Начало Второй мировой войны в воздухе выглядело чинно и благородно — конечно, если не считать судьбы несчастной Польши, столицу которой самолёты люфтваффе без всяких сомнений равняли с землёй. До бомбардировок Роттердама было далеко, до Ковентри — ещё дальше, а Кёльн, Гамбург и Дрезден фактически жили мирной жизнью. На вражеские города поначалу сыпались только листовки. Впрочем, для противника это должно было стать первым тревожным звоночком: «можем повторить», но уже с другой нагрузкой в бомболюках.
Собственно, представленный здесь плакат британского художника Рекса Уистлера (Reginald John «Rex» Whistler, 24 июня 1905 — 18 июля 1944 гг.) и стал для немцев таким пророчеством. «Воздушный визит правды в Берлин в форме пропагандистского рейда Королевских ВВС» (Flying Visit of Truth to Berlin in the Form of an RAF Leaflet Raid) посвящён первому рейду на столицу Германии, выполненному тремя старыми бомбардировщиками «Уитли» в ночь с 1 на 2 октября 1939 года.
В левом верхнем углу изображена грозная Британия в окружении ангелочков-путти в лётных шлемах, разбрасывающих листовки над тщательно прорисованным Берлином — настолько тщательно, что плакат можно было бы использовать как туристическую карту. В правом нижнем углу испуганно трясут кулаками Гитлер, Геринг и Геббельс, а под столом, судя по огромным мешкам под глазами, трусливо спрятался Риббентроп.
Тщательная прорисовка улиц и площадей Берлина, возможно, должна была стать дополнительным предостережением: «мы всё видим, мы всё знаем, от нас не скроешься». Такое внимание к деталям не вызовет удивления, если обратиться к личности автора плаката. Живописец, график и театральный художник Рекс Уистлер в довоенные годы прославился своими многочисленными работами. Его диапазон простирался от портретов лондонской знати и задников театральных сцен до книжных иллюстраций и огромных настенных фресок со стилизацией под барокко — тем, что сейчас называется модным словом «мурал».
Когда началась война, 35-летний Уистлер, как истинный джентльмен, пошёл в армию. Весной 1940 года в звании лейтенанта его зачислили в Гвардейский валлийский пехотный полк (Welsh Guards), входивший в Гвардейскую бронетанковую дивизию (Guards Armoured Division). В армии командир экипажа Уистлер не бросил занятий живописью — известно много его работ этого периода. Считается, что корзина с кистями, красками и холстами всегда висела за башней его танка.
К сожалению, художник погиб на поле боя. Вскоре после высадки Союзников в Нормандии на континент перебросили и Гвардейскую бронетанковую дивизию. 18 июля 1944 в бою под Каном при преодолении железнодорожной насыпи «Кромвель» лейтенанта Уистлера намотал на траки провода с поваленных столбов, и экипаж вынужден был покинуть машину, чтобы очистить гусеницы от проволоки. Немецкий пулемётчик заставил англичан залечь и не давал поднять головы.
Тогда Уистлер по открытому пространству побежал к другому танку своего взвода, которым командовал сержант Льюис Шерлок (Lewis Sherlock), чтобы навести его на позицию пулемётчика. Когда лейтенант спрыгивал с брони «Кромвеля», рядом разорвалась миномётная мина…
Примечательно, что за несколько дней до смерти Уистлер сказал одному из сослуживцев, что хочет быть похороненным на месте гибели. Сейчас его тело покоится на военном кладбище в городке Банвиль-ла-Кампань восточнее Кана.
Комментарии к данной статье отключены.