С началом большой европейской войны встречи в воздухе между самолетами стали происходить все чаще и чаще, и лишь вопросом времени было появление первого победителя в воздушном бою и его первой жертвы
Военные аэропланы появились всего за пять лет до начала Первой мировой войны, но даже за такое короткое время они успели доказать свою важность и даже незаменимость в современной войне. Как средство разведки самолеты проявили себя на первых же маневрах, а как «средство доставки динамита» их начали использовать во время нескольких локальных конфликтов 1911–1913 гг.
С началом большой европейской войны встречи в воздухе между самолетами стали происходить гораздо чаще, чем это было во время Балканских войн или в ходе гражданской войны в Мексике. Начались и боевые столкновения между ними. Пулеметы в подавляющем большинстве случаев на ранних аэропланах отсутствовали, поэтому авиаторы обычно обменивались выстрелами из личного оружия или карабинов.

во время Первой мировой войны. На этом снимке он отдыхает рядом со своим самолетом B.E.2a
во время промежуточной остановки при перебазировании 2-й эскадрильи из Англии на фронт
(http://wikimedia.org)
Лишь вопросом времени было появление первого победителя в воздушном бою и его первой жертвы. То, что воздушную победу первыми удалось одержать английским летчикам, можно воспринимать как простую случайность, а можно счесть и некоей вселенской справедливостью. Именно англичане первыми на уровне командования, а не отдельных офицеров приняли идею воздушного боя, первыми заказали проектирование специализированных самолетов для его ведения и еще до начала войны успели запустить в серийное производство первый в мире самолет-истребитель. Они же, и также до начала боевых действий, приняли на вооружение авиации автоматическое стрелковое оружие, причем не только в качестве наступательного (для истребителей), но и оборонительного (для всех остальных самолетов).
Впрочем, использование пулеметов на аэропланах довоенной постройки неизменно давало отрицательный результат: даже относительно небольшой вес «Льюиса», нескольких снаряженных дисков к нему и пулеметной установки ухудшал и без того неважные летные данные маломощных самолетов, поэтому экипажи первое время предпочитали брать в полет более легкое неавтоматическое оружие.
25 августа 1914 три самолета B.E.2 «первого поколения» (B.E.2, 2a и 2b) из 2-й эскадрильи RFC вступили в бой с неприятельским аппаратом типа «Таубе». Так как ни на одном самолете не было не то что пулемета, а даже винтовки или карабина, то вся тактика боя заключалась в агрессивном поведении (в т.ч. демонстративном прижимании колесами сверху) и стрельбе из личного оружия. Вскоре немцы не выдержали напора британцев и пошли на посадку.

(коллекция автора)
Один из английских самолетов остался в небе, а два других приземлились рядом со своими визави, летчики которых, лейтенанты Хьюберт Харви-Келли (Hubert D. Harvey-Kelly) и Уильям Мэнсфилд (William H.C. Mansfield), решили продолжить бой на земле. По правде говоря, они надеялись, что немцы просто сдадутся в плен, но тех не устраивал ни неравный бой (вполне возможно, что у них закончились патроны или вообще отсутствовало оружие), ни пленение, поэтому они не стали дожидаться посадки англичан, а сразу обратились в бегство и сумели в итоге скрыться от погони в близлежащем лесу.
Вернувшись к импровизированной посадочной площадке, британцы свинтили и срезали с германского аэроплана несколько сувениров и бросили в его бензобак горящий кусок промасленной тряпки, так как место было удаленное от населенных пунктов и не было никакой возможности вывезти трофей. Завершив таким образом воздушный бой, оба экипажа благополучно взлетели и вернулись на свой аэродром.
Позднее в тот же день еще один воздушный бой провел экипаж такого же B.E.2 «первого поколения» из состава 4-й эскадрильи RFC, состав которого, к сожалению, на данный момент не известен. На этом самолете тоже имелось лишь личное оружие экипажа, но его вполне хватило для того, чтобы принудить неприятельский самолет неназванного типа к посадке в районе Ле-Кенуа (Le Quesnoy). На этот раз самолет стал трофеем, но судьба его экипажа осталась не отражена в документах.

Зато во французских документах сохранилась информация о том, что 25 августа в районе Кенуа (Quesnoy) стрелковым огнем пехотных подразделений был «сбит в пламени» двухместный самолет противника, оба члена экипажа которого погибли. Конечно, есть вероятность того, что имеются в виду разные населенные пункты с похожим названием (а между районами Лилля и Валансьена известно три разных «Кенуа»), но более вероятен двойной зачет одного и того же сбитого самолета.
Как бы то ни было, эти эпизоды стали первыми известными воздушными победами в истории мировой авиации. Говоря словами известного российского авиатора Е. Н. Крутеня, сказанными, впрочем, по другому поводу, начало воздушному бою было положено, и первыми бойцами оказались летчики Королевского Летного Корпуса, которые «в буквальном смысле, сражаясь в небе, сумели уничтожить пять вражеских машин» (цитата из первого отчета командующего Британскими экспедиционными силами фельдмаршала Джона Френча, датированного 7 сентября 1914).