их несоблюдении возможно сверхдробление, при котором значительная часть массы корпуса при взрыве превращается буквально в пыль – мельчайшие осколки, не способные причинить серьезные ранения даже находящемуся рядом противнику. Другой крайностью будет получение одиночных крупных осколков, сохраняющих убойную силу на значительном расстоянии – вплоть до раскалывания корпуса пополам. В большинстве источников радиус поражения для этой гранаты указан как «до 200 метров», хотя выглядит это явной перестраховкой.
Тем не менее, при отсутствии более современных гранат «лимонка» ценится бойцами и успешно используется.
РГ-42, известная как «сгущёнка», была разработана и принята на вооружение во время Великой Отечественной войны. Как и Ф-1, она получила свое прозвище за характерный внешний вид – по сути, корпус гранаты представлял собой обычную консервную банку, в которую для увеличения осколочного действия укладывалась стальная лента с насечкой. Масса взрывчатки составляла 110–120 грамм, её состав – «то, что нашлось», от тротила до пироксилина. Хотя «сгущёнка» представляла собой типичный эрзац военного времени, ее производили до середины 50-х, на складах РГ-42 лежат до сих пор. Впрочем, лежат они не только на складах – «эргэшки» использовались и в Афганистане, и в Чечне: благодаря плоскому основанию, их было удобно устанавливать в качестве мин-растяжек.
В производстве РГ-42 в 50-х сменила новая РГД-5. Основным отличием была форма гранаты – она стала овальная, напоминающая яйцо. Корпус гранаты собирался из двух стальных штампованных половинок.
Основой для всех упомянутых выше советских гранат был запал УЗРГ и его модификации УЗРГМ и УЗРГМ-2. Разработанный в 1941 году для замены запала Ковешникова, он представляет собой металлический корпус, внутри которого находятся капсюль-воспламенитель, замедлитель (пороховая мякоть, позднее замененная на специальный состав), капсюль-детонатор, ударник с боевой пружиной и предохранительная скоба с чекой. Принцип его действия схож с огнестрельным оружием. После выдергивания предохранительной чеки и освобождения рычага под действием пружины срабатывает ударник, разбивая капсюль-воспламенитель. За три-четыре секунды прогорает замедлитель, а затем взрывается капсюль-детонатор, инициируя основной заряд взрывчатки гранаты. При установке гранаты в качестве мины натяжного действия войсковые «умельцы» иногда разбирали запал, удаляя замедлитель. Правда, судя по многочисленным донесениям из войск, везло «рационализаторам» далеко не всегда, по поводу чего появилась даже мрачная шутка: «УЗРГ не разбирается. Точнее, разбирается, но не более одного раза. Культями второй раз не удобно».
Любопытно, что немцы для своих гранат использовали ещё более примитивный тёрочный запал. Зато «продвинутыми» были венгерские и итальянские гранаты, имевшие запалы ударного действия, срабатывавшие от удара. Или не срабатывающие. После этого из войск писали рапорты в стиле «по поступающим из частей донесениям, из имеющихся на вооружении итальянских гранат 90% их не взрывается». Основными причинами была недостаточная сила удара – например, при попадании в снег или высокую траву. В случае использования трофейных гранат добавлялось плохое знание особенностей «вражьей техники». В любом случае, мнение ветеранов войны о запалах ударного действия в итоге сложилось скорее отрицательное – сложно и ненадёжно.
Новое поколение
Возможно, именно это и стало причиной того, что гранаты нового типа Советская армия получила лишь в 80-е годы прошлого века. Новые ручные гранаты, оборонительная РГО и наступательная РГН, имеют схожую друг с другом конструкцию.
Главной «изюминкой» стал новый ударно-дистанционный запал УДЗ, который имеет две независимые цепи срабатывания. Одна напоминает классический УЗРГ – правда, в данном случае эта цепь является вспомогательной, обеспечивая подрыв гранаты в том случае, если не сработает основной взрыватель ударного действия.
Еще две трубки также содержат замедляющий состав, но их функция – это отсрочка взведения. Только после прогорания двух дублирующих замедлителей освобождается механический инерционный взрыватель. Таким образом, при неудачном броске или просто выроненной гранате у незадачливого метателя есть шанс успеть отбросить ее или убраться подальше самому – последнее сложнее, но адреналин порой творит и не такие чудеса.
В качестве взрывчатки для новых гранат был выбран гексоген с добавкой тротила. Необходимость добавки вызвана тем, что в чистом виде кристаллический гексоген не плавится, а добавка тротила позволяет залить его в корпус гранаты. Впрочем, конструкция допускает в случае необходимости использование для снаряжения прессованных шашек с взрывчатым веществом. По некоторым данным, для гранат также используется взрывчатка A-IX-1 (96% гексоген, 4% воск).
Корпус наступательной гранаты, имеющий насечку, изготовлен из толстого алюминиевого сплава. Выбор материала обусловлен назначением гранаты – более легкие алюминиевые осколки быстрее теряют скорость и менее опасны для гранатомётчика. Оборонительная граната получила двухслойный корпус из толстой листовой стали. На этот раз рифление имеет и внешняя сторона в нижней полусфере – это позволяет наощупь определить тип гранаты. Как и старую «лимонку», эту гранату по наставлению нужно бросать только из-за укрытия.
По воспоминаниям бойцов, гранаты первых выпусков имели слишком короткую задержку взвода ударного взрывателя, в жаркое время года сокращавшуюся до полусекунды. Это приводило к тому, что в «зеленке» граната могла разорваться от удара о ветки вблизи от бросавшего. В более поздних выпусках эта проблема была ликвидирована увеличением задержки до 1–1,8 секунды.
Главной же проблемой РГО и РГН была и остаётся их более высокая сложность и стоимость по сравнению с гранатами старых типов. С учетом произведенных в советское время запасов «до конца Третьей мировой», можно быть уверенным, что «лимонки» с «эргэдешками» ещё долго будут в ходу как на просторах бывшего СССР, так и за его пределами.
Комментарии к данной статье отключены.