Трагический для Польши сентябрь 1939 года в полной мере отразился и на судьбе матросов и офицеров Речной флотилии. Небольшой отряд катеров, направленный на Вислу, оказался в самом центре урагана немецкого блицкрига. Находившиеся в Пинске главные силы флотилии оказались бессильны перед вторжением Красной армии. И всё же речные моряки сражались до самого конца организованного сопротивления, а некоторые из них продолжили борьбу в подполье или изгнании.
Судьба отдельного отряда «Висла»
Речная флотилия польских ВМС на Висле не существовала с 1925 года. Однако на фоне ухудшавшихся отношений с Германией с конца 1938 года изучался вопрос её восстановления в том или ином виде. Окончательное решение было принято 4 апреля 1939 года, когда командование военного флота приказало сформировать из сил Речной флотилии в Пинске Отдельный отряда «Висла» (Oddział Wydzielony «Wisła»). С Полесья железнодорожным транспортом в Модлин отправлялись следующие боевые единицы:
- бронекатер Nieuchwytny — самый крупный и ценный в отряде. Катер имел водоизмещение 38,5 т, развивал скорость в 11 узлов. Он был вооружён башенной установкой 40-мм автоматического «бофорса», 37-мм танковой пушкой и 7,92-мм пулемётом в башне от бронеавтомобиля. Команда насчитывала 16 человек;
- катер KU-30 — экспериментальный проект с корпусом из алюминия, включён в состав отряда сразу после окончания постройки и прохождения испытаний. Катер имел водоизмещение 9 т, развивал скорость 21 узел, был вооружён спаренной установкой 13,2-мм тяжёлых пулемётов. Команда состояла из 8 человек;
- катера KU-4 и KU-5 — бывшие австрийские катера водоизмещением 8 т, каждый вооружён 37-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом;
- катер KU-6 — водоизмещение 9 т, вооружён 7,92-мм пулемётом;
- катера KM-12 и KM-13 — водоизмещение 4,7 т, каждый вооружён двумя 7,92-мм пулемётами.
Штаб отряда разместился на старом речном пароходе Hetman Żółkiewski, также в наличии имелись несколько вспомогательных судов, катеров и плавсредств. Личный состав насчитывал 2 офицеров, 20 подофицеров и 55 матросов. Командиром отдельного отряда «Висла» стал командор-подпоручик Роман Канафойский, ранее служивший командиром одного из дивизионов Речной флотилии в Пинске.
6 июля 1939 года отряд «Висла» разместился на базе в Быдгоще и поступил в оперативное подчинение штаба армии «Поморье» (командующий — генерал дивизии Владислав Бортновский). Командор-подпоручик Канафойский получил приказ обеспечивать защиту коммуникаций в нижнем течении Вислы до границы с Данцигом. Нетрудно догадаться, что масштаб задачи явно превосходил возможности моряков, но высшее командование не обращало на это внимания. Как бы то ни было, по воле судьбы катера отряда «Висла» стали единственными боевыми единицами речных сил польского ВМФ, которые приняли непосредственное участие в войне с Германией.
31 августа 1939 года отряд «Висла» был приведён в состояние полной боевой готовности. Война для соединения началась 2 сентября, когда катера обеспечивали противовоздушную оборону мостов в Быдгоще, претендуя на два или три сбитых немецких бомбардировщика. 3 сентября отряд под сильным немецким огнём обеспечил переправу через Вислу разбитых частей 2-го полка шволежеров Поморской кавалерийской бригады. Затем моряки несколько дней участвовали в обороне Торуни, где им удалось уничтожить одну из немецких переправ. В ходе отступления на юг по Висле 9 сентября команда KU-4 из 37-мм пушки подбила вражеский танк Pz.Kpfw II, пытавшийся обстреливать катера с берега.
Отряд «Висла» имел приказ отступать к Модлину, но сильное обмеление реки, подрыв мостов на пути и успешное наступление немцев воспрепятствовали этому. 10 сентября командор-подпоручик Канафойский принял решение затопить боевые единицы и вспомогательные суда на подступах к Плоцку. Гибели избежал лишь катер KU-30, командир которого боцман Эдвард Адамошек решил рискнуть. Благодаря лёгкой конструкции и высокой скорости KU-30, несмотря на все препятствия, 11 сентября героически прорвался сквозь немецкие позиции в Модлин.
Из личного состава отряда «Висла» была сформирована пешая боевая группа, которая присоединилась к 27-й пехотной дивизии и участвовала в сражении на Бзуре. Малочисленные моряки продемонстрировали впечатляющую храбрость и стойкость, но, конечно же, были разбиты вместе с армейскими частями, пытавшимися прорваться к Варшаве. Командор-подпоручик Канафойский попал в плен 19 сентября, его отряд прекратил существование. Известно, что в боях погибли 6 или 7 моряков.
Единственная оставшаяся в строю боевая единица польского речного флота, катер KU-30, участвовала в героической обороне Модлинской крепости. Катер использовался в качестве плавучей зенитной батареи для обороны мостов и претендовал на три сбитых немецких самолёта — два 21 сентября и один 24 сентября (правдоподобие этих заявок оспаривается). Командовавший обороной Модлина генерал бригады Виктор Томме представил командира катера и расчёт пулемётной установки (боцман-мат Сосновский и старший матрос Пиотровский) к награждению Крестом храбрых. Увы, после начала переговоров о капитуляции гарнизона крепости в ночь с 28 на 29 сентября KU-30 пришлось затопить. Его команда сдалась в плен вместе с защитниками крепости.
Речная флотилия перед бурей
Главные силы польской Речной флотилии, остававшиеся в Пинске, после создания отряда «Висла» состояли из трёх боевых дивизионов:
- 1-й дивизион (командир — капитан флота Мечислав Серкучевский): мониторы Kraków и Wilno, канонерские лодки Zaradna, Zuchwała, Zawzięta, 5 вооружённых катеров, вооружённый пароход Generał Sikorski, баржа снабжения и связной катер;
- 2-й дивизион (командир — командор-подпоручик Стефан Каминьский): мониторы Warszawa и Horodyszcze, 4 вооружённых катера, вооружённый пароход Hetman Chodkiewicz, баржа снабжения и связной катер;
- 3-й дивизион (командир — капитан флота Бронислав Бончак): мониторы Pińsk и Toruń, 5 вооружённых катеров, вооружённый пароход Generał Szeptycki, баржа снабжения и связной катер.
Также в состав флотилии входили минно-газовый отряд, отряд связи, база снабжения с плавсредствами, различные береговые службы и учебные части. Всего на вооружении имелось 6 речных мониторов, 3 канонерских лодки, 4 вооружённых парохода, 19 вооружённых катеров, 7 катерных тральщиков, минный заградитель и около 50 вспомогательных судов и катеров различного назначения. Личный состав насчитывал около 2000 человек. Командовал Речной флотилией командор Витольд Зайончковский, занимавший эту должность с 1927 года.
Проблемы с финансированием Речной флотилии в 30-е годы привели к тому, что с 1937 года в её составе отсутствовала авиационная часть. Известно, что в 1939 году планировалось возродить Речную авиационную эскадру и вооружить её новыми гидросамолётами RWD-17 польского производства. К лету 1939 года были построены пять таких машин. Четыре из них находились в Варшаве, а одна — в Пуцке на берегу Гданьского залива, на главной базе польской морской авиации. Ни один из гидропланов в Пинск не попал.
27 августа 1939 года Речная флотилия была приведена в боевую готовность, началась мобилизация резервистов. После получения информации о начале боевых действий корабли и катера рассредоточились по Припяти для противовоздушной обороны автомобильных и железнодорожных мостов. 3 сентября немецкая авиация начала наносить бомбовые удары по территории Полесского воеводства. По польским данным, 8 сентября во время авиаудара по переправе через Припять вооружённый пароход Hetman Chodkiewicz сбил пулемётным огнём три или четыре немецких самолёта.
По мере неудачного для Польши развития событий на фронте в Пинске накапливался личный состав военно-морских сил. 12 сентября в город прибыла эвакуированная из Гдыни Школа подхорунжих ВМС. Также в распоряжение Речной флотилии направлялись резервисты, которые по объективным причинам не могли попасть на Побережье. Из личного состава береговых служб, курсантов и резервистов срочно сформировали два пеших морских батальона общей численностью в 1000-1200 человек.
13 сентября Речная флотилия официально вошла в состав Отдельной оперативной группы «Полесье» (Samodzielna Grupa Operacyjna «Polesie») генерала бригады Францишека Клееберга. 14-16 сентября группа обороняла Брестскую крепость от частей наступавшего из Восточной Пруссии 19-го немецкого танкового корпуса, затем несколько дней велись бои за Кобрин. Перед Речной флотилией по-прежнему стояла задача защиты переправ на Припяти, пехотные батальоны и тыловые части оставались в резерве в Пинске. Какого-либо заметного участия в боях за Брест-над-Бугом и Кобрин моряки не принимали.
Вторжение Красной армии на территорию «кресов всходних» 17 сентября полностью разрушило даже теоретические планы польской обороны. Польское командование отдало приказ по возможности не вступать в бой с советскими войсками, гражданская и военная администрация восточных воеводств фактически перестала существовать, резко активизировалось просоветское подполье. В сложившихся обстоятельствах части оперативной группы «Полесье» могли либо прорываться на помощь оборонявшейся Варшаве, либо отступать в сторону венгерской и румынской границ.
Горе побеждённым
Теоретически корабли и суда Речной флотилии могли попытаться уйти на запад по Днепровско-Бугскому (Королевскому) каналу, однако низкий уровень воды, общая стратегическая ситуация и развал польских вооружённых сил делали такой прорыв почти невозможным. С 18 по 20 сентября большинство кораблей, катеров и судов флотилии были затоплены или взорваны командами на Припяти и её притоках. В ходе этих событий, вероятно, имели место отдельные плохо документированные столкновения боевых единиц флотилии с советскими войсками. Например, утверждается, что 20 сентября катерный тральщик Т-5 был потоплен советскими танками на реке Ясельда.
20 сентября, перед вступлением Красной армии в Пинск, инженеры Речной флотилии подорвали мост, тем самым задержав противника. В тот день город покинул последний отряд кораблей — монитор Kraków с группой до 30 катеров и вспомогательных судов, под общим командованием командора-подпоручика Стефана Каминьского. Командир монитора капитан артиллерии Ежи Войцеховский заявил, что будет сражаться, «чтобы не закончить войну без выстрела», однако на входе в Королевский канал путь соединению преградил взорванный польскими же сапёрами железнодорожный мост. Корабли и суда всё-таки пришлось затопить, последний польский монитор Kraków пошёл на дно днём 21 сентября. Из спешенных команд сформировали 3-й морской батальон, который отстал от главных сил и присоединился к отступавшим частям Корпуса охраны пограничья.
Бо́льшая часть личного состава Речной флотилии, включая 1-й и 2-й морские батальоны, оказалась в рядах оперативной группы «Полесье» генерала Клееберга, в штаб которого вошёл командор Зайончковский. Группа сначала отступала в сторону венгерской и румынской границ, но 22 сентября направилась на помощь осаждённой Варшаве и, несмотря на попытки преследования со стороны Красной армии, форсировала Буг к югу от Бреста. Узнав о капитуляции столицы, Клееберг несмотря ни на что решил продолжить борьбу. 28 сентября генерал переформировал свои ослабленные войска, в наличии у него оставалось около 18 000 человек. С учётом дезертирства, принявшего весьма широкие масштабы, в группе «Полесье» сражались фактически только добровольцы.
Из сохранивших верность присяге моряков Речной флотилии, включая оставшихся с польскими товарищами белорусов и украинцев, сформировали морской батальон под командованием командора-подпоручика Стефана Каминьского и ещё одну роту. Обе части вошли в состав импровизированной 60-й пехотной дивизии полковника Адама Эплера. 29-30 сентября дивизия успешно прорвалась через заслон Красной армии у деревни Яблонь. Затем моряки приняли участие в сражении у города Коцк 2-6 октября, ведя бои за деревню Воля-Гуловская с частями немецкой 13-й мотопехотной дивизии.
Последнее сражение Оборонительной войны шло для поляков относительно успешно, однако очевидное отсутствие каких-либо перспектив при острой нехватке боеприпасов вынудило генерала Клееберга начать переговоры о капитуляции. 6 октября войска оперативной группы «Полесье» организованно сложили оружие. Часть личного состава, включая моряков, так или иначе избежала плена. Среди них оказался командор Зайончковский, который, как утверждается, получил от генерала Клееберга разрешение действовать самостоятельно.
3-й пеший морской батальон, сформированный преимущественно из команд затопленных кораблей и судов, изначально следовал в сторону венгерской и румынской границ в составе сводной группы Корпуса охраны пограничья. До 500 моряков не имели нормально организованного командования и оказались явно плохо подготовлены к действиям на суше. 24 сентября отряд отстал от главных сил пограничников, а на следующий день разбился на две группы, одна из которых направилась в сторону Бреста, а вторая — в сторону Ковеля.
Обе группы моряков были уничтожены частями Красной армии при поддержке «народных милиционеров» из числа местного населения. Известна печальная судьба «брестской» группы, которая 26 сентября сдалась в плен частям советской 32-й танковой бригады к юго-востоку от города Малорита. Дальнейшие события во многом остаются загадкой, но между днём 26 и утром 28 сентября не менее 18 польских офицеров расстреляли в деревне Мокраны — возможно, в связи с попыткой побега одного из них. В этом военном преступлении обвиняют, как правило, местных «ополченцев», но вполне вероятно, что в нём участвовали и красноармейцы.
Точное число жертв среди военнослужащих Речной флотилии в сентябре 1939 года установить сложно из-за царившего хаоса, невозможности задокументировать события, неизбежного наличия пропавших без вести, террора «народных милиционеров» и т.д. Достоверно погибшими в ходе боевых действий, включая убитых в Мокранах, считаются не менее 50 человек, но эту цифру невозможно рассматривать как окончательную.
Эпилог
Абсолютное большинство попавших в плен матросов и офицеров из отряда «Висла» и группы «Полесье» были освобождены только в 1945 году. Число избежавших плена неизвестно, однако некоторые из них активно участвовали в деятельности сил Сопротивления, в том числе в Варшавском восстании. Кое-кто из речных моряков смог добраться до нейтральных стран — среди них был командор Зайончковский. Через Литву и Швецию он достиг Великобритании, где бо́льшую часть войны командовал береговой базой польских ВМС. В 1947 году Зайончковский эмигрировал в Канаду, где и скончался в 1977 году.
Не менее 30 офицеров Речной флотилии, попавших в советский плен, стали жертвами Катыни, погибли или умерли в заключении. Некоторые из выживших продолжили борьбу в рядах польских вооружённых сил на Западе, кто-то вступил в просоветское Народное Войско Польское. В конце 1944 года «народная армия» сформировала батальон морской пехоты из военных с соответствующим опытом службы. Морпехи не успели поучаствовать в боях, но с апреля 1945 года обеспечивали установление польской власти в Гданьске.
Пять из шести мониторов Речной флотилии (за исключением взорванного Wilno), все три канонерские лодки, не менее девяти катеров и некоторые из вспомогательных судов уже в октябре 1939 года были подняты советскими военными моряками. После ремонта и перевооружения они вошли в строй Днепровской военной флотилии, а с июля 1940 года — Пинской военной флотилии. С началом Великой Отечественной войны флотилия активно действовала в бассейнах Припяти и Днепра, её последние боевые единицы погибли при обороне Киева в сентябре 1941 года.
Любопытно, что три бывших польских бронекатера были найдены советскими моряками в Киеве зимой 1943-1944 годов. Их отремонтировали, перевооружили и повторно ввели в состав Днепровской военной флотилии. Один из катеров мог использоваться только как плавсредство, но два других (БК-36 и БК-37) воевали до самого конца войны. Они приняли участие в освобождении Польши и, по имеющимся данным, закончили войну на канале Гогенцоллерн в Германии, где и были оставлены при расформировании флотилии.
Интересной выглядит «посмертная» судьба некоторых из катеров отдельного отряда «Висла», введённых в строй немцами. Современный KU-30 с его передовым алюминиевым корпусом искренне заинтересовал победителей: в 1940 году его подняли и направили для изучения в Германию. Дальнейшая судьба катера малоизвестна, но считается, что его вернули на службу и он с разными целями использовался до конца войны на Висле и Одере. Вероятно, в 1949 году бывший KU-30 был найден поляками, но больше в строй не вводился.
Неожиданно долговечной оказалась «биография» бронекатера Nieuchwytny. Немцы подняли его в конце 1939 года и ввели в строй под названием Pionier. Катер служил в составе речного отряда на Висле, в 1942-1943 годах прошёл в Варшаве капитальный ремонт и модернизацию с заменой вооружения. В августе 1944 года Pionier чуть было не захватили в базе повстанцы, но в итоге он активно применялся немцами при подавлении Варшавского восстания. В январе 1945 года катер вновь затопили на Висле, а через два года его опять подняли и ввели в строй — на сей раз поляки. Под названием Okoń ветеран служил в составе ВМС и пограничной службы на Щецинском заливе и был разделан на металл только в 1973 году.
Источники и литература:
- Borowiak Mariusz «Ciężki Kuter Uzbrojony Nieuchwytny. Ścigacz rzeczny KU 30» — Warszawa, Edipresse, 2014
- facebook.com/flotyllerzeczne
- facebook.com/NarodoweMuzeumMorskie
- https://forum.dobroni.pl/historyczne.html
- Klein P., Klim J., Paternoga R., Ronowski W. «Uzbrojone rzeki. Flotylle Niepodległej» — Gdańsk, Narodowe Muzeum Morskie, 2018
- Lipka Michał «Oddział Wisła przegrał z rzeką, nie z Niemcami» https://historia.trojmiasto.pl/Oddzial-Wisla-przegral-z-rzeka-nie-z-Niemcami-n91897.html
- Melnikau Ihar «Tragedia pińskich marynarzy» https://minsk.msz.gov.pl/pl/aktualnosci/historia/flotapinska
- http://www.muzeummw.pl/ (официальный сайт Музея ВМС в Гдыне)
- https://www.szukajwarchiwach.gov.pl/
Комментарии к данной статье отключены.