Почти всю Первую мировую войну Константин Арцеулов, внук знаменитого художника Ивана Айвазовского, не расставался с небом. Будучи опытным военным лётчиком, осенью 1916 года он стал инструктором по подготовке пилотов-истребителей в Севастопольской авиационной школе.
На заре авиации для уверенного ведения войны в воздухе необходимо было решить ряд проблем — в том числе понять, как бороться с частым штопором самолётов. Считалось, что попавшая в штопор машина не может из него выйти и обречена упасть на землю. Решение этой проблемы пришло в голову Константину Арцеулову. Теоретические расчёты подсказали ему, что в ситуации штопора надо отдавать ручку управления от себя, а педалями отклонять руль направления в сторону, обратную штопору.
24 сентября 1916 года Арцеулов проверил свою теорию на практике. Сидя за штурвалом самолёта «Ньюпор-21», он поднялся на высоту 2 000 м, вошёл в штопор и, выполнив три витка, сумел перевести самолёт в пикирование. В октябре того же года штопор вошёл в программу обучения Севастопольской авиационной школы, и вскоре русские военные лётчики стали применять его в боевой практике. Они преднамеренно вводили свои машины в штопор и, когда обманувшийся противник прекращал стрельбу, выходили из этого режима полёта и покидали зону обстрела.
После Октябрьской революции Константин Арцеулов продолжал обучать пилотов (среди них был и будущий Герой Советского Союза Валерий Чкалов), испытывал самолёты и проводил аэрофотосъёмки. Позже лётчик пошёл по стопам своего деда и стал профессиональным художником.
Комментарии к данной статье отключены.