После окончания советско-польской войны в 1921 году Вислинская флотилия оказалась наиболее боеспособным соединением польских ВМС. В то же время страна нуждалась в развитии морского флота, и единственную речную флотилию решили разместить в Пинске на беспокойных «кресах всходних». Судьба отряда польских ВМС на «Пинском море» стала интересной и ныне малоизвестной страницей истории Польши.
Конец Вислинской флотилии
На момент окончания советско-польской войны (в марте 1921 года) базировавшаяся в Модлине Вислинская флотилия объективно являлась самым сильным и боеспособным соединением польских военно-морских сил. Помимо десятка вооружённых пароходов, она имела в своём составе четыре речных монитора, оперативно построенных по польскому заказу на верфи Danziger Werft в Вольном городе Данциге в 1920 году. То были первые полноценные боевые корабли, которые получила Польша с момента восстановления независимости в ноябре 1918 года.
Мониторы «гданьского» типа, также известные как тип Warszawa, получили названия в честь населённых пунктов и мест боёв советско-польской войны: Warszawa, Horodyszcze, Pińsk и Mozyrz. Они обладали водоизмещением 110 т и несли лёгкое противопульное бронирование корпуса толщиной до 10 мм. Два дизельных двигателя позволяли развивать скорость до 10 км/ч. Вооружение изначально состояло из двух 105-мм пушек в двух башнях и пяти башенных установок 7,92-мм пулемётов. Численность экипажа монитора «гданьского» типа достигала 44 человек.
Летом-осенью 1921 года Вислинская флотилия получила 15 вооружённых пулемётами моторных катеров, которые закупили в Чехословакии и Австрии. Известно, что они были построены незадолго до падения Австро-Венгерской империи в 1918 году. В свою очередь, мониторы Warszawa и Mozyrz весной 1922 года направились по внутренним водным путям в Пинск, где вошли в состав только что возрождённой Пинской флотилии. Вопрос безопасности на «кресах всходних» стоял тогда остро, что во многом предопределило дальнейшее развитие речных сил польских ВМС.
В первой половине 20-х годов Вислинская флотилия активно участвовала в боевой учёбе польского военного флота. Так, на больших манёврах 1924 года мониторы Horodyszcze и Pińsk выходили для учений в Гданьский залив и действовали совместно с главными силами флота в прибрежной морской зоне. На базе флотилии функционировали школы и курсы подготовки морских специалистов: матросов, подхорунжих и офицеров.
И всё-таки к середине 20-х годов речная флотилия на Висле утратила стратегическую ценность в глазах польского военно-политического руководства. Приоритетным направлением выглядело развитие полноценного морского флота: строительство военно-морской базы в Гдыне, заказ за границей новых боевых кораблей. В качестве главного противника Польши рассматривался Советский Союз, что требовало усиления военного присутствия на «кресах всходних». При этом неизбежно приходилось учитывать и ограниченные финансовые возможности польского государства.
В июле 1925 года новый командующий польских ВМС командор Ежи Свирский приказал расформировать Вислинскую флотилию. Ликвидационные работы завершились в октябре того же года. Самые ценные боевые единицы (мониторы Horodyszcze и Pińsk) переводились по внутренним водным путям в Пинск. Катера и вспомогательные суда частично направлялись в Пинск, частично раздавались различным подразделениям ВМС. Некоторые из бывших боевых единиц разоружили и передали гражданским владельцам. Недвижимое имущество флотилии досталась комендатуре порта Модлин и Офицерской школе ВМС, базировавшейся в Торуни.
Бывшие мастерские ВМС в Модлине в 1928 году превратили в Государственную модлинскую судоверфь, которая быстро стала одним из центров военного кораблестроения Польши. В 1930-1932 годах на этой верфи построили четыре катера для Пограничной стражи, среди которых был знаменитый Batory, сохранившийся до наших дней. В 1934-1935 годах на модлинской верфи строились мореходные тральщики Rybitwa и Czajka — на то время самые крупные военные корабли польской постройки.
Возрождение Пинской флотилии
В марте 1922 года Отдельный отряд Вислинской флотилии на Припяти официально переименовали в Пинскую флотилию. Тем самым соединение стало полноправным преемником одноимённой флотилии, активно действовавшей во время советско-польской войны в 1919-1920 годах. Вскоре в Пинск прибыли первые полноценные боевые корабли — переведённые с Вислы мониторы «гданьского» типа Warszawa и Mozyrz. Монитор, названный в честь города Мозырь, оказавшегося на территории Белорусской ССР, в 1923 году по политическим причинам переименовали в Toruń.
Первые годы возрождённой Пинской флотилии оказались очень сложными. Власть польского государства на «кресах всходних» была ещё крайне слабой, в новообразованном Полесском воеводстве активно действовали просоветские партизаны и безыдейные бандиты. Финансирование флотилии было недостаточным, материальная база находилась в плохом состоянии. Серьёзные проблемы имелись с качеством личного состава и уровнем подготовки. Служба на «Пинском море», как называли реки и болота Полесья, по понятным причинам не считалась у моряков престижной и перспективной.
Пусть и медленно, но Пинская флотилия усиливалась. Боевые возможности соединения существенно выросли после получения самых ценных кораблей и катеров расформированной Вислинской флотилии. В 1926 году на Полесье прибыли мониторы «гданьского» типа Horodyszcze и Pińsk, которые сопровождали 7 вооружённых катеров и 10 вспомогательных судов. Окончательно ядро польских сил на «Пинском море» сформировалось весной 1927 года. В состав флотилии вошли речные мониторы Kraków и Wilno, построенные в 1926 году на краковском предприятии Polskie Fabryki Maszyn i Wagonów L. Zieleniewski.
Мониторы «краковского» типа стали первыми боевыми кораблями польской постройки. От уже имевшихся мониторов «гданьского» типа они отличались в первую очередь меньшими размерами (70 т) и другим составом вооружения (изначально — одно 100-мм и два 75-мм орудия в двух башнях, 4 лёгких пулемёта калибра 7,92 мм). Бронирование оставалось противопульным, толщиной не более 10 мм. «Краковские» мониторы развивали скорость до 10 км/ч, экипаж каждого из них составлял около 40 человек.
В феврале 1927 года командование Пинской флотилией принял командор-подпоручик Витольд Зайончковский, считавшийся талантливым администратором. Самый знаменитый командир польского речного флота оставался в должности до сентября 1939 года, поднявшись в звании до полного командора (в 1935 году). Помимо симпатий начальства, Зайончковский завоевал высокий авторитет не только у подчинённых, но и у гражданского населения «кресов». Об этом красноречиво говорит закрепившееся за командором прозвище — «Князь Полесья».
С самого начала своего руководства флотилией Зайончковский решительно взялся за дело, стремясь устранить наболевшие проблемы подчинённого ему соединения. В 1928-1929 годах началось обустройство Пинского речного порта и портовых мастерских. Они долго пребывали в жалком состоянии и не могли справляться со своими обязанностями, но за несколько лет в Пинске наконец-то создали полноценную базу речного флота. В 1928 году при флотилии начала работать школа специалистов, готовившая квалифицированных речных моряков.
Изменилась система боевой подготовки и организационно-штатная структура. Вместо существовавших ранее групп кораблей отдельных типов (мониторы, канонерские лодки, катера) Зайончковский сформировал три смешанных дивизиона, каждый из которых состоял из кораблей и катеров разных типов и мог действовать автономно. Такая структура считалась удачной и просуществовала до самой гибели флотилии. В 1928 году в Пинске был сформирован Речной авиационный взвод: для действий совместно с мониторами предназначались шесть летающих лодок Schreck FBA-17 HMT-2 французской постройки.
Командование флотилии обратило внимание на дисциплину и мотивацию военнослужащих. За первые два-три года руководства Зайончковского для моряков были созданы оркестр, библиотека, любительский театр, футбольная команда Kotwica («Якорь»), позднее выросшая в одноимённое спортивное общество. Начал работу военный потребительский кооператив, занимавшийся в том числе производством продуктов. В кооперативных магазинах можно было расплачиваться денежными единицами — бонами флотилии.
Правление «Князя Полесья»
В октябре 1931 года Пинская флотилия была официально переименована в Речную флотилию Военно-морских сил (Flotylla Rzeczna Marynarki Wojennej), что подразумевало статус единственного речного соединения в составе военного флота Польши. Изменением названия дело не ограничилось, принимались меры по усилению боеспособности флотилии. Этому содействовало то, что портовые мастерские в Пинске превратились в крупное по меркам межвоенной Польши предприятие, способное на месте осуществлять ремонт, модернизацию и даже строительство боевых единиц речного флота.
В 1930-1931 годах модернизацию прошли мониторы «гданьского» типа. В одной из башен устанавливалась 100-мм гаубица, во вторую — спаренная установка 75-мм пушек. Количество пулемётов уменьшилось до четырёх. В 1932 году мониторы «краковского» типа перевооружили тремя 100-мм орудиями в двух башнях, что увеличило их водоизмещение до 90 т. Количество пулемётов при этом уменьшилось до трёх.
Модернизация мониторов «гданьского» типа продолжилась во второй половине 30-х годов. Известно, что корабли получили комплекты поплавков, уменьшавшие их осадку, кроме того, заменялись двигатели. К 1939 году мониторы повторно перевооружили, заменив 100-мм гаубицы третьей 75-мм пушкой. Какое-либо адекватное зенитное вооружение по-прежнему отсутствовало. Мониторы «краковского» типа к 1939 году дополнительно вооружили одним тяжёлым пулемётом калибра 13,2 мм. В процессе модернизаций внешний вид мониторов заметно изменился по сравнению с изначальным.
На Пинской судоверфи в 30-е годы развернулось довольно активное строительство для нужд Речной флотилии. До 1939 года в строй вошли 3 канонерских лодки, 11 катеров различного назначения, минный заградитель, 7 речных катерных тральщиков и другие суда. Самыми ценными из этих боевых единиц являлись три канонерки типа Z, построенные в 1932-1933 годах и получившие названия Zaradna, Zuchwała и Zawzięta. По сути, это были тяжёлые бронекатера водоизмещением 35 т. Канонерскими лодками они назывались из-за сильного для своих размеров вооружения: башенная установка 100-мм гаубицы дополнялась башней бронеавтомобиля wz. 34 с 37-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом. Скорость хода канонерок типа Z составляла 10 км/ч, экипаж насчитывал 15 человек.
Боевые единицы для Речной флотилии строились и на судоверфи в Модлине, на бывшей базе Вислинской флотилии. Среди модлинских проектов стоит выделить тяжёлый бронекатер, построенный в 1932-1934 годах под названием Nieuchwytny. При водоизмещении 38 т он развивал довольно высокую скорость в 21 км/ч, экипаж составлял до 18 человек. Вооружение состояло из башенной установки 40-мм автоматической пушки и башни от бронеавтомобиля с 37-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом. Планировалась постройка серии катеров типа N, но по финансовым причинам пришлось довольствоваться только одним.
Речной авиационный взвод на рубеже 20-30-х годов получил соответствующую инфраструктуру, ангары и мастерские для гидросамолётов. Шестёрка аэропланов Schreck FBA-17 HMT-2 использовалась на учениях для разведки и корректировки огня мониторов. В 1933 году взвод переименовали в эскадру, но реальная боеспособность от этого выросла незначительно. Известно, что в Пинск направили ещё один гидросамолёт Lublin R.XIIIbis и колёсный самолёт PWS-5 (оба польской постройки). Вопрос с закупкой новых самолётов для Речной флотилии решить так и не удалось. Как следствие, из-за износа и морального устаревания летающих лодок Schreck FBA-17 HMT-2 в 1937 году Речную авиационную эскадру расформировали.
Проблемы с финансированием существенно ограничивали возможности развития польской Речной флотилии в 30-е годы. Нереализованными остались проекты новых мониторов, пришлось отказаться от серийного строительства современных боевых катеров. Например, помимо Nieuchwytny в единственном числе остался построенный в 1938-1939 годах в Пинске разведывательный катер KU-30 — перспективная конструкция с алюминиевым корпусом. Нерешённой осталась проблема воздушного обеспечения действий флотилии, остро не хватало современных средств ПВО.
И всё-таки 30-е годы во многих аспектах стали «золотым веком» Речной флотилии, о котором матросы и офицеры, прошедшие тяготы Второй мировой войны, вспоминали потом с ностальгией. Служба шла в стабильном размеренном ритме: в тёплое время года велась очередная кампания, в ходе которой флотилия занималась боевой учёбой. Осенью корабли ставились в ремонт, а личный состав, помимо прочего, до весны занимался теоретической подготовкой в Школе речных специалистов. Быт флотилии стал неотъемлемой частью жизни Пинска и его окрестностей — достаточно сказать, что портовые мастерские и судоверфь являлись одним из крупнейших работодателей в регионе.
Моряки участвовали в государственных праздниках и церемониях, демонстрируя власть Польши на Полесье. Занимались они и более прозаичными делами: помогали населению во время наводнений и пожаров, боролись с комарами на болотах. Неизменной популярностью пользовались оркестр и любительский театр флотилии. Футбольная команда Kotwica считалась одной из лучших в Полесском воеводстве, а в 1935-1936 годах она два раза подряд претендовала на выход в Экстракласу (высшую лигу Польши), проиграв в переходных матчах. В 1937 году речные моряки стали чемпионами ВМС по футболу.
Несмотря на то что матросы и офицеры польского происхождения составляли абсолютное меньшинство среди «тутейшых» жителей Полесья, отношения с местным населением у личного состава были дружественными. За исключением неизбежных загулов пьяных моряков, о каких-либо серьёзных конфликтах, связанных с пребыванием Речной флотилии в Пинске, сегодня неизвестно. Впрочем, 1939 год положил конец и флоту на «Пинском море», и «кресам всходним», и самой Второй Речи Посполитой. О печальном финале речных сил польского ВМФ речь пойдёт в завершающей статье этого цикла.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Dołgowski Andrzej «Brześć nad Bugiem. Podróż w czasie 1918-1939» – Warszawa, Bellona, 2016
- facebook.com/flotyllerzeczne
- facebook.com/NarodoweMuzeumMorskie
- https://forum.dobroni.pl/historyczne.html
- Klein P., Klim J., Paternoga R., Ronowski W. «Uzbrojone rzeki. Flotylle Niepodległej» – Gdańsk, Narodowe Muzeum Morskie, 2018
- Malicki Jakub «Marynarze nie dopłynęli do elity» http://polskielogo.net/kotwica-pinsk/
- Lipka Michał «Eskadra rzeczna. Ale nie wodna, tylko powietrzna» https://historia.trojmiasto.pl/Eskadra-rzeczna-Ale-nie-wodna-tylko-powietrzna-n92772.html
- http://www.muzeummw.pl/ (официальный сайт Музея ВМС в Гдыне)
- https://www.szukajwarchiwach.gov.pl/
Комментарии к данной статье отключены.